Как и почему российские губернаторы уходят в отставку? Десять глав регионов россии могут уйти в отставку на текущей неделе.

Осень 2017 года запомнится населению России массовым увольнением губернаторов крупнейших областей страны. Смена лидеров регионов - один из планов правительства по «омоложению» управленцев. За последние 2-3 месяца 10 глав администраций покинули свои посты добровольно или не очень. О том, сколько губернаторов в России еще могут оказаться не у дел, неизвестно. По состоянию на 14 октября 2017 года в РФ работает 85 губернаторов.

Суть вопроса

Губернатор - руководитель большой административно-территориальной единицы, высшее должностное лицо. В России первую подобную должность получил в 1991 году Борис Немцов, указом президента Ельцина он был назначен губернатором Нижегородской области. Сколько губернаторов в России сменилось за это время, сказать трудно, до 2005 года на высшую руководящую должность назначались путем выборов жителями субъекта данного региона.

С 2005 года по 2012 назначение шло «сверху», то есть по представлению Президента РФ. С 2012 года в России вновь вернулись свободные выборы, и новые губернаторы теперь назначались жителями данной области. На своем посту глава региона не может оставаться больше двух сроков.

Причины ротации

Проблема кадров в России существовала всегда. Преемственность, панибратство, продвижение «своих да наших» на долгие годы утвердились среди госчиновников, особенно высокого ранга. Поэтому зачастую ситуация в регионе остается неизменно плохой при разных администрациях.

Слишком много на посту людей уже пожилого возраста, опытных, но не понимающих современные тенденции времени. Еще несколько лет назад В. В. Путин и Д. А. Медведев высказывали обширные планы по постепенной смене руководителей административных единиц. Эта идея коснулась государственных должностей низшего и высшего ранга. Смена кадров - одно из направлений политики страны по омоложению и восстановлению сильного административного аппарата. Кроме того, правящая партия «Единая Россия» пытается утвердить свою власть в разных регионах страны с помощью сильных управленцев.

Требования к новым губернаторам

По словам Путина, отставка губернаторов не означает недовольство их работой и желание поставить «своих людей». Цель правительства - сделать ставку на молодое перспективное поколение технократов, которые реально заинтересованы в постройке «светлого будущего» для себя в первую очередь. Причем при назначении постарались соблюсти баланс кадров, оставляя на местах опытных специалистов, которые могли бы помочь новым людям на первых порах, передать свой опыт.

Главное требование к новым губернаторам - антикоррупционность, проблема взяточничества одна из самых существенных в России, поэтому кандидаты проходят строгую проверку на благонадежность.

Претенденты должны знать и уметь улавливать тренды нового времени, воплощать их в сельскохозяйственной, образовательной и социальной сфере. Работать действительно для народа и страны, а не для собственного обогащения.

Первые отставки

Первая отставка губернаторов произошла в сентябре 2017 года, оставил свою должность глава Самарской области Николай Меркушин. Ему уже исполнилось 66 лет, руководящие должности он занимал уже с конца 70-х годов. Но без работы Меркушин не остался, президентом он был назначен официальным представителем по взаимодействию с финно-угорскими народами.

Следующим главой региона, отправленным в отставку, стал Чуть позже стало известно, что по своему желанию покинул свой пост возглавляющий республику Дагестан Первоначальной версией журналистов стало предположение, что увольнения происходят из-за плохого управления и возможно низких показателей победы «Единой России» в регионах. Но в Самарской и Нижегородской области процент проголосовавших за главную партию страны был более 50, а в Дагестане - 80 %. О том, сколько губернаторов в России всего сменилось, стало известно позднее, за один год со своих постов ушло более 10 глав регионов. Это одна из самых крупных за последние десять лет.

Тула

Тульский губернатор ушел в отставку еще в феврале 2016 года. Его уход прогнозировали давно, но такое резкое увольнение стало неожиданностью как для самого главы, так и для его администрации. Временно исполняющим обязанности губернатора Тульской области был назначен выходец из Минобороны Алексей Дюмин. Его продвижение журналисты сразу же связали с именем Сергея Шойгу.

Несмотря на высокое доверие к тульскому губернатору со стороны простого населения, Владимир Груздев не раз попадал в рейтинг «двоечников» управленцев страны. А его шаткое положение на месте объяснялось недовольством Кремля, слишком собственнической позицией Груздева в своем кресле. Тот старался проводить свою политику, без оглядки на Москву.

О том, сколько губернаторов в России подали в отставку, стало известно уже в конце сентября 2017 года. Однако, по заверениям многих известных политологов, это еще не конец и за свои посты могут беспокоиться еще десятки глав регионов.

Калининград

В конце 2016 года крупнейшие издания страны вышли с заголовком «балтийская рокировка Путина». Речь шла о переводе исполняющего обязанности губернатора Калининградской области Евгения Зиничева, на его должность был назначен молодой 30-летний экономист Антон Алиханов. Тогда как за несколько месяцев до этого с этого же поста ушел Николай Цуканов, который стал полпредом Президента в Северо-Западном Федеральном округе.

