Борис годунов самое главное кратко. Правление Бориса Годунова (кратко)

Находясь в ссылке, А. С. Пушкин тщательно изучал «Историю государства Российского» Карамзина, что и подвигло его на создание исторического произведения «Борис Годунов». В этой трагической драме дано описание царствования Бориса Годунова, и приходу к власти Лжедмитрия. По мнению советского литературоведа и пушкиниста Сергея Михайловича Бонди, главный герой «Бориса Годунова» – народ. Пушкин достоверно передал исторические события, где большую роль играют народные массы, их влияние на деспотическое правление властей.

Характеристика героев «Борис Годунов»

Главные герои

Царь Борис Годунов

В «Борисе Годунове» герой, царь всея Руси, мудрейший правитель и опытный политик, но человек, так и не сумевший заслужить признательность и доверие своего народа. Властный и сильный человек, он стремился к упорядочиванию жизни и благосостоянию своих подданных, но народные массы не смогли найти оправдания убийства царевича и политику крепостного режима, что, фактически, и было причиной его трагедии. Из рассказа Пушкина Афанасия Михайловича следует, что царь Борис Годунов является причиной всех несчастий, выпавших на долю русского народа.

Григорий Отрепьев

Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.

Второстепенные персонажи

Пимен

Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

Марина Мнишек

Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель - единоличная власть.

Шуйский

Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.

Юродивый Николка Железный Колпак

Во все времена, юродивые на Руси считались людьми, отмеченными печатью Бога, обладающими даром предвидения. К словам юродивых прислушивались, и побаивались их. Юродивый мог высказать всю нелицеприятную правду любому, несмотря на сословие, мало боясь наказания. Юродивый в «Борисе Годунове», Николка Железный Колпак, принародно объявляет царя Бориса в убийстве царевича. Для Бориса, услышавшего прилюдное обвинение, это становится сокрушительным ударом.

Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов

Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами. Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.

Федор Годунов

Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.

Это краткая характеристика некоторых персонажей из трагедии Пушкина «Борис Годунов», для читательского дневника.

Тест по произведению

В 1598 г., с кончиной царя Федора Ивановича, прервалась царская династия Рюриковичей, исчез обруч, стягивавший воедино все враждующие группы знати, все недовольные слои населения. Сразу же обнажились глубокие противоречия общества - внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между элитой общества, князьями и боярами, и средним и мелким дворянством.

Именно в это тяжелейшее переходное время на русский трон был избран боярин Борис Годунов, который попытался уже на рубеже XVI - XVII вв. основать в России новую династию.

Борьбу за власть молодой боярин начал сразу же после смерти Грозного. Поначалу он был на вторых ролях - лишь наблюдал, как схватились между собой два клана - Романовы и Милославские. В решающий момент чувствуя силу бояр Романовых, Годунов вступил в союз с ними и нанес удар сначала по князьям Милославским, добившись от царя опалы для Ивана Федоровича Милославского, которого насильственно постригли в монахи и сослали в дальний северный монастырь, потом - по боярам Шуйским.

Годунов не прибегал к массовым казням, но беспощадно убирал соперников, а потом тайно организовывал их убийства. За ним стал тянуться шлейф страшных слухов. Ссылки, тайные расправы - все это связывали с именем ненавистного Годунова. С его же именем отождествляли рост налогов, которые увеличились в 1580-е гг. в 1,5 раза.

С 1588 г. началось десятилетие фактического правления Бориса. Царь Федор Иванович пожаловал ему небывалый до той поры на Руси титул правителя. Борис получил право самостоятельного сношения с иностранными государствами, которое использовал, чтобы завоевать популярность в Европе. При его покровительстве английские и другие иностранные купцы приобрели большие льготы в России.

В 1589 г. Годунов помог своему ставленнику, митрополиту Иову овладеть титулом Патриарха. Усилившаяся Русская Православная Церковь стала его прочной опорой.

Но будто злой рок преследовал всемогущего боярина. И указ об урочных летах, сковавший свободу крестьян, и законы 1597 г., отягчившие участь холопов, народ, как и прежние беды, все чаще связывал с именем всесильного фаворита. К тому же народная молва обвинила Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия, единственного оставшегося в живых, кроме угасавшего Федора, сына Ивана Грозного.

Люди подметили, каким образом Борис убирал своих врагов, - сначала высылал их из Москвы, а потом уничтожал при помощи подручных.

