Как понимать утверждение Всякая власть от Бога? Стоит ли повиноваться любой власти.

В дни Иисуса очень часто задавался вопрос, как Божий народ должен относиться к гражданским властям. Однажды враги Иисуса спросили Его: «Позволительно ли нам давать подать кесарю или нет?» (Лк. 20:22). Иудеи ненавидели римлян и считали неприемлемым платить им налоги, но в данном случае их вопрос был ловушкой. Если бы Христос ответил «позволительно», то Он бы оттолкнул от Себя Своих иудейских последователей. Если бы ответил «непозволительно», то Его враги тут же донесли бы на Него римскому правителю (ст. 20).

Иисус показал динарий и спросил: «Чьё на нём изображение и надпись?» (ст. 24а). «Они отвечали: “Кесаря”» (ст. 24б). Тогда Иисус сказал: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (ст. 25).

Иудеи не хотели «отдава[ть] кесарево кесарю». Римляне сделали много уступок им и их вере, но в их сердцах всё равно тлело негодование. Ненависть нарастала, пока в 64 г. не вылилась в иудейское восстание, результатом которого стало разрушение Иерусалима в 70 г.

Когда Павел писал римской церкви, а это было в 57 или 58 году, негодование приближалось к точке кипения. Как уже отмечалось ранее, в церкви этого города были иудеи (2:17), которые, несомненно, таили злобу на римское правительство. Язычники в римский церкви, возможно, разделяли чувства своих иудейских
братьев в этом вопросе. Несколькими годами ранее Рим изгнал из своей столицы иудеев и христиан. Возможно, среди прочих и эти факторы побудили Павла включить изучаемый нами текст в своё письмо в Рим. Ещё одним фактором может быть то, что некоторые христиане могли думать, что благодаря своей свободе во Христе (Гал. 5:1) они были свободны от всякого закона, в том числе и от законов Рима. Кроме того, Павел, вероятно, ожидал гонений вроде того, что развязал Нерон всего через несколько лет, и заранее старался определить, как это повлияет на отношение христиан к государству.

Какими бы ни были его мотивы, Павел, вдохновлённый Духом, счёл необходимым включить в своё письмо указания о том, как спасённый благодатью человек должен относиться к земному правительству. Эта тема затрагивается также в 1 Тим. 2:1, 2; Тит. 3:1 и 1 Пет. 2:13, 14, 17, но в Рим. 13:1–7 содержится самое длинное обсуждение этого предмета во всём Новом Завете.

Наш текст не разбирает каждый аспект этого отношения и не отвечает на каждый возможный вопрос. Тем не менее, это важное откровение по данной проблеме, которое воздействует на всю нашу жизнь.

Становясь христианами, мы избавляемся от власти тьмы и переходим в царство возлюбленного Сына Божьего (Кол. 1:13). Но мы по-прежнему остаёмся гражданами земного царства/государства. Как нам относиться к гражданским властям? Каковы наши обязанности? Какими гражданами хочет нас видеть Бог? Эти вопросы и поднимает Павел в Рим. 13:1–7.

ПРИЗНАВАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Отрывок начинается с такого предписания: Прежде чем приступить к обсуждению этой и других заповедей в 13:1–7, нам нужно сделать краткий обзор этого отрывка, чтобы установить, почему Павел дал такое обобщённое повеление.

Общий принцип

Павел начинает с основания для нашего послушания: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б). Словами «власть» и «власти» переведено греческое эксусиа, что означает «право применять силу». Павел иногда употреблял слово эксусиа, говоря об ангелоподобных существах (Еф. 6:12), поэтому некоторые считают, что апостол и здесь имеет это в виду. Однако в других местах эксусиа относится к земным властям (Лк. 12:11). В Рим. 13:6, 7 Павел говорит об уплате налогов этим властям, поэтому он наверняка имел в виду человеческое правительство. В СЖ сказано: «Каждый человек должен подчиняться правящей власти». Приняв, что Павел говорит здесь о гражданском правительстве, давайте продолжим чтение: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б).

«Установлены»-от тассо, что значит «помещать в порядке, упорядочивать, назначать, предписывать», а также «поставлять» (см. РБО и СЕО). Взглянув на стих 4, мы видим, что земной начальник дважды назван «Божьим слугой». В стихе 6 гражданские начальники названы «Божьими служителями». Если вы никогда не изучали Рим. 13, эти высказывания могут вам показаться странными или даже чрезмерными.

Однако ещё в главе 9, говоря о фараоне, Павел подчёркивал, что Бог осуществляет контроль над земными правителями (ст. 16–18). Павел не первый библейский писатель или провозвестник, заявлявший, что земные правители подчинены Божьему всевластию. Говоря от имени Бога, Соломон писал: «Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду» (Прит. 8:15, 16а). Кир, персидский правитель, язычник, был назван Божьим «пастырем» и Божьим «помазанником» (Ис. 44:28; 45:1). Даниил сказал вавилонскому царю Навуходоносору, что Бог «низвергает царей и поставляет царей» и что «Всевышний владычествует над царством человеческим»
(Дан. 2:21; 4:14). Когда Иисус предстал на суд перед Пилатом, Он сказал римскому прокуратору: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше» (Ин. 19:11а).

Общие замечания

Когда читаешь эти вдохновенные стихи, в голове возникает масса вопросов. А как быть со злыми правителями прошлого и настоящего? Бог их тоже назначал? Их правления тоже были установлены Богом? Мы не можем ответить на все возникающие вопросы, но можем высказать кое-какие замечания о Боге и земных
правительствах.

1. Бог учредил гражданскую власть для блага человечества. Бог учредил дом, семью (Быт. 3) и церковь (Деян. 2), и, как утверждает Рим. 13, Он же является учредителем земного правительства. Он основал гражданскую власть, потому что люди нуждаются в ней.

В стихе 4 говорится, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро». Наши городские, областные и государственные власти, помимо своей главной функции защиты, для нашего благополучия делают то, что нам
самим было бы сделать трудно или даже вовсе невозможно.

2. Всякая гражданская власть существует потому, что Бог позволяет ей существовать. Мы не можем сказать, что Бог ответствен за каждый конкретный земной режим, зато можем утверждать, что он существует только с Божьего изволения.