Пост губернатора Калининградской области всегда считался особым назначением. Эта область - стратегический экономический и военный объект, возможно, поэтому всего за полгода сменились 3 главы региона. Причем Евгений Зиничев попросил отставку сам, по семейным обстоятельствам. По мнению политологов, причина в другом. С самого начала назначение человека из охраны Путина было ошибкой, и слабость Зиничева как управленца стала понятна уже на протяжении первых месяцев работы.

Новый губернатор Алиханов является примером современного, сильного руководителя. В свои 30 лет у него уже богатый опыт работы в разных областях. Он занимал высшие руководящие посты уже с 2010 года.

Пермь

В феврале 2017 года в отставку по собственному желанию попросился губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Причем до конца его полномочий оставалось всего полгода, очередные выборы назначены на сентябрь 2017 года. Но, по мнению экспертов, смена начальствующего состава именно в это время просто необходима, ведь новому назначенному лицу нужно время, чтобы обзавестись поддержкой населения и других представителей власти региона.

Новым губернатором Пермского края стал Максим Решетников, его выбрали 10 сентября. Журналистам удалось выяснить, что именно с Решетниковым у Басаргина долгое время не складывались отношения, и в этих элитарных противостояниях не удалось устоять именно старому губернатору. Его обвинили в слабом контроле над своими подчиненными.

Признаки скорого ухода Басаргина с должности журналисты увидели еще в январе, когда опальный губернатор не удостоился встречи с президентом, что как бы символизировало поддержку Кремля. Но отставку в общем успешного Басаргина никто не называл провальной, он, как говорится, ушел «красиво» и без работы точно не останется. По мнению средств массовой информации, его связывают дружеские отношения с Дмитрием Медведевым.

Екатеринбург

О том, что подал в отставку губернатор Свердловской области, стало известно 17 апреля 2017 года. пробыл на своей должности с 2012 года и за это время успел вполне заслужить доверие населения и собственной администрации. Каких-либо серьезных проблем в период правления Куйвашева не наблюдалось. Однако журналисты отметили высокие расходы на пиар личности губернатора, а конкретно спонсируется крупнейшая газета региона, а также местное телевидение.

Несмотря на отставку по собственному желанию, Путин на следующий же день назначил Куйвашева и. о губернатора Свердловской области, а 10 сентября тот был вновь избран с поддержкой населения 62 %.

Волгоград

Среди населения города-героя уже давно ходят слухи о скорой отставке главы региона - Андрея Бочарова. Но, несмотря на развернувшуюся против него в СМИ дискредитирующую компанию, тот твердо остается на своем месте. Его уверенность журналисты объясняют близкими и доверительными отношениями с Путиным и вообще Кремлем.

Жители региона уже не раз обращались во время Прямой линии с президентом с жалобами на губернатора Волгоградской области. Недовольство вызывает жилищная и социальная политика губернатора, а особенно экономия средств в этих направлениях. Но в этом году критика по отношению к главе региона так и осталась за кадром и не вошла в официальное видео.

Иваново

После ухода Михаила Меня в Правительство на должность руководителя департамента ЖКХ, главой одного из самых бедных и проблемных регионов стал Павел Коньков. За время его правления ситуация в области катастрофически ухудшилась. Наряду с одними из самых низких зарплат в России, губернатор в целях экономии сократил расходы на социальную сферу. Были урезаны выплаты многодетным и малоимущим, увеличилась плата за детский сад.

Практически 60 % населения области не поддерживали ни политику Конькова, ни его личность. Поэтому в октябре на пост губернатора г. Иваново был назначен Станислав Воскресенский.

Молодой и перспективный управленец уже имел опыт занятия высших должностей. До назначения в Иваново он работал помощником министра экономики Российской Федерации.

Исключения. Московская область

Не всегда меняют глав администраций в связи с преклонным возрастом, многие главы административных единиц еще не достигли 50 лет. Дело не в возрасте, а перспективах самого управленца. Например, губернатору Московской области Андрею Воробьеву только исполнилось 47 лет, но все лето ходили слухи о том, что его вот-вот должны сместить с должности.

Андрей Воробьев - один из соратников Сергея Шойгу, родом из Красноярска. В последние месяцы критика в его адрес все больше увеличивалась. От компаний и граждан поступает все больше жалоб насчет проблем в сфере строительства. Застройка Подмосковья идет быстрыми темпами, дома располагаются практически впритык, что очень беспокоит экологов. Кроме того, растет число обманутых дольщиков, уже сегодня в судах рассматривается сотни подобных уголовных дел.

Губернатор Московской области не пользуется большой популярностью у простых граждан. Еще год назад он обещал сократить число чиновников на 45 %, но на самом деле никто так и не был уволен. Воробьев сильно зависим от Москвы и Московского правительства, что не позволяет ему проявлять собственную политику.

В конце сентября стало известно, что отставки Воробьева не будет, его назвали одним из самых сильнейших управленцев России, который еще многое сможет сделать на своем посту.

Планы на будущее

Такая резкая смена высшего административного аппарата именно в 2017 году связана с планами Кремля, по которым новые губернаторы должны успеть подготовиться и настроить электорат региона перед выборами.

