Чехов, анализ произведения пересолил, план.

Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале «Осколки») рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей.

Единственная сюжетная линия проста: землемер Смирнов нанимает местного мужика Клима, чтобы доехать от станции до нужной ему усадьбы. Смеркается, и 30 верст по пустынной местности в компании здоровенного детины пугают Смирнова - в ответ на собственный страх он заводит разговор о якобы взятых им с собой пистолетах и урядниках «везде по дороге за кустиками». Последовал совершенно неожиданный результат: до смерти напуганный возница убегает в лес, бросив телегу и лошаденку. Простоте сюжета отвечает незамысловатая композиция: повествование ведется в хронологическом порядке, без каких-либо отступлений. Неожиданная кульминация решительно изменяет расстановку сил: снимается острота переживаний, герои находят общий язык.

Такое построение максимально способствует обнажению юмористической коллизии: смешное содержится в самой ситуации, а не в том, как она преподносится. Защищая себя от грозящей ему опасности, Смирнов сначала выдумывает три пистолета, потом историю о своей недюжинной силе, о представителях власти за каждым кустом и, наконец, четырех товарищах, которые вот-вот должны их догнать. Сначала читателю смешон только масштаб вымысла: контраст между тщедушностью землемера и нагнетанием впечатления силы и грозности. Еще более сильный комический эффект вызывает бегство Клима: оказывается, страх Смирнова был совершенно беспочвенным, он внушил его себе сам, защищался от несуществующей опасности и этим создал опасность настоящую.

Реалистическая картина российской жизни, созданная несколькими точными штрихами, дает отличный фон для высмеивания человеческого несовершенства. Говорящее название станции Гнилушки (где «за сто верст собаки путевой не сыщешь» ), угрюмый рябой мужик, тощая кобылка и «душу выворачивающая тряска» обрисовывают беспросветно мрачную среду: неудивительно, что на этой почве вырастает тотальное недоверие к миру и трусость.

Однако проблематика рассказа глубже. В атмосфере взаимного недоверия формируется то искаженное восприятие другого, когда социальная роль и внешность закрывают человеческую личность. Почему пугается Смирнов? Потому что за штампом «дитя природы» с «мордой зверской, подозрительной» (именно так ему увиделся Клим) не может разглядеть равного себе человека: с простыми человеческими проблемами, желаниями и чувствами. Почему пугается Клим? Потому что видит перед собой городского человека при должности - существо малознакомое, непонятное, к тому же вооруженное и, следовательно, опасное. Не только землемер, но и Клим переживает свой ужас: его страх перед чужаком так силен, что он бросает все свое имущество и скрывается в лесу, чтобы спасти хотя бы жизнь. Лишь сполна натерпевшись, герои оказываются способными увидеть друг в друге людей, преодолеть собственную трусость и продолжать путь уже без взаимного страха.

В рассказе прослеживается мысль, которая станет одной из любимых для позднего Чехова: внутреннее содержание человеческой личности слишком часто не соответствует ее внешним проявлениям, а люди ленивы и невнимательны друг к другу, потому мыслят штампами, заслоняющими настоящую жизнь.

Здесь можно обнаружить все основные черты стиля А. Чехова: простоту изложения, видимое отсутствие оценки повествователя (дает героям возможность самостоятельно раскрыть свои характеры), точность деталей, меткое и емкое название, которое ярко описывает то, что произошло в произведении.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, зарази-тельного, беззаботного смеха, — это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичнос-ти, «ярлыков», поэтому все чаще и чаще он обращался к «про-стой» жизни, к «простому» человеку, «простому» событию. Чехов видел избитость «общих» идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писа-теля становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рас-сказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые впоследствии обыгрываются в его сатиричес-ких рассказах.

Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на стра-ницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что от-мена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чув-ство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислужи-ваться («Унтер Пришибеев»), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), и рабское мироощущение («Пересолил»). «Выдавливать из себя по каплям раба» — жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас — первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа «Пересолил».

На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными события-ми скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему при-ходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугав-шись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храб-риться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удает-ся выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврило-вич Смирнов приезжает на станцию «Гнилушки». Здесь писатель использует говорящее название. Станция «Гнилушки» — вся со-временная Чехову Россия — это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: «лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусан-ными ушами». С каким трудом удалось мужику заставить ее тро-нуться с места: «Когда возница приподнялся и стегнул ее вере-вочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбра-нился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорад-ке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места». Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. «До-о-едем!» — только и сказал Клим на взвол-нованные вопросы Смирнова. Так повелось в России — надеяться на «авось».

События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить вни-мание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, «этакое дитя природы». И этот детина с его не-дюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного пра-ва с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума — рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. Материал с сайта А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Не-укоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская по-корность — и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно ос-тавляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутству-ет и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.

Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типич-ного. Это собирательный образ русского народа, веками приучав-шегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного «Я», первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих обще-ственных пороков.

Таким образом, тема этого рассказа — влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.

План

  1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почто-вых лошадей до усадьбы.
  2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужи-ков — может, кто подвезет.
  3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лоша-денке.
  4. От страха землемер начинает запугивать мужика.
  5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убега-ет в лес.
  6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.
  7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле-меру такими опасными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале «Осколки») рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей.

Единственная сюжетная линия проста: землемер Смирнов нанимает местного мужика Клима, чтобы доехать от станции до нужной ему усадьбы. Смеркается, и 30 верст по пустынной местности в компании здоровенного детины пугают Смирнова — в ответ на собственный страх он заводит разговор о якобы взятых им с собой пистолетах и урядниках «везде по дороге за кустиками». Последовал совершенно неожиданный результат: до смерти напуганный возница убегает в лес, бросив телегу и лошаденку. Простоте сюжета отвечает незамысловатая композиция: повествование ведется в хронологическом порядке, без каких-либо отступлений. Неожиданная кульминация решительно изменяет расстановку сил: снимается острота переживаний, герои находят общий язык.

Такое построение максимально способствует обнажению юмористической коллизии: смешное содержится в самой ситуации, а не в том, как она преподносится. Защищая себя от грозящей ему опасности, Смирнов сначала выдумывает три пистолета, потом историю о своей недюжинной силе, о представителях власти за каждым кустом и, наконец, четырех товарищах, которые вот-вот должны их догнать. Сначала читателю смешон только масштаб вымысла: контраст между тщедушностью землемера и нагнетанием впечатления силы и грозности. Еще более сильный комический эффект вызывает бегство Клима: оказывается, страх Смирнова был совершенно беспочвенным, он внушил его себе сам, защищался от несуществующей опасности и этим создал опасность настоящую.

Реалистическая картина российской жизни, созданная несколькими точными штрихами, дает отличный фон для высмеивания человеческого несовершенства. Говорящее название станции Гнилушки (где «за сто верст собаки путевой не сыщешь»), угрюмый рябой мужик, тощая кобылка и «душу выворачивающая тряска» обрисовывают беспросветно мрачную среду: неудивительно, что на этой почве вырастает тотальное недоверие к миру и трусость.

Однако проблематика рассказа глубже. В атмосфере взаимного недоверия формируется то искаженное восприятие другого, когда социальная роль и внешность закрывают человеческую личность. Почему пугается Смирнов? Потому что за штампом «дитя природы» с «мордой зверской, подозрительной» (именно так ему увиделся Клим) не может разглядеть равного себе человека: с простыми человеческими проблемами, желаниями и чувствами. Почему пугается Клим? Потому что видит перед собой городского человека при должности — существо малознакомое, непонятное, к тому же вооруженное и, следовательно, опасное. Не только землемер, но и Клим переживает свой ужас: его страх перед чужаком так силен, что он бросает все свое имущество и скрывается в лесу, чтобы спасти хотя бы жизнь. Лишь сполна натерпевшись, герои оказываются способными увидеть друг в друге людей, преодолеть собственную трусость и продолжать путь уже без взаимного страха.

В рассказе прослеживается мысль, которая станет одной из любимых для позднего Чехова: внутреннее содержание человеческой личности слишком часто не соответствует ее внешним проявлениям, а люди ленивы и невнимательны друг к другу, потому мыслят штампами, заслоняющими настоящую жизнь.

Здесь можно обнаружить все основные черты стиля А. Чехова: простоту изложения, видимое отсутствие оценки повествователя (дает героям возможность самостоятельно раскрыть свои характеры), точность деталей, меткое и емкое название, которое ярко описывает то, что произошло в произведении.

— талантливый автор краткого слова, который в своих небольших произведениях раскрывает актуальные вопросы, показывает истинную сущность людей и учит нас поступать по-человечески, дабы не попадать в неловкие ситуации. Прекрасным произведением является и его рассказ Пересолил, который читается быстро. Мы же предлагаем для читательского дневника, чтобы быстро познакомиться с сюжетом работы Пересолил Чехова.

Пересолил краткий пересказ

На станцию Глинушки попадает землемер, которому нужно добраться до имения генерала Хохотова. Ехать туда нужно было около сорока миль. У местного жандарма герой узнает, что здесь не ходят почтовые лошади, но все решаемо. Можно воспользоваться услугами местных мужиков, что подрабатывают извозом. Землемер идет на станцию и останавливает свой выбор на здоровенном мужике, которого зовут Клим. У того была молодая лошадь, и землемер с большой тряской отправляется в путь.

Дорога оказалась безлюдной, поэтому наш герой начинает фантазировать. Ему чудится вокруг опасности и то, что в любую минуту кто-то может напасть. Да и самого возницу уже начинает представлять разбойником. Вот и приходит ему в голову мысль напугать немного Клима. Стал он рассказывать о несуществующих револьверах, которые якобы у него в кармане. А когда телега свернула с дороги, и вовсе стал выхвалятся, как он любит драться с разбойниками, заговорил о своих несуществующих знакомствах с судьями и исправниками, о том как многим разбойникам вырвал он руки. Стал говорить, что его охраняют постоянно невидимые урядники, которые прячутся за кустами.

Когда лошадь въехала в лес, извозчик погнал ее быстрее и тут землемер завопил, чтобы Клим не гнал лошадей. Тот в недоумении стал оглядываться на пассажира, что показалось подозрительным землемеру. Тот и продолжил сочинять страшилки, рассказывая о том, что должен он здесь встретиться с друзьями, у которых, как и у него, по револьверу. Далее происходит невероятное.

Что значит пересолил?

Извозчик Клим бросается наутек, крича землемеру, дабы тот брал все, что хочет, только чтобы его души не губил. И землемер остается один, вот только дороги тот не знает, да и обвинить в воровстве его могут. Стал он звать Клима обратно. Испугался, что придется ночевать здесь в одиночестве. Кричал два часа, пока не охрип. Уже даже смирился с мыслью, что придется ночевать в холоде, как послышался шорох. Это и был Клим. Землемер стал объяснять, что запугивал мужика оттого, что было страшно, вот и врал, да пересолил со своими небылицами. Поняв, что разбойник уже давно бы ускакал на лошади, мужик вышел, сел на свое место и герои рассказа поехали дальше. При этом Клим сказал, что не вызвался доставить барина на усадьбу, если бы заранее знал о том, что ему будет так страшно. Телега тронулась и землемеру уже не казался Клим страшным, а дорога опасной.