Анализ произведения Шукшина. Тема: « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».) История создания рассказа шукшина обида

Сашка Ермолаев субботним утром идет с маленькой дочкой в соседний магазинчик за молоком и рыбой. Их встречает там за прилавком сварливая, хмурая продавщица, которой по ошибке кажется, что Сашка – тот самый парень, который вчера устроил здесь же, в магазине, пьяный дебош.

“Чего глядишь, как Иисусик? Помнишь вчерашнее-то?” – грубо осведомляется у Сашки продавщица прямо при дочери. Незаслуженная обида толкает Ермолаева в грудь, как кулаком. Сашке пытается объяснить нахалке, что вчера не приходил в магазин, однако та с еще большим хамством

Заявляет ему, что он, видно, “не проспался”.

Ермолаева начинает трясти от обиды. Он идет вглубь магазина искать директора. Парень-мясник пытается преградить ему дорогу, но видит в глазах Сашки такое серьезное чувство, что отшагивает в сторону. Сашка находит не директора, а завотдела. Та идет с ним к продавщице-обидчице (Розе). Две женщины заводят разговор о Сашке, даже не глядя его в сторону, как будто его здесь и нет. Роза с самоуверенной настойчивостью продолжает уверять, что Сашка – вчерашний пьяный дебошир.

Ермолаев вновь пытается возражать, но на него теперь начинают громко покрикивать и недовольные

Задержкой покупатели из очереди. Особенно возмущается один пожилой гражданин в плаще, который даже намекает, что Сашка “рано пришел: водка начинает продаваться в десять часов”.

Ошарашенный Ермолаев выходит на улицу курить. Маленькая дочка называет “дядь и теть” из магазина “плохими”. Когда мужчина в плаще выходит на улицу, Сашка пытается объяснить ему, что он не прав. Но тот сначала грубо кричит на него, а потом поспешно скрывается назад в магазин – вызывать по телефону милицию.

Сашка, держа за руку дочку, уходит домой. Обида доводит его до того, что на глаза готовы навернуться слезы. Особенно возмущает его мужик в плаще – трусливый подхалим. “Может, он одинокий какой, – думает Сашка, – может, стоит еще раз объяснить ему, что он неправ”.

Сашка и раньше часто видел этого мужчину – он живет в девятиэтажке напротив. Ермолаев идет в этот дом. Соседи узнают мужика по описанию: это Чукалов из 36-й квартиры.

Сашка звонит в 36-ю. Дверь открывает Чукалов. Сашка просит его не пугаться, говорит, что хочет объяснить. Но в глазах Чукалова вдруг загорается злая радость. Он хватает Сашку за рукав и зовет: “Игорь! “

В прихожую выходит молодой, крепкий, откормленный сын Чукалова. Сашка пробует объясниться и с ним, но Игорь вдруг неожиданно хватает его за грудки, ударяет два раза головой о дверь, толкает вниз по лестнице и запирает квартиру.

У Сашки кружится голова. Выбежав из подъезда, он бросается домой, где в прихожей лежит большой молоток. Сашка хочет ворваться с ним в квартиру Чукаловых и отомстить за обиду. Но во дворе его встречает и уводит успокаивать насмерть перепуганная жена, которая уже догадалась, что с мужем стряслось нехорошее.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Главные герои рассказа: Наум и Иван. Иван – муж дочери Наума. Наум застает Ивана спящим, с похмелья. Первый зовет ехать...
  2. Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. - Мне стыдно, - сказала Бедная Лиза, - что...

Одной из главных особенностей чудиков Василия
Шукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добиться
правды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути к
поставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Таким
упорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своего
героя Шукшин в рассказе «Обида».
В этом произведении речь идет об обыкновенном
житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться
каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом
учреждении. Речь идет о… хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев
приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что
вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается
доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а
сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазин
герой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательно
обвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Но
получает только удары от сынка этого подхалима.
Главный персонаж рассказа — Сашка Ермолаев. Автор
так и называет своего героя-чудика — Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,
«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.
Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря
использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и
персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его
жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с
главным героем, потому что главное для Василия Макаровича — выявить
причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать
его особенность.
Сашка Ермолаев — удивительный человек. Его
оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он
упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему
некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он
не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут
себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,
полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».
Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, что
происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего
его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,
добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,
справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде.
Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,
чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже
слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,
он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы
наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому
дорогому, что у него есть.
Чудик Василия Шукшина — совестливый, справедливый
человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данном
рассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати он
выскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить
продавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то ни
стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.
Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный и
добрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,
он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что он
вообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицо
опасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» только
боязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,
что что-то случилось с детьми — с Машей или с другой маленькой, которая
только-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испуга
крикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Ответ оставил Гость