Пресс-секретарь Владимира Путина Песков отметил, что подобная практика - закономерный и нормальный процесс омоложения кадров, и, возможно, уже ушедшие в отставку главы регионов не последние в этом ряду.

Мнения журналистов

Смена административного аппарата в России - излюбленная тема журналистов. Официальные лица Кремля объясняют сложившую ситуацию современными тенденциями, желанием властей дать дорогу молодым людям и новым свежим идеям.

Журналисты же пришли к выводу, что резкая смена власти в крупнейших регионах за год до главных выборов страны объяснима лишь с точки зрения интересов "Единой России". Партия хочет утвердить свои позиции в сложный период и избежать возможного «бунтарства», так как предыдущие выборы показали, что далеко не вся Россия поддерживает власть Путина.

В 2017 году по России прокатилась самая масштабная за последние пять лет волна отставок глав регионов. В первую очередь перестановки связаны с подготовкой Кремля к президентским выборам, ведь это один из немногих инструментов, позволяющих власти поправить свои рейтинги при дисфункциональной системе управления, нарастании общественного недовольства и отсутствии желания проводить реформы. Хотя единого алгоритма в смене губернаторов, судя по всему, нет (каждое решение об отставке и назначении принималось отдельно), Кремль учитывал такие критерии, как общественно-экономическая ситуация в регионе, уровень напряженности в кругах локальных элит, а также рейтинг действующего губернатора.

Неспособность Кремля сформулировать четкую и привлекательную предвыборную программу маскируется частичным обновлением руководящих регионами кадров и временной нейтрализацией напряженности в некоторых частях страны. Кадровый «лифтинг» преследует в основном имиджевые цели: он призван (по крайней мере, на время) вселить в россиян надежду на положительные изменения.

Позиция губернаторов в российской властной системе становится все более слабой. В рамках процесса централизации власти круг их полномочий последовательно сужается, а статус снижается. Логика перестановок 2017 года свидетельствует о том, что губернаторы окончательно лишились влияния и политической роли: назначенцы новой волны — это де-факто делегированные из центра менеджеры среднего звена, представители номенклатуры, которые полностью подчиняются центральным властям.

Место губернатора в российской политической системе

В Российской Федерации не сформировалась формализованная, прозрачная, четко регламентированная федеративная форма государственного устройства. Отношения между центром и регионами (формально — субъектами федерации) изначально в значительной мере работали в режиме «ручного управления», в котором большую роль играли личные отношения между главой государства и руководителями регионов (губернаторами), а также лоббистский потенциал последних. Попытки регионов обрести больше независимости, которыми ознаменовались 1990-е годы, представляли угрозу для целостности государства, а поэтому в путинскую эпоху им на смену пришла тенденция к максимальной централизации власти и контроля над политической сферой. В этот процесс вписывается постепенное снижение статуса губернаторов, начавшееся в 2000 году.

Кремль ограничивал их роль в системе двумя путями. Во-первых, бюджетные и налоговые реформы, проведенные в первые годы президентства Путина, снизили автономность глав регионов в сфере управления экономической ситуацией на подконтрольной им территории. В России закрепилась модель перераспределения, при которой большая часть региональных поступлений от налогов и сборов передается в федеральный бюджет, и только потом (зачастую непрозрачным способом) эти средства делят между регионами. Такая система демотивирует локальные власти, лишая их стимула повышать инвестиционную привлекательность регионов. Одновременно губернаторы, чья роль фактически свелась к управлению текущими делами, вынуждены постоянно заниматься финансовым лоббированием, то есть играть в отношении Москвы роль просителей. Болезненнее всего это отражается на богатых регионах: лишение их финансовой дееспособности гарантирует Кремлю лояльность местных элит. Нередко перед регионами ставят дополнительные задачи, не выделяя на них средств из центрального бюджета, при этом ответственность за выполнение заданий (и сохранение социальной стабильности) лежит полностью на местных властях.

Во-вторых, в последние полтора десятка лет губернаторы постепенно лишались своего политического веса. Террористический акт в Беслане в 2004 году послужил предлогом для отмены прямых губернаторских выборов (введенных в 1995 году). С 2005 года губернаторов назначали региональные парламенты по представлению президента РФ. Кремль вернул выборы, чтобы нейтрализовать протестную волну 2011-2012 годов, однако, губернаторы не обрели прежнего статуса. В выборы глав регионов внедрили разнообразные (формальные и неформальные) механизмы, которые ограничивают политическую конкуренцию или даже полностью ее пресекают. Это муниципальный фильтр и традиционное использование «административного ресурса»: законной и незаконной помощи при проведении и финансировании избирательной кампании, которую локальные власти оказывают кандидатам от «партии власти».

Кадровые решения, касающиеся губернаторов, принимает лично глава государства, а критерии выбора зачастую выглядят непрозрачно, поскольку свою роль играют здесь рекомендации управления по внутренней политике администрации президента, давление околокремлевских групп влияния, а также личные предпочтения Путина. Он назначает исполняющих обязанности губернаторов, а те формально легитимизируют свою позицию благодаря выборам, которые проходят на фоне фальсификаций и отсутствия конкуренции. Полученный таким образом общественный мандат не гарантирует, что они смогут сохранить пост: президент РФ имеет право отправлять их в отставку и назначать исполняющих обязанности глав регионов.

