Конспект урока на тему «Предлоги. Конспект занятия «Предлоги «В», «На», «Под» — старшая группа А) Словарный диктантн

Предлог как часть речи

Цель:

Образовательная:

    повторить и обобщить знания студентов о служебных частях речи;

    сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;

    учить соотносить синонимичные конструкции;

студент должен знать :

    определение предлога;

    виды предлогов по структуре и по происхождению;

    правописание предлогов;

    нормативное употребление предлогов;

студент должен уметь :

    характеризовать предлог как часть речи;

    отличать предлоги от других частей речи;

    правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.

Воспитательная:

    привитие интереса к русскому языку,

    воспитание способности понимать и воспринимать материал;

Развивающая:

    развитие речевых навыков студентов;

    совершенствовать культуру речи студентов

    развитие орфографических навыков,

    умений отличать предлоги от других частей речи, наблюдать, анализировать

Методическая:

    стимулирование познавательной и творческой активности;

    усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

    создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: к омбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение упражнений, самопроверка, взаимопроверка.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история.

Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран , классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

    Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Методическое пособие для преподавателя по теме « Предлог как часть речи»

Дидактическое оснащение занятия:

2. Раздаточный материал.

3. Мультимедийная презентация темы

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: виды предлогов по структуре и по происхождению, упражнения на правописание предлогов и задание, входящее в базовую часть ЕГЭ.

внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Актуализация знаний 15-20 м

А) Словарный диктантн.

Б) проверка домашнего задания

В) сообщение студента

3. Изучение нового материала 10-15 мин

Работа с эпиграфом

Классификация предлогов

Морфологический разбор предлога

4. Первичное закрепление материала 15-20 мин

Выполнение упражнения

Дифференцированное задание

5. Правописание предлогов 5- 8 мин.

6. Закрепление изученного материала 7-10 мин.

Выполнение упражнений

Работа с материалом ЕГЭ

7. Контроль уровня усвоения материала 8-10 мин

Самостоятельная работа.

8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

9. Домашнее задание 2 мин

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация знаний

А) Словарный диктант

Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.

Б) проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.190).

В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

(И.Северянин)

    Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предлоге как служебной части речи, расширим и обобщим знания о морфологических признаках предлога, выработаем умение распознавать их среди других частей речи, закрепим орфографические навыки написания предлогов.

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет

    О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений».

    В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных мы узнаем из небольшого сообщения. (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

- Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения

- Не бывают членами предложения

- В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

- Не изменяются )

3.1 Классификация предлогов

По образованию (происхождению)

По структуре

Производные (непервообразные) предлоги

по соотношению с другими частями речи

3.2 Морфологический разбор предлога

Схема морфологического разбора предлога.

      Часть речи.

II. Морфологические признаки:

        производность-непроизводность;

        простой или сложный

        выражаемые отношения (пространственные, временные, целевые, причинные)

        с каким падежом употреблен.

    Первичное закрепление материала.

4.1 Выполнение упражнения

    Откройте стр.194 и запишите в тетради номер упражнения № 293. Выполняем упражнение по заданию в учебнике.

4.2. Дифференцированное задание

    Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор.

I вариант – упражнение 295

II вариант – упражнение 296

    Правописание предлогов

    Сложность при изучении предлогов связана с их написанием. Еще в начальной школе вы усвоили, как пишутся непроизводные предлоги со словами. (предлоги со словами пишутся раздельно, сложные непроизводные – через дефис)

    А как же пишутся производные предлоги? (§ 57, стр. 195)

    Закрепление изученного материала

    Упражнение № 298

    Упражнение № 299

    Работа с материалом ЕГЭ (выполнить задание А11)

В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом?

    (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

    Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков)

    Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков)

    К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)

Ответ: 4

    Контроль уровня усвоения материала

Самостоятельная работа.

I вариант

    Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.)

    К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.)

    Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго-Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.)

    (В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно. (Булгаков М.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом.

    Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.)

    Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.)

    Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.)

    Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.)

    Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Инстинкты преобладают и В СИЛУ темперамента требуют немедленного исхода. (Огнев Н.)

    А дочь смотрела на него, ждала. Она все ещё верила В СИЛУ и всемогущество отца. (Кубанский Г.)

    Дунуло ещё раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или В СИЛУ каких-либо других причин, изменилось. (Булгаков М.)