Одной из главных особенностей чудиков ВасилияШукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добитьсяправды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути кпоставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Такимупорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своегогероя Шукшин в рассказе «Обида». В этом произведении речь идет об обыкновенномжитейском случае, свидетелем или участником которого может оказатьсякаждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любомучреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаевприходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, чтовчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытаетсядоказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, асталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазингерой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательнообвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Нополучает только удары от сынка этого подхалима. Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев. Автортак и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаряиспользованию такого имени возникает некое родство, близость читателя иперсонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни егожизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем сглавным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявитьпричину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показатьего особенность. Сашка Ермолаев - удивительный человек. Егооскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а онупорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почемунекоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Онне думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведутсебя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, чтопроисходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившегоего. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде. Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, дажеслишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезынаворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самомудорогому, что у него есть. Чудик Василия Шукшина - совестливый, справедливыйчеловек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данномрассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати онвыскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодитьпродавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то нистало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный идобрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что онвообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицоопасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» толькобоязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,что что-то случилось с детьми - с Машей или с другой маленькой, котораятолько-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испугакрикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

  • Динамичен, ситуация остроконфликтна, конфликт заключается в несовпадении героя со средой, другими людьми. Герой пытается понять, в чем причина людской черствости.
  • Конфликт сродни конфликту позднего чеховского творчества.
  • У Чехова – статика, у Шукшина – динамика, которая создается за счет диалога.
  • Вступительный фрагмент; сцена в магазине; разговор с “плащом” на улице; разговор с женой; сцена на лестнице у Чукалова; разговор с женой на улице.
  • Главному герою рассказа Сашке противостоит масса людей, включающая продавщицу, завотделом, очередь, человека в плаще – всех тех, кого маленькая Маша называет “тети и дяди”.
  • Продавщица среди них – основное действующее лицо, она инициатор конфликта. Поэтому можно вести речь о двух героях – двух объектах оценки.
  • Субъектами сознания, выражающими свой взгляд на него, являются рассказчик, продавщица, сам Сашка, завотделом, человек в плаще, люди из очереди.
  • Он как субъект речи скрывает в себе несколько субъектов сознания.
  • За счет использования разных форм речи. Так, через косвенную речь передается точка зрения самого рассказчика: “последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда выпивал”.
  • Вкрапленная в речь рассказчика, несобственно-прямая речь Сашки передает самооценку героя: “Черт возьми, где-то ты, Александр Иванович, уважаемый человек, а тут…”
  • Косвенная речь передает точку зрения продавщицы: “ей показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош”. Чуть ниже смена точки зрения продавщицы передается через несобственно-прямую речь: “Может, она и поняла, что обозначалось, но не станет же она, в самом деле извиняться перед кем попало. С какой стати?”
