Взаимодействие 4 сфер общества 5 примеров. Примеры взаимодействия сфер общества

Общество - особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений.

Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Социальная сфера - система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

45. Социальная структура общества.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. В структуру общества входят такие элементы, как социальные группы и общности и социальные институты и организации.

Важнейшие элементы социальной структуры общества – социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях. В каждом обществе таких объединений множество.

В широком смысле социальная структура общества ‑ это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения.

Основные компоненты социальной структуры : индивид , общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками ‑ пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).

Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):

- этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания;

- демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения;

- поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской;

- социально-классовая (классы отличаются МОРСом: М естом в системе производства, О тношением к средствам производства, Р олью в организации труда,С пособом и размером получения доходов);

- стратификационная (многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса);

- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям.

Сферы общественной жизни, выступая це­лостными образованиями и представляя соответствующие возможности (потенциалы) общества , находятся в те­сной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаясь и дополняя друг друга, характеризуя цело­стность самого общественного организма.

Экономическая сфера общества выступает главной детерминантой других сфер - социальной, политической, духовной. В свою очередь, например, социальная сфера детерминирует политичес­кую и духовную, политическая - духовную. При этом экономичес­кая сфера, задавая цели и программу различным видам деятель­ности, создает и необходимые условия этой деятельности.

Следует сказать, что внутри общей зависимости от эконо­мики, развитие каждой сферы общества следует и в соответствии со своими законами. Каждая из них оказывает обратное влияние на предшествующие: духовная - на политическую, социальную и экономическую, политическая - на социальную и экономическую, социальная - на экономическую.

Состояние духовной сферы обще­ства даёт информацию политической сфере, выдвигает перед ней исторически важные и новые задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в свете конкретных ус­ловий развития общества. На основе идеи, выработанных в духо­вной сфере общества, усилия людей нацеливаются на решение предстоящих задач и программ. А политическая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализа­ции социальных потребностей и интересов классов, наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов соци­альной справедливости, прав на свободу, человеческое достоин­ство.

Социальная сфера общества, выступая активной силой, вли­яет на все стороны экономической жизни общества. В зависимос­ти от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется отношение к собственности, формам распределения материальных благ, избирается вид производственной деятельно­сти. От степени интеграции классовых, национальных и социаль­ных групп зависит эффективность жизнедеятельности экономичес­кой сферы общества. Поэтому забота о конкретных нуждах, инте­ресах людей должна быть предметом неустанного внимания. Су­меет наша страна добиться решительного поворота к социальной сфере, - тогда многие большие и малые экономические проблемы будут решаться эффективнее и быстрее.



Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. Четкие представления о необходимых для общества видах деятельности являются важной предпосыл­кой уяснения всей его сложной структуры и его свойств как целостного социального организма.

Таким образом, социально-философский анализ общества включает в себя исследование статики общества и его динамики, рассмотрение составля­ющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.

Статически общество представляет единство четырех сфер (подсистем): материально-производственной (экономической), социальной, политической и духовной (сферы общественного сознания и духовной практики), находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Единство и взаимодействие этих составляющих и представляет общественный процесс, объединяющий в себе прогресс и регресс, реформы и революции, обеспечивает военные возможности общества. Познание причин, источников и движущих сил общественного развития является важной задачей философско-социологического исследования.


Приложенеия


Рис. 2.2. Основные сферы жизни общества


Собственности

Производства

Человек

Распределения

Обмена

(обращения)

ПЛАН:

1) Понятие общества.

2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

4) Общественные отношения.

5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.

1) Понятие общества.

Термин "общество" многозначен.Обычно указывают на следующие значения этого слова:

* общество как группа лиц,объединившихся для современной деятельности

по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов,об­щество любителей пива,общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация","союз","объединение". * общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество,феодальное общество,французское общество эпохи Реставрации,советское общество периода НЭП"а и т.д.).Здесь слово "об­щество" часто употребляется вместе со словами "стадия","этап","период". * общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления","ин­формационное общество","традиционное общество" и т.д.).В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис­тика.

* общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма­териального мира,которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею.В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между со­бой,так и с природным окружающим их миром.Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Прежде чем перейти к характеристике взаимодействия общества и приро­ды,необходимо обратить внимание на то сходство,которое существует меж­ду различными понятиями "общества".Это сходство можно увидеть,если внимательно присмотреться к самому слову: "общество" - от слов "об­щий","общность" (латинское societas также происходит от socius,что оз­начает общий,совместный).

2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

Если принять во внимание происхождение слова "общество",становится необходимым для его подробной характеристике ввести в употребление по­нятие "системы" и рассмотреть общество с точки зрения системного под­хода.

Система (от греческого "systema") - совокупность или сочетание час­тей и элементов,связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.

Говорят о Солнечной системе,речной системе,нервной системе.Системой является любая совокупность явлений,которые связаны между собой и вза­имодействуют друг с другом.В этом смысле системой является и то единс­тво,составными частями которого являются общество и природа.

Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом.

Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею,так как:

* оно возникло в результате развития природного мира,выделившись на

определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном про­цессе становления человека),

* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы,необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв,современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов,жизнь современного общества немыслима без исполь­зования различных природных источников сырья),

* темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды,климатических и географических условий.(Северные наро­ды (эскимосы,эвенки,чукчи) - в местах их проживания суровые климати­ческие условия,поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)

(Древние цивилизации Востока (древний Египет,цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек,климат засушливый,необходимы эригацион­ные оросительные системы.Огромные трудозатраты и поэтому всегда силь­ное деспотическое начало.)

Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как: * оно вырабатывает различные средства приспособления,адаптации к окру­жающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем,строить дома,шить одежду,создал искусственные материалы,необходимые для жизне­деятельности общества),

* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты,использу­ет те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительны­ми,так и благотворными).

Крым-раньше более засушливый климат.занимались в основном рыболовс­твом,после присоединения Крыма к России (1783),привезли экзотические

деревья,изменился климат (климат стал мягче).

В Голландии очень мало было плодородной земли,землю постоянно затап­ливало.Голландцы создали сеть плотин,осушительных каналов,за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования.

Было создано искусственное Рыбинское водохранилище,затопили села,де­ревни и пойменные луга.Сейчас там плохая экология и гниет все то,что находится под водой - отрицательное воздействие на природу.

Становится ли общество по мере своего развития более свободным,более независимым от природы? Еще недавно ответ мог быть только положитель­ным - человек рассматривался как существо,способное подчинить,покорить себе природу (по принципу:"Мы не можем ждать милости от природы,взять их у природы - наша задача").Сегодня очевидно,что общество не может быть от природы независимым.В чем-то мы в современном мире зависим от природы больше,чем когда-либо.Имеется в виду то обстоятельство,что общество стоит сегодня перед экологической катастрофой,созданной хищ­ническим,потребительским отношением к природе.Исчерпание природных ре­сурсов,их загрязнение ставит перед человеческим обществом задачу вы­живания,сохранение рода человеческого.В этой связи нужно упомянуть,что ООН в в 1992 году приняла концепцию устойчивого развития, обязательную для всех государств и исходящую из необходимости обеспечить такое раз­витие общества,которое позволило бы сохранить природный мир и обеспе­чить выживание человечества.

3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаи­модействующих подсистем и элементов.

Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни.Обычно гово­рят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер:

экономическая- | политическая- | социальная- | духовная-

охватывает отно- |охватывает отноше-|охватывает отно- |охватывает от-

шения,возникаю- |ния,связанные с |шения,связанные с|ношения,

щие в процессе |взаимодействием |взаимодействием |связанные с

производства,рас- |государства,партий|классов,социаль- | развитием об-

пределения,обмена |политических орга-|слоев и групп |щественного

и потребления ма- |низаций по поводу | |сознания,науки

териальных благ |власти и управле- | |культуры,

|ния | |исскуства

Данные подсистемы (сферы),в свою очередь,могут быть представлены сово­купностью входящих в них элементов:

* экономическая - производственные учреждения (заводы,фабрики),учреж­дения транспорта,фондовые и товарные биржи,банки и т.п.,

* политическая - государство,партии,профсоюзы,молодежные,женские и пр.организации и т.п.,

* социальная - классы,страты,социальные группы и слои,нации и т.п.,

* духовная - церковь,образовательные учреждения,научные учреждения и т.п.

