Письмо веры печорину. Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю

После прочтения письма Веры к Печорину мы понимаем, что сердце главного героя не «камень». Он всегда был любим женщинами. И однажды, сам испытал это чувство. Его избранницей стала Вера. В романе она появляется, как напоминание о пылкой молодости Печорина. Она также стала жертвой его необычного характера. Но только, в отличие от других, их стремления были взаимны. История их любви печальна. Печорин сильно и глубоко любил Веру. Но его чувства принесли ей много страданий и горя.
В прощальном письме к Печорину, героиня романа говорит: «…ты любишь меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Главный герой ценит Веру за то, что только она поняла его, за ее искренность и отношение к себе.
Очерствевшее сердце Печорина страстно откликается на любовь этой женщины. При одной мысли, что он может навсегда потерять ее, Вера становится для него дороже всего на свете. Он мчится за ней – хочет ее догнать, а, может быть, даже настигнуть и свою судьбу, все то, что некогда потерял. И когда его конь рухнул, Печорин «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».
Письмо Веры явилось прощанием и, вместе с тем, исповедью женщины, которая долгое время любила Печорина, хорошо знала его характер и проникла во все тайны его души. В нем героиня высказала все, что накопилось у нее на сердце. С самого начала она поняла, что любовь Печорина эгоистична, что она не принесет ей счастья.
Покорившись Печорину, Вера признается в письме, что нем есть что-то «особенное…ему одному свойственно, что-то гордое и таинственное». В его голосе – «власть непобедимая». Даже зло в нем привлекательно, а взор обещает только блаженство. Но все это оказывается обманом.
Тем не менее, Вера – единственная женщина, которую спустя годы Печорин любит и не мыслит остаться без нее. После долгой разлуки с Верой герой, как и прежде, услышал трепет своего сердца: звуки ее милого голоса возродили прежнее чувство. В ее сердце живет большая и чистая любовь.
Несмотря на их взаимные чувства, отношения у этих людей не сложились. За время их любви Вера сменила мужей, не любя ни одного, ни другого. Вера уверена в себе.
Жестокость логики в жизни подчеркивает эпизод письма. Убит Грушницкий; и на Печорина Обрушивается новый удар – потеря Веры. Конь не выдерживает безумной скачки. Печорин пешком возвращается в Кисловодск, где засыпает «сном Наполеона после Ватерлоо». После всем известной битвы, Наполеон проспал более полутора суток, проиграв. Так и наш герой.
Истощив все душевные силы, Вера не способна полюбить вновь. Она поняла, что погибла, но это не волнует ее. «Для тебя я потеряла все на свете», - так заканчивается ее письмо.

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера. Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер...

    План I история души человеческой. II … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери») 1…. Человек замечательный по многим причинам а) он скептик и материалист б) он плакал над умирающим солдатом в) у него был...

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы.

Через образ главного героя романа, Григория Печорина, автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века. С большой психологической точностью изображается в романе чувство любви. Этим чувством проникнуты многие страницы произведения.

Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной. В обычной трактовке образа Печорин представляется героем с «холодным сердцем», не способным любить. Но в романе есть женский образ, который не позволяет так однозначно судить о Печорине. Это образ Веры.

Для главного героя Вера выделяется из числа всех женщин. Она «единственная женщина в мире», которую он «не в силах был бы обмануть». Кроме того, Вера - единственный человек в романе, который действительно понимает Печорина. Она принимает его таким, какой он есть, с его пороками и двойственностью: «никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Письмо Веры композиционно располагается ближе к финалу повести «Княжна Мери». Этот фрагмент выполняет две задачи в повествовании. Во-первых, он раскрывает всю силу прекрасной женской души, способной на чистую и безответную любовь. Вторая задача письма – более глубокое понимание характера Печорина. По сути, в письме речь идёт о тех самых чертах, которые открывает в себе и о которых рассуждает главный герой: сомнение, равнодушие, индивидуализм, власть над чужими чувствами. Вера как будто откликается на его признания.

Сравним некоторые высказывания Печорина с текстом Вериного письма.

Печорин спрашивает себя: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» Как бы отвечая на этот вопрос, Вера пишет: «…ни в ком зло не бывает так привлекательно…». Печорин: «Я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!» Вера откликается: «…никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым...» Григорий Александрович признается: «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на моём пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душеные силы». А Вера подтверждает: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Печорин: «Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…» Вера: «…ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды».

