История рубля. Российский рубль: история конфискаций и девальваций Денежная реформа обеспечившая конвертируемость рубля

Так и частичныx, общей задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения.

Денежные реформы Московского княжества/царства и Российской империи

1535 год, Денежная реформа Елены Глинской

Первая централизованная денежная реформа в России (на Руси) была проведена Еленой Глинской , вдовствующей великой княгиней московской, женой Василия III и матерью малолетнего Ивана IV Васильевича «Грозного». Основной причиной реформы было разнообразие монет, использовавшихся на Руси, из-за чего возникали большие сложности с денежным обращением и заключением торговых сделок. Процветали обрез и подмесь монет. Целью реформы был запрет всех старых русских и иностранных монет (обрезанных и необрезанных) и замена их новой монетой - копейкой .

1654 год, Реформа Алексея Михайловича Романова

1769 год, Первые бумажные деньги России

Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 года указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке. Ассигнации первого выпуска 1769-1786 годов прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок - от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, то есть они были равноценны серебряной монете. Однако усиленный выпуск ассигнаций, превысивший обеспечение, привел к падению её курса. В 1797 году правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн рублей. Постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 году общая сумма ассигнаций с 151 млн поднялась до 212 млн рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля, падение рубля особенно усилилось во время Отечественной войны 1812 года .

1839-1843 годы, Реформы Николая I

В 1839-1843 годах, в период правления Николая I , министром финансов графом Е. Ф. Канкриным была проведена денежная реформа, в ходе которой ассигнации были выведены из обращения и их заменили кредитные билеты, разменные на серебро. В России был введен серебряный монометаллизм , который просуществовал в России по 1852 год. Но уже к 1849 году билеты и старые ассигнации были обменены на ассигнации нового образца, которые скоро обесценились. Поэтому с началом Крымской войны 1853-1857 годов банки прекратили обмен ассигнаций на золото и серебро. В России наступил период широкого бумажно-денежного обращения.

1897 год, Денежная реформа Николая II

В 1895-1897 годах министром финансов С. Ю. Витте (1849-1915) была осуществлена новая денежная реформа, целью которой было установление в России золотого монометаллизма. В её основе - золотое обеспечение денежной системы государства. По замыслу реформаторов, для обеспечения устойчивой конвертируемости рубля был установлен свободный размен кредитных билетов, выпуск которых был ограничен, на золотую монету, из расчета один бумажный рубль за один рубль в золоте, а также уменьшено золотое содержание империала.

В 1924 году были выпущены в обращение первые советские золотые червонцы, соответствовавшие по содержанию в них чистого золота дореволюционным 10 рублям. Советские червонцы получили прозвище «сеятель», так как для лицевой стороны монеты было выбрано изображение сеятеля по скульптуре И. Д. Шадра (1887-1941). Автором эскиза был главный медальер Монетного двора А. Ф. Васютинский . В феврале 1924 года были выпущены банкноты в 50 копеек золотом, 1 рубль золотом, 3 рубля золотом и 5 рублей золотом как фракции червонца. Одновременно в обращение были выпущены медные монеты номиналом в 1/2, 1, 2, 3 и 5 копеек, а также серебряная монета номиналом в 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Таким образом, в стране одновременно существовали две валюты: твердый червонец и постоянно падавший совзнак, курс которого к червонцу устанавливался специально образованной Котировальной комиссией на ежедневной основе. В августе 1924 года все дензнаки образца 1923 года были изъяты из обращения путём их обмена на золотые рубли по курсу 50 000 руб. дензнаками образца 1923 года за 1 золотой рубль образца 1924 года. Таким образом, в ходе денежной реформы 1922-1924 годов была проведена деноминация рубля в 50 000 000 000 (50 миллиардов) раз.

1947 год

Данная денежная реформа была проведена в декабре 1947 года с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесцениванию. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. Хотя многие не считают данную денежную реформу деноминацией, поскольку при реформе порядок цен, зарплат и иных платежей остался прежним, и полагают, что она носила лишь конфискационный характер. Так 10 старых рублей наличными обменивались на один рубль новых. Обмен наличных денег проводился в течение одной недели («Кто не успел, тот опоздал»). Известны случаи (неясно, насколько они были массовыми), когда заработную плату государственным служащим выдавали старыми деньгами в последний день обмена [ ] . Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. В результате реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит Постановление Совета Министров СССР № 3867, от 14 декабря 1947 года, «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг; крупа, макароны - 1 кг; мясо и мясопродукты - 1 кг; колбасные изделия и копчености - 0,5 кг; сметана - 0,5 кг; молоко - 1 л; сахар - 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани - 6 м; нитки на катушках - 1 катушка; чулки-носки - 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая - по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное - 1 кусок; спички - 2 коробки; керосин - 2 л. Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

1961 год

Денежная реформа была проведена 1 января 1961 года в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории» [ ] . К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменено на новые купюры. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло.

Интересным моментом денежной реформы 1961 года было то, что вся мелкая металлическая монета номиналом 1, 2, 3 копеек не уменьшилась в стоимости в 10 раз, а продолжила ходить в том же исполнении и по тому же номиналу. На практике после реформы в обороте встречались также 5-копеечные, и даже 10-ти и 15-копеечные старые монеты. Новые монеты были таких же размеров, но отличались по дизайну. Таким образом, те жители, которые собирали мелкие металлические деньги, оказались в выигрыше - стоимость их монет увеличилась в 10 раз. Наглядно это показано в фильме «Менялы» . Однако сразу после объявления в печати о будущей реформе по всем торговым и финансовым организациям был разослан циркуляр, запрещавший менять бумажные деньги на монеты, так что количество реально обогатившихся было весьма незначительным.

1991 год, Павловская реформа

Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь премьер-министра СССР Валентина Павлова . Только в течение трёх суток января граждане СССР могли обменять 50- и 100-рублёвые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 рублей. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 рублей новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением о том, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, так называемого теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 2 апреля произошло трёхкратное повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.

Денежные реформы в Российской Федерации

1993 год

Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля - 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге из-за недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Россия стала империей в …
1700 г.
1725 г.
1721 г.
1725 г.

2. Факторы, определявшие взаимоотношения Руси и Золотой Орды
выдача ярлыков на великое княжение Владимирское
назначение митрополита Киевского и Всея Руси
выплата русскими княжествами дани Золотой Орде
раздачей ханами Золотой Орды земель в вотчинное владение
наличием земельных владений Золотой Орды на Руси

3. Утверждения норманнской теории происхождения Древнерусского государства
призвание варягов и объединение ими славянских племен является главным основанием Древнерусского государства
норманны имели развитое государство и присоединили славянские земли к нему
варяги контролировали все морские и речные торговые пути в Европе и в IX веке установили свой контроль над торговыми путями из Балтийского моря в Черное море
неспособность славянских племен к созданию собственной государственности без влияния более цивилизованных соседей
Рюрик не был реальной исторической личностью

4. До принятия «Русской правды» за преступления судили …
на основе личного распоряжения князя по конкретному факту
на основе решения общины
по приговору волхвов
на основе традиций, правил, передаваемых из поколения в поколение

5. Термин «кондиции» связан с восшествием на престол …
малолетнего Ивана Антоновича
Анны Иоанновны
Елизаветы Петровны
Екатерины II

6. Манифест 19 февраля 1861 г. предоставил крестьянам…
личную свободу
свободу выхода из общины
право самостоятельно распоряжаться имеющейся землей
равные права с дворянством

7. Правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев, были отменены…
Екатериной II в последний год ее правления
Павлом I
Александром I
Николаем I

8. Установленные в 1597 г. «урочные лета» вводили …
местничество
наказания «лихим людям»
пятилетний срок розыска беглых крестьян
срок перехода крестьян от одного хозяина к другому

9. Исполнительная власть в городах по Городовому положению 1870 г. Принадлежала …
городской думе
городской управе
губернатору
городничему

10. Опричнина существовала в …
1565 – 1572 гг.
1583 – 1597 гг.
1558 – 1583 гг.
1605 – 1613 гг.

11. На Чудском озере новгородцы разгромили …
шведов
поляков
тевтонских рыцарей
немцев и датчан

12. Власть Золотой Орды на русских землях существовала с … гг.
1223 по 1380
1240 по 1480
1237 по 1410
1242 по 1480

13. Идеология «официальной народности» — это …
доктрина «Самодержавие, Православие, Народность»
идея «Москва — Третий Рим»
марксистско-ленинская теория
доктрина революционного народничества

14. Железнодорожное строительство в конце XIX в. осуществлялось главным образом за счет…
иностранных капиталов
частных русских банков
государства
государства и иностранных банков

15. Крестьяне получали право поступать в высшие учебные заведения и на государственную службу при …
Александре I
Петре I
Александре II
Екатерине II

16. Понятие «боярское правление» связывают с периодом малолетства …
Ивана IV
Федора Ивановича
Петра I
Петра II

17. Военные поселения были созданы по проекту …
М.Сперанского
А.Аракчеева
М.Кутузова
Александра I

18. Основные положения судебной реформы Александра II
отмена сословного суда
отделение суда от администрации
создание особых судов для рассмотрения политических дел
введение института присяжных поверенных (адвокатуры)
упразднение Государственного Совета и Сената

19. Причины поражения России в Крымской войне
экономическая и техническая отсталость России от передовых стран Европы
существование крепостного права
оппозиция в обществе против войны
отсутствие у России союзников
неудачное наступление русских войск в Турции

20. Денежная реформа, обеспечившая конвертируемость рубля, была проведена С. Ю. Витте в… году
1894
1895
1897
1898

21. Герб Московского государства при Иване IV представлял изображение …
Двуглавого орла
Георгия Победоносца
Спаса Нерукотворного
Андрея Первозванного

22. Жалованная грамота городам Екатерины II …
вводила выборность городничего и уличных старост
делила город на части во главе с приставами и старостами
утверждала городские сословия и образовывала городские думы
создавала дворянские собрания

23. Опричнина характеризовалась …
проведением реформ местного самоуправления
созданием стрелецких конных отрядов
политикой массовых репрессий против бояр и других противников самодержавной власти царя
разделением русских земель на «опричнину» и «земщину» с разными принципами управления
наличием абсолютной монархии

24. «Контрреформы» Александра III выразились в следующем:
широкое применение чрезвычайного законодательства, ужесточение полицейского контроля в стране
ограничение автономии университетов
отмена принципов независимости, гласности и состязательности в судопроизводстве
ужесточение надзора за земскими учреждениями
поддержка либеральных изданий
русификация национальных окраин

25. К эпохе Александра III относится…
война с Турцией
образование РСДРП
назначение С.Ю.Витте главой правительства
принятие «Положения о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия»

26. «Лествичное право» — это такой порядок замещения великокняжеского стола, при котором …
великим князем становился старший в роду Рюриковичей
великий князь передавал власть своему сыну
великий князь избирался на княжеском съезде
великий князь мог назначить преемника

27. Первым государем всея Руси из великих князей стал …
Дмитрий Донской
Василий II Темный
Иван III
Иван IV

28. В течение последней трети XIX в численность рабочих в России увеличилась втрое и составила …млн. человек
15
3
8
5

29. Битва на Чудском озере произошла в … году
1242

30. Реформы, проведенные в царствование Александра II
судебная
парламентская
военная
земская
конституционная
городская
административная

31. Административно-территориальное устройство русского государства в XVI веке
удельные княжества во главе с князем
губернии во главе с губернатором
вотчины во главе с боярином
уезды во главе с наместником, волости во главе с волостелем

33. Страны участницы антигитлеровской коалиции
Япония
Великобритания
Австрия
Франция
СССР
Испания
США
Китай

34. Причины победы большевиков в гражданской войне
поддержка Советской власти большинством рабочих и крестьян
создание хорошо организованной и дисциплинированной Красной Армии
лучшее по сравнению с белым движением материально-техническое обеспечение Красной Армии
организующая и руководящая роль партии
поддержка частной собственности и легализация свободного рынка

35. Проект муниципализации земли выдвинула партия …
социал-демократов (меньшевиков)
кадетов
эсеров
большевиков

36. Ленинский план образования СССР предусматривал …
воссоздание российского государства на социалистической основе
образование федерации советских республик на принципах добровольности и равенства
создание конфедерации в составе России, Украины и Белоруссии
вхождение УССР, БССР, ЗСФСР в состав РСФСР на основе автономии

37. Путь развития сельского хозяйства, предложенный В.И.Лениным
развитие индивидуального крестьянского хозяйства
насаждение коммун
развитие фермерства на арендованных землях
развитие всех форм кооперации

38. Учреждение, осуществлявшее в 1920-х годах контроль за деятельностью советских органов власти
рабоче-крестьянская инспекция (РКИ)
всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)
всероссийская чрезвычайная комиссия
Высший совет народного хозяйства (ВСНХ)

39. Суть Карибского кризиса
столкновение советских и американских военных кораблей в Карибском море
угроза военного конфликта между СССР и США по причине передачи Кубе советских ракет
американская интервенция против Кубы в заливе Кочинос
размещение США ядерных ракет на эсминце «Карибы» вблизи границ СССР

40. Главная черта общественно-политической жизни в СССР в 70-80-е годы XX в.
расширение гласности и демократии
углубление разрыва между программными заявлениями, идеологическими установками партии и реальными делами
ослабление партийного контроля в результате «разбухания» КПСС
нарушение принципа стабильности номенклатуры

41. Меры по подъему сельского хозяйства, принятые в 1953-1955 гг.
перераспределение национального дохода в пользу села
освоение целинных земель
создание агропромышленных комплексов
механизация сельского хозяйства
ликвидация колхозов, создание совхозов

42. Карибский кризис имел место в … году
1959
1962
1963
1964

43. Новые органы власти, созданные в период перестройки
съезд народных депутатов СССР
Верховный Совет СССР
президент СССР и Президенты республик
Государственная Дума
съезды народных депутатов республик

44. В первом составе Временного правительства преобладали …
эсеры
меньшевики
кадеты
правые

45. Годы IV пятилетки
1941 – 1945 гг.
1946 – 1950 гг.
1951-1955 гг.
1956-1960 гг.