В прошлом тираны злоупотребляли Рим. 13:1–7, стараясь принудить своих подчинённых к беспрекословному послушанию. Они заявляли, что их режимы угодны Богу. Они приводили цитаты из Рим. 13 и говорили, что
руководители церкви должны публично поддерживать их безбожные планы. Павел учит, что Бог установил принцип земного управления, но не учит, что Бог даёт силу персонально каждому государственному руководителю.

Если Бог учредил земное правительство, означает ли этот факт, что Он одобряет любое правительство? Бог учредил также и семью. Означает ли это, что Ему нравится всякая семья? Нет. Бог учредил церковь. Означает ли это, что Он с одобрением смотрит на каждую общину? Нет (см. Отк. 2:4, 14, 20). Так и не всякое правительство имеет Божью личную печать одобрения.

Всякий государственный деятель, который будет настаивать на слепом повиновении, основываясь на Рим. 13:1–7, должен понимать, что этот текст представляет собой обоюдоострый меч. Он также говорит ему, что он должен быть «Божьим слугой». Слуга имеет обязанности, а особенно слуга Господа!

В Дан. 2:21 сказано, что Бог не только «поставляет царей», но и «низлагает» их. Эта мысль должна отрезвить каждого правителя.

3. Бог даже нечестивое правительство может использовать для осуществления Своих целей. Иногда Бог использует нечестивые народы для осуществления Своих целей. Ассирия была жезлом Божьего гнева для наказания Израиля (Ис. 10:5). Господь использовал Вавилон для наказания Иудеи за её греховность (Иер. 25:9–11). В положительном случае Бог использовал персидского царя Кира, чтобы освободить Иудею из плена (Ис. 44:28-45:7; Езд. 1:1–4). Эти примеры показывают, что Бог может использовать негодные гражданские власти и иногда использует их. Дальше этих утверждений мы идти не имеем права. Всё, что мы знаем, это что Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены.

  • «Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены»…

Пытаясь уйти от силы учения Павла, люди иногда различают «хорошие власти» и «плохие власти». Они говорят: «От нас требуется подчиняться только хорошим правительствам». Изучая Рим. 13:1–7, мы должны помнить о правящей силе в дни Павла: о Римской империи.

Римская империя была «хорошей властью»? Некоторые её аспекты были хорошими, но если вы знакомы с историей Рима, то знаете, что римское правительство было в огромной степени порочным и коррумпированным. Когда Павел писал эти строки, императором был Нерон, которого Р. Белл называет «бесчеловечным чудовищем», виновным в «матереубийстве». И всё же апостол говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (13:1а).

Высказывается мнение, что, когда Павел писал Рим. 13, он симпатизировал римскому правительству, потому что был римским подданным и римские власти обращались с ним по справедливости, но что позже он изменил свои взгляды. Такое предположение есть отрицание богодухновенности и искажение фактов.
Оно игнорирует то, что ещё до написания Послания к римлянам Павел был несправедливо брошен в тюрьму и принял много ударов палками по приказу римских властей (Деян. 16:22–24). Сказать точнее, его три раза били палками (2 Кор. 11:25), что являлось римской формой наказания.

Кроме того, это предположение игнорирует тот факт, что даже после того, как Павел около четырёх лет незаслуженно провёл в заключении по приказу римских властей, он всё равно написал следующие строки: …Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1, 2). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям (Тит. 3:1а).

В самый разгар гонений другой апостол писал: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия: чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:13–17).

Новый Завет последовательно учит, что христианин должен стремиться быть добропорядочным гражданином независимо от того, кто держит бразды политической власти.

УВАЖАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Правление

Памятуя о том, что человеческое начальство установил Бог, давайте рассмотрим текст. Стих 1 начинается так: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (ст. 1а).

«Покорна»-это перевод слова гипотассо, которое, в первую очередь, является военным термином и означает «быть рангом ниже» (гипо [«под»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это слово предполагает покорность, но его значение шире. Оно включает в себя «взаимодействие, верность и готовность повиноваться».

Перевод «подчиняться» (ВП, СЕО, СЖ и др.), пожалуй, лучше передаёт смысл этого слова. Как люди стремятся провести различие между «хорошими властями» и «плохими властями», так они пытаются разграничить «хорошие законы» и «плохие законы». Под «плохими законами» они обычно понимают
законы, которые кажутся им бессмысленными или причиняют им неудобство, возможно, даже трудности.

Они утверждают: «Бог не хочет, чтобы мы подчинялись плохим законам». Время от времени большинство из нас возмущают правительственные правила и директивы. Нас выводят из себя дорожные правила, строительные законы, налоговые инструкции и медленное делопроизводство. Мы чувствуем, как нас душит политическая бюрократия. Тем не менее, нам не дано право проводить различие между «хорошими законами» и «плохими законами». Если это закон, мы должны повиноваться ему.

Есть ли исключение из этого основного принципа? Единственное известное мне исключение-то, что озвучил Пётр. Иудейский синедрион запретил ему и Иоанну учить и проповедовать во имя Иисуса (Деян. 4:18), но они проигнорировали этот приказ. Когда их снова притащили в синедрион, Пётр произнёс вот эти классические слова: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). Как применить этот принцип к нашей теме? Мы должны повиноваться законам страны, если они не противоречат Божьим законам. На ум приходит несколько примеров. В Ветхом Завете Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклоняться золотому истукану (Дан. 3), а Даниил проигнорировал царский указ молиться только ему и никому больше (Дан. 6). В новозаветные времена Антипа был умерщвлён за то, что отказался отречься от веры (Отк. 2:13).

Прежде чем завершить эту мысль, нужно выделить две истины. Во-первых, когда мы повинуемся «больше Богу, нежели людям», то должны приготовиться к негативным последствиям. Вспомните, что произошло с апостолами, с Седрахом, Мисахом и Авденаго, с Даниилом и с Антипой. Во-вторых, если мы не будем скрупулёзно следовать закону, то, когда мы начнём повиноваться «больше Богу, нежели людям», наши действия будут рассматриваться не как выражение позиции совести, а как дополнительное доказательство того, что мы смутьяны.

Пётр писал: «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15, 16).

Значит, правило таково: если местный, областной или государственный закон не нарушает никакого Божьего указания, тогда подчиняйтесь ему. Он нелогичен? Подчиняйтесь ему. Он непоследователен? Подчиняйтесь ему. Он демонстрирует фаворитизм по отношению к одному слою общества? Подчиняйтесь ему.

Джимми Аллен пишет: «Прежде всего мы должны задумываться не над тем, плох ли тот или иной закон, а над тем, нарушает ли этот закон Божье слово? (Деян. 4:19). Если только учеников силой не заставят совершить зло, они должны подчиняться закону, который им самим приносит неприятности».

Причины

1. Потому что Бог учредил земную власть.

Почему мы должны быть «покорны высшим властям»? Мы уже отметили первую причину: земную, человеческую власть учредил Бог. «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божьему установлению» (13:1б, 2а)».

Не повиноваться земным властям - значит фактически противиться Самому Богу. Словом «противящийся» переведено греческое антитассо (анти [«против»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это третье употребление
Павлом слова тассо («устанавливать») в главе 13. Бог «установил» человеческое правительство. В случае гражданских властей мы должны быть под тассо (Божьим «установлением»). Если мы отказываемся делать это, значит мы против тассо (Божьего «установления»).

Коффман отмечает: Христос никогда не возглавлял мятеж, не организовывал подполье, не критиковал
правительство, не принимал сторону иудеев против Рима… Хотя не подлежит сомнению, что Его святые учения оказали глубочайшее влияние на ход истории, оно всегда действовало подобно закваске, а не динамиту.

2. Чтобы избежать наказания.

Павел приводит вторую причину для покорности гражданским властям: чтобы избежать наказания.
«А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (ст. 2б) . Словом «осуждение» переведено
обычное греческое слово со значением «суд»: крима. В СП сказано «…навлекут на себя наказание» (выделено мной-Д.Р.). Следующий стих указывает на то, что Павел прежде всего имел в виду наказание гражданскими властями, но, конечно же, нельзя исключать и божественное наказание, поскольку непокорные выступают против богоданного установления.

Свою мысль Павел продолжает в стихе 3: «Ибо начальствующие страшны [фобос] не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться [фобеомай] власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё». Как правило, даже плохие правительства любят хороших граждан.

Павел добавляет: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (ст. 4а) . «Слуга» - это диаконос-то же слово, которое употреблялось для описания дьяконов, евангелистов и других работников в церкви (Рим. 12:7; 1 Тим. 3:10, 13; 4:6). Конечно, гражданское правительство не «Божий слуга» в том смысле, о котором мы только что сказали. Дьяконы и другие работники в церкви знают, что они служат Богу, и делают это охотно. А гражданские власти обычно не осознают себя Божьими служителями и не принимали никакого решения функционировать в этом качестве. Тем не менее-охотно или неохотно, осознанно или неосознанно-человеческое начальство, как утверждает вдохновенный апостол, есть слуга Господа, «Божий слуга, тебе на добро».

Можно высказать множество возражений: «Разве Павел не знал, какими несправедливыми могут быть гражданские власти, как часто они бывают слугами не добра, а зла?» Не сомневайтесь: Павел прекрасно знал, что отправляющие правосудие могут быть и часто бывают непоследовательными.

В Коринфе римский проконсул Галлион поступил с ним справедливо (Деян. 18:12–16), а вот ранее, в Филиппах, римские власти обошлись с ним жестоко (Деян. 16:19–39).
Позже, в Иерусалиме, римские воины спасли его от разъярённой толпы иудеев (Деян. 21:27–36), но он провёл два года в римской тюрьме в Кесарии (Деян. 24:27), потому что отказался подкупить продажного римского чиновника (Деян. 24:26).
Ещё позже, когда он подал апелляцию кесарю, его римское гражданство спасло его от выдачи иудеям и несомненной в таком случае смерти (Деян. 25:9–12). Однако (согласно невдохновенному преданию) его жизнь закончилась, когда римский меч обезглавил его. (Его мученическая смерть была предсказана во
2 Тим. 4:6–8).

Почему же после таких испытаний Павел говорит, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро»? Потому что это общая истина. Как правило, власти вознаграждают хорошее поведение и наказывают плохое; это им выгодно. Правительство, которое пытается действовать на каком-либо ином основании,
долго не продержится.

В главе 12 подчёркивалось, что мы не должны мстить, но должны передать дело в Божьи руки (см. 12:19).
Один из способов наказания Богом зла в этой жизни-через государственные суды. Слова «не напрасно носит меч» означают, что свои мечи правоохранители носили не для виду. (Один из моих преподавателей говорил: «Они носили их не для того, чтобы намазывать ими масло на хлеб»). Меч мог использоваться и
использовался для борьбы со злом. Это указывает на то, что использование так называемой «смертоносной силы» согласуется с Божьим установлением для гражданских властей. Закон без средств принуждения-всего лишь добрый совет.

Здесь возникают другие сложные вопросы. Бог дал право гражданскому правительству использовать силу для наказания зла, но может ли христианин применять эту силу? Иными словами, может ли христианин занимать политическую должность? Может ли христианин быть полицейским или военным? Что касается последнего вопроса, то в прошлом многие христиане сказали бы «нет». Сегодня же многие (или даже большинство) ответили бы «да».

Подозреваю, что на большинство из нас оказали влияние современные события, причём влияние не меньшее, чем всё, о чём говорит или не говорит Новый Завет. Этот вопрос принято считать делом совести, и
каждый христианин сам решает, какова Божья воля в отношении него. (То, как мы должны вести себя с собратьями христианами, которые не согласны с нами в вопросах мнения, рассматривается в Рим. 14).

Дискуссиям по этим и подобным вопросам можно посвятить бессчётное количество страниц, но всё это практически не имеет отношения к главной мысли Павла в Рим. 13:4. Павел подчёркивает, что одна из причин, почему нужно повиноваться законам страны, такова, что за неповиновение вы будете наказаны.

3. «По совести» .

А что если вы уверены, что можете нарушить закон и не попасться, избежав тем самым наказания? Об этой возможности Павел говорит в стихе 5: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Совесть-это богоданная способность внутри каждого из нас, которая помогает отличать правильное от неправильного.

