Святой учитель древнего смоленска. Биография Авраамия Смоленского — проповедника покаяния

АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ

прп. (пам. 21 авг. и в Соборе Смоленских святых), первый игум. смоленского Авраамиева мон-ря в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне, подвизался в посл. четв. XII - 1-й четв. XIII в. Все сведения об А. С. содержатся в житии, написанном его учеником Ефремом вскоре после кончины преподобного. Согласно житию, А. С. был из числа приближенных смоленского князя, очевидно Романа Ростиславича (1159-1180, с перерывами). После смерти родителей А. С. принял монашество в Успенском мон-ре на Селище под Смоленском, где по настоянию игумена был рукоположен во иеромонаха при «князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа» (вероятно, Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в 1197-1214 гг.; усматривать здесь указание на киевское княжение Мстислава Романовича в 1214-1223 гг. затруднительно по хронологическим соображениям). Уже здесь А. С. прославился не только иноческими подвигами и неутомимой пастырской деятельностью, но и необыкновенной начитанностью, сочетавшейся с собственноручным переписыванием книг. Проповеди А. С. пользовались большим успехом и, очевидно, отличались суровой аскетической направленностью, чем, по-видимому, объясняется острейший конфликт, в к-ром А. С. оказался практически со всем духовенством Смоленска, включая и еп. Игнатия. Судя по всему, священноначалие было смущено атмосферой нек-рой экзальтации вокруг преподобного, к-рого многие «пророком нарицающе». В этой связи показательны сюжеты икон, собственноручно написанных А. С.: «Страшный Суд Второго пришествия» и «Испытание воздушных мытарств» (не сохранились); вероятна принадлежность перу А. С. «Слова о небесных силах... и о исходе души». Игумен запретил А. С. проповедовать («ты же престани уча»), после чего тот был вынужден сначала удалиться в смоленский Крестовоздвиженский мон-рь, а затем был даже подвергнут публичному суду епископа и, несмотря на оправдание князем, запрещен в служении и возвращен в пригородную обитель на Селище. Характерны выдвинутые против А. С. обвинения в ереси и чтении отреченных писаний («глубинныя книгы почитаеть»). Несмотря на то что среди смоленского клира у А. С. были свои сторонники (напр., свящ. Лазарь, буд. еп. Смоленский), запрещение было снято и продолжавшиеся 5 лет гонения на А. С. прекращены только после того, как по молитве преподобного в городе прекратилось «бездождье велико». В дальнейшем Ефрем подчеркивает «любовь», установившуюся между А. С. и еп. Игнатием, к-рый поручил преподобному игуменство в собственной ктиторее - Ризоположенском мон-ре, отличавшемся благодаря усилиям А. С. не только богатством убранства, но и строгостью при приеме иноков. В отличие от времени гонений годы игуменства А. С. представлены в житии бегло. Год преставления А. С. неизвестен, сообщается только, что он «подвизася лет 50». По одним сведениям, в кон. XIX в. мощи А. С. находились под спудом в Введенской ц. Авраамиева мон-ря (В. В. Зверинский, архиеп. Сергий (Спасский)). По др. сведениям, после захвата Смоленска поляками в 1611 г. мощи А. С. были сокрыты и местонахождение их неизвестно (Н. А. Мурзакевич). Житие А. С., написанное, вероятно, в первые годы монголо-татар. нашествия, и наличие созданной примерно тогда же службы свидетельствуют о местном почитании преподобного, память праздновалась в день успения святого - 21 авг. Общерус. празднование А. С. установлено Собором 1549 г. Служба преподобному полиелейная; общецерковное празднование, предписываемое совр. Типиконом,- славословие.

В текстах иконописных подлинников облик А. С. сравнивается со свт. Василием Великим или ап. Андреем Первозванным: «Подобием стар, сед исчерна, главою плешив, брада аки Василия Великаго, покороче мало и не раздвоилась, ризы преподобническия», XVIII в. (Филимонов. С. 425-426); «стар, сед, власы толсты, аки Андрея Первозванного, брада шире Власиевы, а не раздвоилась» (БАН. Строг. собр. № 66. Л. 138. 21 авг., кон. XVIII в.). А. С. изображен, напр., на поле московской иконы св. Иоанна Предтечи с житием (1-й пол. XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в., ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве.