46. Главная задача IV пятилетки
восстановление и дальнейшее развитие разрушенной во время войны экономики
осуществить индустриализацию Сибири
создать атомную бомбу
укрепление внешней политики

47. II Съезд Советов принял …
декрет о мире
декрет о земле
Конституцию России
Декларацию прав народов России
декрет о создании Совета народных комиссаров
решение об отмене смертной казни

48. ВКП(б) была переименована в КПСС на … съезде партии
XIX
XX
XXI
XXII

49. Председатель Реввоенсовета в годы гражданской войны
И.Сталин
В.Ленин
Я.Свердлов
Л.Троцкий

51. План «молниеносной войны» Германии против СССР предусматривал …
завершение войны в течение трех месяцев и захват территории СССР до линии Архангельск-Астрахань
захват Прибалтики, Белоруссии, Украины
оккупацию Северо-Запада страны
оккупацию Сибири и Дальнего Востока

52. Явления, характеризующие кризис в России 1998-1999 гг.
роспуск Государственной Думы Президентом
разорение многих банков и компаний
отрешение Президента от должности
частая смена глав правительства
девальвация рубля

53. Новый орган управления экономикой, учрежденный в 1957 году
Госплан
Совнархозы
ВСНХ
отраслевые министерства

54. Причина, по которой И.В.Сталин и его сторонники приступили к свертыванию НЭПа в 1928 г.
экономические принципы НЭПа не соответствовали принципам директивного государственного управления, прочно утвердившимся к концу 1920-х гг.
НЭП не оправдал себя экономически
к изменению курса вынудила международная обстановка
это был результат стратегии И.В.Сталина, направленной на укрепление позиций партии.

55. Политические процессы, проходившие в 30-е годы
Шахтинское дело
дело Трудовой крестьянской партии
мингрельское дело
дело Даниэля и Синявского
дело врачей
дело Промпартии
Ленинградское дело

Накануне распада СССР уже остро ощущалась неуправляемость экономики в целом, и в этих условиях на первый план автоматически выходит проблема государственных денег и управления ими. 14

января 1991 г.

Председателем Правительства СССР был назначен B.C. Павлов (1937-2003 гг.), бывший в течение двух лет министром финансов СССР, один из самых компетентных и решительных финансистов и государственных деятелей позднего советского периода. Денежной реформой 1991 г., проведенной под его руководством, предусматривался обмен наличных денег, причем только крупных купюр (50 и 100 руб. образца 1961 г. на новые 1991 г. выпуска), для борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада. Вклады в сберегательных кассах на сумму более 10 тыс. руб. временно сроком на пол года замораживались. При этом в течение двух месяцев выдача наличных денег гражданам с их вкладов в банках ограничивалась 500 руб. в месяц. В условиях спада производства и острого товарного дефицита, проведенная реформа в принципе не повлияла на общее экономическое положение. Она имела конфискационный характер, но была мягче, чем в 1947 г., было конфисковано менее 15% банкнот по сравнению с 50% в 1947 г.97 В преддверии распада СССР при всех благих намерениях правительства обмен денег был хаотичным и вызвал недовольство населения.

В ходе дальнейшей либерализации наблюдался колоссальный рост цен, что лишь подтвердило незначительность эффекта этой реформы, не затронувшей безналичную сферу расчетов, которая и была той огромной подводной частью айсберга, которая определила кризис системы расчетов в целом. Начавшийся осенью 1991 г. распад СССР и отказ республик перечислять средства в союзный бюджет привели к существенному увеличению денежной эмиссии Госбанком СССР. Причинами проведения в это время денежных реформ в бывших союзных республиках и выпуска национальных валют стали распад СССР и образование 15

новых независимых государств, поставивших задачу создания национальных денежных систем. В 1993 г. в условиях больших перемен и противоречий во властных структурах была проведена своеобразная денежная реформа в России, в ходе которой от российской денежной системы решительно отделилась наличная денежная масса стран ближнего зарубежья, которые уже не поставляли товары, а лишь накапливали задолженность по безналичным расчетам. Все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты образца 1961 - 1992 гг. были изъяты из обращения. Монеты образца 1961 г. из обращения изъяты не были. Были выпущены и оставлены в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 руб. Гражданам Российской Федерации предоставлялось право обменять один раз лично до 100 тыс. руб. с зачислением остальных сумм на срочный депозит в Сбербанке России. Лимит обмена для неграждан, временно находившихся в России, был установлен в 15 тыс. руб. Таким образом, официально почти незаметными действиями, которые в то время не объявлялись как денежная реформа, советский рубль был заменен в обращении новыми банкнотами Центрального банка Российской Федерации.

Первоначально статус рубля в качестве национальной валюты России был определен Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г.

№ 3537-1. Позднее в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указывалось: «Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». И далее, 26 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», упразднивший предыдущий закон о денежной системе, но повторивший формулировку из него: «Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Один рубль состоит из 100 коп.» (ст. 3).

Однако на протяжении последующих 1990-х годов денежное хозяйство в стране продолжало выходить из-под контроля и количественно становилось неуправляемым. Приближался новый кризис в условиях отсутствия позитивных сдвигов от попыток достичь активности в производстве путем приватизации и обеспечить поступление в казну налогов от приватизированных предприятий.

В 1998 г. в России была проведена денежная реформа в форме деноминации. 4 августа 1997 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931-2007) издал Указ об изменении номинальной стоимости рублевых банкнот, а также об изменении масштаба цен в соотношении 1:1000. В соответствии с решениями Комитета директоров Центральный банк Российской Федерации предпринял комплекс мер с целью изменения номинальной стоимости российского рубля, которая отражалась в банкнотах и монетах.

Согласованные принципы реформы предусматривали постепенный обмен банкнот и монет в процессе их обычного, регулярного обращения с тем, чтобы исключить какие-либо потери для граждан. Деноминация рубля предусматривала начиная с 1998 г. параллельное обращение новых и старых банкнот и монет, в то время как изъятие старых банкнот должно было проходить без ограничений в соотношении 1000:1 через обычные каналы денежного обращения - торговлю товарами, торговлю услугами, операции банковских учреждений. Выпуск в оборот банкнот и монет образца 1997 г. осуществлялся через учреждения Банка России и кредитных организаций для обеспечения выплат заработной платы, пенсий, пособий и других наличных платежей. В соответствии с намеченными мероприятиями банкноты Банка России предыдущего выпуска (1993-1995 гг.), заменившие советские рубли, а также монеты СССР и монеты Банка России, выпущенные в 1961 - 1996 гг. (включая и монеты СССР в 1, 2 и 3 коп., выпущенные до 1991 г.) должны были постепенно изъяты из обращения. После этого платежный оборот России должен был бы состоять из банкнот Банка России выпуска 1997 г. в купюрах 5, 10, 50, 100, 500 руб. и новых монет образца 1997 г. в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. Для удобства применения и ровного перехода к новым рублям их внешний вид оставался прежним с уменьшенной номинальной стоимостью в 1000 раз и с введением новых защитных знаков на банкноты. Предполагалось, что к 1 января 1999 г. банкноты ранних выпусков в основном уйдут из оборота, при том что официальный обмен банкнот, которые бы не были обменены или использованы, был бы продлен без ограничений до 2002 г. включительно. Эти первоначальные планы заранее были объявлены и уже начали реализовываться, пока в августе 1998 г. не произошел дефолт.

План о замене денег был открыто объявлен заранее. Однако в процессе его реализации в преддверии августовского кризиса 1998 г., имевшего как внутренние, так и международные корни, и после него обнаружились те же признаки конфискационных денежных реформ, которые проводились несколько раз в советское время. Впоследствии стало очевидно, что денежно-финансовые органы, предлагая такую реформу, как бы предвосхитили наступивший вскоре «дефолт» и поэтому пытались заранее сгладить ожидаемые крайне негативные явления. Центральный банк РФ, в котором еще сохранялись традиции работы в советских условиях, предпринимал меры предосторожности, чтобы подстраховаться перед наступлением более драматических событий в будущем из-за расточительных краткосрочных заимствований на внутреннем рынке и за границей. Эти меры состояли в выпуске краткосрочных, реально не обеспеченных государственных кредитных облигаций (ГКО) с выпуском их и на внешний неустойчивый спекулятивный рынок. Таким образом, денежный кризис фактически начался уже в 1997 г. в связи с подготовкой открыто объявленной 4 августа президентом Б.Н. Ельциным и оказав- шей-ся на деле скрытой конфискационной денежной реформы. Эта реформа началась в условиях относительной стабильности де-нежного рынка и наличия внутренней конвертируемости рубля, в связи с чем у массы простых людей не могло не складываться впечатление, что рынок по инерции сохраняет устойчивость. В этих условиях авторы справедливо посчитали, что паники не должно быть. Возможно, только немногие могли предчувствовать, что вскоре произойдет полный крах финансовой системы, который включал бы в себя государственный внутренний и внешний «дефолт» и резкое падение курса рубля, что фактически конфисковало рублевые денежные сбережения населения (в который раз!). Так и остался открытым, невыясненным вопрос, какая общая сумма старых рублей реально была обменена на деноминированные рубли, что, собственно, и показало бы масштаб скрытой денежной конфискации.

В современных экономических публикациях, посвященных «дефолту» в России есть две разные точки зрения на произошедшие драматические события: объясняющая и в высшей степени критическая...

Первая точка зрения объясняет, какие меры предпринимались и почему, несмотря ни на что, кризис все же произошел и был неизбежен. Согласно этой позиции ничего, к сожалению, нельзя было поделать в тех неблагоприятных условиях, которые сопутствовали начальному периоду преобразований. Как свидетельствовал мировой опыт, наиболее распространенным современным методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов является выпуск гарантированных государством краткосрочных займов в виде облигаций, что соответствовало требованиям МВФ. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии начал проявляться в конце 1997 - начале 1998 г., что косвенно увеличило риски в России по иностранным инвестициям. Предпринятые правительством попытки продлить сроки выплат по обязательствам успеха не принесли, в то время как рынком было утрачено доверие к действиям правительства. К июню 1998 г. международные кредитные рейтинга России существенно снизились. Произошел массивный отлив иностранного капитала из России. Одновременно и без того очень небольшие официальные золотовалютные резервы резко сократились до ничтожного уровня - до 2 млрд долл. Причем у населения уже осели десятки миллиардов долларов, которые никак «не работали» в экономике и не были связаны с банковской системой. 20 июля 1998 г. было объявлено о прекращении выпуска краткосрочных государственных ценных бумаг.

Вторая точка зрения по поводу произошедшего «дефолта» - критическая. Основа ее заключается в ошибочности, неэффективности, обреченности на неудачу взятой на вооружение с самого начала бюджетной и налоговой политики, что привело к огромному росту государственного долга.

Августовский кризис 1998 г. продемонстрировал необоснованность усилий по стабилизации валютного курса в условиях неконтролируемого рынка, деградации и падения экономического производства и финансового хозяйства. Ухудшение состояния платежного баланса и начало финансового кризиса в Азии не были учтены с достаточной предусмотрительностью. Спорадические попытки стабилизации валютного курса путем валютных интервенций Центрального банка РФ при недостаточности ресурсов были обречены на неудачу. Ажиотажный внутренний спрос на доллары США со стороны резидентов и нерезидентов не мог быть удовлетворен ни путем заимствований за рубежом, ни путем интенсивных расходов остававшихся официальных золотовалютных резервов. Итог стал неизбежным - внутренний и внешний «дефолт».

Относительно крупные потери понесли также западные спекулятивные инвестиционные фонды, в том числе из США.

Искусственно введенный «валютный коридор» прекратил существование, в то время как стихийное плавание валютного курса стало обычной нормой. Это стало возможным в связи с принятием правительством твердого курса на пополнение валютных резервов Банка России за счет отчислений экспортерами значительной, постоянно возраставшей выручки от экспорта энергетической продукции по мировым ценам с устойчивой тенденцией к их повышению. Присутствие Банка России на валютном рынке стало определяться задачей выравнивания возникающих колебаний путем купли-продажи валюты. Этому предшествовало беспрецедентное падение обменного курса рубля: с 15 августа 1998 г. официальный обменный курс 6,3 руб. за 1 долл. уменьшился к концу 1999 г. до 27 руб. за 1 долл. Менее чем за полтора года рубль обесценился в 4,3 раза.

Валютный курс российского рубля, регулярно объявляемый Центральным банком РФ, приобрел значение солидной экономической категории. Официальный валютный курс Центрального банка РФ стал применяться для всех расчетов государства с предприятиями, ассоциациями и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета. На базе официального валютного курса заключались многочисленные сделки купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, а с лета 2006 г. российский рубль стал в наличной форме доступным и частично конвертируемым за границей, тем самым превратившись в значимый международный денежный инструмент.

Уже в августе 1998 г. Правительство РФ обнародовало план преодоления кризиса, включавший:

К середине 1997 года в экономике Российской Федерации стали проявляться позитивные тенденции, следствием чего стало некоторое улучшение ряда показателей. Так, по официальным данным, впервые за достаточно длительный период объем валового внутреннего продукта в реальном выражении приобрел тенденцию к росту по отношению к 1996 году, в ряде отраслей промышленности наметилось увеличение производства, выросли объемы розничного товарооборота, денежные доходы населения. Существенно сократилась и стабилизировалась на минимальном жестко контролируемом уровне инфляция, курс рубля по отношению к доллару США и другим конвертируемым валютам удерживался в пределах, установленных Банком России.

Все это сделало возможным изменение нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен с целью нормализации денежного обращения. Дополнительным аргументом в пользу проведения деноминации национальной денежной единицы стало устранение неудобств при расчетах населения за товары и услуги.

4 августа 1997 года президентом Российской Федерации был подписан указ N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" , в соответствии с которым с 1 января 1998 года правительство и Центральный Банк (Банк России) провели деноминацию (уменьшение номинала) рубля и изменение масштаба цен в тысячу раз с 1 января 1998 года.

Основными принципами проводимых мероприятий являлись недопущение каких-либо потерь для владельцев денег и постепенная замена денежных знаков в процессе их обращения.

С 1 января 1998 года в платежный оборот Российской Федерации были введены банкноты Банка России образца 1997 года достоинством в 5, 10, 50, 100, 500 рублей и разменные монеты Банка России образца 1997 года достоинством в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей.

Для удобства населения и обеспечения плавного перехода к новым денежным знакам внешний вид их в основном сохранился при уменьшении номинала в 1000 раз и введении дополнительных элементов защиты.

На них помещались изображения Новгорода (5 рублей), Красноярска (10 рублей), Санкт-Петербурга (50 рублей), Москвы (100 рублей) и Архангельска (500 рублей). В 2001 году была введена в обращение купюра в 1000 рублей образца 1997 года (с видом Ярославля), а в 2006 году — 5000 рублей образца 1997 года (с видом Хабаровска).

Выпуск банкнот и монет образца 1997 года производился путем выдачи их из касс учреждений Банка России и кредитных организаций на выплату заработной платы, пенсий, пособий и других платежей, для которых необходимы наличные деньги.

Проводимая с 1 января 1998 года деноминация рубля предусматривала параллельное обращение на протяжении 1998 года денежных знаков старого и нового образцов.

В течение всего 1998 года банкноты Банка России образца 1993 и 1995 годов, а также монеты СССР и Банка России выпуска 1961-1996 годов (включая монеты СССР чеканки до 1961 года достоинством в 1, 2, 3 копейки) постепенно, по мере поступления в кассы Банка России, изымались из обращения.

Изъятие из обращения банкнот и монет старого образца проводилось через обычные каналы денежного обращения — торговлю, сферу услуг, банковские учреждения и т.д. без ограничений из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости.

1897 г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость.

в)Иностранный капитал: за и против. Особая заинтересованность России в притоке иностранного капитала объяснялась тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов:

на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Немецкие предприниматели предпочитали создавать в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Излюбленными сферами их деятельности были электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, торговля. Французские капиталы направлялись в Россию главным образом через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы обосновались в нефтяной промышленности, добыче и выплавке цветных металлов.

Таким образом, наиболее передовые отрасли промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались, как правило, с участием иностранного капитала. Однако это не привело к созданию иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные фирмы, компании, банки не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.

Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. В то же время широкое проникновение иностранного капитала имело и свои минусы: часть накоплений, которая могла бы умножить национальное богатство страны, расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, уплывала за границу в виде прибылей и дивидендов.


4. Российский монополистический капитализм.

а) В конце ХIХ - начале ХХ в. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризисов, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индивидуализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям.

Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. ХIХ в. А в начале ХХ в. они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: синдикаты, картели, тресты, концерны.

Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т. п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Возникшие в России монополии тотчас же повели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г., в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга России, в 1904 г. контролировал сбыт 60%, а в 1912 г.-около 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Прод-уголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты «Продвагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97% соответствующей продукции, производимой в России, картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.

б)Финансовый и государственно-монополистический капитал. Одновременно шел процесс монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны -они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.

Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала. Активней всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд»; в сфере интересов Русско-Азиатского банка оказался военно-промышленный концерн, организационным центром которого был Путиловский завод.

Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулированием сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб крупнейших сахарозаводчиков.

в)Кустарная Россия. В то же самое время целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о той кустарной, ремесленной и промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично-заводским производством, являясь по сути придатком сельского хозяйства. И хотя крупная фабрично-заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции-7,3 млрд. рублей, число предприятий-29,4 тыс.), мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5-4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений.

Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.


Сельское хозяйство: «оскудение центра».

В середине 90-х гг. ХIХ в., после некоторого упадка, вызванного снижением цен на хлеб на мировом рынке, начинается подъем сельскохозяйственного производства в стране. К началу ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% - пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Чистые среднегодовые сборы (т. е. валовые сборы минус семена) хлебов и картофеля увеличились к началу века (1900-1904) по сравнению с 70-ми годами ХIХ в. на 46,8%, а в перерасчете на душу населения - на 18,9%. Еще более быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, всех технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота.

Но тем не менее положение в сельском хозяйстве вызывало озабоченность у общества. Дело в том, что весь прирост продукции приходился лишь на незначительную часть крестьянских хозяйств и помещичьих имений. Помещичьи хозяйства давали примерно 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба, т. е. основным производителем сельскохозяйственной продукции являлось крестьянство. Но не все, а лишь 15-20% зажиточных хозяйств, на долю которых приходилось 30-40% валового сбора зерна и до 50% товарной продукции. Причем в Центральных губерниях России прослойка таких хозяйств была весьма незначительна. Здесь преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, не производившие товарной продукции, а если и продававшие хлеб на рынке, то в ущерб собственному питанию. Это явление было названо «оскудением центра». Его катастрофическим следствием был массовый голод в неурожайные годы, о котором давно забыла Европа. Но не потому, что в стране не было хлеба, а потому, что в связи с ростом цен на него, у крестьян не хватало денег на его покупку. Вот почему в неурожайные годы общественность занималась в основном сбором денег для голодающих.

Бедственное положение большинства крестьянских хозяйств вызывало беспокойство и у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы: 1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежам и 2) бесконечные крестьянские волнения. В 70-х гг. прошлого века было отмечено 399 крестьянских выступлений (с числом участников свыше 15 человек), в 80-х гг.-659, в 90-х гг.-594, а в 1900-1904 гг.- 1205. Настоящим потрясением для правительства стало массовое участие крестьян в революции 1905- 1907 гг. В эти годы произошло 25,8 тыс. выступлений, в результате которых было уничтожено около 4 тыс. помещичьих имений. Основное требование крестьян - передача им части помещичьей земли. И оно имело свое экономическое обоснование.

В начале ХХ в. на огромном российском пространстве было разбросано более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое помещичье - около 370 десятин. При этом помещичьи земли использовались крайне неэффективно-их обрабатывалось всего лишь 10%. По подсчетам специалистов для нормального существования семьи из 6 человек в черноземной полосе требовалось 8,5 десятин пашни, 1,5 десятин луга, 0,5 десятин огорода, т. е. 10,5 десятин. Эти показатели и являлись экономическим обоснованием крестьянского требования передачи им части помещичьей земли.

Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

К началу ХХ в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община господствовала во всей центральной, северной, восточной и южной России и на Север-ном Кавказе. И лишь в западных губерниях преобладала крестьянская частная собственность на землю. Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земли всем досталось поровну. А так как население Российской империи ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек и в основном за счет крестьянства, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось все меньше и меньше. К тому же крестьянин, ушедший на фабрику или промысел, мог в любой момент вернуться в общину и потребовать причитающийся ему надел. Община не только перераспределяла землю между своими членами, но и устанавливала правила и порядок ее обработки. На основании принципа круговой поруки она являлась также коллективным налогоплательщиком.

С течением времени недостатки общинного землевладения становились все более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она способствовала уравнению, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема расширения модернизационного пространства за счет подключения к нему прежде всего аграрного сектора. Промедление в решении этой насущной экономической задачи грозило революционным взрывом. Но в то же время форсирование модернизационных процессов во многом тормозилось косностью российской государственной системы. Политическая власть в стране оставалась в руках старой элиты - помещиков и дворян, не дававшей полной свободы предпринимателям новой волны и уж тем более не допускавшей их к принятию политических решений.

Объективные потребности развития экономики настоятельно требовали эволюции политического режима.

Заключение

К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже-лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере - использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными дела-ми всем слоям населения, в сфере экономики - осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений - не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народов в области самоопределения, способствуя подъему национальной культуры и самосознания, в сфере внешних экономических связей - из поставщика сырья и продовольствия превратиться в равноправного партнера в индустриальном производстве, в сфере религии и церкви - покончить с отношениями зависимости между самодержавным государством и церковью, обогатить философию, трудовую этику православия с учетом установления в стране буржуазных отношений, в сфере обороны - модернизировать армию, обеспечить ее боеспособность использованием передовых средств и теорий ведения войны.

Моей энергии…», добавляя при этом, что ели бы не поддержка двух императоров – Александра и Николая – ничего бы не вышло. Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие...

Этапа развития России, реализация которой, во многом будет зависеть от решения проблем, выделенных в процессе данного исследования. Заключение В ходе исследования проблемы политической модернизации России в посткоммунистический период, авторы данного дипломного сочинения пришли к некоторым выводам. В этой связи, нам, прежде всего, хотелось бы сказать о том, что многочисленные...

Что политическая структура мира ХХI в. будет напоминать, видимо, особым образом организованную сеть - по подобию Интернета - с множеством узлов и переплетений. Глава 2. Изменение политического портрета России в ХХI в связи с глобализацией Глобальная цель. Если говорить о глобальной цели политического портрета России, стоит вспомнить предложенную Президентом России В.В. Путиным в начале...