Его решения могут противоречить настроениям избирателей, о чем свидетельствует тот факт, что губернаторы, не пользующиеся общественной поддержкой, могут продолжать работать годами, если им удается обеспечить «Единой России» необходимые результаты на выборах. Законные полномочия главы государства дополняются неофициальными механизмами функционирования российской модели управления, в том числе неограниченными возможностями использования спецслужб в политических целях. Обычно формальной причиной отставок становится «желание» губернатора (в таком случае он может сохранить место внутри властной системы) или «утрата доверия президента» (например, если отставка связана с громким коррупционным скандалом).


Логика кадровых решений в 2017 году

В России установлен так называемый единый день голосования (ежегодно назначаемый на сентябрь), в который граждане выбирают представителей региональных и локальных властей разного уровня. В связи с этим отставки губернаторов проходят обычно весной или осенью. В свою очередь, исполняющие обязанности глав регионов получают достаточно времени, чтобы подготовить кампанию к выборам, на которых они смогут получить формальный мандат.

Две волны отставок 2017 года (февраль-апрель и сентябрь-октябрь) были беспрецедентно масштабными: поста лишились 19 губернаторов. При Путине подобный размах отставки приобретали только в 2010 году (тоже 19) и в 2012 (20). Февральские перестановки затронули губернаторов, срок полномочий которых в любом случае подходил к концу в 2017 году, так что решение в их отношении подсказывал избирательный календарь. В свою очередь, главы регионов, отправленные в отставку осенью, могли оставаться на своих постах еще несколько лет. На этом фоне выделяются две апрельские отставки: руководители Удмуртии и республики Мари-Эл не только лишились постов, но и услышали обвинения в коррупции.

Перестановки не имели планового характера, а скорее, служили свидетельством того, что администрация президента накануне президентских выборов занялась поиском новой формы обновления кадрового состава. Если в логике отставок прослеживается несколько четких критериев, но в новых назначениях единый тренд не просматривается. Внимания при этом заслуживает стремление Кремля оставить уволенных губернаторов (за редкими исключениями) в системе власти, найдя им место в структурах региональных или федеральных руководящих органов.

Главным критерием в ротации выступала сложная ситуация в регионах, которая могла стать проблемой для Кремля в контексте президентских выборов. Хотя их исход заранее известен, президент пользуется сильной общественной поддержкой, а весь административный аппарат будет приведен в состояние полной мобилизации, стиль победы остается для Путина вопросом первостепенной важности. В таких обстоятельствах конфликты внутри локальных элит, протестные настроения в обществе или коррупционные скандалы могут не только снизить эффективность избирательного механизма, но и опосредованным образом бросить тень на имидж главы государства.

В рейтингах, которые составляются для администрации президента, отправленные в отставку губернаторы получали низкие оценки в основном из-за неумения предотвращать коррупционные скандалы в региональном руководстве и конфликты в местных элитах (уровень консолидации элит на региональном уровне — это один из ключевых факторов для стабилизации ситуации в контексте президентских выборов), а также управлять общественными настроениями (как в Новосибирской области, где позиция губернатора пошатнулась в результате спровоцированного им конфликта на почве повышения тарифов на коммунальные услуги). В свою очередь, экономическая ситуация того или иного региона, влияла на кадровые решения незначительным образом.

Логика выбора новых глав регионов выглядит менее прозрачной. Свою роль играли здесь управленческие качества кандидата, специфика региона, расклад сил в локальных элитах, а также воздействие различных групп влияния, среди которых управление внутренней политики администрации президента выступает лишь одним из игроков (остальные — это федеральные министерства, региональное руководство, финансово-промышленные группы и спецслужбы). Кроме того, огромное значение имело личное отношение Путина к конкретным кандидатам.

В логике назначений прослеживаются три основные тенденции. Во-первых, большинство новых кандидатов не являются уроженцами тех регионов, которыми им предложили управлять (в осенней волне таких людей было 8 из 11). Мы видим здесь продолжение тренда, наметившегося во время третьего президентского срока Путина: доля «чужаков» возросла до 64%, тогда как при Медведеве она составляла 48%. Это свидетельствует о снижении уровня доверия к локальным группам влияния и, с одной стороны, вызывает у них недовольство, а с другой — создает надежду на то, что власть сможет улучшить свой имидж в глазах населения, отмежевавшись от скомпрометировавших себя локальных кланов. На этом фоне в особенности выделяется новый глава Дагестана: им впервые стал человек, не связанный с основными этническими группами, населяющими республику (у Владимира Васильева русско-казахские корни).

Во-вторых, благодаря перестановкам губернаторский корпус стал моложе. Средний возраст новых губернаторов снизился с 55 (2013 год) до 46 лет. Однако в России такое уже бывало: в 2011 году этот показатель составлял 40,9 лет. В-третьих, многие новые назначенцы относятся к «технократам» — это бывшие чиновники высшего или среднего звена, работавшие в структурах федеральной и региональной власти или на крупных предприятиях (заместители министра национального развития, заместитель министра промышленности, генеральный директор компании «Росморпорт», руководитель департамента в московском правительстве).