Ист.: Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему / Пригот. С. П. Розанов. СПб., 1912; Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. № XII; [Сухомлинов М. И.] Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858. [Ч. 2]. № XVIII. (Памятники словесности; 1); Франко У. Апокрiфи i легенди з украïнських рукопiсив. Львiв, 1906. Т. 4. С. 136-213 [изд. различных редакций Слова о небесных силах, которое К. Ф. Калайдович приписывал Кириллу Туровскому, а С. П. Шевырев - А. С.].

Лит.: Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска. Смоленск, 1804. С. 198-201; Шевырев С. П. Заметка о слове Авраамия Смоленского // ИОРЯС. 1859-1860. Т. 8. С. 326-330; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 425-426; Зверинский. Т. 2. С. 318. № 1154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; Редков Н. Н. Прп. Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом // Смоленская старина. 1909. Вып. 1/1 (отд. отт.: Смоленск, 1909); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 717; Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. о «врагах-игуменах» // Сов. Арх. 1964. № 2. С. 179-187; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в. // Новгородский ист. сб. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 88-89; Буланин Д. М. Ефрем // СККДР. Вып. 1. С. 126-128 [библиогр.]; Подскальски Г. Церковь и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 175-178, 231-236, 385-387 [библиогр.]; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 38.

А. В. Назаренко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое "АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ" в других словарях:

    АВРААМИЙ Смоленский - (ум. до 1224), преподобный, чудотворец, проповедник, иконописец; первый игумен монастыря в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы (позднее Спасо Авраамиев монастырь). Широкое распространение на Руси получило «Житие святого Авраамия»,… … Энциклопедический словарь

    АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ - (ум. до 1224) преподобный, чудотворец, проповедник, иконописец; первый игумен монастыря в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы (позднее Спасо Авраамиев монастырь). Широкое распространение на Руси получило Житие святого Авраамия, написанное… … Большой Энциклопедический словарь

    Авраамий Смоленский - В Википедии есть статьи о других людях с именем Авраамий. Авраамий Смоленский … Википедия

    Авраамий Смоленский - церк. деятель кон. 12 нач. 13 в., проповедник и иконописец. Единств. источник сведений о нем Житие, написанное Ефремом. А. постригся в монахи в ранней молодости после смерти родителей (отец А. приближенный князя). Его популярность как… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ - архимандрит (ск. 1222), родился в Смоленске в семье богатых и благочестивых родителей. В школе отличался способностями и любознательностью и очень любил ходить в церковь. От брака он уклонился и после смерти родителей роздал все свое имущество… … Русская история

    Авраамий - еврейское Род: муж. Связанные статьи: начинающиеся с «Авраамий» все статьи с «Авраамий» … Википедия

    Авраамий, преподобный Смоленский - Смоленский, преподобный; родился от благочестивых, богатых и почтенных родителей во 2 й половине XII века, в Смоленске. У родителей его было 12 дочерей и он. По кончине родителей, которые дали сыну хорошее образование, так что он мог читать… …

    Авраамий - я, муж. Стар. редк.; разг. Абрамий, я.Отч.: Авраамиевич, Авраамиевна.Производные: Авраамка (Аврамка); Аврааха (Авраха); Аврааша (Авраша); Абрамка; Абраха; Абраша.Происхождение: (От др. евр. ’abram возвышенный отец.)Именины: 17 февр., 27 февр., 8… … Словарь личных имен

    Авраамий (архиепископ Смоленский) - Архиепископ Авраамий епископ Русской православной церкви, архиепископ Смоленский и Дорогобужский. С 1632 года архиепископ Смоленский и Черниговский. В 1640 году присутствовал на соборе в Киеве по решению некоторых догматических и … Википедия

    Авраамий, архиепископ Смоленский - архиепископ Смоленский. С 1632 по 1653 годы архиепископ Смоленский. 28 апреля 1632 года участвовал в епископской хиротонии и в возведении в сан митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы). В 1640 году присутствовал на Соборе в Киеве по… … Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Смоленский (ск. 1222), святой преподобный архимандрит, религиозный мыслитель. Сохранилось житие прп. Авраамия, написанное его учеником Ефремом. О детстве и юности святого известно мало. По смерти родителей он, отказавшись от брака, раздает имение бедным и облекается в «худые ризы», «хожяще яко един от нищих и на уродство ся приложи»...


Это временное юродство, о котором не сообщается никаких подробностей, может быть, и состояло в социальном уничижении, подобном юношеским подвигам прп. Феодосия Печерского. Вскоре юноша постригается под именем Авраамий в пригородном Смоленском монастыре. Пребывая в «бдении и алкании день и нощь», Авраамий ревностно предается книжным занятиям. Изучая отцов Церкви и жития святых, он составляет себе целую библиотеку, «списа ово своею рукою, ово многими писцы». Из отцов Церкви Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин были его любимым чтением. Смоленск XII в. был одним из культурных центров Руси. В этой обстановке ученость инока Авраамия не является неожиданной. Уже эта ученость Авраамия резко отличает его от «простого» Феодосия, который мог только прясть нити «великому» Никону. Но житие Авраамия находится в теснейшей литературной зависимости от жития Феодосия. Сам Авраамий, несомненно, прошел в юности школу Феодосия и подражал ему. Как и для Феодосия, палестинские жития святых составляли его любимое чтение. И однако образ его резко и своеобразно выделяется на этом палестинско-киевском фоне. Конечно, речь может идти лишь о духовных оттенках, с трудом находящих словесное выражение в житийном стиле. Тем не менее при тесной близости смоленского и киевского жития, каждое отступление может быть только сознательным и значительным. Всем известно, что святой Феодосий посещал княжеские пиры, хотя и вздыхал, слушая музыку скоморохов. Но Авраамий «на трапезы и на пиры отнюдь не исходя».

Худые ризы Феодосия Авраамий сохранил и в годы зрелости. Ефрем под смиренными ризами Феодосия рисует совсем иное аскетическое лицо: «Образ же блаженного и тело удручено бяше, и кости его и состави яко мощи исщести, и светлость лица его блед имуще от великого труда и воздержания и бдения, от мног глагол». Традиция телесной крепости и радостная светлость святого установлена еще Кириллом Скифопольским для его Саввы и завещана Руси. В эту традицию не укладывается бледный и изможденный смоленский аскет. А между тем этот образ борющегося аскета автор хочет запечатлеть в уме читателя, рисуя портрет средовека, а не старца: «Образ же и подобие на Великаго Василия: Черну браду таку имея, плешиву разве имея главу». За аскетической худобой, лишением сна и пищи - качество молитвы. Нестор мало говорит о молитве своего святого, косвенно позволяя заключить, что она не имела разительных внешних проявлений: ни мистических экстазов, ни эмоциональной порывистости. Иначе у Авраамия: «И в нощи мало сна приимати, но коленное преклонение и слезы многы от очью безъщука (беспрестанно) излияв и в перси биа и кричанием Богу припадая помиловать люди Своя, отвратити гнев Свой». Эта покаянная печаль и мрачность не оставляют святого и на пороге смерти. Упоминается о милостыне; но не с состраданием к немощам людским выходил из своей кельи суровый аскет, а со словом назидания, со своей небесной и, вероятно, грозной наукой, наполняющей трепетом сердца. Этот особый «дар и труд божественных писаний» заменяет прп. Авраамию дар и труд общественного служения, без которого редко можно представить себе святого древней Руси.

Более традиционен (по-русски) св. Авраамий в его отношении к храмовому благочестию, к литургической красоте. Изгнанный из своего монастыря, он в городе украшает другой, ставший его убежищем. Он особенно строг и в храмовом благочинии, «паче же на литургии». По-видимому, совершенно особое и личное отношение было у святого к Евхаристии. Он не переставал совершать бескровную жертву («ни единого же дне не остави») со дня своего рукоположения, и потому запрещение его в служении должно было явиться для него особенно мучительным. Из этих скудных, рассеянных черт встает перед нами необычный на Руси образ аскета с напряженной внутренней жизнью, с беспокойством и взволнованностью, вырывающимися в бурной, эмоциональной молитве, - не возливающий елей целитель, а суровый учитель, одушевленный, может быть, пророческим вдохновением. Если искать духовной школы, где мог воспитаться такой тип русского подвижника, то найти его можно лишь в монашеской Сирии. Св. Ефрем, а не Савва был духовным предком смоленского Авраамия.

Авраамий был не только ученым толкователем, но и смелым проповедником Евангелия. Мрачность и эсхатологичность характерны и для его проповедей. Своих слушателей он призывал к раскаянию, угрожая им концом света и Страшным Судом. Его влияние было очень велико, но его смелость навлекла на него преследования со стороны других представителей духовенства и монашества, обвинивших его в ереси. Они возбудили против него чуть ни весь город, что и жизнь его оказалась в опасности. Его судили в присутствии епископа и князя, но светские судьи его оправдали. Тогда епископ вторично предал его суду, но на этот раз церковному.

Ефрем не приводит приговора этого суда и хочет подчеркнуть благополучный исход его: «не приемше ему никоего зла». Однако Авраамий отослан в свой первоначальный монастырь и ему было запрещено совершать литургию. Два праведника предсказывают епископу гнев Божий на г. Смоленск за гонение на святого. Обещанная «епитимия» приходит в виде страшной засухи. Молитвы епископа и всего народа остаются неуслышанными. Тогда Игнатий призывает св. Авраамия, снова расследует обвинения против него и «испытав, яко все лжа», прощает его и просит молиться о страждущем городе. Последние годы святого прошли мирно, на игуменстве в новом монастыре его. Преподобный пережил своего епископа и преставился от болезни после 50 лет подвижничества.

Необычайность подвига св. Авраамия и перенесенных им гонений ставит перед нами вопрос о их источнике. Биограф его, св. Ефрем, неоднократно подчеркивает, что преподобный стал жертвой смоленского духовенства. Его ученость и дары пастырства противополагаются «невеждам, взимающим сан священства». На суде «князью и властителем умягчи Бог сердце, игуменом же и иереем, аще бы мощно, жива его пожрети». Позднейшее примирение Авраамия со св. Игнатием заставляет автора по возможности смягчить роль епископа в этом злосчастном процессе: он представляется скорее жертвою и орудием «попов и игуменов». Но автор не пожелал скрыть острого конфликта между святым и огромным большинством духовенства. Какие же мотивы предполагает он у враждебных сил? Некоторые из приводимых мотивов носят корыстный или человечески мелкий характер. К Авраамию стекалось из города множество народа - он был для многих «отцом духовным». Отсюда понятны жалобы священников: «уже наши дети вся обратил есть». На этой почве вырастает клевета. Но важнее и интереснее другая группа обвинений: «Овии еретика нарицати, а инии глаголаху нань - глубинныя книги почитатель… друзии же пророком нарицающе».

