Как поступить на бюджет в мгимо, мгу, вшэ: совет от выпускника абитуриентам. Перешли на прием

Екатерина, выпускница журфака МГУ:

- Ходит множество мифов о том, что престижные вузы - это царство пафоса. Так ли это?
Нет, это абсолютно не так. Пафос - лишь одна грань, но мой факультет (журфак) - скорее не царство пафоса, а царство творчества. Что касается внешнего вида, все намного больше обращали внимание не на дорогие вещи, а на какие-нибудь креативные авторские. В цене все оригинальное, креативное, необычное. Выдумка - ценнее денег. Но может это специфика журфака...

- А какой факультет считался самым пафосным?
Самым пафосным как раз и считался журфак. Журфак выделяется своим местоположением - напротив Красной Площади (а не на Воробьевых горах).

-На твоей памяти случались взятки?
Мне кажется, на журфаке преподают очень принципиальные педагоги. Для многих - дело чести, чтобы ты прочитал то или иное произведение. Я никак не могла прочитать "Братьев Карамазовых" и ходила на перезачет несколько раз. Мне запомнилась фраза педагога: "С моей стороны будет предательство по отношению к Достоевскому, если я поставлю вам зачет. А его очень уважаю и не могу на это пойти". Пришлось прочесть-таки!

- А откуда тогда берутся мифы о понтующихся девицах?
Наверное, дело в том, что журналистика как профессия располагает к этому. Наш факультет называли "факультетом ненужных вещей" из-за того, что считалось, что он не учит ничему конкретному, а учит всему по чуть-чуть. Возможно, это и так: факультет как бы предоставляет тебе самому выбор: во что углубиться. Я знаю ребят, которые бросили факультет на втором-третьем курсе и добились в профессии больше тех, кто закончил. Такую ситуацию трудно представить, например, на математических или экономических факультетах.

- Какие бренды ты носила на первом курсе?
- У меня самый разный разброс брендов был: в основном, Zara, Benetton, Guess, Mexx, Motivi. Но было несколько крутых вещей - Givenchy, Kenzo

Анна, выпускница МГИМО, факультет международных отношений


- Ты очень просто общаешься. Я ожидала, что в заведении такого уровня учатся девушки с большими связями и поэтому тон будет пафосным.
О, это миф! В МГИМО полно умных, хороших и талантливых людей! Хотя и на пафосе - целая каста, да. Они зачастую принимают людей только своего круга. Есть и безумно приятные обеспеченные парни и девушки, готовые общаться и помогать. Правда, это скорее исключение. В основном они ходят кучками и абсолютно закрыты. Приезжают на дорогих машинах, с охранниками.

- Что они носят из одежды?
На девушках только дорогие бренды - сумкаCeline, CHANEL, реже, Louis Vuitton
очки Dior , куртка Balenciaga , туфли Prada или Christian Louboutin, и вперед покорять мир вместо пар.

- А в чем приходит большинство студенток?
Студентки со средними возможностями одеты проще. Это марки Zara, Top shop. Иногда пытаются купить копию сумки бренда, чтобы приблизится к элите, что ошибочно, на мой взгляд.
- Что у вас там со взятками?
В процессе обучения я сталкивалась с ними, конечно, но буквально один раз. В основном, на три всегда можно было сдать. Правда, много людей отчислили с кафедры из-за английского.
- У вас учились люди и маленьких городов?
Да! Были студенты из Иркутска, из Пензы…

Такие вот непафосные совсем девчонки! Хотя возможности у них - ого-го!

первое фото: фотограф Юлия Настенкова

Автор поста сам 5 лет назад поступил на бюджет во все 3 вышеперечисленных вуза (и в итоге выбрал один), поэтому сейчас со знанием дела делится своими соображениями по поводу того, как нужно готовиться к поступлению в самые престижные учебные заведения страны.

Для удобства разобьем эти мысли на 6 важных пунктов.

Пункт 1. Выбор вуза.

В первую очередь нужно понимать, что поступление в престижный вуз в России не дает вам никаких гарантий счастливой жизни, успешной карьеры итд. Более того, в некоторых случаях это может стать проблемой, потому что далеко не все работодатели любят сильно умных, амбициозных и инициативных молодых специалистов.

Во-вторых, забудьте про условную «престижность» и «бренд» того же МГУ или МГИМО. Поразмышляйте о том, что конкретно может вам дать тот или иной вуз.

Подумайте над следующими пунктам:

  1. Тусовка.

Пообщайтесь со студентами и выпускниками, почитайте «Подслушано» того или иного вуза, проанализируйте, что обсуждают студенты и что их волнует. Посмотрите, есть ли у вуза бизнес клубы, бизнес-инкубаторы, команда КВН и др. Подумайте о том, будет ли вам приятно учиться здесь в плане общения, поддерживает ли вуз инициативы, которые интересны вам итд.

  1. Программы обучения.

Зайдите на вебсайт вуза и, насколько это возможно, изучите, чему вам придется учиться в ближайшее 4-5 лет, включая перечень предметов, экзамены, зачеты, расписание, нагрузку, во сколько начинаются занятия итд. Подумайте, потяните ли вы это и нужно ли вам это вообще.

  1. Связи и сотрудничество с зарубежными вузами.

Нужно узнать про все связи вуза – работодатели, зарубежные партнеры, стажировки, сотрудничество с государственными органами, получение двойных дипломов, ярмарки вакансий итд. Чем шире выбор – тем больше возможностей для вас.

  1. Внутренние ресурсы вуза.

Библиотека, тренажерный зал, бассейн, расположение корпусов, общежития итд. Будет достаточно сложно учиться, если вы заранее не подумайте, как комфортно организовать свое проживание.

Пункт 2. Одного ЕГЭ недостаточно.

Понятно, что в такие вузы как Вышка, МГИМО, МГУ, Бауманка, СПбГУ поступают лучшие из лучших, самые умные с наибольшим количеством баллов ЕГЭ. Это ни для кого не секрет.

Проблема еще в том, что в ЕГЭ используется (или по крайней мере использовалась) своеобразная шкала оценки, и если вы перенервничали и допустили пару ошибок, то для вас это может стоить очень дорого, т.е. условно вместо 98 баллов, вы получаете на выходе всего 85.

При этом нужно выучить на «отлично» не один, а 3 предмета, что тоже далеко не просто.

Что делать ?

Нужно участвовать в олимпиадах городского, областного, всероссийского уровня и олимпиадах, которые проводит сам вуз. Это must have, если вы себя хотите как-то обезопасить от возможного провала на ЕГЭ и заранее получить 100 баллов за нужный вам предмет. Олимпиад масса, у каждого вуза свои условия и льготы, поэтому нужно активно мониторить веб-сайты вузов и следить за новостями.

Самый «простой» способ – это стать призером/победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и поступить в любой вуз по профилю вообще без экзаменов (как в свое время и вышло у автора этого поста).

Этот способ можно условно назвать «простым», потому что вместо 3 предметов, вам нужно ботанить только один, но ботанить его придется долго, упорно и усердно.

Начинать готовиться нужно минимум с 10 класса, а лучше с 9-го, при этом готовиться придется практически каждый день и больше всего в каникулы. Но усердие так или иначе окупится.

Сейчас все социальные сети – это тайм-киллеры и ярмарки тщеславия, где каждому хочется похвастаться, где он был, что ел, с кем тусовался итд. Люди зависают по 3-5 часов, чтобы подсмотреть за чужой жизнью, посмотреть веселые картинки и прочитать информацию, которая им не нужна.

В связи с этим вот какой совет – удаляйтесь из тех соц сетей, которые не несут какой-либо полезной составляющей. Это в первую очередь относится к Instagram и Foursquare. Если не можете пересилить себя, тогда хотя бы удалите не аккаунт, а просто приложение с телефона.

Оставьте только те социальные сети, где вы можете прочитать какую-либо полезную информацию. В Вконтакте отпишитесь от пабликов типа «Орленок», «Веселый студент» итд. Не засоряйте свой мозг, сконцентрируйтесь только на сфере своих интересов.

Пункт 4. Про репетиторов.

Куда бы вы ни поступали, имеет смысл нанимать репетиторов только по 2 предметам: математике и русскому. Во-первых, чтобы гарантировано получить аттестат (а то мало ли, всякое случается). Во-вторых, потому что, так или иначе, при поступлении на большинство специальностей все равно понадобится сдавать либо русский, либо математику.

В остальных случаях вам понадобится только библиотека, интернет и самодисциплина.

Нет смысла нанимать репетитора по физике, если вы сами не можете решить часть С в ЕГЭ. Лучше пересмотрите свои взгляды и поступайте туда, где физика не нужна, ибо потом вы ее все равно не потяните.

Нет смысла нанимать репетитора по английскому языку. В интернете полно ресурсов, где есть вся грамматика, учебники и словари, нужна только самодисциплина и желание.

В институте никто вам не будет разжевывать материал, так что учитесь сами во всем разбираться со школьной скамьи.

Вообще ЕГЭ – это не про мозги. Вам просто нужно «набить руку», решить в районе 100 пробных тестов и все. То, что вы решили, так или иначе отложится в памяти и вспомнится на экзамене.

Пункт 5. Про личную жизнь.

Забудьте о ней в 11 классе.

Хотя кто-то, конечно, умудряется сочетать тусовки с друзьями и активную учебу.

Но лучше все-таки сконцентрироваться на подготовке к поступлению. Тусоваться будете, когда поступите и до первой сессии.

Пункт 6. Если вы не поступили.

Поступайте заочно и идите работать.

Обучение в «престижном» вузе подразумевает, что вы будете круглыми сутками учиться. На выходе у вас будет клевый диплом, но без опыта работы вы будете не нужны работодателю.

Учась заочно и работая, вы будете видеть текущее положение на рынке труда, и понимать, какие навыки и знания сейчас востребованы.

Сейчас 2014 год, в стране кризис, и условия принятия на работу становятся все жестче.

Всего был опрошен 151 студент журфака МГУ, 84 студента Высшей школы экономики и 35 студентов МГИМО примерно в равном количестве со всех курсов. Варианты ответов студентам не предлагались. Кандидаты выбирались случайным образом. На все вопросы не смог ответить ни один студент, 15 человек не смогли ответить вообще ни на один вопрос.

На вопрос «Сколько планет в Солнечной системе?» только 12% студентов журфака МГУ смогли назвать верное количество и перечислить планеты в правильном порядке, в ВШЭ таких было вдвое меньше. Среди ответов журфака МГУ число планет колебалось от 4 до 20, в ВШЭ — от 7 до 25. Самые популярные ответы — 7, 9, 11-12. Какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская? 46% студентов-журналистов МГУ и ВШЭ не смогли ответить, какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская. Чаще всего студенты предполагали, что Февральская революция — это события 1905-1907 годов, а в 1917 году революции с таким названием не было вообще.

Уверенно сказать, куда впадает Волга, смогли менее 60% студентов-журналистов. Студенты перебрали варианты от Азовского и Черного до Северного и Балтийского морей, в ВШЭ предположили, что Волга впадает в Байкал, Оку, Тихий океан, а МГУ — в Москву-реку, Енисей, Обь. Некоторые студенты решили, что «Волга не впадает никуда».

Около половины студентов-журналистов обоих вузов не смогли вспомнить год, в котором Москва впервые упоминается в летописях, несмотря на то, что этот год принято считать годом основания Москвы. Варианты ВШЭ колебались в промежутке между «200 какой-то» и «1600 какой-то». Журфак МГУ был конкретнее в датах, ответы приходились на промежуток 283-1487 годы.

