«Тема революции в поэзии В. Маяковского

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Как много мнений и взглядов существует на революцию 1917 года! Сколь много вариаций ее развития, сколь много всевозможных путей для этого развития было найдено при ее рождении! И разве мог кто-нибудь предугадать, каким именно путем она пойдет? Нет. Для одних революция была величайшим счастьем, делом всей жизни, для других катастрофой, третьих не волновало, произойдут ли какие-либо изменения в стране или нет. Но все же для большинства революция в России стала величайшим потрясением, выдержать которое смогли лишь исключительно сильные и храбрые люди.

Чем же была революция для Владимира Маяковского?

Владимир родился в грузинском селе Багдади в семье лесничего. С детства Маяковский не видел богатства, роскоши, после смерти отца жил в бедности и голоде. Семья переехала в Москву, где Владимир пытался учиться, но был исключен из гимназии за неуспеваемость. С ранних лет мальчик видел вокруг себя бедность и несовершенство царского режима. Его вдохновляли идеи революции, сестра приносила домой запрещенные листовки, и он с интересом изучал их, все больше и больше проникаясь революционной идеей равенства, братства, солидарности. Живя в бедности, Маяковский ненавидел свою жизнь, ненавидел богатых людей, купающихся в деньгах и роскоши. В поэме «Люблю» есть такие строки: «Я жирных с детства привык ненавидеть, всегда себя за обед продавая». В 14 лет Маяковский вступает в РСДРП, где начинает свою революционную деятельность в подпольных типографиях. Вскоре его арестовывают, и, выйдя на волю, Владимир понимает, что жизнь его навсегда теперь связана с революцией и поэзией. Он начинает писать осмысленные стихи, бросая ими вызов обществу и миру.

Творчество Маяковского непривычно и необычно для человека, привыкшего к классическим канонам литературы. Каждым своим стихотворением и поступком поэт бросает вызов толпе, ее серости и обыденности. Он переходит на совершенно новый язык, на абсолютно новую лексику, придумывая новые слова, пренебрегая старым синтаксисом, безжалостно высмеивая классические стили написания. Стихотворения изобилуют нелитературной лексикой, низшей лексикой, которой достигается максимальный эффект отвращения и ненависти Маяковского к буржуям и лицемерам:

Слава, Слава, Слава героям!!

довольно воздали дани.

поговорим

Вообще все творчество Маяковского строится на любви к Родине, любви к революции, к революционной России. Для него революция - бог, вера, надежда, за нее он все готов отдать. И, чтобы построить революцию, Маяковский готов на любые жервты. Он призывает людей к борьбе с существующим неправедным, по его мнению, режимом, к борьбе против царизма, борьбе за установление лучшего нового будущего:

Выньте, гулящие, руки из брюк -

берите камень, нож или бомбу,

а если у кого нету рук -

пришел чтоб и бился лбом бы!

Идите голодненькие,

потненькие,

покорненькие,

закисшие в блохастом грязненьке!

Идите!

Понедельники и вторники

окрасим кровью в праздники!

Но у революции есть еще один, скрытый враг, враг, бьющий изнутри, изподтишка, как считает Маяковский. Этот враг в светлой будущее попасть не должен - вот о чем твердит, кричит поэт, призывая людей уничтожить этого врага. И врагом этим является мещанство. Владимир ненавидит мещан, устроившихся после революции также, как жили до нее, ворующих, жирующих, абсолютно ничего не сделавших для свержения былого и построения нового, тихой сапой наживающихся на свободных рабочих людях. Он всеми силами пытается показать свое отношение к ним, он боится за революцию, боится за мир, пока в нем живут такие продажные и подлые люди.

И вечером

та или иная мразь,

на жену,

за пианином обучающуюся, глядя,

говорит,

от самовара разморясь:

«Товарищ, Надя!

К празднику прибавка -

24 тыщи…»

У Маяковского мещане ассоциируются именно с самоваром, с пианино и канарейками, с необразованными, неумными людьми. Пытающимися выдавать себя за элиту общества. Он предлагает «свернуть голову» этой самой канарейке, уничтожить отвратительных представителей мещанства на корню. Даже Карл Маркс в рамочке на стене кричит не своим голосом от ужаса, наблюдая этих самых мещан:

Маркс со стенки смотрел, смотрел…

разинул рот,

да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните -

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»

Но с другой стороны Маяковский видит не только плюсы, но и минусы революции. В стихотворении «Прозаседавшиеся» он высмеивает всевозможные инстанции, огромную бюррократическую лестницу, в которую превратилось общество, всевозможные сокращения названий, сотни учреждений, в которых не занемаются ничем, а просто заседают:

Снова взбираюсь, глядя на ночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» -

«На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Маяковскому страшно: если вместо того, чтобы строить светлое будущее, менять страну, люди постоянно сидят, заваленные бумажками на каких-то глупых заседаниях, то зачем же тогда надо было все рушить? Зачем тогда строить что-то новое, если все опять возвращается на круги своя?

Стихотворения Маяковского проникнуты сатирой, иронией, ненавистью и насмешками. Но апогеем всего его творчества является названное им феерическим произведение «Клоп». Эта комедия написана им как попытка заглянуть в будущее, сделать предварительный прогноз того, что же грядет? Маяковский задается вопросом: смогут ли люди построить идеальное общество? Будет ли оно таким хорошим и правильным, как кажется всем? Останется ли в этом обществе человек человеком или превратится в бесплотную тень, чье «Я» навсегда исчезнет в сером безбрежном море «Мы»? Автор и сам пытается ответить на эти вопросы, поквазывая свои собственные взгляды на развитие событий.

Главным героем произведения является бывший рабочий, партиец, а ныне авантюрист Присыпкин, мечтающий выгодно жениться на дочке парикмахера и стать нэпманом. В своей глупости и жадности, необразованности и приземленности, Присыпкин как говорится идет по головам, ставя перед собой цель, добивается ее любыми путями. Так он бросает свою девушку, друзей, все, лишь бы разбогатеть. Но на его свадьбе случается глупый пожар, и все гости кроме него одного погибают. Присыпкин же вмерзает в лед и оказывается размороженным через 50 лет. Насколько же пошл и груб он в новом наступившем обществе, насколько отличается от других людей! Он в безумии кричит: « 12 мая 1979 года! Это же за сколько у меня в профсоюз не плочено! Пятьдесят лет. Справок-то, справок спросют!» и потом, позже: «Куда я попал? Куда меня попали? Что это?». Это новое общество, куда попадает полоумный Присыпкин, скучно и однообразно. Люди там заменены машинами, превратились в серую массу, везде раструбы громкоговорителей, даже танцы репетируют строем на площади под марш! А любовь расценивают лишь как половое влечение: «Профессора говорят, что это приступы острой «влюбленности», - так называлась древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в неделю в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам».

И что же приносит в этом мир пошлый и глупый мещанин прошлого? Только алкоголизм, шум и глупость. А само это общество? Как оно вопспринимает его? Только как животное, «обывателиус вульгарис», разжиревший и упившийся на теле всего человечества.

Маяковский боится, боится и за общество, которое может стать столь серым и безжизненным, и за то, что сами мещане вроде Присыпкина, разрушат великое творение предков. Стараясь донести до нас свои мысли, Маяковский предостерегает нас, предостерегает своих современников о том, что может случиться с миром, о том, чего нельзя допустить ни в коем случае.

Маяковский искренне любил Россию, революцию, боялся за будущее русского народа, за завтрашний день. Он призывал нас быть честными, порядочными, сильными. Поэт надеется, что наступающее будущее будет прекрасным и светлым для всех людей этого мира:

кто вышел

в сплошной

лихорадке

Отечество

которое есть,

но трижды -

которое будет.

Подобные документы

    Тема любви в творчестве Владимира Маяковского. Описание глубины любви, величины страданий в его лирических произведениях. Автор с восхищением рассматривает специфику стиля, гиперболизм, грацозность лирики В.Маяковского.

    сочинение , добавлен 03.06.2008

    Акцентный стих Владимира Маяковского, неологизмы и метафоры в его творчестве. Формирование в среде футуристов, лирический герой поэта в "адище города". Определение мира текста предметами. Характер конфликта "Я" - "Вы". Сатира как любимое оружие поэта.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Отображение мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества как ключевая тема творчества В.В. Маяковского. Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. Характеристика и анализ наиболее известных стихотворений поэта.

    реферат , добавлен 12.01.2013

    Любовь - вечная тема - проходит через всё творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением "Неоконченное". Произведения поэта рассказывают нам о егожизни, любви, о том, когда и какой она была.

    реферат , добавлен 27.02.2008

    реферат , добавлен 28.04.2002

    Экскурс в русскую классически поэзию, рассмотрение воплощения темы Родины в творчестве известных советских поэтов. Особенности воплощения патриотических мотивов в творчестве Владимира Владимировича Маяковского, посвященных СССР и зарубежным странам.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Изображение строя мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества в лирике Маяковского. Отображение дисгармонии в отношениях двух основных действующих лиц – толпы и лирического героя. Образ толпы в традициях разоблачения мещанства.

    реферат , добавлен 23.06.2013

    Общая характеристика и содержание лирики известного российского поэта Владимира Маяковского. Субъект и объект речи, отношения между ними. Биографический и художественный образ писателя. Лирический персонаж и адресат в произведениях исследуемого автора.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Творчество Владимира Маяковского как одно из самых примечательных литературных явлений ХХ века. Строфика стиха поэта, неологизмы. Проблемы изучения идеологической составляющей стихотворений Маяковского. Советский подход, современная оценка его творчества.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Краткая биографическая справка из жизни В.В. Маяковского, краткий анализ творчества. Протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру человека как основной пафос дооктябрьских поэм. Поэма "Во весь голос" как поэтическое завещание поэта.

Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Всё это – реальные вехи путей России, важные моменты её истории, на которые живо откликнулись эти поэты.

«О, четырежды славься, благословенная!» -- такими словами Маяковский встретил Великую Октябрьскую революцию. С октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде всего, изменением действительности. Резко меняется тональность его стихов. Пафос, решительное отрицание враждебной человеку реальности, гротескное её изображение (персонажи сатирических гимнов, образ Повелителя Всего), мрачные картины людского горя уступают место мажорному утверждению начавшихся в стране коренных перемен.

«Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» - эти первые образцы социалистического искусства захватывают своей искренностью, верой в прекрасное будущее, открывшееся перед человечеством. В неискренности поэта не могли упрекнуть даже его враги. Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей обстановкой. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти «сытых». Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены,-

не остановить в его неслышном карьере.

республик и царств беря барьеры.

В дни исторического перелома Маяковский убеждённо встаёт в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс обновления жизни. Он глубоко убеждён, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтобы оно стало подлинно действенным, всё должно быть перестроенным: лирика и эпос, поэзия и драматургия. Именно поэтому Маяковский работает в «Окнах РОСТа». В желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства – источник новаторства Маяковского.

Своё восприятие новой действительности было и у Александра Блока. В январе 1918 года поэт опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передаёт поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция.

Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы – народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос – это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом изображение революции в творчестве Блока и Маяковского различно, но их роднит то, что они восторженно приняли перемены, хотя Блока и пугала их масштабность. Каждый поэт видел своё лицо революции: у Блока это был карающий меч, а у Маяковского – всепобеждающая сила.

Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда - в таком масштабе. Определяющая черта лирики Маяковского - личное восприятие явлений общественного характера. Он сознательно совершал революцию в поэзии, противопоставляя создаваемую им лирику традиционной и демонстративно подчеркивая, что для него именно такая, социально значимая, лирика - выражение самых интимных, самых личных чувств и переживаний. Возьмем, к примеру, стихотворение «Атлантический океан», в котором Маяковский обращается как будто к одной из традиционных поэтических тем - теме природы. Секрет оригинальности и самобытности этого стихотворения в том, что образные средства для поэтизации океана поэт черпает из сферы, наиболее для него близкой и значимой, - мира революции. Рождение образа революции из глубин океанской стихии в стихотворении не случайно, оно «объяснено» самим поэтом, обнажившим его внутренний «механизм»:

Волны
будоражить мастера:
детство выплеснут;
другому -
голос милой.
Ну, а мне б
опять
знамена простирать!
Вон -
пошло,
застарело,
загромило!

Величие водной стихии, ее гипнотическая завораживающая мощь пробуждают в человеке самые интимные переживания, душа полнится тем, что ей наиболее дорого и близко. Для Маяковского это не умиляющие воспоминания детства, не любовные мечтания - это святая святых его сердца - Революция. И сказано о ней так («Ну, а мне б опять знамена простирать…»), что в вольном ритме строки (особенно остро ощущающемся после информационно-будничных первых двух строк) и в ее торжественно-праздничной лексике читается большое и волнующее романтическое чувство, по своему напору равное океанскому валу. Недаром в следующей строке: «Вон - пошло, затарахтело, загромило», - рисующей океанскую мощь и ширь, уже угадывается образ революции. «Дать бы революции такие же названия, как любимым в первый день дают!» - восклицает Маяковский. Эти слова - символ, образное выражение того внутреннего, неповторимо индивидуального преломления, которому подвергалась в его поэзии социальнополитическая тематика, вылившаяся в интимную лирику высокого накала. В этой строке нельзя не ощутить вызова традиционным представлениям о лирике как жанре преимущественно любовном. Вопреки этим представлениям поэт утверждает лирику своего страдающего сердца, для которого самым важным и близким является то, что значимо для всего народа. Эту новую ипостась прекрасного - сферу активной политической борьбы, общественных интересов - поэт намеренно противопоставляет также и другой традиционной лирической теме - теме природы.

Чье сердце
октябрьскими бурями вымыто,
тому ни закат,
ни моря революции,
тому ничего,
ни красот,
ни климатов
не надо -
кроме тебя,
Революция!

В этих стихах вызов лирике, воспевающей природу, звучит открыто, явно. Но иногда Маяковский не вступает в открытую полемику, а, перенеся ее вглубь произведения, пронизывает ею внутреннюю его структуру, строит стихотворение как бы на негативном звучании метафор, обычно сопровождающих пейзажную лирику. В этом случае рождается нечто похожее на поэтическую декларацию:

Поэтом не быть мне бы,
если б
не это пел -
в звездах пятиконечных небо
безмерного свода РКП.

Утверждая право поэта на творческое освоение сферы социальной жизни, Маяковский не случайно использует здесь образы неба и звезд. Он привлекает их для того, чтобы тут же перечеркнуть, дискредитировать эти традиционные атрибуты лирики, противопоставив им иное «небо» и иные «звезды». Лирика Маяковского послеоктябрьского периода - своеобразная энциклопедия тринадцати героических лет жизни страны. Ничто не ускользало от внимания поэта, все вызывало его страстный, заинтересованный и горячий отклик. Все, чем бурлила жизнь двадцатых годов, пропитало собой «слова-бичи» и «нежность слов» поэта, художественно преломилось в его творчестве, сделав его своеобразной лирико-героической летописью революции.

Конечно же, лирика Маяковского не была неизменной. Она прошла сложный путь, отражая в себе идейно-художественную эволюцию поэта, развитие его творческого метода и стиля. И естественно, вместе с поэтом этот тернистый путь прошел и лирический герой. Он становится героем эпохи. Он совершает революцию, защищает ее в огненной буре гражданской войны. Он, как и сам поэт, хочет, чтобы «в дебатах потел Госплан,.. давая задания на год»; он - пламенный патриот и великий интернационалист; он беззаветно трудится, в холод и зной, воздвигает в далеких, необжитых краях завод-гигант, способный «в сотни солнц мартенами воспламенить Сибирь», строит город-сад будущего…

Обновление, возрождение души человека, души народа поэт связывает с обновлением мира, революционным его переустройством. Именно поэт с предельной обнаженностью души и сердца, поэт, с юных лет открыто связавший свою судьбу с передовыми революционными идеями века, страстно мечтавший «делать социалистическое искусство», бескомпромиссно отвергавший мир буржуазного стяжательства и беззакония, где все покупается и продается, - только такой поэт мог сказать в дни крушения старого и рождения нового мира: «Моя революция».

Реферат

Тема «Изображение революции в творчестве Блока, Есенина и Маяковского».

Работу выполнила ученица 11-го класса

МБОУ «СОШ» пст. Мадмас

Малашенко Инна

2013год

План.

1.Введение.

2.Отношение к революции В. Маяковского.

3.Отношение к революции А.Блока и С.Есенина.

4.Заключение.

5.Список используемой литературы.

Введение.

Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе.

В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века - Блока, Есенина и Маяковского – тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по-разному освещали их, художественно воплощали в своих произведениях.

1.Отношение В.Маяковского к революции.

Самое прямолинейное – положительное - отношение к революции было у В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. Больше того, всего себя, все свое творчество Маяковский поставил на служение делу социалистической революции:

Граждане, за ружья!

К оружию, граждане…

Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт – это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить «правильные» истины:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить -

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

И солнца!

Именно поэтому Маяковский долгое время работал в «Окнах РОСТА», создавал агитплакаты и агитлубки, выполняя сложную, возможно, лишенную творчества, но нужную, по его мнению, работу:

Рабочий!

Глупость беспартийную выкинь!

Если хочешь жить с другими вразброд -

Всех по очереди словит Деникин,

Всех сожрет генеральский рот.

2.Отношение к революции А.Блока и С.Есенина.

Отношение Блока и Есенина к революции 1917 года не было таким однозначным. Известно, что Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему. Но, в то же время, он прекрасно понимал, что этот сложный процесс не может происходить совершенно гладко, без потерь, крови и страданий.

В своей поэме «Двенадцать» Блок отразил собственное понимание и отношение к революции:

Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Символика поэмы отчасти позволяет нам проникнуть в смысл данного произведения. По улицам города идет красногвардейский патруль – двенадцать. Он состоит из малообразованных людей «из народа» – новых «хозяев» жизни. Автор объективно оценивает их – «на спину б надо бубновый туз».

«Голодный пес» в поэме - это прошлое, которое осталось позади и его уже не вернешь. А впереди – идет «с кровавым флагом», но сам Иисус Христос.

О символике этого образа в данном произведении ведутся долгие споры. Мне кажется, что все же этот образ несет в себе позитивный смысл – преображения, надежды поэта на светлое будущее.

В отличие от Маяковского и Блока, С. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Есенин так до конца и не принял революцию, а тем более, не был согласен воспевать ее в своем творчестве. Он смирился с тем, что все поменялось в его любимой стране, в его жизни, но предать себя и поставить свою лиру на службу того, что он не принимает, этот поэт не мог:

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Заключение.

Таким образом, Маяковский, Блок и Есенин по-разному относились к революции 1917 года. Свое отношение они передали в стихотворениях, ставших во многом свидетельствами того сложного времени. Если В. Маяковский отражал позицию пролетариата – «выигравшего класса», то Блок - позицию интеллигенции, которая всеми силами пыталась понять, осмыслить, принять свершившиеся события. С. Есенин же так и не сумел влиться в новую жизнь, принять ее идеалы, устремления. Он чувствовал себя «лишним на этом празднике жизни», как, впрочем, и еще миллионы его соотечественников.

Список используемой литературы.

1.Wikipedia.