Эти тенденции свидетельствуют о лишении глав регионов политической роли и окончательном падении их статуса. Губернаторы новой волны фактически становятся делегированными из центра менеджерами среднего звена, представителями номенклатуры, которые полностью подчинены центральным властями. В эту схему вписываются даже назначения «политических» персон: спикера Законодательного собрания Красноярского края, градоначальников из Самары и Вологды, главы фракции «Единой России» в Думе или высокопоставленных представителей парламентской оппозиции — КПРФ и «Справедливой России».

Возможные последствия перестановок

Ротация кадров преследует в первую очередь имиджевые цели: ее задача состоит не в том, чтобы сделать работу регионального руководства в социально-экономической сфере более эффективной, а в том, чтобы хотя бы на короткое время повысить уровень доверия общества к власти и президенту Путина перед мартовскими выборами. Преемники «проблемных» губернаторов автоматически получают от избирателей, надеющихся на перемены, кредит доверия.

Рассчитывать, что какие-то из ключевых региональных проблем (обнищание населения, сокращение налоговой базы, урезание финансирования социальной сферы, в том числе здравоохранения) будут решены, не приходится. Все эти проблемы связаны не со спецификой регионов или с неверными кадровыми решениями, которые можно исправить перестановками на руководящих постах, а с неработоспособностью бюрократизированной и коррумпированной российской государственной системы. Следовательно, политические риски станутся прежними: из-за нарастания проблем в 2017 году в регионах усилилось общественное недовольство социальной, транспортной и жилищной политикой.

Самое большее, что могут принести кадровые перестановки, — временное повышение эффективности управления в регионах, связанное с налаживанием бюрократических механизмов. Это одна из немногочисленных сфер, в которой главы регионов до сих пор обладают реальным влиянием. Между тем трения между федеральным центром и регионами, возникающие на почве финансов, сохранятся. В 2017 году споры о принципах перераспределения средств между регионами в ситуации снижения поступлений в федеральный бюджет, вызванного падением цен на нефть, обострились.

Мэр Москвы, президент Татарстана, губернатор Калужской области, а также депутаты из Хакассии, Новосибирской и Сахалинской области заявили о том, что средства, поступающие от налогов, следует распределять более справедливо. Последним удалось при поддержке назначенного в 2015 году губернатора добиться от Кремля уступок. Некоторые регионы прибегают к прямым угрозам, заявляя, что они не смогут финансировать проекты, играющие важную роль в предвыборный период («майские декреты» Путина или ремонт дорог). Положение осложняют действия федеральных органов, противоречащие логике стабилизации ситуации накануне выборов, например, обострение отношений с Татарстаном или республикой Коми на почве языкового вопроса.

В этом контексте встает вопрос о том, удастся ли нормализовать обстановку в «проблемных» частях страны и даже слаженно провести выборы. В особенности это касается тех губернаторов, которые оказались в новых для себя регионах и плохо знают как местные проблемы, так и механизмы регионального управления (часть новых назначенцев — это относительно молодые чиновники федерального уровня). Им будет сложно управлять локальными группами влияния, в которых сосредоточены опытные закаленные в политической борьбе игроки.

Положение губернаторов осложнит то, что мера их ответственности за стабилизацию региональной социально-экономической ситуации несоразмерна тому количеству инструментов, которыми они обладают, а из-за отсутствия мощных политических тылов в регионе, они могут подвергнуться давлению силовых структур в рамках «борьбы с коррупцией». Удастся ли новым региональным руководителям взять под свой контроль ситуацию в период выборов, зависит от их личных качеств и умелого использования методов давления и убеждения. В итоге по крайней мере некоторые из них могут оказаться переходными фигурами, которые Кремль уберет во время следующих выборов осенью 2018 года.

Подпишитесь на нас

На этой неделе в отставку уйдут главы Нижегородской, Самарской областей и Красноярского края. Об этом 24 сентября источники «Газеты.Ru». По информации других изданий, в отставку уходят также губернаторы Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Могут также произойти кадровые перестановки в одном или двух регионах Северного Кавказа, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в администрации президента.

Такой способ пакетной смены губернаторов стал уже привычным за последние пять лет. Впрочем, часто из предварительных списков исключаются один или два руководителя, которые продолжают работать на своей должности. По информации «Газеты.Ru», существует также расширенный список кандидатов на замену уходящим со своих постов. В нем более десяти фамилий. Окончательные кадровые решения, по всей видимости, принимает глава государства.

Если политический Олимп покинут сразу десять глава субъектов, это будет значительным обновлением губернаторского корпуса.

Последний раз такая масштабная ротация происходила во времена президентства Дмитрия Медведева, когда с должностей ушли десять глав регионов, включая таких тяжеловесов «ельцинского призыва», как Юрий Лужков, Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Егор Строев, Александра Филиппенко.

Вновь назначенные на их место люди будут работать с приставкой «врио» (временно исполняющие обязанности) и пойдут на выборы, которые состоятся одновременно с президентскими в марте 2018 года.

Не все губернаторы, «сидящие на чемоданах», имеют низкие рейтинги, однако даже у успешных из них — конфликты с элитами или городской властью,

Так, глава Мурманской области Марина Ковтун сумела увеличить свои рейтинги, но конфликтует с региональными элитами. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев считается тяжеловесом, однако стал стороной затяжного конфликта с мэром Нижнего Новгорода. Алтайский руководитель Александр Карлин имеет относительно неплохие рейтинги, однако эксперты отмечают «относительно низкую популярность» и «подчеркнуто жесткий стиль управления».

Глава Новосибирской области Владимир Городецкий не имеет высоких рейтингов и конфликтует с мэром-коммунистом Анатолием Локтем. Губернатор Омской области Виктор Назаров смог усилить свои позиции, однако остается «аполитичной фигурой».

Виктор Толоконский, глава Красноярского края, возглавляет регион с 2014 года, а до этого долгое время был мэром Новосибирска и губернатором области. Как отмечается в последнем «Рейтинге выживаемости губернаторов» фондов «Петербургская Политика» и «Минченко консалтинг», он по-прежнему «слабо вписывается в местную ментальность».

Губернатор Ивановской области Павел Коньков также имеет низкие рейтинги в исследованиях рейтинга выживаемости, а область «является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты».

Стоит отметить, что отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина прочили давно. Одиозная политическая фигура, он вызвал немало недовольства у жителей региона своими заявлениями «на грани фола», которыми настроил против себя различные группы населения. На последних выборах в Госдуму в этой области произошел ряд скандалов, которые вызвали недовольство центра.

Губернаторские выборы, отмененные в 2004 году, были вновь возрождены летом 2012 года. Однако был введен муниципальный фильтр, который усложнил для представителей оппозиции участие в выборах. В случае ухода губернатора в отставку его обязанности исполняет не местный руководитель, а назначенец Кремля.

Главной внутриполитической темой на этой неделе должна стать продолжающаяся ротация губернаторов. Губернатор Омской области Виктор Назаров на традиционном утреннем рабочем совещании с членами правительства попрощался со своими подчиненными, не дожидаясь официального сообщения Кремля. Об этом сообщает региональный ресурс om1.ru. По словам издания, губернатор заявил, что решение о его отставке появится до конца недели.

Сразу три источника «Газеты.Ru», близких к Кремлю, и один источник в регионе называют в качестве возможного сменщика Назарова называют главу «Оборонпрома» Сергея Сокола. Раннее СМИ называли его также в качестве претендента на губернаторство в Красноярском крае. Кроме того, по словам двух собеседников «Газеты.Ru», на руководство Омской области может претендовать депутат Госдумы от Омской области Андрей Голушко.

Еще одним возможным претендентом на этот пост собеседник «Газеты.Ru» назвал другого депутата ГД, близкого к «Ростеху» Владимира Гутенев.

Ему в свою очередь уже прочили Самарскую область. Впрочем, прошлая неделя показала, что далеко не всегда в губернаторском кресле оказывается именно тот кандидат, который считался фаворитом на данную позицию.

Так, на прошлой неделе назначение на пост главы Красноярского края Александра Усса стало весьма неожиданным. СМИ называли других претендентов. Вероятно, у в внутриполитического блока администрации президента был другой фаворит. Сообщение об отставке теперь уже бывшего главы области выглядело как небольшой фальстарт. Толоконский заявил о таком решении в среду депутатам регионального парламента приватно, а они в свою очередь уже распространили информацию. Официальный указ последовал только в пятницу. В результате регион возглавил спикер заксобрания края Александр Усс. По информации «Газеты.Ru», его назначение мог лоббировать министр обороны РФ Сергей Шойгу.

На прошлой неделе состоялись официальные отставки сразу четырех губернаторов. Свои посты покинули главы Самарской и Нижегородской областей, Красноярского края и Ненецкого автономного округа. Предполагается, что отставки продолжатся. Еще в субботу РИА «Новости» со ссылкой на источник анонсировали, что Кремль хочет провести замену еще в 8-11 регионах.

Некоторые из замен напрашиваются сами. Во-первых, еще на прошлой неделе о своем намерении написать заявление по собственному желанию после визита в Москву сообщил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Его заявление вызвало небольшой скандал. Политик весьма негативно отозвался о том, как его склонили к этому решению.

«Есть люди в Москве, которые на ходу бреют зайцев. От них страдали в 90-е годы. И плохо, что они порой навязывают президенту не очень популярные решения», — прямо намекнул пока действующий глава Дагестана.

Вряд ли ситуация, когда все знают, что нынешний глава республики не будет занимать свой пост, а официального преемника нет, продлится долго.

В воскресенье телеграмм-канал «Давыдов.Индекс» анонсировал, что своих постов могу лишиться главы республики Коми Сергей Гапликов и Орловской области Вадим Потомский. Этих руководителей включил в свой перечень кандидатов на отставку и «КоммерсантЪ», со ссылкой на свои источники. В данном случае отдельного внимания заслуживает ситуация именно Потомского.