4) Общественные отношения.

Для характеристике общества как системы недостаточно выделить входя­щие в него подсистемы и элементы.Важно показать,что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами,нациями,индивидами,возникающими а процессе эконо­мической,политической,социальной,духовной жизни общества.Для обозначе­ния этих связей используется термин "общественные отношения" .

Виды общественных отношений:

материальные: | духовные:

по поводу поизвод-|политические,

ства,распределения|правовые,

обмена и потребле-|нравственные,

ния материальных |идеологические

благ | и др.

5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Общество,таким образом,представляет собой определенную совокупность элементов,взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.Сферы об­щественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общест­венных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).Все это обычно сопровождается апатией,смятением духа,но и - духовными поисками,интенсивными научными

исследованиями,усилиями деятелей культуры,направленными на осознание

истоков кризиса и путей выхода из него.Таков один из примеров,иллюст­рирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Военный переворот (политическая сфера) как следствие экономического кризиса,резкое снижение уровня жизни (экономическая сфера),разногласие в обществе (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни общества.(Пиночет (1973) (военная хунта) пришел к власти в Чили в ре­зультате военно-фашистского переворота,установил режим жесточайшего террора,экономика улучшилась,разногласие в обществе,творческая интел­лигенция ушла в п подполье.

Основные понятия : общество,система,общественные отношения,сферы общественной жизни

Вопросы и задания:

1) Дайте определения перечисленным выше понятиям.Проанализируйте их.

2) Приведите примеры благотворного и негативного воздействия общества на природу.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основедуховной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Общество - это система упорядоченной целостности. Это является залогом ее постоянной функциональности, все компоненты системы занимают внутри нее определенное место и связаны с другими компонентами общества. И важно отметить, что по отдельности ни один элемент таким качеством целостности не обладает. Общество - это своеобразный результат взаимодействия и интеграции абсолютно всех компонентов этой сложной системы.

Государство, экономика страны, социальные слои общества не могут обладать таким качеством, как общество само по себе. А многоуровневые связи между экономической, политической, духовной и социальной сфер жизни образуют такое сложное и динамичное явление, как общество.

Легко отследить взаимосвязь, например, социально-экономических отношений и правовых норм на примере законов Киевской Руси. В своде законов были указаны меры наказания за убийство, и каждая мера определялась место человека, которое он занимает в обществе - по принадлежности к той или иной социальной группе.

Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Изменения в одной из них, как правило, влекут перемены в других. Например, взаимосвязь экономической и политической сфер, демонстрирует отставка правительства из-за обострения экономического кризиса.

Следовательно, каждая сфера общественной жизни - сложное образование, находящееся в органическом единстве с другими сферами. В силу их взаимосвязи и взаимообусловленности общество предстает как целостная система и поступательно развивается.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основедуховной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

51.​ Общество как саморазвивающаяся система. Движущие силы развития современного общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА , в отличие СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИКИ , рассматривает общество, как саморазвивающуюся систему . Основными проблемами этого раздела социальной философии являются; проблема источников и движущих сил общественного развития, характер и особенности социальных процессов, направленность развития общества, проблема смысла и назначения человеческой истории.

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии в целом, и социальной философии в частности. В социальных теориях по этому поводу высказывались различные мнения, где в качестве движущих сил называли как природные факторы (географическая среда и др.), а также и сугубо субъективные - (революции, деятельность групп людей или выдающихся личностей).