Некоторые не превышают скорость только потому, что боятся штрафа; некоторые платят подоходные налоги лишь потому, что боятся судебного преследования. Павел говорит, что мы должны повиноваться властям не просто потому, что так безопаснее, но и потому, что так правильно,-потому что это то, чего хочет от нас Бог. Подобно Павлу, мы должны стремиться «иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

ОТНОСИТЕСЬ К ВЛАСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО!

В стихах 1–4 Павел установил общие принципы отношений христианина с земным правительством: мы должны повиноваться законам страны; мы должны быть добропорядочными гражданами. В стихах 6 и 7 апостол даёт конкретные указания, что значит быть добропорядочными гражданами.

Платите налоги

Стих 6 говорит: «Для этого [поскольку земные власти установлены Богом] вы и подати [от форос] платите, ибо они Божии служители, именно этим постоянно занятые».

«Служители»-в греческом другое слово, нежели то, что в стихе 4 переведено как «слуга». Это множе-
ственное число от лейтургос-«слова, которым обычно называли тех, кто исполнял работу священника» (Брискоу). Это слово подчёркивает тот факт, что «земные правители, которые, хотя и не все действуют сознательно как Божьи слуги, всё же исполняют функции, предписанные Богом» (Вайн).

Фраза «именно этим постоянно занятые» означает то, что Павел сказал (прямо или косвенно) об обязанностях человеческих властей: защищать своих граждан и предоставлять им услуги, которые они сами себе предоставить не могут. Потому, что земное правительство было установлено Богом, и потому, что государственные работники (в определённом смысле) осуществляют Божье предназначение, мы должны платить налоги. Джон Стотт отмечает, что люди спорят о том, сколько правительства нам
нужно (что влияет на объем налогов, которые мы платим), но «все согласны… что есть некоторые услуги, которые должно предоставлять государство, что за них нужно платить и что это делает налоги необходимыми».

Наставление платить налоги в этом разговоре не попутная мысль. В предыдущих стихах Павел заложил основание для такого вывода. Как отмечалось во вступлении к этому уроку, иудеи терпеть не могли платить налоги Риму. Тем не менее, Павел настаивает, что это нужно делать. Если мы не платим налоги, мы не только обманываем государство, не внося свою честную долю, но и не повинуемся Богу.

Часто можно услышать и другое возражение: «Но если я плачу налоги, то я финансирую нечестивые дела, в которых участвуют власти!». Позвольте мне напомнить вам слова Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (Лк. 20:25). К тому же не забывайте, что Павел, прежде всего, говорил об уплате налогов языческой Римской империи, высшие власти которой погрязли в политической коррупции, а чиновники использовали государственные деньги не по назначению. И всё же Иисус и Павел говорили, что платить налоги нужно. Наша обязанность-платить налоги, а обязанность чиновников-мудро расходовать деньги. Если они не выполняют своих обязанностей, это не освобождает нас от наших.

В стихе 7 Павел усиливает свою мысль. Вот начало стиха: «Итак, отдавайте всякому должное». Учитывая контекст, «всякому» здесь означает гражданские власти-от низших до высших, от самых незначительных до самых важных. «Отдавайте»–в греческом то же самое слово, что употребил Иисус, когда сказал: «Отдавайте кесарево кесарю». «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать-подать; кому оброк-оброк» (ст. 7а, б).

«Подать»-по-гречески форос. Это слово встречается в стихе 6, а также в вопросе, заданном Иисусу в Лк. 20:22. Форос означает «дань, которую платил покорённый народ» (Вайн). «Оброк», телос, «в своём втором значении означает “то, что платится для общественных нужд, сбор, налог, таможенная пошлина”» (Вайн).

Между этими двумя греческими словами трудно увидеть разницу. Возможно, Павел употребил оба эти слова, чтобы с их помощью охватить все налоги, как официальные, так и скрытые. Весть ясна: христиане должны платить налоги.

Проявляйте уважение к государственным служащим

Затем Павел добавляет требование, которое для некоторых труднее, чем уплата налогов: «Кому страх-страх; кому честь-честь» (ст. 7в). «Страх»-это по-гречески фобос, слово, имеющее много смысловых оттенков. Оно употреблено в стихах 3 и 4, где говорится о страхе наказания, но в стихе 7 оно подчёркивает нечто другое. «Уважение» лучше выражает заложенную здесь мысль (см. РБО; СП). «Честь» (тимэ), означает то, что считается ценным. Не забывайте, что в данном контексте Павел говорит о государственных служащих.

И, наконец, последнее возможное возражение: «Но я не могу проявлять уважение к определённому чиновнику и отказываюсь оказывать ему честь. Он бесчестный и аморальный человек!» Я снова напоминаю вам, что Павел говорил о чиновниках в римском правительстве, многие из которых были чрезвычайно коррумпированы и аморальны. Когда Пётр сказал: «Царя чтите [от тимэ]» (1 Пет. 2:17),-он имел
в виду нечестивого римского императора Нерона. Как говорится, если вы не можете уважать человека, уважайте хотя бы должность.

Прежде чем распрощаться со стихом 7, хочу заметить, что сказанное применимо и к другим лицам, наделённым определёнными полномочиями,-к родителям, руководству учебных заведений, начальникам на работе, старейшинам и мужьям. В каждом обществе есть люди, которые почти или совсем не уважают власти. Им бы Павел сказал: «Отдавайте каждому должное… кому-уважение, кому-почёт» (СП;
выделено мной-Д.Р.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как подвести итог учению Павла в Рим. 13:1–7? Уильям Баркли делает это так: В государстве Павел видел инструмент в Божьих руках, оберегающий мир от хаоса. Те, кто управлял государственными делами, играли свою роль в грандиозном деле. Знали они это или нет, но они выполняли Божью работу, и долгом христианина было помогать, а не мешать.

Конечно, в Рим. 13:1–7 Павел не исчерпал тему отношения христианина к земным властям. Например, в этом отрывке он ничего не говорит о молитве за стоящих у власти, как делает это в 1 Тим. 2:1, 2.19 Прибавив 1 Тим. 2 к Рим. 13, можно сказать, что основные обязанности христианина перед властями-это
«платить налоги, молиться и повиноваться». А что сверх того, то дело личной совести.