Дело в том, что ранее у каждой партии из парламентской оппозиции было по своему губернатору. Все они избрались в отсутствии конкурентов со стороны «Единой России». Такова была некоторая негласная договоренность партии власти и их парламентских визави. Впрочем, к нынешнему моменту баланс уже нарушен. Представитель КПРФ, губернатор Иркутской области Сергей Левченко в 2015 году неожиданно победил на выборах действующего губернатора. А «Справедливая Россия» лишилась своего ставленника Константина Ильковского по результатам критики президента.

Источник, близкий к Кремлю, утверждает, что бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов не будет особенно биться за Потомского, так как не так уж хорошо к нему относится.

В какой-то момент обсуждался возможный уход главы Владимирской области Светланы Орловой и мурманского губернатора Марины Ковтун. Впрочем, по информации «Газеты.Ru», в конечном итоге их фамилий в списке на отставку не оказалось.

На этом список не заканчивается. Еще два источника, близких к Кремлю, предполагает, что лишиться своего поста может и глава Новосибирской области Владимир Городецкий. Также, по информации «Газеты.Ru», дела не в порядке и у главы Приморья Владимира Миклушевского. Наконец еще один источник «Газеты.Ru» заявляет о предстоящих отставках как в республике Алтай, так и в Алтайском крае.

Впрочем, все собеседники «Газеты.Ru» напоминают, что финальное решение по отставкам принимает лично президент России Владимир Путин. Внутриполитический блок Кремля только предлагают ему варианты отставок. Но последнее решение он принимает сам. «Подается 10 кандидатур, а главный человек кого-то вычеркивает, кого-то оставляет», -— подводит черту собеседник «Газеты.Ru».

26 сентября президент России Владимир Путин подписал указ об отставке Валерия Шанцева с поста губернатора Нижегородской области. Политик руководил регионом 12 лет. Путин принял отставку «по собственному желанию» и назначил врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина - выходца из федерального минпромторга.

СМИ со ссылками на «источники, близкие к Кремлю», сообщали о возможном уходе Шанцева с лета 2017 года. Впервые о замене Шанцева на Никитина рассказал телеканал «Дождь» со ссылкой на собеседников, «близких к Белому дому и кремлевской администрации». Один из них сообщил, что решение об отставке Шанцева будут принимать из-за его неспособности уладить «глубокий межэлитный конфликт».

Однако Шанцев до последнего опровергал свою отставку. «Я сколько работаю, столько лет и «собираюсь», когда соберусь, тогда скажу», - сказал он 21 сентября на пресс-подходе. Вероятно, Шанцев сам не верил в то, что вот-вот окажется не нужен региону.

26 сентября на сайте правовой информации появился указ за подписью Путина о награждении Шанцева орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. В документе сообщается, что Шанцев удостоился награды «за большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетнюю добросовестную работу». В день назначения Никитина на пост, РБК выпустил интервью с ним. В беседе с журналистом он заявил, что планирует встретиться с Шанцевым и выслушать его советы.

После того, как об отставке Шанцева сообщили федеральные и местные СМИ, политик прокомментировал ситуацию на своей странице в «Живом Журнале».

«Вроде бы менять работу – естественно. Но как? Если прикипел к региону, если ко многим проектам относишься как к детям – вкладываешь душу, ставишь на крыло. И в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в медицине, и в образовании, и в дорожном строительстве, и в других областях. А потом понимаешь, что дети, пожалуй, уже подросли и многое умеют. И пришло время перевернуть страницу», - написал он.

Шанцев рассказал, что день отставки стал для него «волнительным» и поблагодарил жителей региона. «Буду, как и раньше, переживать за любимую Нижегородскую область. Но уже в новом качестве», - сообщил он.

Вечером того же дня Шанцев созвал экстренный брифинг с участием журналистов. В ходе мероприятия он сообщил, что претензий к нему не было, а причиной отставки стал возраст. Шанцев рассказал, что в дальнейшем планирует работать либо в Совете Федерации РФ, либо в одной из госкорпораций.

28 сентября полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич представил Никитина общественности. На мероприятии присутствовал и Шанцев. Его проводили аплодисментами.

После отставки Шанцева Путин дважды встретился с ним, а также другими бывшими и действующими губернаторами. В ноябрьском мероприятии президент заявил, что опыт и потенциал бывших руководителей регионов, ушедших в отставку в минувших сентябре-октябре, должен по максимуму найти применение. Он подчеркнул, что будет способствовать тому, чтобы экс-губернаторы смогли использовать свой потенциал, свой опыт и знания.

Вторую встречу с бывшими и действующими главами регионов Путин провел 28 декабря. «Думаю, это имеет смысл, чтобы показать преемственность, и, чтобы вновь пришедшие молодые руководители, но уже все-таки опытные, могли опираться на то, что сделано их предшественниками, могли не только опираться, но и рассчитывать на вашу поддержку», - сказал он. На этом мероприятии был и Никитин.

В декабре издание «Ведомости» со ссылкой на проект директивы правительства сообщило, что Шанцев может войти в совет директоров «Транснефти». Причем, стать его 9-ым участником. Сейчас комплектация органа госкомпании состоит из 8 человек. 28 декабря на сайте правовой информации вышло распоряжение правительства России. В документе сообщается о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров «Транснефти». Среди них есть и Шанцев.

В период своего губернаторства Шанцев конфликтовал с Бабичем. Это сыграло не последнюю роль в отставке первого. Шанцев планировал уйти с должности с почетом после выборов губернатора, которые состоятся в 2018 года. Однако Москва пошла на «волновые» отставки глав регионов перед мартовскими выборами президента. Так Шанцев попал в осеннюю «волну» отставок.

Бабич конфликтовал и с зампредом областного Заксобрания Олегом Сорокиным . В этом он опирался на Шанцева, однако губернатор неожиданно занял сторону зампреда. Бабичу было важно сменить главу региона. Отметим, что Шанцев, по данным нижегородских Telegram-каналов, присутствовал на юбилее Сорокина. 28 декабря, в ходе заседания по рассмотрению ходатайства адвокатов касательно избрании меры пресечения Сорокину, был оглашен список граждан России, поручившихся за политика. В числе них был и Шанцев.

Представляя Никитина журналистам и чиновникам Нижегородской области, Бабич отметил, что одна из стоящих перед врио задач - хорошо провести Чемпионат мира по футболу-2018. 6 матчей с 18 июня по 6 июля пройдут на стадионе «Нижний Новгород».

У Шанцева были огромные планы на проведение ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде. В 2013 году правительство Нижегородской области утвердило программу подготовки к мероприятию. В нее вошли проектирование стадиона, возведение станции метро, дорог, четырех тренировочных площадок, строительство и реконструкция 28 гостиниц и другие планы. Общая сумма программы - 55,6 миллиардов рублей.

Несмотря на то, что Шанцева любили женщины и жалели нижегородцы после смерти его супруги, итоги губернаторства «варяга» очень сомнительны. Так, Нижегородская область накопила проблемы в отрасли сельского хозяйства. Механизмы по привлечению инвестиций в АПК региона не развивались. Состояние Нижегородской области усугубляют высокие смертность и отток жителей в Москву. За 20 последних лет население региона сократилось на 12,3%. Лидерами в этом процессе стали сельскохозяйственные районы: процент сельского населения нашей области на начало 1998 года составлял 22,2%, а на начало 2017 года – 20,5%. Основная причина оттока населения - низкие зарплаты в отрасли АПК.

Экс-губернатор ставил себе в заслугу запуск инфраструктурных проектов. Но не все, что он анонсировал, сбылось. Одно из громких предвыборных обещаний Шанцева - открытие 10 станций метро к 2025 году. За этот срок в Нижнем Новгороде построили лишь одну - «Горьковскую». Еще одна - «Стрелка» - все еще возводится. Гордостью бывшего губернатора стало завершение третьей очереди «Южного обхода». Однако федеральный центр все равно достроил бы автомагистраль, поскольку она является приоритетным проектом. При Шанцеве завершилось строительство Борского моста, однако проблема заторов и пробок в Нижнем Новгороде пока не решилась до конца.

Критическая ситуация сложилась в работе правоохранительных органов Нижегородской области. Критической она стала, прежде всего, для тех, кого эти самые правоохранители должны защищать. Одна из самых громких историй - избиение жительницы Кстово Кристины Морозовой в местном отделе полиции. В отношении девушки возбудили дело по ст. 319 УК РФ («оскорбление представителя власти»). Морозовой удалось добиться прекращения уголовного дела. Однако и полицейских никто не наказал. Противоправные действия сотрудники органов применяют и в отношении журналистов. В ходе процесса по избранию меры пресечения для Сорокина представителей СМИ выдворили из здания суда.

В Нижнем Новгороде постоянно сменялись руководители МСУ. Вероятно, поэтому город по развитию инфраструктуры застрял в начале нулевых. Если регионы-соседи уже 7 лет назад внедрили, к примеру, бесконтактную оплату транспорта, то Нижний Новгород дозрел до этой инициативы только в 2017 году. В последний раз подвижной состав общественного транспорта в городе обновлялся 10 лет назад. По дорогам Нижнего Новгорода до сих пор курсируют разбитые автобусы «ПАЗ». Интриги у депутатов Гордумы и чиновников из горадминистрации занимали, вероятно, все рабочее время.

Шанцев - один из последних губернаторов, начавших карьеру еще в СССР. Его время безнадежно ушло. В доме в Нижегородском Кремле, где работает губернатор - советский ремонт. Он, как и вся область, выглядит потертым. Если человек не способен сделать ремонт в рабочем офисе, то он вряд ли сможет что-то сделать в регионе, которым руководит.

Очевидно, что Шанцев и Сорокин были для Нижегородской области людьми, тормозящими развитие региона. Сегодня обоих пересадили в другие кабинеты. С приходом на должность сдержанного Никитина, который не начинает петь на каждом своем выступлении, есть надежда, что область начнет меняться к лучшему. Чиновник имеет значительный опыт работы в федеральном минпромторге, который включает в себя общение с различным хозяйствующими субъектами, разработку законопроектов и проработку субсидий для отраслей российской экономики.

Сюжеты: