Что делает инспектор по делам несовершеннолетних. Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Профилактика правонарушений и преступности – основная задача отделов по несовершеннолетним детям. Какие категории детей находятся на контроле у сотрудников ОДН? За что родители несовершеннолетних могут быть привлечены к ответственности?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Попасть на учет в отел по несовершеннолетним довольно легко. Любое административное правонарушение может стать основанием для особого контроля за ребенком со стороны сотрудников ОВД, занимающихся профилактикой детской преступности.

Информация передается не только в военные комиссариаты, но и в учебные заведения при поступлении.

Общие понятия

Отдел по делам несовершеннолетних – структурное подразделение системы ОВД, действующее на уровне муниципальных районов, транспортных ОВД с целью профилактики и пресечения правонарушений различной степени тяжести среди детей и подростков, не достигших совершеннолетия.

Профилактическая работа отличается системностью, последовательностью, строится на основании законодательства РФ, а также с учетом психологии детей и подростков.

Не случайно подавляющее большинство кадрового состава отделов и подразделений, работающих с этой категорией лиц, – женщины.

Принимая на работу сотрудника Отдела по делам несовершеннолетних, руководство ведомства не случайно отдает предпочтение именно женщинам.

Им легче общаться с трудными подростками, так как такое общение требует огромного терпения, иногда женского тепла и человеческого участия.

Именно поэтому профильное психолого-педагогическое образование инспектора ОДН приветствуется, хотя современные нормы требуют от аттестованных сотрудников и юридического образования.

Высшие учебные заведения Министерства внутренний дел включают в программу курс психологии и педагогики.

Подростку легче и проще открыться именно женщине, особенно если он чувствует недостаток материнского внимание.

Так чаще всего и бывает в неблагополучных семьях. Инспектор-женщина легче находит контакт не только с ребенком, но и с родителям. Это тоже очень важная часть профилактической работы.

Что это такое

Комплексная система профилактики детской преступности исполняется специализированными службами ОВД на разных уровнях.

Существуют отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних:

  • районные;
  • городские;
  • муниципальные;
  • принадлежащие управлениям ОВД закрытых АТО (административно-территориальное образование);
  • работающие на воздушном, ж/д, водном транспорте.

Работу сказанных подразделений регламентируют специальные нормативно-правовые акты.

Чем регулируется

Работа отделов по делам несовершеннолетних (ОДН) регулируется основным документом – , согласно которой сотрудники полиции должны:

Кроме внутриведомственных документов правовое обеспечение деятельности ОДН обеспечивают соответствующие статьи Уголовного, Семейного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Административного, Уголовно-исполнительного кодексов.

Среди правовых регламентных документов особенно важное значение имеют

Федеральный закон:

Уголовного Кодекса:

Уголовно-процессуальный кодекс:

Уголовно-исполнительный кодекс:

Кодекс об административных правонарушениях:

А так же — инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД РФ.

Отдел по делам несовершеннолетних детей

Отделы по делам несовершеннолетних детей, или подразделения по делам несовершеннолетних, действующие на территории РФ, в 2019 году отметили 80-летия со дня своего образования.

Если дополнительно выявлены факты жестокости в отношении ребенка, в дело вступают , (побои, непредоставление питания, унижения, сексуальные домогательства, истязания и пр.).

Обязанность сотрудника ОДН – немедленно отреагировать на информацию, связанную с указанными случаями, а также предотвратить возможные преступления со стороны несовершеннолетнего, не допустить его безнадзорность.

При выявлении негативных фактов вовлечения детей и подростков в преступную или антиобщественную деятельность, ненадлежащего исполнения своих родительских или опекунских обязанностей сотрудник ОДН обязан принять меры, установленные законодательством Российской Федерации.

В отношении несовершеннолетних, находящихся в розыске либо совершивших деяние, подпадающее под статьи КоАП, отделы по несовершеннолетним детям выполняют следующие обязанности:

Показатели Описание
Выявляют в рамках своей компетенции местонахождение ребенка
Направляют в соответствующее учреждение или орган правопорядка
Работают с поступившими заявлениями и сообщениями об опасных действиях детей и подростков, а также информацией о нарушении родителями, опекунами либо
должностными лицами обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
Готовят документы для помещения несовершеннолетних в учреждения временной изоляции, а также предложения относительно выявленных нарушений в суд для принятия мер воздействия
Рассматривают вопросы исключения из образовательного учреждения или разрыв с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя
Передают полученную информацию относительно причин и условий, подталкивающих ребенка к правонарушению, в соответствующие учреждения, органы

Однако обязанности ОДН не только выявлять нарушения, но и помогать несовершеннолетним, защищая либо восстанавливая из права и интересы.

Сотрудники отделов должны принимать меры по устранению безнадзорности, невыполнения обязательств в отношении детей. Они принимают участие в социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной или опасной ситуации.

Практическая работа сотрудников отделов по несовершеннолетним детям связана с выполнением следующих действий:

Показатели Описание
Рассмотрение жалоб и заявлений от родителей, несовершеннолетних, официальных представителей относительно нарушения прав и интересов детей и подростков
Личный прием с целью профилактики и пресечения правонарушений
Обследование и проверка проживания несовершеннолетних
Составление и направление исковых заявлений по вопросам защиты прав несовершеннолетних, недобросовестных родителей родительских прав
Помощь в бытовом обустройстве и трудоустройстве осужденных несовершеннолетним, вернувшимся из мест изоляции и спецучерждений

Если предпринятых сотрудником ПДН недостаточно, несовершеннолетний временно изолируется в специальном центре (ЦВИНП). Это может произойти лишь по решению суда и только после наступления 14-летия.

В каких случаях обращаться

Для обращения в отдел по несовершеннолетним детям должно быть основание.

Так, поставить на учет в ОДН могут за совершение следующих правонарушений:

  • мелкая кража;
  • хулиганство;
  • насилие;
  • любое административное правонарушение, описанное в Кодексе (вплоть до перехода дороги в неположенном месте);
  • употребление алкоголя или наркотиков.

Инициировать постановку неблагополучного ребенка на учет могут работники детских учреждений, родители пострадавших детей, сотрудники госучреждний. Принять решение о постановке на учет должна специальная комиссия (КДН).

Ее члены принимают во внимание всю совокупность факторов, приведших к деянию, поэтому заинтересованные родители могут:

Через полгода после постановки на особый профилактический контроль органами правопорядка в лице ОДН родители имеют право ходатайствовать о снятии ребенка с учета.

Видео: кто управляет делами несовершеннолетних

Основные нюансы

Отдел по несовершеннолетним работает как с детьми и подростками, так и с их родителями (официальными представителями).

Если с последними все понятно (родители обязаны содержать, воспитывать ребенка, заботится о его образовании и здоровье), то категории несовершеннолетних, являющиеся предметом интереса сотрудников ОДН, нуждаются в пояснении.

Постановка на учет и индивидуальная профилактическая работа проводится со следующими категориями детей и подростков:

Показатели Описание
Безнадзорные контроль над таким детьми со стороны родителей, опекунов, должностных лиц отсутствует
Беспризорные у детей нет определенного места проживания
Дети в трудном, потенциально опасном социальном положении обстановка опасная для здоровья и жизни ребенка
Несовершеннолетние, замеченные в употреблении алкоголя, наркотических, одурманивающих, психотропных веществ последнее – без медицинских показаний
Несовершеннолетние привлекавшиеся к административному взысканию
Совершившие правонарушение
Освобожденные от уголовной ответственности по амнистии, получившие отсрочку либо находящиеся под наблюдением в связи с подозрением или обвинением в совершении преступления
Дети, совершившие деяние против имущества жизни или здоровья третьего лица до достижения ими возраста уголовной ответственности
В отношении которых приняты принудительные меры воспитания
Вышедшие из спецучреждения закрытого типа уголовно-исполнительной системы
Прочие дети и подростки в отношении которых должны быть приняты меры для недопущения правонарушений или преступлений

Прежде чем поставить ребенка, ранее не совершавшего правонарушение либо преступление, на учет в отделе по несовершеннолетним, применяется административное взыскание.

Сотрудники ОДН обязаны изучить все обстоятельства дела, получить полное представление о состоянии психического и физического здоровья ребенка, особенностях его личности.

Это позволяет сделать прогноз относительно его предполагаемого поведения.

В некоторых случаях профилактика правонарушений сопровождается родителей и самого несовершеннолетнего. Данная мера должна применяться в полном соответствии с законодательством.

Именно поэтому ОДН имеет право привлекать к расследованию представителей различных предприятий и учреждений, требуя от них нужные сведения, а также получать от них соответствующие объяснения.

Дети и подростки, не достигшие возраста уголовной ответственности в момент совершения деяния, или найденные пьяными или в состоянии одурманивания специфическими веществами, препаратами) должны быть доставлены в медучреждение для оказания помощи.

С 14 лет наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, кражу, злостное хулиганство и некоторые другие преступления; с 16 лет ответственность полагается в полном объеме. Основная обязанность инспекций по делам несовершеннолетних - предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков, оказание на них необходимого воспитательного воздействия. Они занимаются несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы, осужденными с отсроченным приговором, систематически уходящими из семьи в возрасте до 16 лет, уклоняющимися от учебы, употребляющими спиртные напитки и наркотические средства. Инспектор по делам несовершеннолетних - это юрист и педагог одновременно. Он должен знать каждого своего подопечного, контролировать его поведение, делать все возможное для предупреждения правонарушений. Инспектор имеет право посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, проводить с ними и их родителями беседы; вызывать их в милицию для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушением; применять официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей и своим поведением способствующим совершению правонарушений несовершеннолетними. Работает инспектор, как правило, в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних, на рассмотрение которой выносятся дела о правонарушениях.

Должен знать

Очень хорошо знать людей на своей территории, их проблемы и чаяния, особенно из так называемой "группы риска": алкоголиков, наркоманов, судимых... Комплекс специальных знаний и умений, позволяющих профессионально осуществлять психологическую помощь.

Профессионально важные качества

  • любовь к детям;
  • эмоциональная устойчивость;
  • интуиция;
  • выдержка, терпение;
  • умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
  • организаторские и коммуникативные способности.

Медицинские противопоказания

  • туберкулез и инфекционные заболевания;
  • выраженные неврозы и сердечно-сосудистые заболевания;
  • психические заболевания;
  • слабая нервная система;
  • выраженные физические недостатки, дефекты речи (могут осложнить взаимоотношения с подростками).

Пути получения профессии

Инспекторы по делам несовершеннолетних имеют юридическое или педагогическое образование.

Родственные профессии

Инспектор ГИБДД, социальный работник.

является должностным лицом органов внутренних дел и осуществляет надзор за подростковой преступностью и безнадзорностью во вверенном ему районе. Подробнее о его обязанностях вы узнаете из нашей статьи.

Инспекция по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Всегда ли инспектор прав?

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

В приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 26.05.2000 № 569 расписаны полномочия и порядок организации работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Основной обязанностью данного подразделения МВД является проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к контингенту, состоящему на особом учете.

Кроме этого, инспекция организует работу по направлению несовершеннолетних в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Однако, помимо этого, работники инспекции должны защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

Инспектор по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних - это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

За каждым инспектором закреплена своя территория, границы которой может увеличить или расширить руководитель органа МВД в конкретном населенном пункте.

Перед тем как инспектор будет назначен на должность, руководитель подразделения должен ознакомить его с границами вверенного ему района, с обстановкой, сложившейся на этой территории, и обязательно представить руководителям организаций, расположенных в районе.

Требования к кандидатам на должность инспектора, как правило, следующие:

  • гражданство РФ;
  • наличие военного билета;
  • высшее юридическое, педагогическое образование;
  • отсутствие судимости у кандидата на должность и близких родственников;
  • крепкое здоровье (так как перед трудоустройством необходимо пройти медкомиссию).

Преимущества работы инспектором:

  • работа на государственной службе;
  • длительный отпуск;
  • обеспечение формой;
  • бесплатное медицинское обслуживание в специализированной поликлинике;
  • карьерный рост;
  • лечение и проведение отпуска в санаториях МВД.

Опыта работы в подобной должности от кандидата не требуют.

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Несмотря на то, что общая уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет, УК РФ предусмотрено, что с 14 лет граждане могут быть наказаны за убийство, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, кражу, разбой, изнасилование и т. д.

Для предупреждения совершения этих преступлений и снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних и была введена должность инспектора по делам несовершеннолетних .

Помимо того, что инспектор проводит работу с лицами, уже отбывшими наказание в исправительных учреждениях, основной задачей всё же является воспитательная и разъяснительная работа с теми лицами, которые состоят на особом учете и могут совершить преступление.

Инспектор по делам несовершеннолетних - это педагог и юрист в одном лице.

Инспектор должен знать весь контингент, который проживает на его участке, и вести учет вновь «прибывших».

Для выполнения своих обязанностей он вправе посещать семьи подростков и проводить беседы как с несовершеннолетними, так и с их родителями или опекунами.

Помимо превентивной работы, инспектор также должен проводить анализ несовершеннолетнего населения на участке и делать прогнозы относительно лиц, которые могут в дальнейшем совершить неправомерные поступки.

Для этого инспекторы работают в тесном контакте с руководителями образовательных учреждений и общественных организаций, располагающихся на участке, и берут под особый контроль подростков, чье поведение носит асоциальные признаки.

Всегда ли инспектор прав?

Несмотря на то, что инспектор по делам несовершеннолетних - представитель органов правопорядка, зачастую могут возникнуть ситуации, когда правильность действий инспектора вызывает сомнения или находится на грани закона.

Пример 1: А. третировал всех одноклассников своим поведением. Дети не выдержали и провели с ним воспитательную беседу. Придя домой, А. пожаловался родителям на это. На следующий день родители пришли в школу и в присутствии классного руководителя начали опрашивать детей, занося все ответы в блокнот. Через пару дней в класс пришел инспектор по делам несовершеннолетних и стал проводить допрос учеников в присутствии опять же классного руководителя. Об этом узнали родители учащихся и поспешили написать жалобу в прокуратуру на неправомерность действий инспектора.

УПК РФ в статье 425 описывает правила проведения допроса несовершеннолетнего. Главное условие - обязательное участие педагога или психолога. Так как на допросе присутствовал классный руководитель, прокуратура не увидела нарушений в действиях инспектора.

Пример 2: Мать 13-летней девушки приглашается в инспекцию по делам несовершеннолетних. После расспросов дочь рассказала, что они с подружкой взяли в магазине чипсы, не заплатив за них. Видимо, этот факт зафиксировала камера видеонаблюдения. Мать волнуется, как быть? Признаваться ли дочери в содеянном или всё отрицать?

Для начала необходимо выяснить, с какой целью инспектор желает видеть родителя. Возможно, речь идет совсем о другом.

Кроме этого, за неоплату товара в магазине грозит лишь административная ответственность. Но, согласно нормам КоАП, к ответственности привлекаются с 14 лет. Так что лучшим вариантом для матери и дочери будет сознаться в содеянном и прослушать воспитательную беседу.

Пример 3: На дне города несовершеннолетняя А. гуляла вместе со своими друзьями. На выходе из парка подошел инспектор по делам несовершеннолетних и увидел в руках одного из парней бутылку с пивом. Обвинив всю компанию в употреблении спиртных напитков, он направил их на освидетельствование в больницу. Все остальные подростки, кроме А., были старше 18 лет.

Инспектор не имел права освидетельствовать А. без согласия ее родителей или законных представителей. Его действия необходимо обжаловать.

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

В том случае, если вы не удовлетворены работой инспектора, с жалобой можно обратиться к его непосредственному руководителю.

Административная деятельность полиции

Следующая инстанция - прокуратура. На составленный инспектором протокол в течение 10 дней жалоба подается в суд.

Несмотря на четкую определенность в обжаловании действии инспектора, на практике могут возникнуть вопросы.

Например, родители школьника позвонили в инспекцию по делам несовершеннолетних с жалобой о том, что их сыну угрожают избиением. Инспектор положил трубку и никак не отреагировал на заявление. Что делать?

Прежде чем подавать жалобу на действия инспектора, необходимо, чтобы заявление об угрозе избиения сына было зарегистрировано в полиции. И если после принятия дела к производству инспектор ничего не сделает, то тогда можно обращаться в прокуратуру или к вышестоящему руководству.

Система аппаратов и подразделений по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних :

Данная система состоит из трех звеньев. На федеральном уровне: (высшее звено) этой системы – отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех подразделений по делам несовершеннолетних территориальных подразделений полиции. Данный отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

Кроме того, в структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, который выполняет задачи, аналогичные задачам вышеуказанного отдела.

Второе звено рассматриваемой системы составляют подразделения по делам несовершеннолетних аппаратов МВД, Главных управлений МВД России, Управлений МВД России по субъектам Российской Федерации. Подразделения данного звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Третье звено системы профилактики и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних охватывает соответствующие подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.), а также органов внутренних дел на транспорте.

Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), определяются начальником органа внутренних дел по району, городу, иному муниципальному образованию, либо начальником линейного подразделения (отдела или отделения) внутренних дел на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звена в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредотачивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют, в основном, подразделения третьего звена.

Задачами ПДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1) Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

2) Выявление и устранение условий, способствующих безнадзорности. беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

3) Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

5)Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

Функции ПДН по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних:

ПДН проводят профилактическую работу в отношении двух категорий лиц 1) несовершеннолетних, 2) их родителей и иных лиц, а именно:

1.1 Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества

1.2 Совершившие правонарушение, повлекшее применение административного наказания.

1.3 Совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

1.4 Освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

1. 5. Совершившие преступление, но не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

1.6. Совершившие преступление, но не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.

1.7. Обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.

1.8. Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.

1.9. Получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.

Инспектор ПДН. Враг? Помощник? Друг?

Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.

1.11. Осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

1.12. Осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Кроме того, ПДН проводят профилактическую работу в отношении иных категорий лиц, к ним относятся:

2.1. Родители или законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение, либо жестоко обращающиеся с ними

2.2. Лица, в отношении которых есть основания полагать, что они имеют отношение к вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий или совершению в отношении несовершеннолетних других противоправных действий, а также родители несовершеннолетних или их законные представители и должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Сотрудники ПДН в отношении указанных ранее в лиц вносят в установленном порядке предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ПДН осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Кроме того, ПДН рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Также ПДН участвуют в подготовке материалов на несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП).

1 Направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

2. Временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в ЦВСНП на срок до 30 суток при наличии следующих обстоятельств.

3. Несовершеннолетние, помещение которых в ЦВСНП необходимо для обеспечения защиты их жизни или здоровья.

4. Несовершеннолетние, помещение в ЦВСНП которых вызвано необходимостью предупреждения повторного общественно опасного деяния с их стороны.

5. При злостном уклонении несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. При этом под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

6. Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Вместе с тем ПДН вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации.

Также ПДН:

— информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;

— принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;

— в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Тактика деятельности подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел при получении информации о совершении несовершеннолетним преступления имеет свои специфические черты, поэтому видится уместным обратить внимание на ее особенности.

Так, при проведении проверки по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:

Учетно-профилактическая карточка или учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН;

Материалы о совершенном преступлении;

Объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей по факту совершения преступления и его мотивов;

Материалы, полученные из комиссии по делам несовершеннолетних;

Акт обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетнего;

Характеристики с места жительства или учебы (работы);

Справки об индивидуально-профилактической работе, проводившейся с несовершеннолетним (если он ранее состоял на учете в органе внутренних дел) сотрудниками ПДН и других подразделений;

Иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания.

Затем сотрудники ПДН готовят заключение проверки, которое должно состоять из трех разделов. В разделах должна содержаться следующая информация:

1. должность, специальное звание, фамилия, инициалы руководителя, утвердившего заключение;

2. должность, специальное звание, фамилия, инициалы лица, проводившего проверку;

3. дата начала и окончания проведения проверки;

4. полные данные о подростке, совершившем преступление (фамилия, имя, отчество);

Затем указывается:

— с какого времени и по каким основаниям состоит на учете ПДН несовершеннолетний, совершивший преступление;

— полные данные о сотрудниках, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним;

— полные данные о родителях или законных представителях; краткое описание микроклимата в семье и взаимоотношений между родителями;

— сколько, когда, какие преступления или иные правонарушения совершил подросток, будучи на учете ПДН;

— меры, принимавшиеся к подростку, с оценкой их своевременности и адекватности содеянному (если меры к подростку не принимались, то указывается причина);

— когда, за что, каким судом и на какой срок осужден несовершеннолетний, какие на него возложены обязанности (сведения о возложенных обязанностях выписываются из приговора суда, указывается дата вступления приговора в законную силу), как несовершеннолетним исполнялись возложенные обязанности, меры реагирования в случае их неисполнения, участвовал ли сотрудник ПДН в судебном заседании (указывается в отношении судимых несовершеннолетних) и т.д. и т.п.

Кроме того, необходимо отметить, что Российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях можно найти ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике. К ним относятся:

— ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

— ст. 5.36 -КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления
сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

— ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

— ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.

Далее видится обоснованным сделать вывод о том, что предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детскими беспризорностью и безнадзорностью являются одними из важнейших задач повседневной деятельности полиции.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 9047 | Нарушение авторского права страницы

Правовое положение и основные функциональные обязанности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

“Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации”

Инструкция
по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации

I . Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации*(1).

2.1. Проводят индивидуальную профилактическую работу:

2.1.1. В отношении несовершеннолетних*(2):

а) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе*(3);

б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим*(4), деятельным раскаянием*(5), а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

е) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

ж) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

з) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний*(6), вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа*(7), если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;

к) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из СУВУЗТ, если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

л) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

м) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2.1.2. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними*(8).

2.2. Проводят индивидуальную профилактическую работу в пределах своей. компетенции в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, которые не указаны в подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 настоящей Инструкции, при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации или его заместителя*(9).

2.3. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации*(10).

2.4. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения*(11).

2.5. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних*(12).

2.6. Участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел*(13) несовершеннолетних*(14):

Временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в СУВУЗТ в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в ЦВСНП на срок до 30 суток*(15) при:

а) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

б) необходимости предупреждения совершения повторного общественно опасного деяния;

в) отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

г) злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

2.6.3. Самовольно ушедших из СУВУЗТ.

2.6.4. Совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было. совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов*(16).

2.6.5. Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если их личности не установлены либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено административное правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов*(16).

Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено административное правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов*(16).

2.7. Участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации*(17).

2.8. Вносят в уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний*(18) предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых данные инспекции осуществляют, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации*(19).

2.9. Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих*(20).

2.10. Принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий*(21).

2.11. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними*(22).

2.12. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних*(23).

2.13. Принимают участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей*(24).

2.14. Ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности*(25).

2.15. Обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних*(26).

2.16. В пределах своей компетенции и в соответствии с положениями статей 38 — 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации*(27) исполняют поручения о производстве отдельных следственных действий руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя*(28), а также осуществляют обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления*(29), с предоставлением инициатору поручения акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего (приложение № 1 к настоящей Инструкции), характеристики с места учебы или работы, справки, в которой должны быть отражены следующие сведения:

Данные о личности несовершеннолетнего, в том числе с какого времени и в связи с чем поставлен на профилактический учет.

2.16.2. Когда и какие совершал правонарушения.

2.16.3. Когда, какие и кем принимались меры в отношении несовершеннолетнего в связи с совершенными правонарушениями, их влияние на его поведение.

2.16.4. Об отклонениях в психическом развитии, об употреблении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, употреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо одурманивающих веществ.

2.16.5. Где и с кем проводит досуг.

2.16.6. Отношение к учебе, работе. Причины незанятости, если несовершеннолетний не учится и не работает.

2.16.7. Данные о лицах, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетнего.

2.16.8. Об отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего к его воспитанию, обучению и (или) содержанию.

2.17. Взаимодействуют с должностными лицами органов предварительного расследования при расследовании уголовного дела в целях установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления, недопущения совершения им преступления.

2.18. По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования оказывают содействие в приглашении педагога для участия в следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетних.

2.19. Обеспечивают обработку и хранение полученных в ходе выполнения должностных обязанностей персональных данных граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В осуществлении деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции участвуют все подразделения органов внутренних дел*(30).

4. Организация взаимодействия подразделений органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних возлагается на начальников управлений на транспорте МВД России по федеральным округам*(31), линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте*(32), министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации*(33), начальников управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур»*(34).

5. Не допускается привлечение руководителей, заместителей руководителей ПДН, старших инспекторов (инспекторов) по делам несовершеннолетних*(35) для выполнения обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе привлечение их для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации*(36), а также для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных лиц.

6. Обязанности сотрудника ПДН по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции)*(37).

7. Возложение на сотрудника ПДН обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), возможно только в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(38).

8. Обеспечение руководителей, заместителей руководителей ПДН, сотрудников ПДН служебными помещениями, а также их материально-техническое оснащение, включая обеспеченность средствами связи и транспорта, осуществляются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов МВД России*(39).

9. Не допускается размещение сотрудников ПДН территориальных органов МВД России на районном уровне в служебном помещении, расположенном непосредственно в названных органах, совместно с сотрудниками других служб, подразделений.

Распределение сотрудников подразделений по делам несовершенно­летних на территории территориального органа внутренних дел осуществ­ляется по зональному принципу. Размеры и границы обслуживаемых ими зон определяются начальником территориального органа внутренних дел с учетом оперативной обстановки и численности инспекторов. При этом:

В территориальных органах внутренних дел размеры и границы территории, обслуживаемой сотрудниками ПДН, определяются и пере­сматриваются начальником территориального органа МВД России на межрегиональном и районном уровнях с учетом оперативной обстановки по данному направлению деятельности, численности сотрудников ПДН, предусмотренной штатным расписанием указанного органа; в органах внутренних дел на транспорте размеры участков (зон) обслуживания зависят от количества станций, портов, пристаней и других факторов;

Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за обслужи­ваемой территорией и освобождение его от выполнения обязанностей осуществляется приказом начальника соответствующего органа внутрен­них дел, в обслуживании которого находится территория. В зависимости от оперативной обстановки начальник органа внутренних дел может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории.

При назначении на должность инспектора по делам несовершенно­летних начальник органа внутренних дел или начальник органа внутрен­них дел знакомят его с особенностями обслуживаемой территории, опера­тивной обстановкой и представляют его руководителям соответствующих органов местного самоуправления, организаций, образовательных учре­ждений, общественных объединений.

План и график работы инспектора по делам несовершеннолетних утверждаются начальником органа внутренних дел или его заместителем. Каждый инспектор работает по личному (индивидуальному) плану на день.

Не допускается привлечение руководителей, заместителей руково­дителей ПДН, старших инспекторов (инспекторов) по делам несовершен­нолетних для выполнения обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе при­влечение их для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также для вы­полнения задач по охране и конвоированию задержанных лиц.

Ключевые моменты по основам организации деятельности инспек­торов по делам несовершеннолетних регламентируются основным ведом­ственным нормативно-правовым актом по работе подразделений по делам несовершеннолетних - приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности под­разделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Рос­сийской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2014 года №31238).

В подразделении по делам несовершеннолетних ведется журнал уче­та профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность инспекторов по проведению профилактических рейдов и операций, дру­гих профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально­профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в подраз­делении по делам несовершеннолетних.

Кроме того, в каждом подразделении по делам несовершеннолетних обязательно должна вестись следующая документация :

План обслуживаемой территории;

Нормативные правовые акты, указания, методические рекоменда­ции по деятельности подразделений по делам несовершеннолетних орга­нов внутренних дел;

Журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних;

Наблюдательные дела на группы несовершеннолетних антиобще­ственной направленности;

Учетно-профилактические карточки;

Учетно-профилактические дела;

Списки лиц, с которыми проводится профилактическая работа;

Списки несовершеннолетних, находящихся в розыске.

Осуществляя общую превенцию правонарушений несовершеннолет­них, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних собирают, обобщают, анализируют информацию о состоянии борьбы с безнадзорно­стью и правонарушениями несовершеннолетних на обслуживаемой терри­тории; прогнозируют тенденции распространения негативных факторов, влияющих на состояние профилактики правонарушений несовершенно­летних; разрабатывают с учетом складывающейся обстановки планы ме­роприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовер­шеннолетних, и вносят на их основе в государственные и общественные организации предложения о совершенствовании профилактической дея­тельности заинтересованных ведомств.

Выявление несовершеннолетних правонарушителей и лиц, отрица­тельно влияющих на них, начинается, прежде всего, с ежедневного про­смотра сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних:

Книги доставленных в дежурную часть органа внутренних дел;

Суточной сводки о совершенных преступлениях и задержанных лицах;

Книги учета сообщений о происшествиях.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической рабо­ты инспекторами по делам несовершеннолетних в отношении несовер­шеннолетних, их родителей или законных представителей являютсяоб­стоятельства, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних», если они зафиксированы в следующих документах:

Заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компе­тенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Приговоре, определении или постановлении суда;

Постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

Заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или дру­гих сообщений;

Документах, определенных законодательством как основания по­мещения подростков в учреждения системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие административные и иные пра­вонарушения, могут быть доставлены в дежурную часть территориального органа внутренних дел или в служебные помещения подразделений по де­лам несовершеннолетних на срок не более трех часов. Разбирательство проводит должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних, а в его отсутствие - оперативный дежурный по органу внутренних дел. При доставлении устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родных или законных представителях, условиях воспитания, обучения, в необходимых случаях оформляются материалы для привлече­ния к административной или уголовной ответственности. О задержании лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, в обязательном порядке уведомляются его родители или заменяющие их лица. После разбиратель­ства несовершеннолетнего передают в установленном порядке родителям или законным представителям, о чем обязательно делается письменная от­метка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, до­ставленных в дежурную часть органа внутренних дел, с указанием времени передачи и совершеннолетнего лица, которому передан подросток.

Инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел ведут два основных вида учета:

1). учетно-профилактические карточки (УПК);

2). учетно-профилактические дела (УПД).

На профилактический учет с заведением УПК ставятся несовершен­нолетние:

Употребляющие наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо одурманивающие вещества;

Употребляющие алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

Совершившие правонарушение, в том числе до достижения возрас­та, с которого наступает административная ответственность;

Совершившие антиобщественное действие;

Освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирени­ем с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда при­знано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто пу­тем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

Обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, в от­ношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

Родители или иные законные представители, не исполняющие сво­их обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершенно­летних и отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обраща­ющиеся с ними.

На профилактический учет с заведением УПД ставятся несовершен­нолетние:

Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;

Освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

Получившие отсрочку отбывания наказания;

Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закры­того типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях до­пускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;

Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрыто­го типа и находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении либо нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации;

Осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия;

Условно осужденные;

Осужденные к ограничению свободы в виде основного наказания;

Осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, в целях предупреждения групповых правонарушений может быть заведено одно наблюдательное дело на группу несовершенно­летних антиобщественной направленности тем инспектором по делам несовершеннолетних, в зоне обслуживания которого проживает большин­ство ее участников либо лидер группы.

Лица, поставленные на учет с заведением учетно-профилактических карточек и дел, регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Инспектора по делам несовершеннолетних о постановке на учет извещают образовательные учреждения, где учатся подучетные лица, предприятия и учреждения, где они работают. Наркологические учреждения оповещаются о несовершен­нолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и другие одурманивающие средства. Помимо этого, два раза в год направляются списки подростков от семнадцати до восемнадцати лет, состоящих на уче­те, в военные комиссариаты.

Учетно-профилактическое дело ведется инспектором по делам несо­вершеннолетних в течение шести месяцев, по истечении которых срок ве­дения дела при необходимости продлевается по утвержденному началь­ником территориального органа внутренних дел или его заместителем по­становлению каждый раз на шесть месяцев, но не более чем до достиже­ния лицом восемиадцатилетнего возраста. К этому постановлению в каж­дом случае приобщается план профилактических мероприятий по преду­преждению новых административных и иных правонарушений со стороны подучетного.

К учетно-профилактическим делам, как правило, приобщаются в хронологическом порядке следующие служебные документы:

Постановление о заведении дела;

Документы, содержащие сведения, послужившие основанием для постановки на учет;

Справка об установочных данных несовершеннолетнего;

Акт обследования семейно (жилищно)-бытовых условий;

План индивидуальной профилактической работы с несовершенно­летним;

Лист учета профилактических мероприятий;

Объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, полученные при постановке на учет, а также по фактам совершения подучетным административных и иных правонарушений;

Справка о первичной беседе руководителя территориального орга­на внутренних дел с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями;

Лист связей, в котором указываются сведения о лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния;

Лист ежемесячных проверок по информационно-справочным уче­там о совершенных административных правонарушениях;

Информация из информационного центра о наличии судимостей;

Материалы, характеризующие подростка (характеристика с места жительства, учебы, работы);

Рапорта участковому уполномоченному полиции и оперативному уполномоченному полиции (о постановке несовершеннолетнего на учет и необходимости проведения с ним комплексной совместной профилакти­ческой работы);

Постановление о прекращении ведения учетно-профилактического

При необходимости учетно-профилактические дела могут содержать и иные процессуальные и служебные документы.

Учетно-профилактические дела и учетно-профилактические карточ­ки подлежат прекращению, и несовершеннолетние снимаются с учета в случаях:

Исправления (при этом лица, имеющие диагноз «наркомания» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении пяти лет с момента воз­держания от потребления наркотических и других средств, влекущих одурманивание; лица, потребляющие наркотические, другие средства, влекущие одурманивание, алкоголь, но не имеющие диагноза «наркома­ния» или «токсикомания», снимаются с учета по истечении одного года);

Достижения восемнадцати лет;

Вынесения судом определения об отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;

Истечения испытательного срока при условном осуждении;

Помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение за­крытого типа;

Совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лише­нию свободы;

Наступления обстоятельств, исключающих возможность соверше­ния правонарушений;

Смерти или признания лица умершим, безвестно отсутствующим.

На должностных лиц отделов по делам несовершеннолетних органов

внутренних дел возложена и обязанность осуществлять первоначальные действия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей. При доставлении таких детей в территори­альные органы внутренних дел или подразделения по делам несовершен­нолетних составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специа­лизированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в со­циальной реабилитации. Акт заверяется оперативным дежурным террито­риального органа внутренних дел. На подкинутых детей акт составляется в нескольких экземплярах, один из которых регистрируется в журнале учета происшествий для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни со­стоянии, второй направляется вместе с ребенком в учреждение для несо­вершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Качество превенции правонарушений несовершеннолетних в круп­ных городах с развитой транспортной инфраструктурой во многом зави­сит от того, насколько тесно сотрудничают подразделения по делам несо­вершеннолетних органов внутренних дел на транспорте с территориаль­ными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутрен­них дел.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, наряду с выполнением функций присущих всем сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, призваны:

Осуществлять меры по выявлению на объектах транспорта безнад­зорных детей, передаче их родителям или лицам, их заменяющим, либо направлению их в специализированные учреждения для несовершенно­летних, нуждающихся в социальной реабилитации, информируя об этом органы внутренних дел но месту жительства несовершеннолетних;

Комплексно анализировать причины совершения несовершенно­летними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками, и направлять по таким вопросам в заинтересованные органы и учреждения информацию с пред­ложениями по устранению выявленных причин и условий;

Разрабатывать мероприятия по профилактике детского травматиз­ма, правонарушений и иных деяний, угрожающих безопасной работе транспорта, и взаимодействовать в решении перечисленных задач с ра­ботниками транспортных организаций.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что с нашей позиции, ос­новная часть работы в области предупреждения административных и иных правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет не исчерпы­вается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осу­ществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функ­ций. Решающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение административных и иных правонарушений несовер­шеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального преду­преждения на всех этапах превентивной работы.

Инспектор по делам несовершеннолетних является должностным лицом органов внутренних дел и осуществляет надзор за подростковой преступностью и безнадзорностью во вверенном ему районе. Подробнее о его обязанностях вы узнаете из нашей статьи.

Инспекция по делам несовершеннолетних

В приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 N 845 расписаны полномочия и порядок организации работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Основной обязанностью данного подразделения МВД является проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к контингенту, состоящему на особом учете.

Кроме этого, инспекция организует работу по направлению несовершеннолетних в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Однако, помимо этого, работники инспекции должны защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

Инспектор по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

За каждым инспектором закреплена своя территория, границы которой может увеличить или расширить руководитель органа МВД в конкретном населенном пункте.

Перед тем как инспектор будет назначен на должность, руководитель подразделения должен ознакомить его с границами вверенного ему района, с обстановкой, сложившейся на этой территории, и обязательно представить руководителям организаций, расположенных в районе.

Требования к кандидатам на должность инспектора, как правило, следующие:

  • гражданство РФ;
  • наличие военного билета;
  • высшее юридическое, педагогическое образование;
  • отсутствие судимости;
  • крепкое здоровье (так как перед трудоустройством необходимо пройти медкомиссию).

Преимущества работы инспектором:

  • работа на государственной службе;
  • длительный отпуск;
  • обеспечение формой;
  • бесплатное медицинское обслуживание в специализированной поликлинике;
  • карьерный рост;
  • лечение и проведение отпуска в санаториях МВД.

Опыта работы в подобной должности от кандидата не требуют.

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Несмотря на то, что общая уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет, УК РФ предусмотрено, что с 14 лет граждане могут быть наказаны за убийство, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, кражу, разбой, изнасилование и т. д.

Для предупреждения совершения этих преступлений и снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних и была введена должность инспектора по делам несовершеннолетних.

Не знаете свои права?

Помимо того, что инспектор проводит работу с лицами, уже отбывшими наказание в исправительных учреждениях, основной задачей всё же является воспитательная и разъяснительная работа с теми лицами, которые состоят на особом учете и могут совершить преступление.

Инспектор по делам несовершеннолетних — это педагог и юрист в одном лице.

Инспектор должен знать весь контингент, который проживает на его участке, и вести учет вновь «прибывших».

Для выполнения своих обязанностей он вправе посещать семьи подростков и проводить беседы как с несовершеннолетними, так и с их родителями или опекунами.

Помимо превентивной работы, инспектор также должен проводить анализ несовершеннолетнего населения на участке и делать прогнозы относительно лиц, которые могут в дальнейшем совершить неправомерные поступки.

Для этого инспекторы работают в тесном контакте с руководителями образовательных учреждений и общественных организаций, располагающихся на участке, и берут под особый контроль подростков, чье поведение носит асоциальные признаки.

Всегда ли инспектор прав?

Несмотря на то, что инспектор по делам несовершеннолетних — представитель органов правопорядка, зачастую могут возникнуть ситуации, когда правильность действий инспектора вызывает сомнения или находится на грани закона.

Пример 1: А. третировал всех одноклассников своим поведением. Дети не выдержали и провели с ним воспитательную беседу. Придя домой, А. пожаловался родителям на это. На следующий день родители пришли в школу и в присутствии классного руководителя начали опрашивать детей, занося все ответы в блокнот. Через пару дней в класс пришел инспектор по делам несовершеннолетних и стал проводить допрос учеников в присутствии опять же классного руководителя. Об этом узнали родители учащихся и поспешили написать жалобу в прокуратуру на неправомерность действий инспектора.

УПК РФ в статье 425 описывает правила проведения допроса несовершеннолетнего. Главное условие — обязательное участие педагога или психолога. Так как на допросе присутствовал классный руководитель, прокуратура не увидела нарушений в действиях инспектора.

Пример 2 : Мать 13-летней девушки приглашается в инспекцию по делам несовершеннолетних. После расспросов дочь рассказала, что они с подружкой взяли в магазине чипсы, не заплатив за них. Видимо, этот факт зафиксировала камера видеонаблюдения. Мать волнуется, как быть? Признаваться ли дочери в содеянном или всё отрицать?

Для начала необходимо выяснить, с какой целью инспектор желает видеть родителя. Возможно, речь идет совсем о другом.

Кроме этого, за неоплату товара в магазине грозит лишь административная ответственность. Но, согласно нормам КоАП, к ответственности привлекаются с 14 лет. Так что лучшим вариантом для матери и дочери будет сознаться в содеянном и прослушать воспитательную беседу.

Пример 3: На дне города несовершеннолетняя А. гуляла вместе со своими друзьями. На выходе из парка подошел инспектор по делам несовершеннолетних и увидел в руках одного из парней бутылку с пивом. Обвинив всю компанию в употреблении спиртных напитков, он направил их на освидетельствование в больницу. Все остальные подростки, кроме А., были старше 18 лет.

Инспектор не имел права освидетельствовать А. без согласия ее родителей или законных представителей. Его действия необходимо обжаловать.

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

В том случае, если вы не удовлетворены работой инспектора, с жалобой можно обратиться к его непосредственному руководителю. Следующая инстанция — прокуратура. На составленный инспектором протокол в течение 10 дней жалоба подается в суд.

Несмотря на четкую определенность в обжаловании действии инспектора, на практике могут возникнуть вопросы.

Например, родители школьника позвонили в инспекцию по делам несовершеннолетних с жалобой о том, что их сыну угрожают избиением. Инспектор положил трубку и никак не отреагировал на заявление. Что делать?

Прежде чем подавать жалобу на действия инспектора, необходимо, чтобы заявление об угрозе избиения сына было зарегистрировано в полиции. И если после принятия дела к производству инспектор ничего не сделает, то тогда можно обращаться в прокуратуру или к вышестоящему руководству.