Если сотрудник не прошел медосмотр. Что делать, если работник не прошел периодический медосмотр? Как оформить приказ о недопуске к работе за непрохождение

Уважаемая Елена.

ТК РФ Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

т.е. для того чтобы утверждать, что вам нужен медосмотр, должно иметься заключение аттестации рабочих мест, которая признает, что часть этих мест имеют производственную вредность. И только работники этих мест должны проходить медосмотр. Работники тех рабочих мест, которые не будут признаны вредными, вообще никакого медосмотра не должны проходить. Отказаться Вы конечно можете, но за непрохождение медосмотра Вас в соответствии со ст. 76 ТК могут отстранить от работы
В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время - специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

Сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

Сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

Работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

Иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, - ст. 69 ТК РФ)*(1).

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

Многие профессии связаны с опасными или вредными факторами, которые негативно влияют на жизнь человека. Некоторые люди и вовсе не имеют возможности изучить то или иное ремесло по состоянию здоровья. Для предотвращения производственных несчастных случаев и в целях профилактики профессиональных заболеваний предусмотрен обязательный периодический медосмотр. Рассмотрим правила его организации и определим ответственных за это лиц.

Законодательство о процедуре медосмотра

За безопасность труда полностью отвечает работодатель. Законом на него возложена обязанность своевременно организовывать прохождение медицинского обследования при приеме на работу или же в период трудовой деятельности. Регламентируют это обязательство следующие нормативно-правовые документы:

  • ТК РФ.
  • Приказ Росминздрава 2004 года, устанавливающий перечень опасных и вредных производственных работ, при выполнении которых необходимы периодические медосмотры работников.
  • Приказ Росминздравмедпрома, в котором содержится информация о категории сотрудников, подлежащих обязательному врачебному осмотру с указанием его периодичности.
  • Отраслевые документы (санитарные правила и нормативы).

Трудовой кодекс обязывает работодателей организовывать прохождение медицинского осмотра работником, который должен соблюсти требования медицинского контроля. Нарушение правил сотрудником или работодателем может привести к административной ответственности. Не пройденный вовремя периодический медосмотр выльется в отстранение сотрудника от исполнения должностных обязанностей. Причем если это вина работодателя, то длительность простоя будет оплачена. В противном случае человек останется без заработной платы.

Понятие и цели медосмотра

Медицинский осмотр - это комплекс мероприятий и вмешательств, которые направлены на диагностику патологических состояний человека и профилактику рисков развития профессиональных и иных заболеваний. Периодические процедуры проводят с целью контроля за здоровьем сотрудников и снижения производственного травматизма. Для каждого установлены сроки, в которые работник обязан показаться врачам.

Периодический медосмотр преследует и своевременного реагирования на изменения в состоянии здоровья. Именно благодаря подобным мероприятиям возможно распознать развитие на начальных этапах и начать своевременное лечение. Результаты обследования могут побудить работодателя перевести сотрудника на менее опасный участок производства. Вердикт врачебной комиссии в конечном итоге или подтверждает факт пригодности работника к выполнению его обязанностей, или же, наоборот, не допускает его к ним.

Предпосылки для медицинского освидетельствования

Проведение периодических медосмотров осуществляется в определенные сроки, которые зависят от степени опасности производственных факторов и их типа вредности. Определить, воздействуют ли на сотрудника какие-либо неблагоприятные условия, возможно при помощи приложения к Приказу № 302н.

Классификация опасных и вредных производственных факторов

Группа факторов

Разновидности

Химические

Смеси и химические вещества, которые измеряются в воздухе рабочей зоны и на коже человека. В их число входят и вещества биологической природы, получаемые путем химического синтеза (витамины, антибиотики, ферменты)

Биологические

Патогенные микроорганизмы, продуценты, споры и живые клетки, возбудители инфекций и эпидемиологических заболеваний

Физические

Виброакустика, микроклимат, неионизирующие и ионизирующие излучения, световая среда

Степень тяжести труда

Физическая статическая и динамическая нагрузка, перемещение в пространстве, рабочая поза, масса перемещаемого и поднимаемого вручную груза

Напряженность труда

Нагрузки на слух, активное наблюдение за процессом производства, плотность звуковых и световых сигналов, нагрузки на голосовой аппарат

При воздействии хотя бы одного из перечисленных факторов периодический медосмотр должен проводиться минимум единожды в год.

Сегодня при устройстве практически на любую должность необходимо пройти предварительное медицинское обследование. И это вовсе не прихоть работодателя. Предварительные и периодические медосмотры помимо сотрудников, подвергающихся влиянию опасных и вредных факторов, проходят работники:

  • лечебно-профилактических и детских учреждений;
  • пищевой промышленности;
  • торговли;
  • общественного питания;
  • водопроводных сооружений.

Обязательный осмотр выполняется в целях защиты населения от возникновения и распространения опасных заболеваний.

Направление на медосмотр

Предварительные и периодические медосмотры регулирует Приказ № 302н. В первом случае перед приемом на определенную должность работодатель выдает соискателю направление, в котором указаны данные о предприятии, предполагаемой должности и характере вредных или опасных производственных факторов (при их наличии). Список специалистов и лабораторно-функциональных исследований, которые необходимо пройти будущему сотруднику, устанавливается в соответствии с Перечнем работ и вредных факторов. Медкомиссия считается завершенной, если выполнены все предписанные процедуры. На этом этапе формируется врачебное заключение, которое допускает или же запрещает сотруднику занять определенную должность. Важно понимать, что в случае отрицательного решения медкомиссии с соискателем не может быть заключен трудовой договор.

Периодические медосмотры работников проводятся в сроки, указанные в Перечне работ и вредных факторов. За два месяца до очередного медицинского освидетельствования работодатель обязан выдать сотруднику направление. Работник же обязуется явиться в указанное в установленные сроки.

Организация периодических медосмотров

Перед тем как отправить сотрудников в лечебное учреждение на медицинское освидетельствование, работодателю предстоит выполнить несколько дел. В первую очередь необходимо составить список контингента работников. Это нормативный акт предприятия, содержащий информацию о профессиях сотрудников, которые подлежат предварительному или периодическому медосмотру. Образец установленной формы для этого документа не предусмотрен, но разработан список данных, которые должны быть в нем указаны:

  • должность сотрудника согласно штатному расписанию;
  • наименование вредных или вида работ.

Сюда может быть включена и дополнительная информация по усмотрению работодателя. Список контингентов утверждается единожды, пока не наступят какие-либо изменения на предприятии (новые рабочие места, улучшение или ухудшение условий труда, реорганизация). Готовый документ отправляют в Роспотребнадзор.

Поименные списки лиц разрабатываются ежегодно за два месяца до согласованной даты медосмотра. В нем обязательно указывают рабочий стаж именно в условиях заявленного производственного фактора. Следует отметить, что прохождение периодического медосмотра осуществляется не реже одного раза в 2 года в лечебном учреждении и одного раза в 5 лет в центре профпатологии. Списки при этом составляются отдельные.

Выпуск приказа

Предприятие заключает договор с лечебным учреждением, в котором сотрудники будут проходить очередной медицинский осмотр. После согласования сроков составляется обследований, с которым необходимо ознакомить работников. Каждое лицо из пофамильного перечня подтверждает факт информирования личной подписью. В это же время сотруднику может быть выдано направление на периодический медосмотр.

Необходимость проведения плановых профилактических мероприятий подтверждается выпуском приказа, который составляется в произвольной форме. Рассмотрим примерное содержание этого документа:

Приказ «О проведении периодического медицинского осмотра»

В соответствии со ст. 212, 213, 266 ТК РФ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить списки работников, которые подлежат обязательному медицинскому осмотру в 2016 году. График проведения профилактических мероприятий и список работников прилагается.
  2. Направить сотрудников, указанных в списке, в медицинское учреждение «Городская поликлиника № 2» в соответствии с установленным графиком прохождения медосмотра.
  3. Руководителям отделов и подразделений не допускать указанных работников к выполнению должностных обязанностей до тех пор, пока не будут пройдены обследования.
  4. Руководителям отделов и подразделений ознакомить работников с приказом под подпись.
  5. Контроль за исполнением приказа возложен на Иванова И. В.

После чего указывается Ф. И. О. директора, его личная подпись и приложения с пофамильным перечнем лиц, которым необходимо явиться в лечебное учреждение для прохождения медицинского освидетельствования. Приказ по периодическим медосмотрам - обязательный документ, который составляется на основании ТК РФ и Приказа Росминздрава № 302н.

Периодичность прохождения осмотра для определенных профессий

Как уже было сказано, контроль за здоровьем сотрудников осуществляется при условии работы последних на вредном и опасном производстве, регулярно посещают поликлиники и представители профессий, которые так или иначе контактируют с большим количеством лиц. Обязательные периодические медосмотры необходимы сотрудникам:

  • Пищевой промышленности, продовольственной торговли, общественного питания - два раза в год выполняются исследования на инфекционные заболевания и ЗППП, а также анализ на носительство стафилококка и другие бактериологические исследования. Один раз в год назначается флюорография, консультация терапевта и лабораторные анализы на наличие гельминтов.
  • Детских дошкольных, школьных и средне-профессиональных, медицинских учреждений - обследование на наличие ЗППП, инфекционных болезней и бактериологические исследования проводятся до 4 раз в год. Общая терапевтическая комиссия с прохождением флюорографии и лабораторных анализов обязательна 1 раз в год.
  • Аптек и непродовольственной торговли - один раз в год показан осмотр дерматовенерологом, терапевтом, прохождение флюорографии и сдача лабораторных анализов.
  • Коммунально-бытового обслуживания населения и бассейнов - 2 раза в год обследуются на наличие ЗППП и 1 раз в год проходят стандартный медосмотр. Обязательна прививка против дифтерии.

Стоит отметить, что в число обследований независимо от профессии включены такие процедуры, как флюорография, анализ крови на сифилис, бактериологические исследования на ЗППП, осмотр врачом-наркологом и психиатром. Для женщин обязателен визит к гинекологу.

Медосмотр лиц, работающих на вредном и опасном производстве

В зависимости от категории опасных факторов установлены сроки прохождения работниками обязательной Стоит принять во внимание, что вне зависимости от рабочего стажа и профессии ежегодному обследованию подлежат лица:

  • до 21 года;
  • принятые на работу в районе Крайнего Севера (в т. ч. в приравненных к ним областях) из другой местности;
  • работающие вахтовым методом.

Рассмотрим периодичность медицинского освидетельствования в зависимости от условий работы (профессии).

Медосмотр для сотрудников вредного (опасного) производства

Виды работ (производства), профессия

Взрыво-пожарное

1 раз в год

С применением и ношением оружия

1 раз в год

Аварийно-спасательные службы

1 раз в год

Обслуживающие электроустановки (более 42 В переменного тока, более 110 В постоянного тока)

1 раз в 2 года

В районах, удаленных от мед. учреждений

1 раз в год

Работа на станках и оборудовании с движущимися элементами

1 раз в 2 года

Подземные и высотные работы

1 раз в год

Управление наземными видами транспорта

1 раз в 2 года

Подводные работы в газовой среде (при нормальном давлении)

1 раз в 2 года

Не стоит забывать и о том, что существует профессиональный периодический медосмотр, пройти который необходимо в центре профпатологии единожды в пять лет.

Медицинский осмотр перед началом рабочего дня (смены)

Некоторые сотрудники, на которых лежит ответственность не только за собственные жизни, проходят небольшой медосмотр ежедневно. Сюда относятся работники, занятые на опасных и вредных производствах. Цель: контроль состояния здоровья после трудового дня и фиксирование жалоб на самочувствие. Периодический медосмотр на работе проходят водители всех наземных транспортных средств, а также пилоты. Это время включается в состав рабочего дня (смены) и отнимает от силы 15 минут, если, конечно, не возникает подозрений об ухудшении состояния сотрудника. Процедуры включают в себя измерение пульса, давления, общую оценку состояния здоровья и реакции. Периодический медосмотр водителей в обязательном порядке включает в себя проверку ясности сознания. При наличии алкогольного или наркотического опьянения (что подтверждают или опровергают экспресс-тестами при необходимости) сотрудника снимают с рейса. Медицинским отводом от выполнения трудовых обязанностей может стать и общее недомогание, перепады давления.

Законодательство постановило обязательным прохождение предрейсовой проверки состояния водителей для каждого предприятия или ИП. Каждый работающий по найму на транспортном средстве, которое принадлежит юридическому лицу, проходит медицинский осмотр. Врач или фельдшер решает вопрос о допуске сотрудника к работе. Заключение мед. персонала должно неукоснительно соблюдаться.

Кто платит?

Чтобы работник прошел периодический медосмотр, требуется заплатить за профилактические процедуры. На чьи плечи ложатся расходы по медицинскому освидетельствованию? При приеме на работу и осуществлении трудовой деятельности затраты по медосмотру несет работодатель. Это правило регулирует ТК РФ (ст. 213). Предприятие вольно самостоятельно выбирать медицинское учреждение. Перед заключением договора с организацией следует убедиться в следующих моментах:

  • организация имеет лицензию;
  • в перечне услуг и работ в приложении к лицензии отмечено, что учреждение имеет право проводить медицинские осмотры или экспертизу профпригодности;
  • имеет в штате всех необходимых специалистов;
  • владеет требуемым оборудованием;
  • оказывает услуги по адресу, указанному в лицензии.

Необходимо также уточнить порядок осмотра наркологом и психиатром. Зачастую требуется дополнительное посещение диспансеров для получения справок о психическом и физическом здоровье. Стоимость услуг определяется исходя из количества требуемых консультаций и исследований.

Даже если соискатель после прохождения медосмотра не трудоустраивается, работодатель не имеет права требовать возмещения расходов. Вычеты из заработной платы или самостоятельный расчет за профилактический осмотр неправомерны по отношению к работнику. Работодатель обязан взять на себя все расходы и, кроме того, сохранить сотруднику зарплату на время прохождения медкомиссии в пределах средней дневной оплаты.

Периодический медицинский осмотр - важное мероприятие, позволяющее своевременно диагностировать профессиональные и опасные для общества заболевания. Процедуры выполняются в первую очередь в интересах работника. И работодателю, и сотруднику стоит соблюдать требования закона о прохождении медосмотров. Нарушения приводят к административным штрафам на немалую сумму.

Обязанности, возложенные на работодателя статьей 212 Трудового кодекса РФ в связи с прохождением работниками медицинских осмотров, прямо корреспондируют с их правами, а именно:

1) работодатель обязан обеспечить проведение предварительных, периодических, внеочередных медицинских осмотров за свой счет;

Место работы (должность);

Средний заработок.

Однако есть еще ряд действий, которые работодатель должен выполнить в силу требований Трудового кодекса РФ. Частью второй статьи 212 Кодекса установлено, что работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований). Как именно должен действовать работодатель в этом случае определяется в статье 76 ТК РФ: работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; работник отстраняется от работы (не допускается к работе) на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Направление работников (группы) на периодический медицинский осмотр по общему правилу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В приказе (распоряжении) приводится список направляемых на осмотр работников и указывается срок прохождения медицинского осмотра. Фактически - это первый приказ (распоряжение) о недопущении работников к работе на время прохождения медосмотра. Зачем он нужен, поясним далее.

Как правило, еще при заключении договоров с медицинскими организациями стороны (работодатель и медицинская организация) определяют сроки, необходимые для проведения медицинского осмотра, а также порядок информирования работодателя о явке работников на медосмотр. Если по истечении установленных сроков работодателю не представлены медицинские итоговые акты или же не внесены записи в личные медицинские книжки, а из сведений, представленных медицинской организацией, следует, что работник не явился на осмотр, работодатель принимает решение либо об отстранении работника от работы либо об учете указанного дня как прогула, если работник не представит документов, подтверждающих наличие уважительных причин, воспрепятствовавших его явке в медицинскую организацию.

Для оформления отстранения причина непрохождения медицинского осмотра имеет важное значение. Так, если работник в установленные приказом (распоряжением) о направлении на медицинский осмотр сроки не явился на медицинский осмотр в связи с временной нетрудоспособностью, срок прохождения медицинского осмотра продлевается (при этом, как правило, приказ (распоряжение) об отстранении от работы не издается). Если работник не по своей вине не может пройти медицинский осмотр в установленные сроки (например, по причине временной нетрудоспособности одного из врачей), работодатель может продлить действие первого приказа (распоряжения) о направлении на медосмотр, а может издать приказ (распоряжение) об отстранении от работы, при этом обязательно указав причину непрохождения работником медицинского осмотра. Если же работник отказывается от прохождения медицинского осмотра или не имеет уважительных причин, то издается приказ (распоряжение) об отстранении от работы (при этом из него должно следовать, по какой причине работник не прошел медицинский осмотр), а также начинается процедура проверки для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Для начала остановимся на приказе (распоряжении) о направлении работников на медицинский осмотр. Его издание нельзя назвать обязательным в том случае, если направление на медицинский осмотр осуществляется по всем правилам (с выдачей бланка направления на руки работнику) и при наличии утвержденного графика медицинских осмотров (речь идет о плановых периодических осмотрах). С момента выдачи направления на медицинский осмотр и до момента, указанного в графике проведения медицинского осмотра или согласованного с медицинской организацией, работник должен выполнять свою обязанность. Именно эти документы впоследствии рассматриваются в качестве распоряжения работодателя о прохождении работником медицинского осмотра, а также служат основанием для учета времени, затраченного на осмотр.

Если же требования по оформлению направлений и составлению графика не выполнены в полной мере, то приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр необходим работодателю, во-первых, для того, чтобы иметь подтверждение о выполнении своей обязанности об обеспечении прохождения работниками медицинских осмотров и недопущении работников к работе на время прохождения осмотра, а во-вторых, для отсчета времени прохождения осмотра. Приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр понадобится и в случае незапланированного (внеочередного) направления работников на медицинский осмотр по требованию территориального органа Роспотребнадзора или по решению органа местного самоуправления (например, в случае вспышки инфекционных заболеваний, эпидемии, пр.).

Издав приказ (распоряжение) о направлении на медицинский осмотр, работодатель имеет возможность контролировать его исполнение работником (работниками). Если по истечении установленного срока работодатель по вине работника так и не получит заключительный акт по итогам медицинского осмотра, то он обязан отстранить работника от работы и вправе применить к нему дисциплинарное взыскание.

Если работодатель не желает воспользоваться своим правом на применение к работнику дисциплинарного взыскания за отказ или уклонение от прохождения медицинского осмотра, то он все равно должен формально выполнить свою обязанность по отстранению работника от работы - издать специальный приказ (распоряжение).

В приказе (распоряжении) об отстранении от работы необходимо перечислить обстоятельства, послужившие основанием для отстранения, а также документы, которые подтверждают наличие таких оснований. Так, если работник уклоняется от прохождения медицинского осмотра, подтвердить этот факт может справка из медицинской организации, в которую был направлен работник. Документальным основанием для отстранения работника от работы может выступать, например, докладная записка непосредственного руководителя работника или лица, ответственного за прохождение работниками организации медицинских осмотров. Это может быть и требование (предписание) службы охраны труда организации, которой предоставлено полномочие требовать от работодателя отстранения от работы лиц, не прошедших медицинские осмотры (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14).

Здесь необходимо отметить, что для отстранения принципиальное значение имеет сам факт непрохождения медицинского осмотра в установленные сроки. Поэтому, если работодатель ограничится в приказе (распоряжении) только констатацией основания отстранения - непрохождением медицинского осмотра - его обязанность, предусмотренная статьей 76 Трудового кодекса РФ, будет считаться выполненной.

Указание в приказе (распоряжении) срока, на который отстраняется работник, с одной стороны, приведет к увеличению документооборота (если и по его прошествии работник не пройдет медицинский осмотр, придется издавать новый приказ), с другой стороны, - он даст работодателю возможность все-таки привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Чаще всего в приказах (распоряжениях) об отстранении от работы срок отстранения определяется не конкретной датой, а наступлением определенного события - прохождением медицинского осмотра. Хотя это, по сути, правильно (поскольку в соответствии с частью второй статьи 76 Трудового кодекса РФ работник отстраняется от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы), рекомендуем работодателям не ограничиваться формулировкой в приказе (распоряжении) "до прохождения медицинского осмотра", а ввести дополнительные уточнения (определить конкретный срок, в течение которого работник должен пройти медицинский осмотр).

Поскольку приказ (распоряжение) об отстранении издается по факту непрохождения работником медосмотра, работодателю должно быть известно, по чьей вине - лично его, работника или медицинской организации - не пройден медосмотр. Вина работодателя в том, что работник вовремя не прошел медицинский осмотр может заключаться в несвоевременной выдаче работнику направления на медосмотр; работник не был освобожден от исполнения своей трудовой функции или же медицинской организации не были своевременно перечислены денежные средства за осмотр. Наконец, в том, что работник своевременно не прошел медицинский осмотр, может быть виновна и медицинская организация - в связи с отсутствием одного из профильных врачей, введением карантина, пр.

В этом случае в соответствии с частью третьей статьи 76 Трудового кодекса РФ работнику производится оплата за все время отстранения от работы как за простой, то есть в соответствии со статьей 157 Кодекса. Названная статья различает порядок оплаты простоя, произошедшего по вине работодателя, от простоя, произошедшего по причинам, не зависящим от работодателя и работника: в первом случае время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника; во втором - не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Если работник не прошел медицинский осмотр по вине медицинской организации, работодатель вправе привлечь это учреждение к ответственности и тем самым компенсировать затраты на оплату работнику времени отстранения.

Если же работник не прошел медицинский осмотр по своей вине, то в соответствии с частью третьей статьи 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы заработная плата ему не начисляется. Эти крайне принципиальные моменты по выплатам работнику за время отстранения должны найти отражение в приказе (распоряжении) об отстранении - бухгалтерии необходимо иметь документальное основание для приостановления начисления заработной платы или же для начисления ее по правилам статьи 157 Трудового кодекса РФ.

В приказе (распоряжении) об отстранении можно решить вопросы о переводе или перемещении на должности (рабочие места) отстраненных других работников (на время отсутствия первых). При этом крайне важно, чтобы эти работники имели право на выполнение обязанностей или работ отстраненных.

Приказ об отстранении от работы в связи с непрохождением медицинского осмотра может быть составлен по следующему образцу:

ЗАО "Авангард"

06.03.2006 N 420-к

Об отстранении от работы

В связи с непрохождением периодического медицинского осмотра работников секции "Мясные деликатесы" по вине службы охраны труда в сроки, установленные графиком проведения медицинских осмотров в 2006 году, приказываю:

1. Отстранить от работы на срок до прохождения медицинского осмотра (до 14.03.2006):

Заведующего секцией "Мясные деликатесы" Парамонову Татьяну Сергеевну;

Продавца продовольственных товаров секции "Мясные деликатесы" Кузьмичеву Ирину Владимировну;

Продавца продовольственных товаров "Мясные деликатесы" Волкову Ольгу Семеновну.

2. Службе охраны труда (Сомову) незамедлительно подготовить направления на медицинский осмотр работников, указанных в пункте 1, и обеспечить прохождение осмотров в установленные сроки.

3. Бухгалтерии (Ивановой) работникам, указанным в пункте 1, на время их отстранения начислять заработную плату в размере 2/3 от среднего заработка.

4. Отделу кадров (Корнеевой):

Подготовить документы для привлечения начальника службы охраны труда Сомова Сергея Петровича к дисциплинарной ответственности;

На время отсутствия работников, указанных в пункте 1, переместить в секцию "Мясные деликатесы" работников смежных секций;

Ознакомить работников, указанных в пункте 1, с настоящим приказом.

Генеральный директор

Тихомиров И. В. Тихомиров

Подпись расшифровка подписи

Приказ (распоряжение) визируется исполнителями (в приведенном образце - работниками указанных структурных подразделений) и под расписку доводится до сведения каждого работника, направляемого на медосмотр.

Для того чтобы оперативно воздействовать на работника, отказывающегося от прохождения медицинского осмотра или игнорирующего свою обязанность по прохождению медицинского осмотра (уклоняющегося от осмотра), работодатель может воспользоваться своим правом на применение дисциплинарного взыскания и, одновременно, отстранить работника от работы. В этом случае готовится сводный приказ (распоряжение) - об отстранении работника от работы и о применении к нему дисциплинарного взыскания.

Издание такого приказа (распоряжения) возможно в том случае, если в первый день после окончания отведенного на осмотр срока есть возможность получить от работника объяснение, предусмотренное частью первой статьи 193 Трудового кодекса РФ. Напомним, что в соответствии с этой нормой работодатель до применения дисциплинарного взыскания должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания, если он оформлен соответствующим актом. В том случае, если работодатель выполнил указанные требования, издание сводного приказа (распоряжения) будет правомерным.

При повторном неисполнении работником своей обязанности по прохождению медицинского осмотра, работодатель может воспользоваться своим правом на применение крайней меры дисциплинарного воздействия - увольнения по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

В отношении контингентов работников, подлежащих медицинским осмотрам II группы (по отдельным профессиям, производствам и организациям, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работников личными медицинскими книжками.

Как уже отмечалось в § 2 главы 1 настоящего пособия, новая форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402.

Согласно указанному Приказу изготовление бланков личной медицинской книжки осуществляет Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Информационно-методический центр "Экспертиза". Оно же обеспечивает бланками книжки и голографическими марками к ним центры гигиены и эпидемиологи, которые и выдают книжки по итогам медицинских обследований.

В личной медицинской книжке указываются:

Фамилия, имя и отчество лица, получающего книжку, и наименование организации (работодателя);

Отметки о работе на протяжении трудовой деятельности, переводы к другому работодателю в период действия итогов обследования;

Отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;

Отметки о профилактических прививках;

Заключение врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования;

Результаты обследования на туберкулез, на носителей возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;

Результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;

Результаты исследований: на гельминтозы, на носительство возбудителей дифтерии, на носительство патогенного стафилококка.

Кроме того, в личной медицинской книжке проставляются отметки о прохождении работником профессиональной подготовки и аттестации, обязательных для рассматриваемой категории работников в силу статьи 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. на 31.12.2005). Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержден Приказом Минздрава России от 29.06.2000 N 229.

Работники, не имеющие личной медицинской книжки установленной формы, не прошедшие медицинские осмотры и не прошедшие профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, не могут быть допущены к работе, которая связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Личная медицинская книжка выдается работникам отдельных профессий и должностным лицам в соответствии с установленным порядком оформления документов:

1) представление работодателем в территориальный центр госсанэпиднадзора и на транспорте (водном и воздушном) заявки на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;

2) заключение договора с работодателем на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;

3) регистрация и выдача личной медицинской книжки (без голограмм);

4) прохождение предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров в территориальных лечебно-профилактических учреждениях (по договорам);

5) профессиональная гигиеническая подготовка (обучение) и аттестация - контрольное тестирование, собеседование, компьютерный экзамен, заполнение тестовых карт или опросных листов в территориальных органах Роспотребнадзора;

6) внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.

По общему правилу оформленная личная медицинская книжка выдается работнику, но должна передаваться на хранение работодателю. Наличие книжек на работников указанных выше профессий, производств и организаций является одним из объектов проверки инспекторами Роспотребнадзора.

В исключительных случаях допускается передача личной медицинской книжки на руки работнику - в том случае, если работник выполняет свою трудовую функцию на отдаленных точках (например, продавцу мелкорозничной точки), на транспортном средстве (например, водителю).