  • Косвенная речь способствует пониманию точки зрения завотделом, когда рассказчик описывает ее разговор с продавщицей: “так говорят врачи между собой при больном – о больном же, еще на суде так говорят и в милиции – вроде между собой, но нисколько не смущаются, если тот, о ком говорят, слышит”. Так говорят о людях ненормальных, выпадающих из общего ряда.
  • Через свою прямую речь. Это человек в плаще: “Вас тут каждый вечер – не пробьешься. Соображают стоя”. И это люди из очереди, говорящие продавщице: “Работайте спокойно, не обращайте внимания на всяких тут…”.
  • Сначала высказывается точка зрения продавщицы, согласно которой Сашка – дебошир. Тут же ей противопоставляется самооценка героя: “уважаемый человек”. Сашка мыслит себя “Александром Ивановичем”, полным именем.
  • Так обозначается конфликт. Для рассказчика Сашка – примерный семьянин. Но далее он становится: для продавщицы – “кто попало”, для завотделом – ненормальный, для человека в плаще – обобщенная помеха (“Вас тут… не пробьешься”), для очереди – просто никто, “всякий тут”. Очевидно направление, в котором развивается оценочная ситуация по отношению к герою. Если сначала он личность, то затем его мыслят все более и более общо, безразлично. Не случайно в конце эпизода появляется образ “стенки из людей”, которую, чувствует герой, “ему не пройти”.
  • Не просто в том, что Сашке Ермолаеву нахамили в магазине. Чтобы рассказать об этом, было бы достаточно фрагмента с продавщицей у прилавка. Главная обида в том, что проигнорировали Сашкину личность, последовательно разыграв ситуацию “человек человеку – бревно”. И попытка выйти из этой роли бревна, достучаться до людей приносит герою в следующих эпизодах лишь боль и унижение.
  • Субъектами речи, высказывающими оценочные суждения, являются рассказчик и Маша. Однако сознание рассказчика не представлено: за формами его речи скрывается ряд других сознаний. Конечно, это сознание девочки, обнаруживаемое через несобственно-прямую речь за счет использования специфической детской лексики” “пошли в “гагазинчик”… пришли в рыбный отдел, а там, за прилавком – тетя. Тетя была хмурая – не выспалась что ли?” Тут несобственно-прямая речь сливается с косвенной речью рассказчика, обнаруживая близость точек зрения его и девочки. Точка зрения Сашки также открывается в его несобственно-прямой речи: “Тетя-то уж больно того – несгибаемая”. Маша, далее высказывает свою оценку прямо: “Какая тетя “похая”. “Сашка не стал при ребенке говорить, какая тетя” - этот фрагмент подчеркивает намерение рассказчика избежать прямой оценки, которая в данном случае, очевидно, совпадала бы с Сашкиной. В косвенной речи, в описании разговора представлена точка зрения завотделом: “завотделом слушала Розу и слегка – понимающе – кивала головой”. У продавщицы в этом фрагменте появляется имя, и для завотделом она своя, отношение к ней понимающее. Сочувствующее отношение и у стоящих в очереди: “Работайте спокойно, не обращайте внимания”.
  • Мы видим ситуацию, обратную той, которая имела место по отношению к Сашке.
  • Если Сашка в этом эпизоде обезличивается, то продавщица, напротив, постепенно наполняется значимостью, обретает сочувствие окружающих. Вокруг Сашки вырастает “стенка из людей”, становящаяся все более живой, осязаемой, “антропоморфной”. Она олицетворяется в ряде образов, среди которых образ обретшей имя Розы – самый представительный в первом эпизоде.
  • Эта сцена давит героя.
  • Рассказчик избегает прямой оценки. Но поскольку за счет несобственно-прямой речи, в начале эпизода переходящей в косвенную, его речевой образ оказывается очень близким к речевому образу Маши, то и точки зрения их тяготеют к сближению. “Похие” “дяди, тети” - вот образ людской стены, увиденной глазами ребенка.
  • Она задается уже в первом абзаце текста. “Сашку Ермолаева обидели” - этой фразой начинается произведение. Предельно уменьшительное имя героя сразу формирует отношение и к нему, и ко всей ситуации – отношение “неформальное”, развернутое в бытовую плоскость.
  • Множество междометий и междометных сочетаний, вводных слов-паразитов, фразеологических конструкций, создающих стилистику разговорной речи: “Ну, обидели и обидели – случается”; “ставить на попа самый смысл жизни – это тоже, знаете… роскошь”; “благоразумие – вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно, да-с”.
  • Намеренно разговорный стиль вступительного фрагмента задает жанр всей речевой ситуации: это свойская бытовая беседа в духе кухонных разговоров, и рассказчик преподносит ее как урок о пользе благоразумия.
  • Он создан предельно точно: субъект речи и сознания – обыватель. Как речевой образ, так и мировоззренческая позиция этого типа людей ясно передается во всем абзаце и особенно в его последних словах: “Валяйте. Когда намашетесь театральными мечами… приходите к нам, благоразумным, чай пить”.