Воистину, эта героиня имела право сказать, что «проникла во все тайны души Печорина». Так прислушаемся же к тому, что говорит о главном герое женщина, которая поняла его лучше всех: «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! Но в твоей природе есть что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая…никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

В последней фразе раскрывается очень важная мысль. Печорин не может признаться самому себе в том, что он несчастлив. Он продолжает заниматься самообманом и двигаться к пропасти. И Вера, которая так нежно и беззаветно любила Григория Александровича, смогла понять это и предупредить своего возлюбленного. Но он не прислушался к ее словам.

Любовь Веры оказывается сильнее холодного разума и тонкого расчета Печорина: «… ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты поймёшь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий»; «моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Потерять всё ради любви – позиция, противоположная печоринской. Так, образ Веры противопоставляется Печорину.

Но и герой не остается равнодушным к такому проявлению чувств, какое выказала Вера в своем письме: «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!», «я упал на мокрую траву и заплакал как ребёнок».

До сих пор Печорин сам нередко становился причиной чужих слез: плакал Казбич, потеряв коня, почти до слёз доводил Печорин Азамата, плакала Бэла, слепой мальчик, княжна Мери и княгиня Лиговская. Но лишь эти слезы, слезы от потери Веры – знак истинности и искренности чувства того, кто с рассудочным хладнокровием взирал на слезы других. Это уже потом, когда «мысли придут в обычный порядок», Печорину удастся убедить себя в бессмысленности погони «за потерянным счастьем», он даже цинично отметит: «…приятно, что я могу плакать». И всё же переживания, связанные с потерей Веры, – ярчайшее подтверждение того, что, по выражению Белинского, «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля».


Приветствую, мой милый друг Григорий Александрович!
Как служба твоя? Из последних новостей мне стало известно, что ты вновь отличился, и на этот раз – бог ты мой! – бесполезной дуэлью, да ещё с кем! С этим гнусным типом Грушницким, что нравится лишь бестолковым провинциалкам. Хоть ты и отличаешься довольно знойным характером, но это же ведь не повод размахивать оружием. И нет уж, поверь мне, дорогой братец, в этом нет никакого романтизма, в полёте пули чистейшая физика, и на курок не нажимают нравственные ценности. Да, пускай Грушницкий глуп и сумбурен по сути, не живёт умом своим, подстраиваясь под современную моду, но, пойми, в худшем случае этот глупец не стоил бы и пуговицы с твоего мундира. Прошу тебя, направь свою силу на какие-нибудь полезные дела, вернуться на учёбу хотя бы, а то maman и papa так и не спляшут на твоей свадьбе. Но не буду утомлять тебя своими нравоучениями, ибо всё-таки это и не новость уже, скорее всего, но ты же знаешь, что даже будучи членом высшего общества в столь большом городе, как наш Петербург, новости доходят неприлично долго, а от тебя и весточки иной раз не дождёшься. Знаю, знаю, брат, как ты сейчас возмутишься, ибо и знаю твой характер, что жуть как не любишь делать что-то насильно, а уж тем более писать светские письма – нет уж, увольте. Что же, в таком случае, пока я развлеку тебя своими письменами.
Мне очень жаль, что ты покинул нас на столь долгое время. Путешествия и познание себя через них это, несомненно, очень важная вещь, но ведь и это тоже надо уметь. От проблем не сбежишь, пока не разберёшься в себе на месте. Мне не очень понятно, чем докучал тебе светский мир. Современная молодёжь так часть сетует на то, что наши нынешние блага даны несоразмерно нашему труду, как физическому, так и умственному. Мол, способны все лишь языком трепать во время очередного бесполезного бала. Однако же, то, что вы так искренне не любите, как раз и завладевает вашими юными умами. Проблема наших с тобой современников является как раз в том, что сколько бы мы возмущались текущему положению дел, никто не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию. Даже ты, лишь тяжело вздохнув, ушёл искать себя в неизвестные земли. Много ли людей вникло в то, что творится вокруг них? Эх, эти светлые умы и революционно настроенные души, да в нужное русло... Знания являются двигателем мира сего. Без изучения истории мировой и своего государства нельзя предлагать реформы. Много ли людей сейчас обладают нужными для этого знаниями? Некоторые даже курсов не заканчивают, а те, что учатся, после выпуска всё напрочь забывают! Знания, крепко засевшие в голове, являются твёрдым фундаментом и первой ступенью к раскрытию тайн мира сего и его преобразованию. Многие же пытаются продвинуться вперёд, толком не разобравшись в ситуации. Погляди же и сам, сколько народу кричат о новшествах, рассматривая только один слой общества, и то не углубляясь в его механизмы. Опять же возвращаюсь к теме напрасных разговоров. Разговаривающие считают, что их изречения есть философия, но философия – наука в чистом виде, которую не изучают на светских приёмах. Скорее, подобные разговоры являются нечто как дань заморской моде, правящей бал в нашем нынешнем обществе. Пожалуй, самым худшим является как раз то, что это всего лишь мода, и даже эти бестолковые разговоры не имеют за собой души.
Следующей ступенью к созданию действительно ценных преобразований для нас является раскрытие самих себя как образованных, начитанных личностей, за словами которых стоят реальные дела и достижения. Всё начинается с любви к единому народу, то есть ко всем нам самим. Там, где есть любовь к миру, есть любовь и к мудрости. Где есть любовь к мудрости, там открываются ответы на многие наши вопросы. Но чтобы прийти к ним, нужно обладать недюжинной силой самообладания. Это не чёткий, холодный расчёт, вовсе нет, ибо с холодным сердцем не уживается любовь, это уже давно доказанный факт. И не радуйся, что ты уже на полпути к своему раскрытию, потому что твой холодный взгляд всего лишь внешняя оболочка, всё-таки молодые годы берут своё, и импульсивность никуда не деть из горячей молодой крови.
Я не думаю, что путешествия в отдалённые места как-то помогают узнать себя лучше. Как правило, люди не отказываются от всех благ прежней жизни, если у них имеются достаточные средства. Излишние материальные и физические блага лишь преграждают размягчённое мировоззрение человека от суровой правды, блокируют понимание тех, кто находится ниже него. Это не даёт познать любовь к человеку, о которой я писала ранее. От себя не убежишь, поэтому изменения надо начинать в первую очередь с себя. Надо менять своё отношение к миру. Это не старые монархические взгляды на теперешние проблемы, но и не новые буржуазные. Это что-то среднее. Человечное. То, чего нам всем так не хватает.
Однако я понимаю твою истинную причину того, почему ты так сильно захотел исчезнуть из этого города. Да, пожалуй, светское общество кого захочет сделает параноиком даже против его воли. Уважение тут лживо чаще всего, достоинство оценивается чистотой бляшек на мундире. Но я совсем не согласна, что самообразование – бесполезная вещь. И нет, можно найти очень много книг по своему вкусу, ибо ищущий всегда найдёт, ничто в этом мире не бывает так просто. Ты так активен и целеустремлён, направь свои положительные качества на хорошие дела, не думай напрасно о том, что они несут разрушения от твоих рук. Учись управлять собой, и тогда всё встанет по своим местам. Ежели ты чрезмерно зол или несчастен, пиши дневник, расслабь свой ум, но не забудь его сжечь. Боль и обида когда-нибудь пройдут так или иначе, а воспоминания о плохом только будут занимать место в голове и отнимать время на размышления о них. А если былое вновь вернётся? Этого никак нельзя допустить, ибо всё плохое, что случилось в прошлом, надо непременно отпускать и продолжать жить без лишнего негатива! Так же и с прошедшим счастьем. Грустно осознавать, что что-то приятное сердцу уже давно позади, но пытаться ухватиться за ушедшее и оттянуть его назад… Это тормозит развитие и продвижение к просветлению.
Если дурные чувства всё-таки завладели тобой, никогда не забывай, что даже при не слишком благоприятном стечении дел ты имеешь права забыться и вести себя, как самый последний безнравственный тип. Даже если кто-то заденет тебя. Не насмехайся над чувствами других, и никто не станет плевать в тебя.
Наоборот, попробуй поставить себя на место того, кому ты сделал колкое замечание и узнаешь, насколько это может быть неприятно. Не отвечай злостью на злость, ведь дела не по чести и уму никого никогда не приводили к хорошим результатам. И если ты, к сожалению, не испытываешь к ближнему взаимной симпатии, не ссорься с ним, для кого-то знакомство с тобой навсегда останется самым впечатлительным событием.
Научись вести диалог не по правилам воспитавшего нас светского общества. Чаще всего очередная полемика не приводит к нужным результатам, потому что каждый её участник старается выставить обстоятельства нужным для себя ракурсом, совершенно не слушая других и не воспринимая чужую точку зрения. Это всё потому, что люди совсем разучились общаться друг с другом. Расслоение общества сделало из нас несколько совершенно разных и несопоставимых, на первый взгляд, миров. Это печально, потому что так мы не придём к выгодному для всех компромиссу, который важен для того, чтобы двигаться вперёд. В этом нельзя винить общество, потому что мы и есть то самое общество, а это означает, что изменения нужно начинать с себя.
Мой милый друг, пойми, путешествие не сделает из тебя мудреца, если ты не разберёшься в себе, оно не сделает тебя умнее, если ты не будешь обращать внимание на окружающих тебя людей. Не вини высший свет в том, что оно сделало из тебя чёрствого, где-то лукавого подлеца, в конце концов, ты сам поддался его влиянию, ибо был воспитан так с самого начала. Но ты очень умён, чтобы жить в застое. Всё твоё поколение очень прогрессивно и только за один век своей жизни вы можете объединить и изменить мир в лучшую сторону стократно для нас всех. Ты, конечно, можешь не слушать меня, но подумай над этим. Идеальный мировой порядок не приходит через путешествия, рано или поздно ты вернёшься и с ужасом осознаешь, что всё осталось прежним.