Сатана и власти

Относительно земных правительств, думаю, будет к месту высказать несколько конкретных замечаний. Во-первых, нам нужно знать, что сатана часто использует власти для собственных целей. Но даже в таком
случае Бог контролирует ситуацию и осуществляет Свои замыслы. Например, дьявол использовал иудейские и римские власти, чтобы умертвить Иисуса. Тем не менее, Бог не утратил контроля над ситуацией, поскольку Распятие было важнейшей частью Его предвечного плана. Таким же образом сатана использовал римские власти, чтобы бросить Павла и Силу в темницу, подвергнув их порке, но Бог использовал этот случай, чтобы обратить темничного стража и его домашних (см. Деян. 16:16–34).

Рассмотрим ещё один, последний, пример: дьявол, несомненно, думал, что нейтрализует Павла, когда с помощью римских властей на многие годы заключил его в тюрьму. Однако заключение апостола дало ему возможность проповедовать правителям и царю (Деян. 24:24, 25; 25:23; 26:1–29). Затем Павла доставили в Рим, где он, будучи в узах, учил и проповедовал, в результате чего евангелие достигло даже кесарева дома (Фил. 4:22). В Рим. 13:1–7 Павел не ставил перед собой цель разбирать сложные вопросы, как Бог использует дьявольские власти, чтобы всё обратить ко благу, или как Он может, вопреки их желаниям, осуществлять Свои планы. Апостол просто утверждал общий принцип, что Бог установил земное правительство и использует его для осуществления Своих замыслов.

Я живу в стране, где сравнительно легко уважать государственные власти и подчиняться им, но мне известно, что в некоторых странах трудней исполнять указания Павла. Я бы очень хотел ответить на все вопросы, которые могут у вас возникнуть, но не могу. Всё, что я могу, это сделать учение Павла как можно яснее. А дальше вы сами применяйте его к своей ситуации. Да пребудет с вами Бог в этом стремлении.

Дэвид Ропер

Advertisements

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ НЕ ОСТАВЛЯЕТ СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ О ВЛАСТИ ИМЕЕТ В ВИДУ ПОДЧИНЕНИЕ НЕ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ, А ТОЛЬКО ТОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ СПРАВЕДЛИВО И РАЗУМНО ИСПОЛНЯЕТ ЗАКОН, НЕ ПРОТИВИТСЯ ХРИСТИАНСКОЙ СОВЕСТИ, СООТВЕТСТВУЕТ БОЖЕСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДЯМ, ПОВЕЛЕНИЯМ И НАСТАВЛЕНИЯМ.

Так, например, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но О САМОЙ ВЛАСТИ (выделено - П.Д.). Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит. 19: 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу».

Иеросхимонах Ефрем пишет: «...установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что “всякая власть от Бога”, необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: “Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены” (Рим.13:1); “Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро” (Рим. 13:4).

Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: “Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня” (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5: 29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя. “Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего” (Еф. 6: 12). Мироправители тьмы века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель ».

ДОПОЛНЕНИЕ: дословный перевод Рим. 13:1 с греческого текста: «не ведь есть власть, если не от Бога, - однако существующие от Бога установлены есть» (Рим. 13:1). Синодальный перевод: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13: 1). Следует отметить, что греческий предлог, переведённый на русский язык, как «от», имеет и другие значения, в том числе и «под». Вообще, власть (как возможность что-либо совершать), с одной стороны, установлена Богом, т.е. получена от Бога, попущена Богом. С другой стороны, все мы ходим под Богом, в том числе и власть (начальствующие). Здесь «под» - признак подчиненности, поскольку Бог - «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2: 10) и является «властвующим над всякою властью» (3 Мак 7:7). В связи с этим «земная власть» и от Бога, и под Богом (т.е. получена от Бога и находится под Его властью)!

«Революционеры не делают революций. Революционеры лишь замечают, что власть лежит на улице, и поднимают ее», — заметила как-то Ханна Арендт, немецко-американский философ и политолог.

В России это выражение связывается прежде всего с 1917 годом и нередко приписывается Ленину. Первое верно — так стали у нас говорить именно после Февраля 17-го. Однако Ленин, хотя и подобрал бесхозную власть, выражением этим не пользовался. Зато к нему неоднократно прибегали эсеры. Их лидер Виктор Чернов вспоминал: «Очень часто даже от министров (Временного правительства) приходилось слышать: если власть не валяется на улице, то она будет валяться, что всякий, кому не лень, может нагнуться и эту власть подобрать и ею овладеть».

Это выражение было заимствовано из французского языка («Le pouvoir est dans la rue»). В XIX веке власть не раз и не два лежала на улицах Парижа — в июле 1830-го, в феврале и июне 1848-го, осенью 1870-го. Последний раз это случилось — так, во всяком случае, казалось участникам событий, — в 1968 году, когда парижская «Фигаро» от 15 мая вышла под шапкой «ВЛАСТЬ ЛЕЖИТ НА УЛИЦЕ».

Можно вспомнить предсказание Гитлера: «Национал-социализм станет хозяином улицы, а потом и хозяином государства» («Моя борьба», 1925-1927). Геббельс превратил эту мысль в лозунг: «Кто овладеет улицей, овладеет и государством» (речь на съезде нацистской партии в Нюрнберге, август 1927 г.).

Но вернемся в XIX век. Родион Раскольников, русский студент 60-х годов, восклицал: «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!» («Преступление и наказание», 1866). Раскольников, как известно, равнялся на Наполеона: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Менее известно, что фраза Раскольникова о власти, которую нужно поднять с земли, тоже восходит к Наполеону. В декабре 1804 г. Бонапарт возложил на себя императорскую корону. Наследственные монархи объявили его узурпатором, однако сам он считал иначе: «Я нашел корону Франции на земле и поднял ее». Так передает слова нового императора мадам де Сталь в «Размышлениях о Французской революции». Другой вариант этой фразы приводит граф де Сегюр в своих мемуарах: «Разве мы бандиты, и я — не более чем узурпатор? Я никого не свергал с трона; я нашел корону в сточной канаве и поднял ее, а народ возложил ее на мою голову». В изгнании, на о-ве Св. Елены, Наполеон повторял: «Я не узурпировал корону: я поднял ее из сточной канавы» (запись Э. Лас Казеса 14-18 сентября 1815 г.).

В 1888 г. той же метафорой воспользовался Энгельс в своем знаменитом прогнозе хода будущей всемирной войны. В предисловии к брошюре С. Боркхейма «На память ура-патриотам 1806-1807 годов» он предсказывал «крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны». Энгельс, можно сказать, перекидывал мостик от 1800-х годов к 1917-му и 1918-му.

Но и метафора Наполеона принадлежит ему лишь отчасти: в поисках ее истоков мы приходим к античности. Полководец Александра Македонского Селевк, который в 321 г. до н.э. стал царем Сирии, говорил: «Тот, кто знает, как тяжел царский скипетр, не стал бы его поднимать, когда бы нашел его валяющимся на земле». Во всяком случае, так передает его слова Плутарх в трактате «Должен ли старец вмешиваться в государственные дела».

Другой вариант этого изречения приписывался македонскому царю Деметрию Полиоркету (ок. 327 — 283 до н.э.): «Если бы я знал, чего стоит царская власть, я не наклонился бы поднять упавшую диадему». Царская диадема, напомню, — предшественница королевской короны.

В 1991 году власть валялась на улицах Москвы. Лет десять спустя Юрий Шевчук написал песню «Мама, это рок-н-ролл», в которой не без ностальгии вспоминал:

«Были времена и получше
Были и почестней,
Догорали дожди да веселые путчи,
Умирали ночи без дней (...)
Когда власть валялась на улице
На глазах у трезвых бичей».

В 2004 году власть лежала на улицах Киева, совсем недавно — на улицах Каира. Но, как говорил Станислав Ежи Лец, «если власть лежит на улице, стоит поинтересоваться, в каком она состоянии».
Есть у него и другой афоризм на ту же тему: «В некой стране литератор C. сообщил мне: «Власть лежит на улице». — «Спешить некуда, — ответил я, — здесь не убирают улиц».

Константин Душенко.

Вопрос: Здравствуйте! В последнее время в христианских СМИ часто можно встретить статьи и высказывания уважаемых христианских деятелей о политических событиях в стране, в целом о власти и ее решениях. Я совсем не против оценки или даже критики власти если на то есть веские причины, но меня смущает «тон» в котором выражаются братья служители. Возможно это мое субъективное мнение, я конечно не вижу сердец авторов, но складывается впечатление будто в Библии не существует учения о почитании и уважительном отношении к Богом поставленной власти. В статьях заметно открытое неуважение, и даже поношение на правящих в стране. Не станет ли это соблазном для многих неокрепших верующих, которые могут сформировать собственное отношение к власти на основании таких статей. Есть ли в Библии границы, которые нельзя переступать, когда мы беремся критиковать власть? Спасибо.

Ответ: Приветствую вас уважаемый брат Денис. Слава Богу за всё. Прекрасная тема. Спасибо вам, брат Денис за вопрос.

Вопрос очень важный. Взаимоотношения христианина и власти. Христианин, как гражданин. Как примирить законы Небесного Царства и законы земного царства. Это вопросы, которые даже не обсуждаются в нашем обществе. В обществе не обсуждается вопрос прав и свобод личности. Нет в нашем историческом опыте, нет в нашей исторической религии и общественном устройстве места личности. Нет и культуры отношения гражданина и человека власти. Язык христианина, тон его речей, безусловно, должен быть достойным, выражать мудрость, уважение к собеседнику, кем бы он ни был. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ». Еф.4:29.

Не прошли бесследно десятилетия революционного террора. Разгул насилия, через который прошла вся страна, деформировал личность. Деформировал язык. Надо признать сей факт. Основная причина такого морального распада кроется в атеизме, в воинствующем безбожии. В историческом буйстве ненависти, коренится наша безнравственность. Вы обеспокоены непочтительным отношением к людям власти. Достойно. Но в таком непочтении к народу замечены и люди власти. Вопрос правомочный. Имеет ли право человек, облечённый властью лгать? Имеет ли право человек власти воровать? Имеет ли право человек власти совершать насилие? Вот к примеру, вы как христианин, обличаете во грехе воровства своего соседа. Мол, нельзя, Господь дал заповедь: «Не кради»! И вдруг узнаёте, что сосед ваш, председатель городской Думы. Что делать? Вспомните Чехова. «Хамелеон». «Чья собачка. Почему без поводка. Почему одна, почему кусает человека»? «Собака губернатора, вроде…». И вот уже поворот. «Кто ты? Почему на площади. Почему собачку обижаешь»?

Мы не сомневаемся, что человек обязан соблюдать нормы общественного порядка, законы страны. И сомневаемся, что эти самые нормы также властны над людьми, наделёнными властью. Это неверно. Верховенство Закона над всеми социальными группами общества, города или страны является непреложным. Я не нашёл в Библии предписания об особом отношении к людям власти. Напротив, Бог устами апостола Иакова показывает греховность такого отношения. Возвышение одних, неизбежно ведёт к унижению других. Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи! Христос и Его апостолы строго обличали лицеприятие. «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями »? Иак.2:2-4. Пиетет перед земной властью не есть заповедь Бога. Вот, что например, говорит святой апостол Пётр. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите ». 1Пет.2:17. Прекрасное, ёмкое наставление. Почитание, как выражение признания то же, что и почтение, во-первых, апостол предписывает оказывать всем , и лишь в последнюю очередь царю. Вот слова Закона в устах Иисуса Христа.

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ». Матф.22:36-40.

Я для верности прочитал весь Закон. Удивительно. Поклоняться нужно только Богу. Почитать отца и мать. И ни слова о людях во власти. Я намеренно отделяю власть как институт, от людей исполняющих властные полномочия. Замечено. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно». Абсолютная власть возникает как раз тогда, когда люди смешивают понятия власти, которая от Бога, с людьми наделёнными полномочиями.