Рассказ «Обида» можно отнести к «рассказам-анекдотам». Обиженный человек не смог преодолеть «стенку из людей» - общество, несправедливо его оскорбившее, но его обиду смогли излечить крошечная доченька и жена.

Проблематика

В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа – горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы. Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор мы сами будем помогать хамству?» Другая проблема, связанная с первой, состоит в том, что плохие люди (хамы, лицемеры, алкоголики, подхалимы) будут всегда, бороться с ними – всё равно что сражаться против мельниц, как Дон-Кихот. Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми - вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумлённых читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин, поиск хама-соседа и выяснение с ним отношений. Сашка – философствующий герой Шукшина.

Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция. Автор говорит об обиде, о том, что из-за неё не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах. С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.

Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым – притча-иллюстрация.

Первая фраза рассказа – это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причинённую обиду, при этом приходя во всё более угнетённое состояние духа. Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.

Мудрости Сашки, как и предполагал автор во вступлении, не хватает на то, чтобы простить обиду. С Сашкой случается то, что предрекал автор: он намахался театральным мечом, его отовсюду с треском выставили, его уже охватило отчаяние. И он уже идёт за молотком, чтобы из-за своей обиды побить или даже убить человека! Только жалость к жене побуждает Сашку стать благоразумным и покорно пойти домой.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Сашка Ермолаев . У Сашки есть две дочери. Старшая, Маша, судя по её речи, девочка лет 3-5. Младшая безымянная дочь только начала ходить. Сашкина жена Вера – мудрая женщина, понимающая чувства мужа, знающая его характер и то, на какой рычаг нажать, чтобы муж «покорно пошёл домой».

Сашка – рефлексирующая личность, он ранимый и чуткий человек. Неизвестно, какова его профессия, но он ведёт себя интеллигентно. Ни хамка-продавщица, ни хам в плаще не могут заставить его хамить в ответ. Единственный, кому Сашка «нашёл, что сказать», был парень-мясник.

Цель Сашки – доказать, что его обидели зря, что все неправы, а он прав. Но когда это люди соглашались с тем, что они неправы? Сашка терпит поражение в споре с продавщицей Розой, с хамом в плаще Чукаловым, а потом и с его сыном, когда приходит к хаму домой объясняться. После каждой новой обиды, усугубляющей предыдущую, Сашку начинает трясти. Это физическое проявление душевной боли, которую Сашка готов унимать даже с помощью убийства.

В конце рассказа к Сашке возвращается душевное равновесие. Он связывает свою хорошую мирную жизнь теперь не со справедливым обществом, а с тем, что для него дороже всего – с крохами-детьми и любимой женой. Это решение Сашки понятно из его поступка, но остаётся в подтексте, прямо о нём нигде не сказано.

Плохие дяди и тёти (по словам маленькой Маши) ведут себя одинаково, как все хамы, подлецы и лицемеры. Особенно поражает Сашку то, что лицемер Чукалов, несправедливо называвший его алкоголиком, сам оказывается пьяницей.

Маша, в отличие от Сашки, видит суть людей и сразу называет хамов «плохие дяди и тёти».

Она поражает Сашку тем, что всё понимает. И она же спасает его от непоправимой ошибки, рассказав маме о том, что папа поругался с плохими дядями.

Стилистические особенности

Сашка - советский человек, живущий согласно законам официальной советской морали. А мораль эта гласила, что все должны быть вежливыми и приветливыми, что нужно договариваться, а не решать конфликты с помощью кулаков. Именно поэтому Сашку так обижают аморальные с советской точки зрения прозвища Исусик, фон-барон и несправедливые обвинения в алкоголизме, хотя Сашка «забыл даже, когда выпивал».

В рассказе причудливо сочетаются рассуждения на морально-этическую тему автора, внутренние монологи героя и точка зрения на внешние события маленькой Маши. Эту точку зрения выявляют «детские» слова: дяди и тёти, гагазинчик (магазинчик), кабинетик .