В ХIХ веке проблема движущих сил и источников развития получила свое отражение в гегелевско-марксистской концепции . Суть ее состоит в том, что источником движения являются основные противоречия , их борьба и разрешение этих противоречий. Сегодня подобной точки зрения придерживается большинство философов и обществоведов.

Разделяя данную позицию, следует уточнить понятия «источники » и «движущие силы » . Разграничение источников и движущих сил связано с тем, что сами причины делятся на:непосредственные и опосредованные .

ИСТОЧНИК это непосредственная, наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА это опосредованная причина, действующая как стимулятор, ускоритель, мотив движения. Она как бы движет сам источник развития.

Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, противоречие не ограничивается таким импульсом, а представляет собой, постоянно действующую, силу движения и развития.

К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные общественные явления: 1) социальные противоречия; 2) производительные силы; 3) способ производства и обмена; 4) разделение труда; 5) действия больших масс людей, народов, классов; 6) классовая борьба; 7) революции; 8) потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, какпотребности, интересы и цели .

ПОТРЕБНОСТИ – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, индивида, социальной группы или общества в целом, внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества и условий, в которых действует человек. Они являются основой общественного развития и носят объективный характер . Стимулирующая роль потребностей определяется их особенностями. Дело в том, что всякая потребность требует удовлетворения и, в то же время, всякая удовлетворенная потребность порождает новые потребности и т.д. Такую особенность называют законом возвышения потребностей .

ИНТЕРЕСЫ – это осознанные (обществом классами, социальными группами или индивидами) потребности . Социальный интерес – это реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями людей. Социальные интересы отражают направленность деятельности общества на удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание, мотивацию.

ЦЕЛИ – это идеальные образования в сознании людей, выражающие предвосхищение результатов своей деятельности. Возникающие до начала или во время деятельности, они выступают в качестве еенепосредственного мотива, инициируют, стимулируют и направляют эту деятельность в заданном направлении. Цели могут быть ближайшими или относится к отдаленной перспективе , служить интересам отдельных личностей , социальных групп или общества в целом . Выражая активную сторону человеческого сознания, цели должны находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями конкретных условий, а также возможностям самого человека. Иначе они останутся лишь благими пожеланиями и несбыточными мечтами.

52.​ Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Экологические проблемы современности и пути их решения.

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа - это не что иное, как природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя - это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи». Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесооб- " разной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле - жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. Впоследствии лозунг «Назад к природе» будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение «зеленых») и другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В. И. Вернадского. Ноосфера - это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили детальную разработку в особой науке - экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.

На наш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы.

Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие человека некому было бы познавать природу. Вселенную. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

Во-вторых, человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения.

В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п.

В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе.

Впервые термин «экология» был введен в оборот немецким биологом Эгеккелем (1834-1919) в 1866 г. под которым понималась наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. В настоящее время этот термин приобрел новое значение и отражает по существу идеи социальной экологии - науки, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

В настоящее время перед современным человечеством стоят две основные опасности - опасность того, что оно уничтожим себя в огне ядерной войны, и опасность экологической катастрофы, которая сегодня стала реальностью. Подтверждением тому является авария на Чернобыльской АЭС, отрицательные последствия которой будут сказываться на будущих поколениях людей. Уже сейчас рождаются дети с серьезными изъянами и патологическими изменениями, увеличивается количество людей с онкологическими заболеваниями и заболеваниями щитовидной железы. Ухудшение экологической ситуации связано с тем обстоятельством, что человечество ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100. млрд. тонн различных минеральных ресурсов. Преобладающая их часть - от 70 до 90% - превращается в разного рода отходы производства, загрязняющие окружающую среду, что приводит к гибели растительного и животного мира.

Одной из серьезных проблем сегодня является сокращение имеющихся запасов полезных ископаемых, а также увеличение в перспективе численности населения нашей планеты. Согласно специалистам ООН, в XXI веке темпы роста мирового народонаселения несколько замедлятся, но абсолютный прирост будет продолжаться, и население мира составит к 2005 году - 6 млрд. человек, к 2050 году - 10 млрд. человек, а к 2100 году - 14 млрд. чел. Этого количества населения будет достаточно для того, чтобы уничтожить все экосистемы планеты.

Нынешнюю экологическую ситуацию можно охарактеризовать как критическую. Она приобрела глобальный характер и решение ее возможно только посредством совместных усилий правительств всех цивилизованных стран мира.

Важной мерой на пути решения современных экологических проблем является экологизация производства:
- развитие безотходных технологий на основе замкнутых циклов;
- комплексная переработка сырья;
- использование вторичных ресурсов;
- поиск новых источников энергии;
- широкое внедрение биотехнологий;
- обязательная экологическая экспертиза новых производственных проектов;
- развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства при постоянном отказе от пестицидов и др.

Важным направлением улучшения современной экологической ситуации является также разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человека важнейшее значение.

Еще одной мерой решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания. Экологическое обучение и воспитание должны быть поставлены на государственный уровень, а применительно к вузовскому образованию стать важнейшим элементом подготовки специалистов любого профиля.

53.​ Сущность общественного прогресса и его критерии. Взаимосвязь социального и научно-технического прогресса.

Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существовал как его средство. Жизнь подтвердила невозможность этого упрощенного понимания истории, доказала необходимость рассматривать общество как сложную систему, где все стороны взаимосвязаны и взаимно обусловливают одна другую. Человек занял в этой системе центральное место.

Вопрос об общественном прогрессе, его сущности и роли в жизни общества интересовал мыслителей многих поколений. Тем не менее подавляющее большинство из них, оставаясь на идеалистических позициях, действительно не могло дать научное освещение этой проблемы. Только с открытием материалистического понимания истории возникла возможность раскрыть сущность общественного прогресса, источник развития общества, его движущие силы и критерии.

Основные методологические посылки для исследования общественного прогресса нашли отображение в работах основоположников диалектико-материалистической философии. Особого внимания в этом плане заслуживает мысль Ф. Энгельса о том, что прогресс составляет суть человечества. Эта мысль подводит к выводу, что общественный прогресс необходимо исследовать в аспекте социально-деятельной сущности человека. Как уже отмечалось, сущность человека состоит в том, что его жизнедеятельность является основной в материальном производстве и осуществляется в системе общественных отношений в процессе сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования и развития. Эта сущность проявляется в диалектике потребностей и деятельности, где потребности являются исходным импульсом жизнедеятельности, а деятельность – способом удовлетворения, воспроизведения и рождения новых потребностей.

Следует отметить, что сущность человека не остается неизменной. Поэтому процесс становления и развития человека целесообразно рассматривать как сложный диалектический процесс. Ибо речь идет о том, что исторический процесс выступает как беспрерывное становление человека, сущность которого – в поступательном движении. Происходит усиление власти человека над природой (как над внешней, так и над своей собственной), неуклонное и безграничное развитие творческих способностей индивидуумов.

Указанные особенности становления человека есть особенностями и факторами обеспечения жизнедеятельности общества как сложной, открытой системы, которая самоорганизуется и самоуправляется. Таким образом, общественный прогресс – это процесс беспрерывного становления и развития человеческой сущности, которая возникает как неуклонное усовершенствование самой жизнедеятельности, способностей людей по обеспечению условий своего бытия.

Следует подчеркнуть, что сущность человека существует не сама по себе, а проявляется во всей многогранности общественных связей и отношений. Как известно, сущностью человека есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений. Эта совокупность отношений выступает, с одной стороны, как общество (человек в его общественном отношении), конкретно-исторической формой которого есть общественно-экономическая формация, с другой, - как лицо (человек конкретной исторической эпохи и конкретных общественных отношений).

Общество и лицо представляют собой две стороны человеческой действительности, проявления, функционирования сущности человека. Эти стороны находятся в диалектическом единстве. Ведь общество представляет собой специфическую организацию жизнедеятельности людей, определенный социальный организм, систему отношений, которая связывает людей в единое целое.

Поскольку конкретно-исторической формой этой системы отношений есть общественно-экономическая формация, анализ общественного прогресса не ограничивается раскрытием сущности человека. Такой анализ должен включать в себя и раскрытие процесса становления человеческой сущности в ее действительности как совокупности всех общественных отношений. В этом плане общественный прогресс возникает как природно-исторический, закономерный процесс развития и изменения общественно-экономических формаций, сердцевину которого составляет восхождение от низших форм общественной организации к более высоким и совершенным. Кроме того, поскольку сущностью человека есть лицо реальное, бытие которого реализуется в социальном индивиде, общественный прогресс выступает также как процесс неуклонного развития и совершенствования индивида.

Таким образом, общественный прогресс следует рассматривать как под углом зрения сущности самого исторического процесса, так и под углом зрения развития и изменения конкретно-исторических форм общественной организации. Основой анализа содержания общественного прогресса, его общей направленности и тенденций есть раскрытие сущности человека. В связи с этим можно сказать, что общественный прогресс осуществляется в диалектике потребностей и деятельности. Именно в этой диалектике общественный прогресс реализуется как процесс становления и развития сущности человека, и как процесс восхождения от низших к высшим, более совершенным конкретно-историческим формам общественной организации.

Исследование проблемы общественного прогресса, его сущности и тенденций тесно связано с проблемой его критериев. В литературе, где освещается вопрос общественного прогресса, существуют разные взгляды на то, что есть критерием прогрессивного, поступательного развития общества. Сложность разработки данного вопроса состоит в том, что общественный прогресс есть явление сложное и многогранное. Кроме того, он характеризуется специфическими особенностями на разных ступенях человеческой истории. Поэтому целесообразно учитывать специфику критериев общественного прогресса прежде всего с точки зрения: а) его сущности как процесса становления и развития человеческой сущности; б) характеристики и сравнения конкретно-исторических форм его реализации в поступательном развитии общества; в) характеристики и сравнения уровней развития разных стран в границах одного и того же исторического этапа развития общества.

Анализируя вопрос о критериях общественного прогресса, исследователи исходят, как правило, из уровня развития производительных сил. Однако в данном случае речь идет о критерии общественного прогресса с точки зрения его основы и общей логики развития человечества. Действительно, определяющим моментом выделения человека из животного царства и становления его как человека есть непосредственное удовлетворение его жизненных потребностей в процессе материального производства, в котором производство орудий труда приобретает значение особой потребности. Процесс материального производства составляет в жизнедеятельности человека главную и определяющую сферу его самореализации. Возникновение материального производства предопределяет возникновение всей системы общественных отношений.

Непосредственное удовлетворение потребностей человека материальным производством и системой общественных отношений обусловливает осознание им своего отношения к действительности и к себе. Этот подход к пониманию общественного прогресса в самой его основе дает возможность не выпускать из поля зрения главный методологический принцип подхода к исследованию процесса становления и развития человечества – принцип материализма. Однако раскрытие критерия общественного прогресса в самой его основе есть недостаточным для раскрытия специфики общественного прогресса относительно понимания его как процесса становления и развития человеческой сущности в ее целостности.

Как уже отмечалось, сущность человека, имея сложную внутреннюю структуру, которая проявляется в единстве сущности разных порядков, находит свое реальное воплощение в становлении и развитии общества как целостной системы. Следует напомнить, что общество в этом случае рассматривается вместе с тем и как сложная система, и как субъект социального действия. Учитывая это, наиболее общим критерием общественного прогресса, который охватывает все аспекты проявления сущности человека, есть уровень человеческой свободы и творчества. Именно в равенстве свободы и творчества отображается уровень развития производительных сил и характер общественных отношений (прежде всего производственных), которые определяют способ, степень и характер удовлетворения потребностей людей, а также содержание и масштаб ценностей, которые раскрывают степень освоения людьми окружающей действительности, осознание сущности мира, своего бытия и своей собственной сущности.

Уровень свободы и творчества раскрывает и степень развития всех сущностных сил человека, степень господства его над силами внешней и своей собственной природы. Указанный уровень показывает, в какой мере человек способен, превращая окружающий мир и самого себя, обеспечить жизнедеятельность всего общества как целостной системы, и каждого человека, в частности. Такой подход к выделению критериев общественного прогресса служит основой для их определения относительно конкретно-исторических форм проявления этого прогресса в разных странах.

Вместе с тем, раскрытие сущности и основных критериев общественного прогресса есть недостаточным для понимания исторического развития общества с точки зрения причин и характера этого развития. Поэтому очень важным в исследовании общественного прогресса является вопрос о его источниках и исторических типах.

54.​ Сущность культуры, её генезис и структура. Материальная и духовная культура.

Культура - это деятельность человека, включая ее мотивации и ее результат. Она есть и накопление, сохранение, и трансляция социально-значимого опыта, и духовно-творческий процесс преобразующей деятельности, и определенный уровень развития общества и человеческих способностей. Культура - это также система ценностей и норм, которая формирует и оптимизирует человеческую жизнь и деятельность, придавая ей смысл, и обеспечивая целенаправленность исторического развития общества.

Человек и культура являются взаимозависимыми системами. Человек творит культуру, и одновременно является полностью в нее погруженным. Можно указать на человеческую - антропологическую сущность культуры. Она делает человека человеком. Культурное определяет личностное, и наоборот. Культура функционирует неодинаково на социальном и на личностном уровне.

На социальном уровне основными функциями культуры являются следующие функции:

Коммуникативная функция. Каждая культура выполняет функцию накопления, сохранения и ретрансляции знаний о мире и человеке. Рост знаний и их унификация способствуют развитию культуры, ее обогащению, установлению межкультурного диалога. Культурные знания часто находят выражение в абстрактных символических формах, которые нарушают ритм и механизм культурной ретрансляции, но в то же время способствует созданию глобального информационного пространства, ярким примером которого является всемирная сеть Интернет.

Аксиологическая (ценностная) функция. Культурное развитие носит последовательный характер. В ходе его образуются и закрепляются моральные нормы и ориентиры, образцы традиционного социального поведения, а также шкала ценностей. Наличие данных элементов обеспечивает стабильность и единство культуры, что является особенно важным в периоды интенсивных социокультурных изменений, а также придает каждой культуре неповторимость и уникальность.

Адаптационная функция. В современном мире человек, в основном, приспосабливается к социальной и культурной реальности, а не к природе. Культура, в свою очередь, имеет ряд механизмов, которые упрощают и оптимизируют процесс приспособления человека к обществу и к культурной среде.

Функция социализации. Определенный тип культуры порождает определенный тип человека, и наоборот. Такое влияние культуры становиться возможным благодаря процессу социализации (то есть, воспитания и образования человека, усвоения им системы культурных норм, ценностей и определенной системы знаний). Личностное сознание всегда характеризуется двумя, противоположными по своим векторам, тенденциями. С одной стороны – это стремление отделить себя от социума, от общей массы, реализоваться в полной мере, исходя из своих возможностей и потребностей. Но с другой стороны имеет место стремление «слиться с толпой». И то, и другое невозможно без социализации, которая обеспечивается именно через культуру. Культура является предпосылкой и мерой реализации человеческой сущности.

Регулятивная функция. В рамках культуры существуют различные типы социальных объединений, которые поддерживают стабильность ее развития и выполнения коммуникационной, аксиологической, адаптационной и других функций. К таким объединениям относятся биосоциальные общности (род, племя, семья), социальные общности (союзы племен, родов) и социально-политические общности (государство, политические союзы, международные организации). Регулятивная функция культуры структурирует культурные элементы, что является особенно важным в условиях их постоянной дифференциации и роста. Регулятивная функция реализуется через моральные, религиозные и правовые ценности и нормы.

Культурогенез – это исторический процесс возникновения и развития типов человеческой культуры. К одной из наиболее простых и удобных классификаций типов культур относиться классификация, построенная на территориально-временном принципе, согласно которому типы культур выделяются в связи с местом (например, индийская, греческая, американская культура) и временем своего возникновения (античный период, средневековье, Новое время).

Начало культурогенеза относиться к эпохе верхнего палеолита. В этот период возникает культура как система интегрирующих связей, тогда как ранее существовали лишь отдельные элементы культурного поведения. В эпоху верхнего палеолита произошло стремительное развитие орудий труда, возникла экзогамия, активизировалось развитие таких социальных общностей как род и семья.

Сущность культуры проявляется и в том, что при всем разнообразии и самобытности культурно-исторических типов они имеют много общего. Так, практически во всех культурах воспроизводится примерно сходная структура культуротворческой деятельности. Все исторические типы культуры содержат: мифологию, религиозные верования, моральные нормы, социально-статусную иерархию, искусство, определенные знания, систему ценностей и т.д. И хотя в разных культурах эти культурные признаки проявляются по-разному, все-таки можно говорить о некой универсальной структуре культуры.

Духовная культура – это культурное содержание человеческого сознания в виде смыслов, ценностей и идеалов, идей, фантастических образов, творческих представлений, которое воплощается в мифологии, религии, философии, морали, искусстве, науке, идеологии, праве, письменности, различных формах и видах творческой деятельности. В силу своей смысловой специфики духовная культура имеет символический характер.

Материальная культура – это мир материальных вещей или артефактов культуры, ее предметное состояние. Она охватывает: предметы и орудия труда, материальные условия человеческого быта и хозяйственно-экономической деятельности, ее технику и технологию, собственность, то есть все то, что направлено на оптимизацию физического существования человека и воспроизводство материальных условий его жизни.

55.​ Понятие цивилизации. Запад – Восток – Россия в диалоге цивилизаций.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis - городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. и использовался французскими просветителями, которые при его помощи характеризовали общество, основанное на началах разума и справедливости. В наши дни термин «цивилизация» имеет разные смысловые значения. Чаще всего он понимается следующим образом:

Как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс);

Как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби);

Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (в выражении «античная цивилизация»);

Как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев).;

Как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер).

В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время. Н. Данилевский, например, выделял (в хронологическом порядке) следующие цивилизации, или, по его терминологии культурно-исторические типы: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпенглер рассматривал такие культурно-исторические миры, как: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропейский (фаустовский).

У А.Тойнби в предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, которые, как он констатирует, «принято (выд. мною.-В.Ч.) называть цивилизациями»: египетское, андское, китайское, минойское, шумерское, майянское, сирийское, индское, хеттское, эллинское, православное христианское (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное), дальневосточное (основное), иранское, арабское, индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское.

В более поздней и общей классификации сам Тойнби выделил, кроме «западного мира», «православно-христианское, или византийское общество», расположенное в Юго-Восточной Европе и России; «исламское общество», сосредоточенное в аридной зоне (область сухих степей, пустынь и полупустынь), проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; «индуистское общество» в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; «дальневосточное общество» в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном. Эта классификация цивилизаций активно комментируется в отечественной литературе и на ее основе иногда выделяют пять современных цивилизаций: «западноевропейскую», «российскую», «исламскую», «индо-буддийскую» и «конфуцианскую» (Л. Васильев).

В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев оценки жизни общества также выделяют различные типы цивилизаций. Однако, все они характеризуют развитие общества как единый исторический процесс на всем его протяжении. В современной литературе, например, рассматриваются такие типы цивилизации, как: «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропогенная»; «традиционная и современная»; «эволюционная и инновационная» и др.

Чаще всего в историко-стадиальных исследованиях используется технико-технологический критерий, на основе которого выделяют: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, А Тоффлер). Рассмотрим их характеристики подробнее.

«Аграрная цивилизация» - это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.

«Индустриальная цивилизация» – общество, которое характеризуется бурным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

«Постиндустриальная цивилизация» – общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.