Еретик - пророк - читатель запрещенных книг - обвинения относились к самому содержанию его учения. Оно смутило и его игумена, столь ученого и первоначально столь расположенного к нему. Каково же было содержание этого необычного, смущающего учения? Оно, конечно, имело отношение к спасению - св. Авраамий проповедовал грешникам покаяние - и с успехом. Но одно духовничество или нравственная проповедь не могли навлечь на Авраамия обвинения в ереси. Ефрем неоднократно говорит о «дарах слова Божия, данных от Бога преподобному Авраамию… якоже ничтоже ся его утаить божественных писаний». В области экзегетики Священного Писания (темных, таинственных мест) опасности и подстерегали смелого богослова. За эту свою экзегетическую проповедь он, по его собственным словам, «бых пять лет искушениа терьпя, поносим, безчествуем, яко злодей». Ефрем дает нам нить и для того, чтобы нащупать основной богословский интерес Авраамия. Смоленский инок был не только богословом, но и художником. «Написа же две иконы: едину страшный суд втораго пришествиа, а другую испытание въздушных мытарств». Воспоминание о них наводит автора на страшную память о том, «аще страшно есть, братье, слышати, страшнее будет самому видети». В тех же мыслях и настроениях застает святого смертный час: «Како огньная река потечет пожигающи вся». Здесь опять нас поражает конкретность образов, художественная наглядность видений… Нельзя не видеть их внутреннего родства с типом аскезы. Детали этих видений не сводимы к Апокалипсису или к книге прор. Даниила. Но они целиком вмещаются в обширную святоотеческую или апокрифическую литературу эсхатологического направления. Так, подробности Страшного Суда все находятся в знаменитом слове Ефрема Сирина «На пришествие Господа, на скончание мира и на пришествие антихриста». Классическим источником для мытарств на Руси было греческое житие св. Василия Нового, в видениях Феодоры. Но откуда же гонения на Авраамия, откуда обвинения в ереси? Мы уже понимаем, почему его называют, глумясь, пророком. Эсхатологический интерес, направленный на будущее, - вероятно, чаемое близким, - срывает покров с тайны, пророчествует. Но вот другое обвинение: «глубинные книги почитает». Оно указывает, что заподозрен был самый источник этих пророчеств: греческая эсхатологическая традиция. И, может быть, не без основания. Хорошо известно, как подлинные эсхатологические творения св. отцов обрастали псевдоэпиграфами и вдохновляли апокрифы, уже анонимные. В Церкви греческой, а потом и русской циркулировали списки отреченных книг, запретных для чтения. Но эти списки имели частный характер, противоречили друг другу и слабо выполнялись, как свидетельствует факт сохранности апокрифических рукописей в монастырских библиотеках. При отсутствии критической школы и филологической культуры задача выделения апокрифов из святоотеческого наследия была для Руси непосильной.

Что такое «глубинные» (или «голубинные») книги, которые читал прп. Авраамий? Возможно, под ними следует понимать космологические произведения богумильской литературы. В средние века богумильство (остатки древнего манихейства) имело огромное распространение в югославянских странах: Болгарии, Сербии, Боснии. Со славянского юга Русь взяла почти всю свою церковную литературу: не могла она не заимствовать и еретической, как об этом свидетельствуют еретические мотивы в произведениях народной поэзии: сказаниях, легендах и духовных стихах. Против св. Авраамия было выдвинуто весьма конкретное обвинение - с какой долей доказательности, мы не знаем. В житии его, конечно, нет следов манихейства, ибо нельзя считать за манихейство суровый, мироотрешенный аскетизм. Если Авраамий читал богумильские книги, то по добросовестному заблуждению, как и большинство православных русских читателей. В преданности его Церкви не может быть сомнений. Но, может быть, св. Ефрем прав был в оценке гонителей своего духовного отца - и перед нами первая в русской истории картина столкновения свободной богословской мысли с обскурантизмом невежественной, хотя и облеченной саном толпы.

Богословская культура Авраамия находит свое объяснение в культурном расцвете Смоленска в ту эпоху. Но направление его интересов было иное. И в этом направлении он предуказывает одно из основных религиозных призваний Руси. Древняя Русь того времени из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую. Уточняя сокровенное содержание его науки, мы получаем право сказать, что св. Авраамий был страстотерпцем православного гнозиса.

Авраамий Смоленский - русский святой XII-XIII веков, первый настоятель Авраамиева монастыря и один из самых почитаемых смоленских праведников.

В юности учился в монастырской школе, прекрасно пел, умом значительно превосходил своих сверстников, общению с которыми предпочитал чтение книг. После смерти родителей раздал все имущество Церкви и бедным.

Иноческий постриг с именем Авраамий принял в Богородичном Успенском монастыре (недалеко от Смоленска), где провел 30 лет, составляя богослужебные сборники. Став иеромонахом, был назначен духовником обители (духовным наставником и священником, принимающим исповедь у монахов). Высокий авторитет Авраамия среди верующих вызвал зависть некоторых монахов и игумена монастыря, который изгнал его из обители.

Тогда Авраамий отправился в Крестовоздвиженский монастырь Смоленска, для которого лично написал несколько икон. Но и здесь своей популярностью разозлил духовенство, был обвинен в ереси, запрещен в служении и удален из города под конвоем. После в городе начались засуха и болезни. Несчастья прекратились лишь после того, как епископ Смоленска покаялся перед преподобным, и тот совершил молебен. Вернувшегося святого назначили настоятелем Ризоположенского монастыря, который впоследствии стал называться Авраамиевым.

Скончался 21 августа 1221 или 1222 года, посвятив монашеству 50 лет своей жизни. Его мощи были спрятаны в 1611 году во время нашествия на город поляков. Их местонахождение неизвестно. Канонизирован в 1549 году на Макарьевском соборе.

Интересные факты об Авраамии Смоленском

    Современники называли архимандрита «Лестницей высокого благочестия духовного».

    Жизнь архимандрита Авраамия изначально описана одним из его учеников, преподобным Ефремом Смоленским. Переписанная рукопись жития хранится в семинарской библиотеке при Авраамиевском монастыре.

    Крестовоздвиженский приход Смоленска, в который после изгнания из Богородичного монастыря, пришел преподобный, был очень бедным, но стараниями архимандрита и верующих храм обрел достаточное количество свечей и икон. Из нескольких икон, написанных преподобным, наиболее известны две. На одной изображена картина Страшного суда, на другой – мытарства души после смерти.

Карпов А. Ю.

Авраамий, игумен смоленского Положения Ризы Пресв. Богородицы монастыря (последняя четверть XII - первая четверть XIII в.).

Биографические сведения о смоленском игумене содержатся исключительно в его Житии, написанном его учеником Ефремом. Авраамий родился в Смоленске. Известно имя его матери - Мария. (Позднейшие редакции Жития называют имя его отца - Симеон, а также имя, которое Авраамий получил при крещении, - Афанасий; однако достоверность этих сведений сомнительна.) Будущий игумен принял пострижение в монастыре Пресв. Богородицы в Селище, близ Смоленска, и здесь же был рукоположен в иеромонахи. Житие датирует это княжением "великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленского и всея Руси", т. е., очевидно, Мстислава Романовича, князя Смоленского в 1197-1212 гг. (великий князь Киевский в 1212-1223). Вскоре Авраамий получил широкую известность благодаря своей аскетической жизни и особенно глубоким познаниям и учительному дару: "дасть бо ся ему благодать Божия не токмо почитати, но протолковати (истолковать. - А. К.), яже мноземъ несведущимъ и от него сказаная всемъ разумети". Автор Жития приводит слова противников Авраамия, обвинявших его в том, что "се уже весь градъ к собе обратилъ есть". Это вызвало недовольство игумена, который "отлучи" Авраамия и "много озлоблениа на нь возложи". Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа ("начаша боле приходити, и учение его множайшее быти"). Судя по рассказу Жития, проповеди Авраамия носили яркую эсхатологическую окраску: "не престааше Страшнаго поминая суда, испытаниа бояся… и къ всемъ приходящимъ оного страшнаго дне не престая о томъ глаголя". Авраамий получил известность также как иконописец. Житие упоминает две его иконы, сюжеты которых напрямую связаны с темами проповедей: Страшный суд и Испытание воздушных мытарств.

Деятельность Авраамия возбудила всеобщее недовольство духовенства в городе. Проповедник был обвинен в ереси, в том, что он читает "глубинныя книгы", т. е. отреченную литературу; "друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь… глаголюще". Было устроено судилище, на котором присутствовали "от мала и до велика весь градъ", причем некоторые предлагали даже казнить вольнодумца: "инии глаголють заточити, а инии къ стене ту пригвоздити и зажещи, а друзии потопити". Особенно неистовствовали игумены и священники; светские же власти не нашли на осужденном никакой вины. Тем не менее по повелению епископа Игнатия (после 1197 - после 1205) Авраамий был препровожден в монастырь на Селище. Ему было запрещено служить литургию, а жителям города - посещать проповедника. Вскоре после этого, рассказывает Житие, в Смоленске случилась жестокая засуха (привлекая данные дендрохронологических исследований, ее предположительно можно датировать 1210-1212 гг.; другая предлагаемая дата: 1218-1220 гг.); лишь тогда епископ осознал несправедливость обвинений против Авраамия и разрешил тому совершать литургию. Тотчас по молитве святого пролился дождь, "и отселе боле просветися по благодати Христове".

С этого времени начинается дружба между епископом Игнатием и Авраамием. Вблизи Смоленска епископ основывает монастырь во имя Положения Ризы Пресв. Богородицы и ставит игуменом Авраамия. Очевидно, это случилось незадолго до кончины епископа Игнатия, о которой рассказывается в Житии (это произошло по крайней мере за несколько лет до 1225 г.).

Игумен Авраамий преставился в глубокой старости. По словам Ефрема, автора Жития, он пребывал в иночестве 50 лет. Год кончины преподобного неизвестен.

Ученик Авраамия Ефрем оставил описание внешности своего учителя: "Образъ же и подобье на Великого Василья (отец Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской, IV в. - А. К.): черну браду таку имея, плешиву разве имея главу".

Местное почитание преп. Авраамия возникло уже вскоре после его кончины, о чем свидетельствует Житие. Общецерковная канонизация состоялась на Макарьевском соборе 1549 г. Церковная память преп. Авраамия, игумена Смоленского, празднуется 21 августа.

Следует отметить предположение Б. А. Рыбакова, согласно которому с "делом" Авраамия связана надпись-граффити, обнаруженная при раскопках неизвестной смоленской церкви XII в.: "Господи, помъзи дому великъму, нь даж[дь] врагомъ игумьнмъ истратит[и его до] къньца, ни Климяте" (предполагается, что ее оставили тайные сторонники осужденного проповедника). Однако предложенная гипотеза не кажется убедительной; более того, вызывает сомнение само прочтение надписи Б. А. Рыбаковым. Можно думать, что речь идет не о "врагах игуменах", а о "врагах игумена" (при раскрытии титла предположительно следует читать: "врагомъ игумьньмъ"; ср. прочтение этой надписи А. А. Зализняком).

О литературных трудах самого Авраамия сказать что-либо определенное трудно. Ему приписывают по крайней мере два произведения: 1) краткую молитву с упоминанием г. Смоленска и 2) "Слово о небесных силах и чего ради создан бысть человек и об исходе души", сюжет которого близок к темам проповедей Авраамия, как они обозначены в его Житии. Однако прочных оснований для атрибутирования обоих произведений смоленскому игумену пока что не видно.

Список литературы

Розанов С. П. Жития преп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. С. 30-65 (подг. текста и перев. Д. М. Буланина).

Редков Н. Преп. Авраамий Смоленский и его Житие, составленное учеником его Ефремом. Смоленск, 1909 (отд. оттиск из Смоленской старины. Вып. 1. Ч. 1); Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI - первая половина XIV в. Л., 1987. С. 126-128; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 178-179.

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Каждый день он совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника не только для братии, но и для мирян. Вскоре преподобный стал широко известен. Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. На пожертвования богомольцев он украшал соборный храм бедного монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой - истязания на мытарствах. Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Городская знать и духовенство требовали у епископа Игнатия предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Страшная засуха была Божиим наказанием за неправедный суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю. Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце ХIII в. ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнило людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного Суда.