Около 60% студентов журфака МГУ и почти половина журналистов из Вышки и МГИМО не смогли вспомнить, какая настоящая фамилия Сталина, называя варианты вроде Гагашвили, Джудашвили, Журашвили, Беришвили, «Что-то-там-швили», «какая-то грузинская, армянская фамилия», а также Кикабидзе, Чехардзан, Цехардзан, Ульянов и даже Бронштейн.

Студентов мы просили вспомнить, кому из русских писателей присуждалась Нобелевская премия и сколько их было. Менее 5% журналистов в МГУ и ВШЭ смогли перечислить имена всех лауреатов и назвать их число. В МГИМО почти каждый второй справился с вопросом. Каждый четвертый студент журфака МГУ «присудил премию» Владимиру Набокову. В лауреаты студенты записали Пушкина, Достоевского, Толстого, Блока, Горького, Платонова, Быкова и Булгакова.

Только один из пяти студентов-журналистов ответил правильно на вопрос, кто написал сказку «Щелкунчик». Чаще всего сказку приписывали Перро, Андерсену, братьям Гримм и Чайковскому. Помимо этого студенты называли фамилии Экзюпери, Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Гафта и даже Гайдара («тот же, кто написал «Тимура и его команду»).

Имя генсекретаря НАТО практически никому не оказалось известным: в МГУ из 151 человека его знали только 4, в МГИМО его назвали 2 из 35 студентов, а в ВШЭ — никто из 84. Зато Пан Ги Мун как глава ООН оказался знаком 60% респондентов в МГИМО, 30% — в МГУ и 18% — в ВШЭ, где один студент сказал, что Пан Ги Мун возглавляет обе организации.

Существует легенда, что Альфред Нобель, изобретший такие взрывчатые вещества, как баллистит, кордит, гремучий студень и динамит, после ошибочной публикации некролога (Альфреда Нобеля перепутали с его братом), в котором его назвали «торговцем взрывчатой смертью», решил запомниться потомкам чем-нибудь более приятным. У него это получилось: только один из пяти студентов-журналистов в МГУ и ВШЭ вспомнил, что Нобель изобрел динамит. Чаще всего в ВШЭ называли слово «премия», хотя вопрос звучал так: «Что изобрел Альфред Нобель?» На журфаке МГУ самым популярным ответом был «нефть». Самые нелепые ответы, которые давали студенты, — «нефть», «эбонитовую палочку», «электричество» и «водородную бомбу».

На вопрос, кто был мэром Москвы до Юрия Лужкова, около 94% студентов журфака ВШЭ и МГУ не смогли правильно ответить. В МГИМО — один человек из 35 опрошенных. Самые частые отговорки были такие: «я не из Москвы», «я живу здесь недавно», «я еще не родился (ась)». Студенты ВШЭ предположили, что это был Черномырдин, Быков, Яковлев и Березовский. В МГУ — Собянин, Брежнев, Чубайс, Киселев, Зюбов (по всей видимости, это искаженная фамилия Зюганова). Также были варианты: «до Лужкова был Лужков» и «мэра не было, потому что была царская Россия».

Следующий вопрос — «Какое событие стало одним из поводом для начала второй чеченской войны?». Как известно, вторая чеченская война официально была «контртеррористической операцией» и началась после вторжения боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан, а также после взрыва жилых домов. Студентов мы просили назвать хотя бы одно событие, которое стало поводом к войне. В МГУ с этим справились 7%, а в ВШЭ — 2,5%. Чаще всего среди причин конфликта называли перестройку, Березовского, противостояние СССР и США и «там был Нагорный Карабах».

Самый простой вопрос — «В каком году и чьим указом основан МГУ?» — мы задали только журналистам, учащимся в данном вузе, однако лишь 14% студентов смогли ответить на этот вопрос полностью, правильно назвав и год, и имя автора указа. При этом в ответах никак не соотносились между собой год и император: человек мог одновременно назвать Александра I и 1367 год. Разброс дат был от «1230 какой-то» до «1800 какой-то», а авторство указа приписывали Петру I, Екатерине I и Екатерине II, Ломоносову, Шувалову, Александру I, Николаю I и даже Сталину.