«Моя революция» — так без колебаний сформулировал Мая­ковский свою позицию и со всей страстью ринулся участвовать в «буче боевой, кипучей». Революция в корне изменила жизнь и творчество поэта. Свойственный Маяковскому мощный волевой напор, неукротимый темперамент борца получил выражение в стремлении «сделать жизнь» по-новому. Исчез пафос бунта и разрушения, борьбы с существующим миропорядком, преодо­лено настроение одиночества и разлада со всем миром. Радость участия в общем деле переустройства жизни, счастье от того, что «каплею льешься с массами», понимание своей роли «аги­татора, горлана-главаря» определяют особенности поэтическо­го языка Маяковского в послереволюционные годы.

Перед поэтом, как и перед всей советской литературой, встает вопрос: как писать о. революции? Маяковский начинает с марша («Наш марш», 1917; «Левый марш», 1918) и оды («Ода революции», 1918). Но он и здесь не только произносит «торже­ственное «О!», не только славит, он еще и видит разные лики революции («О, звериная! /О, детская! / О, копеечная! / О, ве­ликая!», «Как обернешься еще, двуликая? / Стройной построй­кой, грудой развалин?»). Эти противоречия революции поэт раскрывает в двух эпизодах: спасении котенка с тонущего крей­сера и казнь «седых адмиралов». Нет ли здесь продолжения темы, прозвучавшей еще у Пушкина в «Дубровском» и «Капи­танской дочке» — темы беспощадного русского бунта (но не бессмысленного, по Маяковскому)?

Показательно, что в это же самое время поэт пишет произ­ведение, казалось бы, не имеющее никакого отношения к ре­волюции, но точно отражающее его скрытое ото всех «груст­ное» (как заметил Ю. Олеша) лицо, состояние «страждущего человека». Это стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918), напоминающее нам о раннем Маяковском. Тот же кон­фликт (толпа и «один я»), тот же мотив непонятости, страда­ния и сострадания, образ ребенка как символ чистоты и безза­щитности (обращение «деточка», рифма «рыжий ребенок» — «она жеребенок»), то же наделение человеческими свойствами животного и отсутствие этих качеств у людей. Интересно, что сам образ лошади («глаза лошадиные», «за каплищей каплища по морде катится») — это авторский вариант той самой «кля­чи», которая в романе Достоевского «Преступление и наказа­ние» олицетворяет страдания человеческие. Так мы уже не в первый раз убеждаемся, что Маяковский, при всех эпатирую­щих заявлениях футуристов, отрицающих литературу прошлого, в своем творчестве основывается на традициях классики, про­должая или переосмысливая их.

Не только ярость борьбы, радость созидания, но и боль, тревога, грусть входят в круг переживаний лирического героя. Через патетику строк о мировой революции, как заметит иссле­дователь Ал. Михайлов, будет прорываться простое, человечес­кое: «Хоть раз бы увидеть, что вот, спокойный, живет человек меж веселий и нег». И хотя шедевров психологической лирики в советский период Маяковский напишет немного (он действи­тельно «себя смирял, становясь на горло собственной песне», причем делал это не по приказу, а по душе, считая, что рево­люционной эпохе нужна другая поэзия), сам факт существова­ния таких стихов помогает увидеть «разного» Маяковского.

«Маяковского ведет история», — точно сказала М. Цветаева. Революция подняла к активному историческому действию мил­лионы людей. Вчерашние рабы, они впервые почувствовали себя хозяевами страны и созидателями своей собственной судь­бы. Революционное нетерпение и нетерпимость, искренняя вера в то, что совсем близко, «там / за горами горя / солнеч­ный край непочатый», что ради грядущего братства человечес­кого стоит преодолевать невероятные трудности и мучения — все эти особенности настроения человека революционной эпо­хи выразил в своих произведениях В. Маяковский.

Время диктовало и свой язык, свои ритмы. «…Революция выбросила на улицу корявый говор миллионов, жаргон окраин полился через центральные проспекты», и эту «новую стихию языка» (разговорную речь) Маяковский положил в основу своих произведений. Но «разговорное» в его понимании не означало «бытовое», ополчился поэт и на лирико-романтическую стилистику, отстаивая право говорить языком поэзии о важнейшем содержании эпохи — о политике.