Со смертью Федора Ивановича в январе 1598 г. противоречия между верхушкой боярства и Годуновым обострились.

Борис стремился поначалу передать трон своей сестре - царице Ирине. Это не удалось, и тогда Борис Годунов начал открытую борьбу за царский престол. Кто были его противники? На царскую корону мог претендовать старший из братьев Романовых - Федор Никитич и дальний родственник Ивана III - Федор Иванович Мстиславский, но они не стали выдвигать свои кандидатуры.

Сложилось положение, когда пресечение династии Рю­риковичей открывало возможность перейти от самодержавного правления страной к коллективному управлению. Бояре решили, что власть в стране следует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстиславские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды.

Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы народ присягнул Боярской думе. Борис Годунов стоял за старый порядок. Он мечтал о царском венце, о том, чтобы его сын Федор наследовал ему и продолжил династию Годуновых.

Поэтому одновременно с заседанием Боярской думы Патриарх Иов созвал в своих палатах другое совещание - Собор, который предложил в цари Годунова. Это предложение было восторженно принято.

По существу, в стране образовалось две власти - Боярская дума и Собор. Это вело к расколу страны.

Политические страсти накалялись.

Тогда Патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, куда удалился Годунов, которое слезно просило Годунова занять трон. Но Борис притворно отказался.

Последовало второе шествие, и Борис дал согласие. Здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, Патриарх нарек Годунова русским царем. В Успенском соборе Московского Кремля Патриарх вторично объявил Годунова царем. Но бояре отказались присягнуть ему. Лишь через два месяца началась общая присяга Годунову, которая продолжалась все лето. Годунова в третий раз торжественно провозгласили царем.

Политика Бориса Годунова

В первые же дни царствования Борис Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден. Не раз в беседах с людьми он касался ворота сорочки и заявлял: И сию последнюю разделю со всеми».

Стремясь привлечь на свою сторону дворян, Борис Годунов устроил раздачу им жалованья, задержанного прежде. Многих повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недоимки по налогам, облегчил налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю, одарил льготами купечество, податными привилегиями - Церковь.

Годунов стремился поддержать хозяйство среднего служилого класса дворян, возвышал незнатных, но способных людей, противопоставляя их родовитому боярству.

Это был первый русский царь, который, обрушившись на взяточничество, поднял руку на бесчестных чиновников и продажных судей. Уличенного во взятках дьяка возили по всему городу и секли плетью, а на его грудь вешали мешок со взяткой, будь то деньги, меха, какой-нибудь товар. В лице приказного дьячества Годунов также обрел злейших противников.

Борис Годунов был страстным поборником просвещения, высоко ценил западную культуру. При нем расцвела немецкая слобода в Москве - Кокуй, где была построена протестантская кирха.

Он содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий, мечтал о создании школ и даже об открытии университета. Первым из русских царей Борис Годунов стал посылать дворянских детей за границу для обучения.

Особой страстью нового царя было строительство. По его повелению были возведены первые в Москве каменные торговые лавки и каменный мост через реку Неглинку. С его именем связана постройка колокольни Ивана Великого, на которой и сейчас красуется надпись с именем ее создателя - Бориса Годунова. Заботился царь о благоустройстве столицы. При нем прокладывали новые мостовые. В Кремле впервые был устроен водопровод.

Страна постепенно стала возрождаться, настроение на­рода, особенно его средних слоев, менялось в пользу нового царя. Этому способствовала и его манера обхождения с людьми. Он был всегда ровен, приветлив, дружелюбен. Но за этой мягкостью скрывались огромная воля, честолюбие и неутолимая жажда власти. Добрые начала и по­мыслы постоянно боролись в его душе с темными страстями. Чувствуя вражду боярства и дьячества, Годунов стал чрезвычайно подозрителен. Вскоре жертвами этой подозрительности оказались бояре Романовы.

Борис стремился убрать со своей дороги этих очень бо­гатых и популярных в народе бояр. Федора Никитича по­стригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей, Михаила и Татьяну, бросили в тюрьму.

Борис Федорович Годунов – русский царь (1598-1605).

Род бояр Годуновых происходил от татарского мурзы Чета, отъехавшего из Орды в Москву при Иване Калите . Принадлежавший к этой семье Борис родился около 1551, поступил ко двору Ивана Грозного как один из опричников , в 1570 стал государевым оруженосцем и вскоре женился на Марии, дочери любимца царя, Малюты Скуратова . Грозный полюбил этого изворотливого, плечистого красавца, с черными кудрями и густой бородой, хотя новый наперсник раз чуть не умер от ударов его железного костыля. В 1576 Борис сделался кравчим, а в 1580 стал боярином, когда сын Грозного, Федор, женился на сестре Годунова, Ирине.

Весной 1584 Иван ІV умер. Первыми лицами у власти остались не столько представители родовитых княжат, сколько «возлюбленные» Грозным, члены его опричнины, «шурья»: брат его первой жены Анастасии , Никита Романович Юрьев, брат царицы Ирины Борис Годунов, да племянник его Иван Федорович Мстиславский. Они-то и составили обычную «ближнюю думу» или правление при слабоумном наследнике Грозного, Федоре Иоанновиче . Ниже стоял другой кружок – при младшем сыне Ивана IV, ребенке Дмитрии и его матери, Марии Нагой. Душой этого кружка был Богдан Бельский. С целью устранить соперника царю Федору Бельского сослали в Нижний Новгород, а Нагих с царевичем Дмитрием – в Углич. Никита Романович Юрьев был очень стар и вскоре умер. Борис понемногу забирал всю власть , с помощью покорявшейся ему сестры Ирины, которая имела большое влияние на царя Федора. Ему мешали только главы знатнейших родов: Гедиминович – Мстиславский и Рюрикович Иван Петрович Шуйский, родственник Юрьевых. Мстиславского по доносу постригли в монахи, и он вскоре умер. Но Шуйскому удалось возбудить в Москве неприязнь к Годунову и привлечь к себе митрополита Дионисия. Все они решились потребовать, чтобы царь «ради чадородия» развелся с бесплодной Ириной и женился на дочери Мстиславского. Борис узнал об этом замысле через шпионов. Шуйский с товарищами были сосланы в дальние города, где они вскоре умерли. Место Дионисия занял приятель Годунова, архиепископ ростовский Иов (1587).

Борис стал теперь истинным правителем государства, с титулом «ближнего великого боярина, советника царского величества, конюшего, слуги, дворового воеводы, наместника царств казанского и астраханского», и, наконец «правителя». Ему пожаловали много земель и казенных сборов и даже дали право сноситься с иностранными государями. Годунов принимал послов по царскому чину; а на дворцовых приемах стоял «выше рынд» у престола, и даже держал «царского чину яблоко золотое»; иностранцы называли его «пресветлым величеством» и «лордом-протектором России». Рядом с ним уже стал официально показываться и упоминаться его сын Федор Борисович.

Основные черты политики Бориса Годунова вполне определяются уже в этот период управления им Россией от имени царя Федора. Во внешней политике он не любил рисковать войной и предпочитал улаживать дела дипломатическим путем. После смерти Стефана Батория (1586) Борис старался при помощи денег устроить избрание Федора Иоанновича на польский престол. Эта попытка не удалась, но к 1590 Годунов сумел возвратить у шведов отнятые ими при Грозном города Ям, Корелу и др. (1590). Борис ослаблял турок ловкою политикой. Под покровительство Москвы отдался (1586) кахетинский царь Александр .

Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу Герасимова

Фото Shakko

Что касается внутренней политики, здесь Борис Годунов всячески старался расположить в свою пользу те общественные силы, которые могли помочь ему добраться до власти, и устранить с пути все, что мешало достижению этой цели. От опасных ему соперников из среды знати он отделался ссылками. Их места он старался замещать людьми «худородными»: по словам Авраамия Палицына , он грабил «наипаче домы и села бояр и вельмож». Зато среднее дворянство сделалось главным предметом его забот. Не будучи в состоянии остановить массового бегства крестьянского населения с владельческих земель средней России на юго-восточные окраины, только открывшиеся для колонизации во вторую половину XVI века, – он постарался внести порядок в этот стихийный процесс и регламентировать его законами. Правительство Годунова санкционировало успехи, сделанные русской колонизацией за последние 30 лет на окраинах и закрепило их постройкой целого ряда городов-крепостей; в же время оно затруднило дальнейшее развитие колонизации, поставив переселенцев-крестьян в положение «беглых» перед буквой закона и тем подготовив почву для окончательного оформления крепостного права. Таким образом, Борис достиг ближайшей цели – обеспечения государства армией и привлечения к себе класса служилых людей . Желая привлечь и духовенство, Борис, вопреки решениям соборов, покровительствовал церковному землевладению; а с 1589 возвысил главу русской церкви в сан патриарха : прибывший тогда за милостыней константинопольский патриарх Иеремия посвятил в патриархи Иова. Для окончательного укрепления власти за Годуновым, ввиду хилости Фёдора, недоставало только устранения последнего отпрыска Рюрикова дома – малолетнего брата царя, Дмитрия. В Москве стали носиться слухи, записанные иностранцами, что Борис готовит ему насильственную смерть. Естественно, что, когда 15 мая 1591 царевич Дмитрий был убит в Угличе, – народная молва тотчас же приписала это дело Годунову.

Царевич Дмитрий. Картина М. Нестерова, 1899

После смерти Федора (1598), царица Ирина отказалась от престола и постриглась в Новодевичьем монастыре. Туда для вида последовал за ней и Борис. Соперником Годунову мог быть только глава влиятельного семейства Романовых – Федор Никитич . Но за него могла стать лишь придворная знать, а Борис опирался на покорное Иову духовенство и на служилых. Наскоро созванный земский собор состоял именно из этих сословий: его грамота, почти с 500 подписей, избирала Годунова. В русский Новый год 1 сентября 1598 Борис был венчан на царство.

Жена Федора Иоанновича, царица Ирина Годунова, сестра Бориса

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, ‹…›
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится...

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, ‹…›
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им ‹…›
Я выстроил им новые жилища...

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный...». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

Бори́с Фёдорович Годуно́в (1552 - 23 апреля 1605) - боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587-1598 фактический правитель государства, с 27 февраля 1598 года - русский царь.

Происхождение

По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова были боярами при московском дворе. Борис Годунов родился в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, в Вяземском уезде был помещиком средней руки.

Внешность его английский путешественник описывает таким образом:

Что касается особы царя Бориса, это был рослый и дородный человек, своею представительностью невольно напоминавший об обязательной для всех покорности его власти; с черными, хотя редкими волосами, при правильных чертах лица, он обладал в упор смотрящим взглядом и крепким телосложением.

Рождение. Ранние годы

Родился Борис Годунов в 1552 году, незадолго до покорения Казани, в семье вяземского помещика средней руки Федора Ивановича Годунова. Об отце Фёдоре почти ничего неизвестно, кроме прозвища «Кривой», которое даёт нам представление о физической внешности отца Бориса. Отец Бориса Фёдор и его брат Дмитрий помимо семейных поместий под Вязьмой, с которых несли поместную службу государю, также владели небольшой вотчиной и в Костроме.

После смерти отца вяземского помещика Федора Кривого (1569) Бориса взял в свою семью его дядя Дмитрий Годунов. В годы опричнины Вязьма, в которой находились владения Дмитрия Годунова, перешла к опричным владениям. Незнатный Дмитрий Годунов был зачислен в опричный корпус и вскоре получил при дворе высокий чин главы Постельного приказа.

Выдвижение

Выдвижение Бориса Годунова начинается в 1570-х годах. В 1570-м он стал опричником, а в 1571-м был дружкой на свадьбе царя Ивана Грозного с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова. В 1578 году Борис Годунов становится кравчим. Ещё через два года после женитьбы своего второго сына Фёдора на сестре Годунова Ирине, Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина. Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х - начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел.

Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б. Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.

Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 (28) марта 1584 г. Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.

На престол вступил Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из четырёх человек: Богдана Бельского, Никиты Романовича Юрьева (Романова), князей Ивана Фёдоровича Мстиславского и Ивана Петровича Шуйского.

31 мая (10 июня) 1584 года в день коронации царя, Борис Годунов был осыпан милостями: он получил чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. Однако это не означало то, что Годунов обладает единоличной властью - при дворе шла упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. В 1584 году был обвинен в измене и сослан Б. Бельский; в следующем году скончался Никита Юрьев, а престарелый князь Мстиславский был насильственно пострижен в монахи. Впоследствии подвергся опале и герой обороны Пскова И. П. Шуйский. Фактически, с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича - Россией правил Борис Годунов.

Глава правительства при царе Фёдоре

Деятельность правления Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.

Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе Годунова началось строительство крепостей в Диком поле - степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 - Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге - Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск.

В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси - Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской». Крепость была построена по инициативе Годунова для защиты западных рубежей России от Польши.

При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. В 1584-91 годах под руководством зодчего Федора Савельева по прозвищу Конь были возведены стены Белого города протяжённостью 9 км (они опоясали район, заключённый внутри современного Бульварного кольца). Стены и 29 башен Белого города были сложены из известняка, обложены кирпичом и оштукатурены. В 1592 году на месте современного Садового кольца была построена ещё одна линия укреплений, деревянно-земляная, прозванная за быстроту постройки «Скородомом».

Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторастатысячным войском подошёл к Москве, однако, оказавшись у стен новой мощной крепости и под прицелом многочисленных пушек, штурмовать её не решился. В мелких стычках с русскими отряды хана постоянно терпели поражения; это вынудило его отступить, бросив обоз. По дороге на юг, в крымские степи, войско хана понесло большие потери от преследовавших его русских полков. За победу над Казы-Гиреем Борис Годунов получил наибольшее вознаграждение из всех участников этой кампании (хотя главным воеводой был не он, а князь Фёдор Мстиславский): три города в Важской земле и звание слуги, которое считалось почётнее боярского.

Годунов стремился облегчить положение посадских людей. По его решению торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах (частновладельческих, плативших подати крупным феодалам), были причислены к населению «чёрных» слобод (плативших налог - «тягло» - государству). При этом размер «тягла», взимавшегося со слободы в целом, был оставлен прежним, а доля отдельного горожанина в нём уменьшилась.

Хозяйственный кризис 1570-х - начала 1580-х годов заставил пойти на установление крепостной зависимости. 24 ноября (4 декабря) 1597 года был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 (28) мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590-1595 годов. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Русское царство, согласно договору, получило Ивангород, Ям, Копорье и Корелу. Таким образом, Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны.

Смерть царевича Дмитрия

Наследником престола при жизни царя Фёдора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. 15 (25) мая 1591 года царевич при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свёл причины случившегося к «небрежению» бояр Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич, по слухам, был болен «падучей» болезнью (эпилепсией).

Летопись времён Романовых обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Исаак Масса приводит такую же версию. Тем не менее, участие Годунова в заговоре на жизнь царевича не доказано. В 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай. Однако этот вопрос остался дискуссионным, высказываются мнения и о бессмысленности для Годунова смерти царевича (в частности, с указанием на незаконность сына от седьмого брака в глазах церкви, а значит сомнительности его прав на престол), и о прямой заинтересованности Бориса в его гибели (например, из-за гипотетической мести Дмитрия, в случае восшествия на престол, за его высылку на княжение в Углич).

Годунов на троне

7 (17) января 1598 года Фёдор Иванович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. Исаак Масса пишет: «я твердо убеждён в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицею, и многие московиты разделяли мое мнение ». Единственной близкой наследницей престола осталась троюродная сестра покойного, постриженная в монахини Мария Старицкая (1560-1611).

После попыток назначить правящей царицей вдову умершего царя Ирину - сестру Бориса, 17 (27) февраля 1598 года Земский собор (учитывая в том числе и «рекомендацию» Ирины) избрал царём шурина Фёдора, Бориса Годунова, и принёс ему присягу на верность. 1 (11) сентября 1598 года Борис венчался на царство. Близкое свойство, что было характерно для того времени, перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Фёдора и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. В 1604 г. посылал окольничего М. И. Татищева в Грузию, чтобы просватать дочь за местного царевича.

Контакты Московского государства с Европой, ставшие активно развиваться ещё во времена Ивана III, практически прекратились при Иване Грозном. В царствование Бориса связи с заграницей вновь оживились. В Москву ехали купцы, врачи, промышленники, военные, ученые люди. Они получали должности, хорошее жалование, земли с крестьянами. Было намерение у царя Бориса открыть в Москве университет, но тому помешало консервативное духовенство, боявшееся, что вместе со знанием на Русь придут и всяческие ереси. Европейская культура проникла в русский обиход. Это касалось одежды, жилья, светских церемоний и даже таких вещей, как бритьё бород. Борис посылал русских людей на обучение за границу, но они, как правило, не хотели возвращаться на родину; впрочем, и у Петра Великого были с этим проблемы. Можно отметить также и другие общие стороны в политике этих двух правителей России, которых разделяет более 100 лет: сближение с Европой, перенесение западной культуры на русскую землю.

Репрессии

Первый царь не из Рюриковичей (если не считать такое подставное лицо, как Симеон Бекбулатович), Годунов не мог не чувствовать шаткость своего положения. По своей подозрительности он немногим уступал Грозному. Взойдя на престол, он принялся сводить личные счёты с боярами. По словам современника, «цвёл он, как финик, листвием добродетели, и если бы терн завистной злобы не помрачал цвета его добродетели, то мог бы древним царям уподобиться. От клеветников изветы на невинных в ярости суетно принимал и поэтому навёл на себя негодование чиноначальников всей Русской земли: отсюда много напастных зол на него восстали и доброцветущую царства его красоту внезапно низложили ».

Подозрительность эта на первых порах уже проявилась в клятвенной записи, но впоследствии дело дошло до опал и доносов. Князьям Мстиславскому и В. И. Шуйскому, которые по знатности рода могли иметь притязания на престол, Борис не позволял жениться. С 1600 г. подозрительность царя заметно возрастает. Быть может, не лишено вероятности известие Маржерета, что уже в то время поползли тёмные слухи, будто Димитрий жив. Первой жертвой подозрительности Бориса был Богдан Бельский, которому царь поручил строить Царёв-Борисов. По доносу о щедрости Бельского к ратным людям и неосторожных словах: «Борис царь на Москве, а я в Борисове », - Бельский был вызван в Москву, подвергся различным оскорблениям и сослан в один из отдалённых городов.

Холоп князя Шестунова сделал донос на своего господина. Донос оказался не заслуживающим внимания. Тем не менее, доносчику сказали царское жалованное слово на площади и объявили, что царь за его службу и раденье жалует ему поместье и велит служить в детях боярских. В 1601 г. по ложному доносу пострадали бояре Романовы и их родственники. Старший из братьев Романовых, Феодор Никитич, был сослан в Сийский монастырь и пострижен под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Толвуйский Заонежский погост, а малолетнего сына их Михаила (будущего царя) на Белоозеро. Преследования со стороны Годунова вызывали в народе сочувствие к его жертвам. Так крестьяне Толвуйского погоста тайно помогали инокине Марфе и «проведывали» для неё новости о Филарете.

Великий голод

Царствование Бориса начиналось успешно, однако череда опал породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех ». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба выросла в 100 раз. Чувствуя, что вера в него как в государя исчезает, Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Люди начинали думать, что это - кара Божья, что царствование Бориса Годунова незаконно и не благословляется Богом.

В 1601-1602 гг. Годунов пошёл даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг ненамного укрепил положение царя. По стране прокатились народные бунты.

Массовый голод и недовольство установлением «урочных лет» стали причиной крупного восстания под руководством Хлопка (1602-1603 гг.), в котором участвовали крестьяне, холопы и казаки. Повстанческое движение охватило около 20 уездов центральной России и юга страны. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве. Против них Борис Годунов направил войско под командованием И. Ф. Басманова. В сентябре 1603 года в ожесточённом сражении под Москвой повстанческая армия Хлопка была разбита. Басманов погиб в бою, а сам Хлопок был тяжело ранен, взят в плен и казнён.

Вместе с тем Исаак Масса сообщает, что «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплён, невзирая на то, что он мог приказать всё, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб ».

Появление самозванца

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. Годунов был напуган нависшей над ним угрозой. О Годунове хулители отзывались нелестно - «рабоцарь». В начале 1604 года было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.

16 (26) октября 1604 г. Лжедмитрий I с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия». Однако в январе 1605 г. отправленные Годуновым правительственные войска в битве при Добрыничах разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии был вынужден уйти в Путивль.

Смерть и потомство

Ситуация для Годунова осложнялась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях, нередко царь недомогал и в 1600-е годы. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошёл оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет.

Смерть царя Бориса случилась совершенно внезапно и к тому же при весьма странных обстоятельствах. Через каких-нибудь два часа после обеда, когда по обыкновению присутствовавшие при этом врачи уже удалились, оставив царя, по их убеждению, в добром здоровье, о котором свидетельствовал и его хороший аппетит за обедом, - государь вообще любил хорошо и плотно покушать, хотя теперь позволительно думать, что в этом он даже доходил до излишества, - он вдруг не только почувствовал себя дурно, но и ощутил боли в желудке, так что, перейдя в свою опочивальню, сам лег в постель и велел позвать докторов (которые успели уже разойтись). Но прежде, чем они явились на зов, царь скончался, лишившись языка перед смертью. Незадолго до своей кончины, он, по его собственному желанию, с величайшею поспешностью был пострижен в иноческий чин, с наречением ему нового имени.

Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. По другой версии он был отравлен своими политическими противниками; версия о естественной смерти более вероятна, так как Годунов и раньше нередко болел. Похоронили его в Кремлёвском Архангельском соборе.

Царём стал сын Бориса - Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса - Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троицкий монастырь и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. 30 июля (9 августа) 1622 года в этом же месте похоронили и Ксению (в иночестве Ольгу). В 1782 г. над гробницами была сооружена усыпальница.

В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями - кости и содержимое гробов было перемешено, черепа не сохранились и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить.

В культуре

В 1710 г. немецкий композитор Иоганн Маттезон написал оперу «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон». Однако премьера оперы состоялась лишь в июне 2007 года - долгое время партитура хранилась в гамбургском архиве, затем в ереванском, куда она попала после Великой Отечественной войны.

В 1824-25 гг. Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» (опубликована в 1831 г.), посвященную царствованию Бориса Годунова и его конфликту с Лжедмитрием I. Действие трагедии происходит в 1598-1605 гг. и заканчивается описанием убийства Фёдора и «провозглашения» новым царём «Дмитрия Ивановича» (широкую известность получила финальная ремарка трагедии - Народ безмолвствует ). Первая постановка трагедии - 1870 г., Мариинский театр в Петербурге.

В 1869 г. Модест Мусоргский закончил работу над одноимённой оперой на текст драмы Пушкина, которая впервые была поставлена на сцене того же Мариинского театра (1874 г.).

В 1870 г. А. К. Толстой опубликовал трагедию «Царь Борис», действие которой так же, как и у Пушкина, охватывает семь лет царствования Бориса Годунова; трагедия является заключительной частью исторической трилогии (первые - «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Фёдор Иоаннович»). В сцене из одноимённой трагедии А. К. Толстого изображён Годунов на картине Константина Маковского «Смерть Ивана Грозного» (1888).

В 1954 г. появился фильм-опера по Мусоргскому. В дальнейшем была экранизирована трижды сама драма Пушкина, последний раз - в 2011 г. режиссёром Владимиром Мирзоевым.

28 декабря 2011 года состоялась премьера спектакля Владимира Эммануиловича Рецептера «Хроника времен Бориса Годунова».

В 2018 год состоится премьера Многосерийного фильма «Годунов».

Семья и дети

Жена

Скуратова-Бельская, Мария Григорьевна (?-1605) дочь боярина Малюты Скуратова, фаворита Ивана Грозного.Согласно большинству публикаций, брак Годунова с дочерью всесильного временщика обеспечил ему карьеру. По мнению историка Р. Г. Скрынникова, дело обстояло с точностью до наоборот - Малюта Скуратов, чтобы упрочить своё положение, стремился породниться с главой Постельного приказа Д. И. Годуновым. В условиях террора, проводимого Иваном Грозным, постельничий, ввиду специфики своих обязанностей, стал одним из ближайших лиц к царю. Поэтому Малюта Скуратов был заинтересован в том, чтобы выдать дочь замуж за племянника могущественного боярина.

Дети

  • Ксения (1582-1622)
  • Иван (1587-1588) умер в младенчестве из-за несчастного случая. Борис Годунов, в силу особенностей своей религиозности, во время болезни сына приказал напоить его святой водой и в сильный мороз отнести в храм Василия Блаженного, после чего ребёнок умер.
  • Федор Борисович Годунов (1589 - 10 июня 1605).

Память

В 2015 году на территории Историко-литературного государственного музея-заповедника А. С. Пушкина в усадьбе Вяземы, открылся первый в мире музей Бориса Годунова, экспозиция которого посвящена царю Борису и его времени. Экспозиция развернулась в здании, на месте которого в конце XVI - начале XVII веков стоял дворец Бориса Годунова.