С любовью с Большой Земли,
старшая сестра твоя
Лизаветта Александровна.

не ругайтесь, что не свое пишу.. в этом моя жизнь...
"Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. несколько лет назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое, но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу... ты не будешь рпезирать меня за это, не правда ли? это письмо будет вместе прощанием и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. я не стану упрекать тебя-ты поступилсо мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. я это поняла сначала.. но ты был несчастлив, и я пожертвовала собой, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей.. и убедилась, что то была надежда напрасная. горько мне было! но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.
мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчачтлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.
теперь я должна объяснить причину моего поспешного отъезда; она тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня.
нынче по утру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. видно я очень изменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума.. но, теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты мер без меня, невозможно!мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала... верно, я ему сказала, что я тебя люблю... помню тлько, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. я слышылы, как он велел закладывать карету.. вот уже три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата.. но ты жив, ты не можешь умереть!.. карета почти готова... прощай, прощай... я погибла, -но что за нужда?.. если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, - не говорю уж любить, - нет, только помнить... прощай; идут... я должна спрятать письмо...
не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? послушай, ты должен принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете..."
надеюсь, что чью-то душу тоже заденет этот шедевр...

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Особую значимость в романе приобретают женские образы. Давно утвердилась мысль, что «всех слабее обрисованы лица женские», как отмечал еще Белинский. Но как бы то ни было, в системе персонажей они играют очень важную роль. Ведь «история души человеческой» раскрывается в романе в одном из самых ярких ее проявлений - в любви. И, может быть, именно здесь заметнее всего выступают противоречия натуры Печорина.

Печорин жаждет любви, он страстно ищет ее, «бешено гонится» за ней по свету. Почти во всех частях романа сюжет основан на очередной любовной истории Печорина или же каким-то образом связан с женщиной. Именно в любви Печорин пытается найти то, что могло бы примирить его с жизнью, но каждый раз его ждет новое разочарование. Кто виновен в этом?

Очевидно, прежде всего сам Печорин. Ведь его отношение к женщине и к любви весьма своеобразно. «Я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться». В этих словах героя звучит ничем не прикрытый эгоизм, и пусть от него страдает и сам Печорин, но еще более это касается тех женщин, с которыми его связала жизнь. Почти всегда встречи с ним заканчиваются для них трагически - умирает Бэла, тяжело заболевает княжна Мери, опрокинут устоявшийся образ жизни девушки из «Тамани» Ундины, страдания и горе принесла любовь Печорина Вере.

Но есть и другая причина, которая кроется в самих этих женщинах, встреченных Печориным. Каждая из них, обладая своей индивидуальностью, все же не может устоять перед напором личности Печорина, становясь, по сути, его рабой. «Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться», - говорит ему Вера.

Сам Печорин отмечает, что «не любит женщин с характером», ему необходимо повелевать другими, всегда быть выше всех - ведь он истинный романтик. Но возможно ли при этом надеяться найти настоящую любовь, ту, где не один, а оба любящих готовы пожертвовать своими интересами, отдавать, а не брать? Может быть, слишком покорными и жертвенными натурами оказались те, с кем свела жизнь Печорина?

Во всяком случае, именно такие отношения связывали Веру и Печорина. Нам трудно представить точно, как они развивались, потому что в описании Веры автор часто использует намеки, образ этот очерчен неполно и так до конца остается неясным. Вероятно, здесь отчасти сказалось и то, что одним из прототипов этой героини была Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Имеются предположения, она была единственной подлинной любовью Лермонтова, пронесенной им через всю жизнь. Но судьба разлучила их, а ревнивый муж Вареньки категорически противился какому-либо общению ее с Лермонтовым.