Возникает вопрос. Если люди власти должны, соблюдать закон, как и все прочие, кто контролирует этот процесс? Перед кем отчитываются люди власти? Кто правомочен предъявить людям власти обвинение, потребовать отчёт, и вменить наказание, когда люди власти используют полномочия не по назначению? Российская Конституция декларирует основополагающий принцип устройства Российской Федерации.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

При таком положении дел, о ком ваше беспокойство, брат Денис? Ведь если стать рассматривать положение вещей, как следует из Конституции РФ, окажется, что критика власти, есть право и обязанность человека в России. А люди власти обязаны исполнять указания народа. Народ вручает некоторым людям полномочия, и народ лишает этих полномочий. Если следовать нашей Конституции, то чиновник должен уступить дорогу народу, и полицейский должен бежать на помощь человеку, попавшему в беду, и судья должен судить по закону невзирая на лица. Чиновник не имеет права обижаться на критику. Чиновник не имеет права критиковать народ. Чиновник обязан служить народу. Народ не обязан служить чиновнику. Когда народ выражает своё возмущение, даже если выходит на площадь, он просто следует норме Конституции. Когда полицейские избивают народ, они совершают преступление.

Оставим Конституцию. Её всё равно никто не читает. У христиан есть высшая Конституция, Слово Божье. Замечу, что это не фигура речи. Апостолы в своё время были чутки к голосу Духа Святого, и почитали за честь пострадать за свидетельство о Христе. Почему пришлось пострадать? Потому что проявили непослушание власти. «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога »? Деян.4:19. Вот где пролегает граница дозволенного и недозволенного. Слушаем ли мы Бога? Послушны ли мы Богу – даже если при этом нарушаем запреты власти земной. Давайте честно взглянем правде в лицо. Мы безгласны, потому что нам покой милей, чем жертвенное исполнение слова Господа. Нам молчание милей, ибо оно не сулит нам никаких потрясений. И власть уже без стеснения определяет границы Царства Божьего, место Церкви. Это ведь звенья одной цепи, когда в послушании власти, мы принимаем их решения за решения Божьи, и вот они уже не только регламентируют территорию твоего проживания, но они определяют пределы твоих мыслей, границы твоей веры.

Господь Иисус Христос даёт нам наилучший пример святой жизни на земле. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды ». Матф.23:24,25. Попробуйте выслушать их, как будто они обращены к вам. Для нежного слуха святого начальника, это богохульство. Эти слова так возмутили высоколобых чекистов в Иудее, что они убедили Пилата распять Иисуса. Но эти слова есть Истина, их произносит «Бог, пришедший во плоти»! Или вот Его слово, обращённое к начальникам. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну »? Матф.23:33. И ещё: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне ». Иоан.8:43-45. Такие слова произносятся в определённом состоянии. И о Христе так сказано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит… ». Мар.3:5. Приводя такие тексты Писания, я нахожу для себя, и для моих братьев христиан, естественным выражение критики, естественным проявление несогласия, в том числе и мирного протеста, в случае насилия, преследования, угнетения ближнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ». Иоан.15:13.

Почему мы, воины Христовы сдаём позиции там, где нам не дозволено сдавать, даже если для этого придётся сложить головы? Мы христиане, не претендуем на территорию государства. Мы не политическая партия. Мы не боремся за власть. Но готовы ли мы отстаивать свою власть на территорию духа? Ведь именно такое поручение нам дал наш Господь. «Идите по всем миру! Проповедуйте Евангелие царства Божьего»!

Замечу, что наша речь, наши слова, не должны быть бездумным выражением эмоций, проявлением гнева, тем более ненависти. Христианина отличала и отличает трезвость ума, свобода ото лжи, от власти временной, греховной, земной. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» . Кол.4:5,6. Как мы понимаем это пасторское наставление: «Со внешними обходитесь благоразумно»? Не кажется ли вам, что нам и в голову не приходит наша активность в отношении со внешними? И благоразумие наше скорее приспособленчество. «Моя хата с краю, я ничего не знаю». А как вам такое слово святого апостола.

«Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». 1Кор.2:15,16. Имея ум Христов, и имея право судить обо всём, мы естественно обязаны такие суждения выносить в публичное пространство. Или ум Христов помогает нам найти норку, в которой нам уютно и подобно «пескарю премудрому» безопасно?

Как же нам при такой мудрости исполнить повеление Господа. «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ». Иез.33:8.

Человек Божий обязан рассказать людям, в том числе и людям во власти, о Божьем законе, и об ответственности за нарушение Божьего Закона. Никаким представителям власти не позволено нарушать законы Божьи. Кто же расскажет им об этом? Это поручение Христа. Всякий исполняющий Его поручение, есть Его ученик.

При этом, рассуждая с вами о важнейшем вопросе, о месте христианина в гражданском обществе, перед глазами моими, в сердце моём Христос, посвятивший Себя за нас, призывающий нас достигать совершенство, постигая его святой Закон.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме .

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . Матф.5:9-16.

Из наследия Оптинских старцев


Может ли и должен ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Можно ли совмещать дорогу к Богу с восхождением по ступенькам карьерной лестницы? Искать ли начальственных должностей или отказываться от них?


Преподобный Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном росте. В его книге нет советов о том, как сделать карьеру. Похоже, что мысль о социальной успешности мало занимала святых отцов. Они думали о спасении своих чад, а не об их земном процветании. Но разве нельзя это совмещать? Ведь это было бы так прекрасно: процветающий, социально успешный человек делает карьеру, при этом духовно растет и легко спасается.


Что говорят нам Оптинские старцы по этому поводу?


Преподобный Амвросий советовал:


«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится; это и есть жить проще».


«Нужно жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение».


Как это – не тужить?


«Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».


И еще старец напоминал:


«За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана тебе ради твоей пользы. Повторяй себе: “Я и той доли не стою, которою в настоящее время наградил меня Господь».


Мы часто забываем, что Господь ведет нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором преподобный Варсонофий Оптинский говорил:


«У кого в душе мир, тому и на каторге рай»;


«Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».


Святые отцы определяли Промысл Божий как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность зависят от Промысла Божия.


Оптинские старцы хорошо различали ситуации, когда Промысл Божий ставит человека руководителем, а когда человек сам домогается власти.


Преподобный Амвросий подчеркивал различие между теми, кто получил власть законным путем, и теми, кто ее «восхитил незаконно»:


«Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают».


Старец предупреждал:


«По опыту знаю я, что тяжелый начальнический крест вдвое тяжелым становится тем, кто желал начальства, и вовсе бывает неудобоносим для тех, кто добивается оного».


Также преподобный Амвросий отмечал, что поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу:


«Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святого, как свидетельствует апостол (см.: 1 Кор. 12: 28)».


Старец Макарий писал, что самому не нужно искать высокой должности, но и отказываться, если она будет предложена, не стоит:


«Касательно должностей или послушаний честолюбивых – должно уклоняться и самому не наскакивать, а когда будет звание Божие, то не без погрешения будет и противление. Святой Григорий Богослов велит не наскакивать на начальство, но и не отрицаться, а иначе может превратиться весь иерархический порядок. Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой, который не может соответствовать назначению, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа. Нам кажется, что мы уклоняемся от скорбей, предлежащих в послушании, и потому в этом случае надобно по молитве, с извещенною верою иметь совет. Хорошо, если бы у нас был такой залог смирения, что мы считали бы себя не только недостойными таковых начальств, но и проходящих оные ублажали бы, яко находящихся в подвиге терпения; а как мы иногда смотрим на них осудительным оком, а сами тайно стяжаваем фарисея, то какая польза от сего?»


Старец Иосиф утешает свое чадо, сомневающееся в том, что справится с высокой начальственной должностью:


«Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает».


И советует не предаваться скорби и отчаянию, что непосильна эта должность, а возложить свою печаль на Господа и от Него Единого ждать помощи и утешения:


«Скорбите о своем начальствовании, и приходят вам мысли, не согрешили ли вы тем, что взялись за это непосильное для вас дело. Видя обстоятельства, при которых вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. А что дело это для вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единого искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и вами, и вашими делами, так что вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: “Дивны дела Твои, Господи! (Пс. 138: 14). Вся Премудростию творил и теперь творишь со мною, грешною и недостойною рабою Твоею!”


Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое бессилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуда-не-годность и всем сердцем обращались бы к Нему и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит через святого пророка Давида: “Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя” (Пс. 49: 15). И еще говорил: “Сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9).


И святой апостол Павел о себе сказал: “Егда немощствую, тогда я и силен” – то есть силен всесильною благодатиею Божиею. Когда человек в чувстве сердца, как беспомощный ребенок, взывает ко Господу: “Помози, пощади, спаси!” – тогда Господь, по беспредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающего грешника. И Сам Он сказал в утешение нам грешным: “Скорее забудет мать исчадие свое, Аз же не забуду” (Ис. 49: 15)».


Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал принять возлагаемый начальнический крест как послушание и не снимать его самолично, так как Господь возлагает его на пользу душе нашей и других:


«Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже двадцать лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произволения и расположения сердца».


Когда духовное чадо жалуется преподобному Иосифу на скорби, сопутствующие его начальствующей должности, старец отвечает, что без скорбей прожить нельзя. А если попытаться самочинно скинуть дарованный Господом крест, то скорби могут только усугубиться:


«Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы можете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может; напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: “Побежишь от волка – нападешь на медведя”.


И Господь наш Иисус Христос во святом Евангелии нигде не заповедал Своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: “В терпении вашем стяжите души ваша” и “Претерпевый до конца, той спасен будет”. И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. Все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. А потому и вы, честнейшая матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге небесном, не отрицайтесь нести иго начальствования, возложенное на вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его святую волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает».


Старец Иосиф отмечал, что начальствующим особенно потребна мудрость:


«Господь сказал: “Будите мудры, яко змии”. Начальствующим мудрость в особенности потребна».


Также старец предупреждал, что, ожидая помощи от Господа, следует хранить свою совесть, то есть стараться жить и действовать так, чтобы угрызения совести не мучили. Поступать в каждом случае по заповедям. А в случае преткновений не унывать, а каяться и исправляться:


«Только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяние с твердою надеждою на милосердие Божие».


На просьбу научить правильно обращаться с подчиненными преподобный Иосиф советовал каждый раз просить помощи и вразумления у Бога:


«Тебя Господь да вразумит, как с ними обращаться, каким способом, и слово даст тебе на пользу им. Когда хочешь говорить им что, не забывай прежде мысленно у Бога помощи и вразумления просить».


На вопрос духовного чада, можно ли делать замечания неисправным, критиковать недостатки, старец Иосиф советовал стараться делать такие замечания без раздражения:


«Недостатки можно высказывать, если со смирением принимает это, или как-нибудь приводить к сознанию»;


«Когда нужно, то неисправным надо делать замечание, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться или что перед сном. Старайся только без раздражения делать. А если видишь, что та, которой сделала замечание, осталась смущена, то положи за нее несколько поклонов».


Преподобный Амвросий также никогда не благословлял делать замечания или выговоры во время смущения и рассказывал, как у архимандрита Моисея был келейник отец Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечает ничего. Отец Нифонт приходит к нему и все ждет выговора, а архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Раз как-то отец Нифонт пришел к архимандриту очень веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать».


Когда духовное чадо признавался старцу Амвросию, что скорбит, когда замечает в начальствующих страсти, которые плохо воздействуют на подчиненных, старец отвечал, что бесстрастных людей очень мало. Но нужно все-таки стараться жить и действовать по Богу, тогда и Господь подаст Свою помощь:


«На земле людей бесстрастных очень мало, а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица по возможному исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов: “Браздами и уздою челюсти их восстягнеши не приближающихся к Тебе” – то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь».


Своему чаду, назначенному на должность начальствующего, преподобный Амвросий советовал:


«Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай, как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее».


Так что же, Лествица или карьерная лестница? Возможно ли подниматься одновременно по обеим? Может ли и должен ли быть социально успешным верующий воцерковленный человек?


Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств:


«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».


Господь, Которому все возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для Своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведет верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия.


Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжелые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу».


Апостол Павел писал:


«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».


Значит, от нас зависит трудиться, а Господь Сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведет такие искушения от Своего верного чада.


Лучше спастись, будучи скромным служащим, чем погибнуть, будучи президентом компании. Поэтому переживать за верующих, что не все из них социально и профессионально успешны, не все достигли высот карьеры, – значит не верить в Промысл Божий о каждом человеке. Забывать, что Господь Своим ученикам обещал спасение, а не земные блага, не социальную успешность.


И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице.