А. С

Александра Сергеевича Пушкина общество знало не только как талантливого поэта, но и как человека, сочувствующего идеям декабристов. Двор считал его вольнодумцем, и поэта за его смелые высказывания отправляли в ссылку, а позднее его творчество подверглось жесткой цензуре со стороны царя. Одно из его ранних стихотворений - "К Чаадаеву", анализ которого представлен ниже, называли гимном декабристов.

История написания и публикации

Анализ "К Чаадаеву" следует начать с истории создания стихотворения. Оно было написано поэтом в 1818 году и изначально не предназначалось для публикации. Стихотворение было записано во время того, как Пушкин читал его близким друзьям. Позже творение было доставлено адресату (Чаадаеву), а запись стихотворения стала передаваться из рук в руки.

Произведение распространялось среди петербургских жителей тайно. Оно было опубликовано только в 1829 году в альманахе "Северная звезда" М.А. Бестужева в весьма измененном виде. С момента создания этого послания за Александром Сергеевичем закрепилась слава вольнодумца и приверженца идей декабристов.

Личность получателя

Анализ "К Чаадаеву" следует продолжить небольшим рассказом о личности адресата стихотворения. Это был Петр Яковлевич Чаадаев - один из самых близких друзей Пушкина со времен учебы в лицее. Когда Александр Сергеевич служил в Петербурге в чине коллежского секретаря, он часто ходил к своему другу в гости. Пушкин делился с Чаадаевым всеми своими переживаниями и мыслями.

Еще будучи лицеистом, поэт любил обсуждать с Чаадаевым общественно-политическую обстановку в стране. Поэтому друзей связывали не только теплые воспоминания о юношеских годах, но и общие устремления. В послании содержался призыв к свержению самодержавия. Но сам поэт вовсе не стремился к тому, чтобы афишировать свою позицию. Александр Пушкин вскоре забыл о своем литературном вольнодумстве.

Послание было доставлено Петру Чаадаеву, бывшему в то время уже членом общества будущих декабристов, известному под названием "Союз благоденствия". Многие его члены восприняли стихотворение Пушкина как призыв к действию. Впоследствии, после подавления восстания декабристов, поэт не раз упрекал себя в неосторожности. Он считал, что это послание послужило толчком к попытке свержения самодержавия. История создания "К Чаадаеву" является примером того, какой силой обладает слово. И если для Пушкина его призыв было просто литературным свободомыслием, то для декабристов это послание стало гимном.

Жанр произведения

Один из пунктов анализа "К Чаадаеву" - это определение жанра, в котором написано стихотворение. Его следует отнести к весьма популярному в России в первой половине 19 века жанру дружеского послания. Этот жанр отличала свободная форма выражения мыслей, поэтому стихотворение приобретало черты доверительной беседы между близкими людьми.

Адресатом послания были и реальные лица, и вымышленные персонажи. Этот жанр не был ограничен различными формальными условностями. Поэтому в своих произведениях автор мог общаться с читателем на равных, что придавало нотку доверительности стихотворению.

Сюжет произведения

Основа сюжета стихотворения "К Чаадаеву" - это размышления о взрослении человека. Поэт уже больше не питает иллюзий насчет славы, любви. Юношеские мечтания столкнулись с суровой реальностью, теперь автор уже сомневается в правильности своих взглядов. Поэт их сравнивает со сном, туманом, которые рассеиваются так же быстро. Некоторые современника Александра Сергеевича увидели в этом намек на императора Александра Первого, в чьем правлении разочаровался поэт.

Затем стихотворение "К Чаадеву" продолжается порывами свободомыслия. Взамен наивных юношеских мечтаний поэт получает свободолюбие и чувство гражданского долга. Для Александра Сергеевича такой переход был естественным, и только осознание каждым гражданином своего долга могло сделать страну свободной.

Но поэт не отрицал, что пылкие порывы могут встретить препятствие в лице тех, кто не хотел менять общественный уклад в государстве. Александр Сергеевич считал, что все свои силы нужно посвятить служению Родине. И тогда в награду за труды их имена будут помнить потомки.

Политический подтекст

В послании "К Чаадаеву" Пушкин выразил и недовольство царской властью. Император Александр Первый называл себя истинным либералом, и многие ожидали от его правления реформ, которые улучшили бы жизнь крестьян. Но все разговоры об отмене крепостного права так и остались разговорами. И нет ничего удивительного в том, что молодой поэт разочаровался в самодержавии.

Александр Сергеевич уже не верил царским обещаниям. Но поэт верил в людей, в чьих сердцах еще пылал огонь справедливости. Верил тем, для кого свобода и чувство долга перед Отчизной не были пустым звуком. Именно они, по мнению Пушкина, должны были освободить Россию от самодержавия. И тогда в обществе воцарилась бы справедливость.

О чем это произведение

Трудно выделить главную мысль стихотворения "К Чаадаеву". Большинство привыкло его рассматривать с патриотической точки зрения. Поэтому для многих основная цель этого послания состояла в призыве декабристов к действию. А ведь изначально это творение не предназначалось автором для большого количества людей.

Поэтому и основная мысль не состояла в призыве к свержению самодержавия. Это обращение к Чаадаеву, которым восхищался юный поэт. Он был уверен в том, что его друг войдет в историю, что его дело благое. И свое восхищение и уверенность в этом Пушкин выразил в дружеском послании. Он вел душевную беседу со своим близким другом, в которой задевал волнующие его темы - это взросление человека, общественное положение в стране и восхищение Чаадаевым и его идеями.

Ритмическая сторона стихотворения

Стихотворный размер "К Чаадаеву" - это знаменитый всем пушкинский четырехстопный ямб. Способ рифмования - перекрестный и кольцевой. Послание можно поделить на четверостишия и итоговое пятистишие, в котором поэт говорил о будущем России.

Литературные тропы

Благодаря каким средствам выразительности "К Чаадаеву" стало гимном декабристского движения? Это общественно-политическая лексика, которую использовал поэт при создании послания. Это придало дружескому посланию возвышенный (можно даже сказать, пафосный) и патриотический характер. Пушкин из всех синонимов слова "родина" использует "отчизна", которое вызывает более теплый отклик у читателей.

Общественно-политическая лексика была отличительной чертой поэзии декабристов. Поэтому поэт, близко знавший и друживший со многими декабристами, использовал ее в написании послания своему другу. Пушкин противопоставляет власть вольному народу, используя эпитеты. Для самодержавной власти он выбирает слово "роковая" - это подчеркивает ее темную сторону, нежелание помочь народу. Вольность же он характеризует прилагательным "святая" - поэт подчеркивает, что свобода - это высшая ценность для народа.

Само стихотворения построено на антитезе - противопоставлении юношеских мечтаний и чувства ответственности, гражданского долга, царского режима, крепостничества равноправному обществу, в котором все люди равны и свободны. Эта особенность композиции подчеркнула размышления о взрослении личности, как из безрассудного пылкого юноши поэт становился мужчиной, которому небезразлично будущее своей страны.

Критика стихотворения

Несмотря на то что послание стало передаваться из руки в руки и стало известно в обществе, тем не менее, некоторые современники критиковали это литературное свободомыслие. Некоторые возмущались тем, что главными героями должны стать Пушкин и Чаадаев - эти вольнодумцы, светские шутники, франты. Но, скорее всего, поэт не имел в виду только их: Александр Сергеевич, возможно, писал о всем обществе декабристов, которые стремились сделать жизнь общества лучше.

Некоторые современники поэта упрекали его за слишком легкомысленное сравнение долга с любовным свиданием. Но в этом и состояла особенность послания поэта: он соединил личные переживания с чувством патриотизма.

Послание "К Чаадаеву" - это пример того, как Пушкин своими стихотворениями смог вдохновить людей. Александр Сергеевич подобрал такие слова, что они коснулись сердца каждого и заставили декабристов действовать. В этом стихотворении отражены высокие идеалы А. С. Пушкина и его вера в то, что светлое будущее для Отчизны наступит. В этом стихотворении политическое и лирическое направления не противопоставлены, а дополняют друг друга, создавая стихотворение, в котором есть место и личным переживаниям поэта, и чувству патриотизма.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, ““.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано А.С. Пушкиным в 1818 году. Оно адресовано человеку, дружбой с которым поэт очень дорожил. П.Я. Чаадаев был старше Пушкина на пять лет, он имел богатый жизненный опыт, великолепное образование (Московский университет), был человеком глубокого, энциклопедического ума. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, в 1816–1820 гг. был офицером лейб-гвардии гусарского полка. Чаадаев имел большое влияние на юного поэта, дружбой с ним Пушкин очень дорожил. Петру Яковлевичу поэт адресовал несколько посланий и четверостишие «К портрету Чаадаева», в котором он сравнивает своего старшего товарища с героями античности:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес,
А здесь он – офицер гусарский.

Послание «К Чаадаеву» получило большое распространение в списках. В искаженном виде без ведома Пушкина было опубликовано в альманахе «Северная звезда» на 1829 год. А полностью напечатано было лишь в 1901 году.

Жанр произведения – дружеское послание. Стиль – романтический, в котором сочетаются интонации любовной и гражданской лирики. Однако послание относится к гражданской, вольнолюбивой поэзии. Основная тема его – тема свободы, это мечта о пробуждении России.

Как неоднократно отмечали исследователи, в этом стихотворении Пушкин пишет от лица целого поколения, которое только еще осознает свои цели и задачи. Послание начинается с грустной ноты: упоение жизнью, любовь, надежды – все это оказалось лишь обманом, мифом, несбыточным сном. И такого рода потери часто имели место в современной поэту действительности. Мечты о славе и свободе часто оборачивались горьким разочарованием при столкновении с реалиями жизни. Так было и с Чаадаевым. Именно об этом говорит поэт в первых строках стихотворения:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

Однако затем печальный тон поэта сменяется бодрым и жизнеутверждающим:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Вдохновенную мечту о «вольности святой» не могут заглушить ни трудности борьбы, ни «гнет власти роковой». Служение Отчизне поэт здесь сравнивает с чувством любви, с пылом юного любовника. При этом важно то, что этот жар души не должен перегореть, остыть.

Обращение поэта к старшему другу так настойчиво и призывно:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

И это обращение не к одному Чаадаеву, а ко всему поколению.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – это мысли лирического героя о прошлом, своеобразный анализ ушедших чувств, мироощущения, надежд, свойственных наивной юности. Вторая часть – анализ своих чувств в настоящем. Центром стихотворения является призыв к другу и единомышленнику:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Третья часть – мысли о будущем, открывающие горячую веру героя в идею свободы, в возможность преображения России. В финале стихотворения появляется тот же самый мотив, что и в начале его – пробуждение ото сна. Только в финале мотив этот звучит очень широко: это уже не индивидуальное мироощущение героя, а мироощущение целого народа, России. Интимно-лирическая интонация становится здесь гражданско-патетической. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

Послание написано четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки. Все произведение поделено на четверостишия и заключительное пятистишие. Каждая группа самостоятельна по своей интонации. Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («свободою горим», «горит желанье», «Россия вспрянет ото сна»), эпитеты («тихой славы», «минуты вольности святой»), сравнение («Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман»). В послании использована лексика «высокого» стиля («внемлем», «отчизны», «упованья»), общественно-политические термины («гнет», «власть», «вольность», «свобода», «честь», «самовластье»).

Таким образом, в романтическом послании «К Чаадаеву» Пушкин отходит от романтизма в традиционном его тематическом воплощении. Основная идея произведения – идея свободы и рыцарского служения Отчизне.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» - тема сегодняшней статьи. Стихотворение написано в 1818 году. Человек, к которому обращено послание, был одним из самых близких друзей поэта. Пушкин познакомился с П. Я. Чаадаевым еще во время пребывания в Царском Селе. В Петербурге их дружба не прекратилась. В 1821 году Чаадаев стал членом «Союза благоденствия» (тайного общества декабристов).

Но вскоре он все же оставил вольнолюбивые идеалы молодых лет. Главное, что хотел выразить в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин, тема, проходящая через него красной нитью, - это борьба с самодержавием, вольность, свобода. Послание получилось страстным, восторженным, темпераментным в вопросах политики, воодушевленным и даже пафосным. Сразу видно, что оно относится к раннему периоду творчества поэта. Однако наряду с элементами, характерными для здесь появляются серьезные ростки будущих зрелых произведений. Вообще, в произведении прослеживается сразу несколько мотивов. Позже они будут не раз в иных вариациях повторяться в творчестве поэта.

Александр Пушкин, «К Чаадаеву »: мотив славы

Во всей лирике, да, пожалуй, и во всей поэзии автора, он - самый устойчивый. Подсчитано, что в творчестве Пушкина существительное «слава» встречается около 500 раз в разных значениях. Конечно, дело не в количестве его употребления, но тем не менее. Всю жизнь, вплоть до написания «Памятника», Пушкин размышлял о том, что же такое слава: широкая известность, результат общепринятого мнения или же просто светские толки и слухи.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву»: мотив ложных надежд

Лирический герой послания обманывается в своих лучших мечтаниях и ожиданиях, однако он не предается отчаянию. Ведь такой «возвышающий обман», такое благородное заблуждение неизбежно в юности, связано с ее безудержными порывами. Под бременем лет они, конечно, рассеиваются, но свой след оставляют в каждой душе, и уж наверняка лучше темных и низких истин. Мотив обмана и ложных, несбывшихся надежд у Пушкина часто сравнивается со сном, что наталкивает на мысль о первых философских стихах Г. Р. Державина. Видимо, воспевать жизнь в блеклых цветах в 17 лет свойственно всем юным поэтам.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» : мотив политической свободы

Далее, с пессимистической ноты послание переходит в иную тональность, более мажорную, бодрую. Здесь автор в политическом контексте использует характерные для любовной огня, горения. В послании они передают накал чувств. С каждой строкой становится все более явственным политический контекст произведения. Под гнетом власти еще сильнее возлагается надежда и упование на то, что восторжествует свобода и победит справедливость. В политическом рабстве ожидание вольности становится еще нетерпеливее, еще слышнее голос Отчизны. В сознании поэта неразрывно слито служение Родине с борьбой против власти - несправедливой, угнетающей народ. Гражданский пафос послания все более усиливается от одного четверостишия к другому. Все чаще звучат политические слова. Тональность всего произведения определяет мотив вольности. Исключительно емкими в стихотворении делает слова «Отчизна», «честь», «свобода» А. С. Пушкин. «К Чаадаеву» - это призыв к товарищу посвятить всю свою жизнь такому святому делу, как освобождение Родины от самовластья. И за это память потомства будет ему более благодарной, чем за воспевание в стихах забав юности и тихих радостей жизни. Высоким воодушевлением и пафосом, чистой любовью к Родине и свободе исполнены и заключительные строки послания.

В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, с которым автор был лично знаком, им мог стать даже воображаемый герой.

Жанр послания возник в античные времена в творчестве Горация, после - Овидия, а затем пришел в европейскую литературу. В этом жанре писали М. Ломоносов и Д. Фонвизин , К. Батюшков и В. Жуковский. Послание часто бывает похоже на письмо, а так как наши соотечественники, жившие в XIX и ХХ веках, еще посылали близким и друзьям письма, то образцы лирических посланий можно встретить и в поэзии С. Есенина («Письмо матери» , «Письмо к женщине»), и в творчестве В. Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Письмо товарищу Кострову»).

Послание Александра Сергеевича Пушкина адресовано его лицейскому другу - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин, уже живя в Петербурге и находясь в должности коллежского секретаря, часто приходил к своему товарищу на Мойку, в дом № 40. Он любил беседовать с Чаадаевым и старался не упускать возможности лишний раз повидаться с ним. У Чаадаева он учился независимости, достоинству, широкому взгляду на жизнь. Петр Яковлевич был последовательным защитником свободы: даже своих крепостных он отпустил на волю. Именно поэтому одно из лучших юношеских стихотворений Пушкина получило название «К Чаадаеву» .

Данное стихотворение по жанру с уверенностью можно отнести к дружескому посланию. Оно носит доверительный, более лирический характер. При этом глубоко личные мотивы сливаются в послании с возвышенными, патриотическими. Это настоящая лирика гражданского звучания, в ней звучит абсолютная убежденность в будущей свободе.

Сюжет послания «К Чаадаеву» развивает мысль о взрослении человека, прежде всего, гражданском. Начало стихотворения звучит удручающе: оказывается, «любовь, надежда, тихая слава» оказались всего лишь обманом. Юношеские мечты о славе и свободе при столкновении с реальностью обернулись сомнением. Неслучайно Пушкин сравнивает их со сном, с утренним туманом, которые имеют свойство рассеиваться в считанные секунды. Многие современники усматривали в этих строках отношение Пушкина к правлению Александра I, считавшего себя истинным либералом.

Вторая часть послания становится антитезой к первой, поэтому меняется ее звучание. Теперь герой «нетерпеливою душой» вслед за личными чувствами испытывает порывы свободолюбия. Они не менее пылкие, чем прежние, но теперь обращены не к собственной желаниям, а к нуждам своей родины. Для поэта такое обращение от частного к общему - вполне естественный шаг на пути взросления истинного гражданина и необходимое условие появления «вольности святой» . Герой уверен, что «Россия вспрянет ото сна» только тогда, когда проснется каждый искренне любящий ее гражданин.

Но при всей своей пылкости Пушкин прекрасно осознавал, что даже при неизбежности «пробуждения» человека и страны есть силы, препятствующие этому освобождению: «Гнет власти роковой» и «тяжесть самовластья» противостоят у него порывам «нетерпеливой души» . Поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самостоятельную ее пору, по мнению юного поэта, надо «посвятить Отчизне» . Заслуженной наградой в этом случае станет громкая историческая слава, когда «на обломках самовластья напишут наши имена» .

Общественно-политическая лексика («честь» , «власть» , «гнет» , «отчизна» ), которой насыщено все стихотворение «К Чаадаеву», была характерна для ранней поэзии декабристов, особенно поэзии Рылеева. По этой причине стихотворение мало кому известного в 1818 году Александра Пушкина распространялось среди жителей Петербурга почти анонимно и только в 1829 году было напечатано в альманахе «Северная звезда» М. А. Бестужева в весьма искаженном виде. А режиссер Владимир Мотыль в 1975 году взял строчку из стихотворения - «Звезда пленительного счастья» - для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина