Энциклопедия символов. Символика царства животных

Терпение – одна из тех черт, которой не особо хвалятся, но она на самом деле весьма полезна. Если бы в мире существовали только импульсивные люди, конфликтов и опасностей было бы еще больше. Когда вы сдержанны и терпеливы, вы в состоянии противостоять провокациям, раздражению или негативным ситуациям без жалоб. Вы справляетесь с самыми трудными обстоятельствами и всё делаете размеренно и правильно. Вы смиренно принимаете неудачи и ищете другое направление, в котором нужно идти. Относитесь ли вы к таким людям с ангельским терпением? По крайней мере, минимум 6 знаков зодиака могут проявлять эту черту характера.

1. Телец

Внешне Телец может казаться душой компании, но внутри он осторожен, спокоен и терпелив. Это дает Тельцу возможность долго и тщательно испытывать людей, прежде чем начинать с ними отношения или доверять им. Тельцы не спешат гневаться или проявлять какие-то эмоции, их нужно еще до этого довести, а это, надо признать, нелегко. Этот знак будет упорно идти по выбранному пути, независимо от того, сколько времени это займет. Телец неимоверно упрям, и в этом качестве равных ему не бывает. Его терпение позволяет ему быть настойчивым и цепким – он никогда просто так не остановится.

2. Рак

Раки бесподобно умеют слушать других – именно ангельское терпение делает людей этого знака такими хорошими и внимательными слушателями. В любви любой Рак готов ожидать своего идеального человека хоть до скончания времен. Если Рак чего-то ждёт, особенно то, во что бесконечно верит, то это ожидание навсегда. Кроме того, Рак очень мягок и чувствителен, он скорее спрячется в свой панцирь, пока его боль не успокоится, но мстить и бить в ответ не будет.

3. Дева

Одна из причин того, что Девы столь неимоверно терпеливы, конечно же, заключается в их перфекционизме. Совершенство не приходит сразу, и если Дева так к нему стремится, она может и подождать сколько необходимо. Девы делают то, что они должны делать для достижения своих целей, и обычно это включает в себя долгую и кропотливую работу. Они не из тех, кто бросает дело на полпути. Если бы у Дев не было этого терпения, то они бы постоянно пребывали в глубочайшем унынии от невыполненных задач.

4. Весы

Весы предпочитают выжидать, нежели заставить кого-то чувствовать себя некомфортно или вызвать конфликт. Это тот человек, который будет долго поддерживать неприятный или нежелательный для него разговор, а не резко его закончить – лишь бы не выглядеть невоспитанным или грубым. Этот знак ненавидит любые противоречия, и если он может потерпеть и сгладить острые углы – он это сделает. Их обходительность и порядочность связаны именно с умением быть терпеливыми. Весы, как истинные дипломаты, потратят массу времени, чтобы выслушать обе точки зрения в споре и попытаться примирить оппонентов.

5. Скорпион

Скорпионы в совершенстве владеют выжидательной тактикой, и у них неимоверное терпение. Они хорошие интриганы и планировщики, особенно когда дело касается их интересов и выгоды. Если вы хотите получить представление о масштабах их терпения, то типичный Скорпион похож на хищника, который долго сидит в засаде, чтобы в нужный момент наброситься на свою добычу. Особенно долго они выжидают в плане мести. Скорпион никогда и ничего не предпримет, пока не продумает все мельчайшие детали наказания, которое он готовит своему обидчику.

6. Козерог

Никто не понимает важность времени лучше, чем Козерог. Он предпочитает не торопиться, а не бежать сломя голому и брать что-то штурмом. Козерог терпеть не может ошибки и промахи, особенно те, которых можно было избежать, просто имея некоторое терпение. Этот знак весьма осторожен, и импульсивность ему не присуща. Он вполне может подождать. И он будет ждать. В отношениях Козерог тоже не торопится: сначала он долго стремится к финансовой стабильности, а потом не менее долго обдумывает кандидатуру потенциального партнера.

Вьючное животное, которое римляне узнали во время пунических войн; с тех пор оно ассоциировалось с воинской победой. Потому колесницу СЛАВЫ везут слоны (см. также ТРИУМФ). Слон является атрибутом персонифицированной Африки (одной из ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ СВЕТА): она может носить голову слона в качестве своего рода головного убора. Слон в палатке, один воин отодвигает занавеску, чтобы продемонстрировать слона другому, - ФАБРИЦИИ ЛУСЦИН.

Символ силы, верности, терпения, мудрости, супружеской верности. Белый слон является солярным. В буддизме посвящен Будде, поскольку Царице Майе явился белый слон и объявил о рождении царственного владыки мира. Белый слон также является Драгоценностью Закона, «ваханой» боддхисаттвы. Это символ сострадания, любви, доброты. На белом слоне восседает Акшобхья. Слоновья шкура олицетворяет невежество. У китайцев символизирует силу, осмотрительность, проницательность, энергию, верховную власть. В христианстве - это символ Христа, противника змея, попирающего его ноРис. 163. Слои в основании мира. гой. Олицетворяет также целомудрие, доброжелательность.

В грекоримской культуре является атрибут ом Меркурия; символ интеллекта. Плиний называет слона религиозным животным, поклоняющимся Солнцу и звездам, очищающим себя в новолуние, купаясь в реке и взывая к Небесам. В римском искусстве означал долголетие, бессмертие, победу над смертью. В индуизме слон - животное, на котором ездит Ганеша; символ воздействия священной мудрости, благоразумия, царского достоинства, непобедимой мощи, долголетия, разума. Индра, страж Востока, разъезжает на слоне Айравате. Мир держится на слонах.

Слон - символ долголетия, преодоления смерти

Слон - животное с символическим значением положительного характера; используется в Азии как царское верховое животное и высоко ценится за свой ум и хитрость. Белый слон возвестил рождение Будды Гаутамы и соответственно является символом бодисатвы (бодхисаттвы), освободителя людей от оков земного бытия. В индуизме Ганеша, бог художественной словесности и мудрости вообще, имеет слоновью голову, правда, всего с одним бивнем, является божеством, составляющим свиту бога Шивы и предводительствует в ней. В Древнем Китае слон был символом силы и ума, так же как и в западном античном мире, где это умное экзотическое животное рассматривали как атрибут бога Меркурия. Из-за его долгожительства слон символизирует долголетие, преодоление смерти.

В раннехристивеком "Физиологусе" и в среднекковых книгах о животных превозносится целомудрие слонов, пояольку его половая потенция активизируется якобы только при применении корня мандрагоры. Рассказывается также и о том, что слониха производит на свет своих детенышей лишь в болоте, в то время как слон-самец стережет ее от опасных змей. Если слон застрянет, прислонившись к надпиленному дереву, и падает, его не смогут выручить даже двенадцать других слонов, пока слоненок хоботом снизу не подтолкнет его вверх.

Символичность хорошо видна, например, и из следующего мифологического пассажа: Адам и Ева в раю не знали никакой сексуальной жизни вплоть до употребления яблока (плода мандрагоры), после чего они и созрели до познания друг друга как половых партнеров; в результате Ева родила "на промятых водах" Каина. Ни закон, ни иророки не смогли исправить падшего Адама, но только Христос, "духовный и блаженный элефант (слон)". Мнение о неуклюжести слонов, в античности приписываемой также и лосям, в книге эмблем в стиле барокко Хохберга (1675) представлено следующим стихом: "Ко древу, что было с надпилом, Слон прислонился, дабы не упасть... Кто так же глупо доверяет миру, Тот, шмякаясь, как слон, смешит нас всласть". В тексте "Физиологуса" утверждается, что если на слона напала кровососущая змея, то он, ослабев, валится на землю и, умирая, своей массой раздавливает змею. "Бди, человече, о том, чтоб змея тебя не настигла... и истинной веры из тебя не иссосала, да не погибнешь ты вместе с нею" и чтоб не слышать тебе на Страшном суде: "Прочь от меня, окаянные, изыдьте в огнь, уготованный диаволу и его аггелам!"