В той ситуации, которая рисуется в романе, действительно есть отдельные черты этой истории. Но главное, пожалуй, в том, что Вера - единственная женщина, которая по-настоящему дорога Печорину; она единственная, кто сумел разобраться и понять его сложный и противоречивый характер. «За что она меня так любит, право, не знаю! -записывает Печорин в своем дневнике. - Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно об этом и свидетельствует ее прощальное письмо, полученное Печориным после его возвращения е дуэли.

Прежде всего в этом письме звучит подтверждение того, что Печорин обладает какой-то особенной властью над женщинами, и Вера, как и другие, покорилась ему. «Мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу», - пишет она.

Вера признает, что любовь Печорина к ней эгоистична: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Это абсолютно верное замечание, ведь именно скука заставляет Печорина постоянно гнаться за все новыми и новыми впечатлениями, искать новую любовь и вновь разочаровываться: «Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым».

Вера права и в том, что, несмотря на это, Печорин несчастлив: «Никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». Но напрасно ожидать, что ему доступно понимание жертвенной любви: он принимает ее как должное, но сам не способен на такое же ответное чувство.

Почему же Вера, как и другие женщины, так любит его, чем он навсегда покорил ее сердце? Пытаясь разобраться в этом, она дает абсолютно точный портрет героя. «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное», - отмечает она. Но это вовсе не означает, что Печорин лучше других. В этом Вера очень близка авторской характеристике «героя времени», данной в предисловии к роману: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Вера прямо связывает с Печориным понятие зла: «Ни в ком зло не бывает так привлекательно», - говорит она. Ее слова буквально повторяет сам Печорин в своих размышлениях о любви Веры к нему: «Неужели зло так привлекательно?».

Мысль, на первый взгляд, выглядящая парадоксально: зло обычно не воспринимается как нечто привлекательное. Но у Лермонтова была своя особая позиция по отношению к силам зла: без них невозможно развитие жизни, ее совершенствование, в них не только дух разрушения, но и жажда созидания.

Недаром в его поэзии такое важное место занимает образ Демона, причем не столько озлобленного («зло наскучило ему»), сколько одинокого и страдающего, ищущего любви, которую ему так и не дано обрести никогда. Очевидно, что Печорин носит в себе черты этого необычного лермонтовского Демона, не говоря о том, что сюжет «Бэлы» во многом повторяет историю романтической поэмы «Демон». Сам герой романа видит в себе того, кто несет зло окружающим и спокойно воспринимает это, но все же пытается найти добро и красоту, которые-гибнут при столкновении с ним.

Вероятно, особая привлекательность зла в Печорине связана именно с такой параллелью между героями романа и поэмы. Демон горд и прекрасен, и Тамара покоряется ему, услышав только его голос. А вот как пишет о Печорине Вера, отмечая, что в нем есть «что-то гордое и таинственное»: «В твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая».

Эту власть чувствуют не только женщины, перед Печориным вынуждены отступать и все остальные герои романа. Он, как Титан среди людей, возвышается над всеми, но при этом остается абсолютно одинок. Такова судьба сильной личности, не способной вступать в гармоничные отношения с людьми.

Конец письма Веры- рассказ о ссоре с мужем и причина ее срочного отъезда. Но и здесь главное - тревога и волнение за любимого человека, столько страданий ей принесшего. Она, не сумев справиться с чувствами, когда узнала о ссоре Печорина с Грушницким, выдала себя мужу. «Я погибла, - но что за нужда?» - пишет она. Все ее помыслы только о Печорине: «Ты жив, ты не можешь умереть!» Какое самоотречение, какая глубокая любовь и боль в ее прощальных словах: «Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, - не говорю уж любить, - нет, только помнить...» Она, для него «потерявшая все на свете», принесшая ему столько жертв, требует лишь одной: помнить ее и не жениться на Мери.

Как можно не откликнуться на такое чувство? Правда, Печорин, получив письмо, в первый момент в отчаянии бросается за Верой, конь под ним падает, и герой плачет, «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Но вот порыв прошел, эмоции утихли и их место занимает трезвый анализ: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!» Так его мысли снова вернулись к самому себе, и оказалось, что даже Вера ему не нужна.

Безусловно, судьба Веры печальна, но она сохранила главное - любовь. Печорина, конечно, жаль, но трагизм его положения, как мне кажется, во многом связан именно с тем, что он умеет любить только себя.