Слон - символ царской власти

Сила, проницательность, долголетие, процветание, счастье; символ царской власти в Индии, Китае и Африке. Слон был величественным ездовым животным не только индийских правителей, но и индуистского бога грозы и дождя Индры. Ганеша, бог счастья с головой слон а, считался также покровителем мудрости и литературы. Слон символизировал не только качества, необходимые для хорошего правителя - достоинство, интеллект, благоразумие, но также и миролюбие, обильные урожаи, плодоносные ливни, то есть все доброе и позитивн ое, что было в жизни индусов. В Таиланде, Камбодже и Бирме подобным символом плодородия и ливней стал белый слон. Белый слон имел священное значение в буддизме. Царица Майя узнала о скором рождении у нее сына, будущего Будды, в вещем сне, в котором очарова тельный маленький белый слон вошел в нее. Для буддистов слон - символ духовного знания и стабильности.

Слон - символ мудрости

Слон был атрибутом древнеримского бога Меркурия, как эмблема мудрости. В представлениях древних римлян слон ассоциировался с победой (в изобразительном искусстве он персонифицировал Славу); позднее это отразилось в христианской традиции, в которой слон ста л символом победы Христа над смертью и злом - в этом случае слона изображают растаптывающим змею. Средневековые поверья, что слон воздерживается от секса в течение длительного периода беременности своей самки, сделали его в Европе символом целомудрия, пред анности и любви.

Слоны когда-то летали!

Огромная масса и неповоротливость слона стали в настоящее время метафорическими, однако есть замечательная индуистская легенда, что слоны когда-то летали, но потеряли этот дар после того, как были прокляты отшельником, чье жилище, устроенн ое в стволе баньяна, они случайно разрушили при приземлении.

Хамса - это древний талисман, амулет, защищающий от сглаза, это «рука защиты» или «Длань Божья». Заметим, что, в общем случае, талисман - это предмет, несущий магические символы. Его предназначение - защищать своего хозяина или наделять его сверхъестественными силами. Само же слово «талисман», восходящее к греческому корню «телео», означает «достичь, завершить, привести в действие».

Хамса представляет собой стилизованное изображение руки. Но это не анатомическая копия ладони, а три поднятых пальца в середине с двумя симметричными большими пальцами по бокам.

Происхождение хамсы, как руки, отводящей дурной глаз, как символа благословения, удачи и счастья, неизвестно. Мотив этот встречается повсеместно - в Азии, в Африке, в Америке, однако чаще символ воспринимается как восточный, название которого и в арабском, и в семитском восходит к понятию «пятерня».

Арабы считают хамсу своей, называют ее «рукой Фатимы», единственной дочери пророка Мухаммеда, и рисуют на ней мусульманский полумесяц. Рассказывают, что однажды Фатима готовила сладости в саду, помешивая халву на огне, а ее муж Али вошел в дом с новой, второй, женой. Фатима, пораженная в самое сердце, уронила ложку и продолжила помешивать горячую халву рукой, не замечая боли. С тех пор ее рука стала символом терпения. Хамса также считается символом пяти столпов ислама: веры, молитвы, паломничества, поста, милосердия.

Евреи же, в отношении хамсы, тоже претендуют на первенство и называют ее «рукой Мирьям», сестры Моисея и Аарона. «Всевидящее Око» в центре ладони - это воплощение Промысла Божьего.

В иудаизме она также известна как «ЯД ХА-ХАМЕШ» («Рука-пятерица»), и ее связывают с пятью книгами Торы, а потому часто украшают защитными молитвами, такими как «Шма Исраэль», «Биркат ха-Байт» (благословение жилища) или «Тфилат ха-Дерех» (молитва путников).

Амулет в виде ладони символизирует букву «хет» - пятую букву ивритского алфавита. «Хет», которая представляет собой и одно из священных имен Бога, соответствует цифре 5. Многие евреи считают, что пять пальцев хамсы напоминают ее владельцу о необходимости использовать все свои пять чувств, чтобы прославлять Всевышнего. «Хет», как и «хай», обозначает также и «жизнь». Здесь прослеживается связь с украинским «хай живе». А выражение «подняли хай» означает, что жизнь кипит.

К тому же число пять традиционно соотносится с человеком - это образ человеческого тела с четырьмя конечностями и головой, с его здоровьем и благополучием. (Интересное дополнение: русское название мелкой рыбки "хамса" - от того же корня «пять», она ловится в сеть с 5 мм ячейкой).

Приветствие в виде поднятой ладони означало в Палестине пожелание доброй жизни. Римские солдаты заимствовали у палестинцев это приветствие, а Муссолини его возродил.

Вообще, изображения руки, глаза или числа пять в арабских и берберских традициях, связаны с отведением сглаза, порчи, как поясняется в выражении - khamsa fi ainek («five in your eye») - «пять пальцев тебе в глаз!». Другая формула против дурного глаза на арабском языке звучит как - khamsa wa-khamis .

Финикийцы ассоциировали хамсу с «рукой Танит», супругой Бааля или Владыки, лунной богиней, покровительницей Карфагена.

На Кипре же ее связывали с Афродитой.

Этот символ был популярен и в Древнем Египте (рука Атут обеспечивала плодородие, помогла выходу из тела бога-создателя мужчин и женщин), и в сегодняшнем Марокко.

А если мы обратимся к джайнизму - одному из древнеиндийских философских учений, возникшему в VI веке до н.э., то и тут увидим чуть измененную хамсу - в эмблеме джайнизма изображение раскрытой ладони выражает идею ненасилия, ахимсы.

А вот что сообщается в «Энциклопедии знаков и символов»:

Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.

Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства.

В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам. Долгорукий - значит, способный простереть руку для защиты, покровительства и исцеления: это эпитет Вишну, Митры, Варуны, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».

В геральдике и эмблематике рука, выходящая из облаков, знаменует божественный промысел; это рука Бога-Отца. Одной из регалий средневековых правителей была «рука правосудия».

В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи. В целом наличие множества рук у богов передает их различные аспекты и функции.

Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение. В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания - левая.

Вернемся, собственно, к хамсе... Как отдельный амулет (брелок или кулон), хамса может носиться пальцами и вверх, и вниз. Считается, что прикрепленнная на красной «каббалистической» нитке она обладает большей силой.

Хамса также может быть элементом декора - костюма или мебели; она выполняется в виде настенных изображений, делается из металла, керамики и др. материалов.

Считается, что синий или голубой цвет хамсы лучше защищают от дурного глаза, потому зачастую мы видим амулеты именно такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков - от синего до бирюзового.

Часто в центре хамсы помещаются другие символы - защищающие от сглаза, обеспечивающие удачу: изображения рыб, магического квадрата (4х6), звезды Давида, месяца или луковицы, как символа Луны у египтян (ведь ее половинки на разрезе напоминают Луну в разных фазах).

И все же чаще всего встречается хамса с глазом, который в древнеегипетском назывался «Святым Оком Гора (Бога Неба)». В таком амулете воплощен сдвоенный, а потому и наиболее эффективный, символ наилучшего человеческого существования - он объединяет всезнание и всемогущество. Здесь также отметим цвет - именно синее Око считается наилучшим щитом от проклятия и сглаза.

В Древнем Египте его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стелах, бортах лодок... Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока», способна рассеять всех противников. Заметим, однако, что существует некоторое различие между правым и левым божественным Оком. Так левое (лунное) Око, по сути, являлось Оком Гора, или Оком Исцеления, тогда как правое Око (солнечное, Урей) было больше связано с магией и защитой.

Для коренных американцев, по некоторым предположениям, глаз в руке символизировал способность предвидения. Почти 50 лет назад антрополог Кларенс Мур обратил внимание на наличие «символа открытых глаз на ладони» как в Мексике, так и на юго-востоке США.

В буддизме же - символ сострадательной мудрости. Здесь к Таре, бодхисаттве и богине состарадания, обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице и защитнице, проявляющей ко всем существам милосердие и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. На изображениях Зеленой Тары мы видим ее левую руку на уровне груди в жесте защиты (абхая-мудра), с Оком в центре ладони. А амулет «Всевидящий защитник» до сих пор используется в Тибете для изгнания страха и угнетения.

И в заключение приводим защитную «Молитву Хамсы»:

Let no sadness come through this gate, - Пусть печали не приходят через эти ворота,
Let no trouble come to these walls, - Пусть трудности не приходят к этим стенам,
Let no conflict be in this place, - Пусть не будет раздоров в этом месте,
Let this home be filled with the blessing of joy and peace - Пусть этот дом будет наполнен радостью благословения и мира.
2. Другой символ изображает птицу, которая поворачивается, чтобы поймать свое потерянное яйцо. Это знак возврата, который говорит, что никогда не поздно повернуться и пойти новым путем, если признал свою ошибку. Второе значение этого знака основывается на следующей пословице ашанти: «Смотри на свое прошлое, и узнаешь будущее».

4. Символ защиты и смелости.

7. Символ изображает чистоту души. Это знак духовности.

9. Этот знак символизирует бесстрашие и мужество, указывает на выносливость, даже если возникают нежелательные обстоятельства, усложняющие жизненный путь. Вверху на рисунке линии становятся реже, это означает, что если уверенно идти по однажды выбранному пути, трудности уменьшатся.

11. Знак изображает высокую награду в области культуры ашанти, им можно награждать за выдающиеся заслуги.

13. Это знак взаимной ответственности, он олицетворяет сотрудничество, но при этом каждый имеет право на индивидуальность.

15. Этот знак должен напоминать о том, что серьезное выражение лица неизбежно ведет к гневу и злости.

17. Стилизованная прическа героя символизирует смелость и бесстрашие.

19. Мотив, изображающий чувство долга.

21. Луна и звезды символизируют такие качества, как верность, сострадание и доверие.

23. Два скрещенных крокодила напоминают о единстве в многообразии. Речь здесь идет об одном из распространенных в Гане знаков, который призывает к солидарности и толерантности.
Другое значение этого рисунка говорит о том, что одна голова не может решать за всех.

25. Этот символ направлен к четырем сторонам света, он указывает на силу, выносливость и уверенность.

27. В такой форме выражаются великодушие, стойкость и добросовестность.

29. Стилизованный мотив прочного, хорошо проветриваемого дома.

31. Горсть орехов кола, которые символизируют благополучие и изобилие.

33. Стилизованная прическа служанки царицы-матери символизирует готовность служить.

36. Знак несокрушимости и силы общества, связан со следующим изречением: «Метелка связана узами крови, преданности и заботы одного за всех. Одежда из множества красок, сшитая как знак, как сила. Кто отделяется всегда от других, может потерять свою силу, а красота его будет раздробленной и неполной».
38. Упрощенное изображение наручников напоминает о том, что закон стоит над человеком.

40. Этот знак олицетворяет такие качества, как бдительность, находчивость и радость.

43. В этом мотиве объединены такие добродетели, как справедливость и честность.

45. Этот знак изображает интеллигентность и хитрость.

47. Звезды напоминают: «Все мы божьи дети».

49. Знак рассказывает о мудрости, о понимании взаимосвязи вещей во вселенной. Кроме того, он указывает на осторожное поведение.

51. С помощью этого знака показывают твердость и силу героя, уверенного в себе.

53. Упрощенное изображение барабана. Это может быть военный барабан или барабан, извещающий о времени. В древние времена у ашанти время определялось по длине собственного тела, а в некоторых местах сообщалось барабанным ударом.

55. Символическое изображение конфликта как предостережение от лицемерия и фальши.

57. Нож палача в упрощенном изображении.

59. Единение с богом и доверие к божественному руководству.

61. Этот символ напоминает о том, что будущее строится на прошлом.

62. Знак стойкости и готовности.

Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно отправил провинившегося на землю, чтобы тот возродился в человеческом облике. Теперь его зовут Лю Цзюньцзо, он нестоек в вере, может отклониться от праведного пути. Дабы наставить его, послан будда Милэ в образе Монаха с мешком. Кроме того, ещё один вероучитель в облике человека по имени Лю Девятый отправлен для того, чтобы побудить Лю Цзюньцзо уйти в монастырь, воспринять учение Большой колесницы, отрешиться от вина, похоти, жадности и гнева. Тогда исполнится срок его искуса.

Лю Цзюньцзо - самый богатый человек в городе, но отличается неимоверной скупостью. В холодный снежный день у ворот его дома замерзает голодный бедняк. Обычно не жалостливый богач, к собственному удивлению, проникается жалостью к несчастному, приглашает его в дом, обогревает и расспрашивает. Обнаруживается, что незнакомец тоже носит фамилию Аю и тоже родом из Лояна. Лю Цзюньцзо предлагает бедняку побрататься и доверяет управление своей закладной лавкой.

Проходит полгода. Принятый в семью богача младшим братом Лю Цзюньцзо исправно заменяет хозяина в закладной лавке: ссужает деньгами, собирает долги. В день рождения благодетеля он решает пригласить его на пир, но, зная скупость названого братца, уверяет, что все угощение и вино приподнесены родными, друзьями и соседями. На даровое празднество Лю Цзюньцзо с радостью соглашается.

В это время появляется Монах с мешком. Он пытается убедить Лю Цзюньцзо в собственной святости, но тот не верит. Тогда Монах рисует ему на ладони иероглиф «терпение». Это одна из заповедей буддизма, отвращающая от мирских помыслов. Однако терпение не входит в число добродетелей Лю. Когда святой вероучитель в облике попрошайки Лю Девятого просит у него денег, он бьёт его, и тот умирает. Богач в ужасе, что сделался убийцей. Младший брат обещает взять вину на себя. Тут возвращается Монах. Он обещает вернуть убитого к жизни, если Лю Цзюньцзо, не сохранивший предписанного ему терпения, пойдёт монастырь.

Лю соглашается, но потом просит разрешения жить монахом в хижине в саду за своим домом - ему жаль покидать жену и детишек. Все домашние дела он перепоручает побратиму. Сам он трижды в день ест постное и читает молитвы. Однажды от собственного ребёнка он узнает, что в его отсутствие жена что ни день пьёт вино и милуется с названым братом. Затворника охватывает гнев. Он решает отомстить, тайком проникает в дом, но вместо ожидаемого любовника обнаруживает за пологом Монаха с мешком. Монах велит Лю терпеть и требует, чтобы тот шёл с ним в монастырь, поскольку не сумел жить дома монахом.

В монастыре он слушает наставления, но думы его постоянно возвращаются домой: он скучает без жены и детей, беспокоится об оставленном богатстве. Настоятель - бедный инок Динхуай - внушает, что терпение превыше всего. Необходимо очистить сердце, избавиться от желания и молиться. Но его проповедь не доходит до послушника. К Цзюньцзо по воле наставника приходят его жена и дети. На каждом из них он видит знак «терпение». Потом замечает монаха с двумя женщинами и двумя детьми. Настоятель уверяет, что это первая и вторая жены учителя. Лю Цзюньцзо в гневе покидает монастырь. Он считает, что его обманули: говорили о святости, а сами преспокойно живут с жёнами.

Он отправляется домой, а дорогой заворачивает на кладбище навестить могилы предков. Кладбище выглядит непривычно разросшимся. Из разговора со стариком, которого он встречает возле родовых могил, выясняется, что Лю отсутствовал не три месяца, а сто лет. Старик - его внук. Сам Лю вовсе не постарел, и это заслуга Будды. Тут появляется монах, от которого Цзюньцзо узнает, что в предыдущем рождении был архатом со святых небес, за прегрешения низвергнутым на землю. Вся его родня - тоже святые. Монах признается, что тоже не простой монах, а будда Милэ. С молитвенным возгласом на устах Лю падает перед ним ниц.