    Утром Катя Теплова получила назначение в отдел. А Саше под расписку объявили приказ: чекисты, которые В СИЛУ военной необходимости покинули свои города, должны вернуться к месту работы. (Крон А.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться (НА)СЧЁТ охоты.(Скребицкий Г.)

    И снова, в этот час, он [Артамонов] подумал, что некоторую долю его греха справедливо будет отнести (НА)СЧЁТ сына. (Горький М.)

    Попытки поэта сочинить заявление (НА)СЧЁТ страшного консультанта не привели ни к чему. (Булгаков М.)

    А вот (НА)СЧЁТ отпуска, пожалуй, поговорить стоит. (Беляев А.)

    Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет. (Булгаков М.)

    Частая раздражительность Нины, ее капризы, которые стали проявляться ВСЛЕДСТВИЕ ее болезни, охотно прощались бедной девочке. (Чарская Л.)

    В ТЕЧЕНИЕ всей оставшейся ночи этот человек не дал Иванову сомкнуть глаз, объясняя всё о колодцах и водопроводах.(Залыгин С.)

    ВПОСЛЕДСТВИИ мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. (Соколов-Микитов И.)

II вариант

    Почтенная немка волнуется, краснеет от досады, идет НАВСТРЕЧУ Дине, растопыривая руки. (Чарская Л.)

    Наташа повернулась и подставила лицо НАВСТРЕЧУ ветру. (Вересаев В.)

    Жёлтые полосы были редкими, метель плотными клубами катилась НАВСТРЕЧУ. (Катерли Н.)

    Тавровский поскакал НАВСТРЕЧУ своей невесте, оставив весь дом Натальи Кирилловны в тревоге. (Некрасов В.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    (НЕ)СМОТРЯ НА бессонную ночь, я на редкость хорошо себя чувствую. (Санин В.)

    Весеннее солнце так и пригревало, (НЕ)СМОТРЯ НА раннее утро. (Мамин-Сибиряк Д.)

    Утром, (НЕ)СМОТРЯ НА непогоду, миноносцы снялись с якоря и пошли дальше. (Арсеньев В.)

    Пленные, высокие как на подбор, шли угрюмо, насупившись и (НЕ)СМОТРЯ по сторонам. (Селянкин О.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    НАПРОТИВ парка стоял большой двухэтажный деревянный дом. (Козлов В.Ф.)

    НАПРОТИВ стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал инженер Новиков. (Гранин Д.)

    Наконец Бурмин решился позвать доктора, жившего НАПРОТИВ. (Куприн А.И.)

    НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным предлогом.

    Река взломала лёд и с шумом свободно несла его МИМО города. (Коковин Е.)

    МИМО проходили воинские эшелоны. (Коковин Е.)

    Последние вагоны прошли МИМО Васи совсем тихо. (Платонов А.)

    МИМО террасы к клинике подошёл моторный вагон с двумя прицепами. (Пастернак Б.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является производным предлогом.

    Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился. (Толстой Л.)

    Николай, БЛАГОДАРЯ, дружески улыбнулся. (Проскурин П.)

    И мать пошла в другую комнату, к телефону, на ходу БЛАГОДАРЯ того, кто придумал этот дивный аппарат, избавлявший бежать к дочери на соседнюю улицу. (Литвина Л.)

    Однажды, БЛАГОДАРЯ тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека. (Платонов А.)

Вариант 1.

Эталон ответа: 1, 2, 2, 2, 4

Вариант 2.

Эталон ответа : 3,4,3,2,4

    Рефлексия. Подведение итогов.

    Расскажите о предлоге как части речи.

    Расскажите о правописании предлогов.

    С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).

    Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)

    От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).

    У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.

    Домашнее задание §56-57 Упр. 301

Учитель: Скворцова М.В.

Тип: - изучение нового материала.

Цель: знакомство с предлогом как служебной частью речи.

Знать, что такое предлог как служебная часть речи;

Различать смысловые оттенки значений предлогов;

Развивать умения синонимической замены грамматических конструкций (беспредложные словосочетания на словосочетания существительных с предлогами).

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; уметьотличать производные предлоги от других частей речи;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; частично-поисковый метод; анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Методическое обеспечение: учебник под ред. Е.А. Быстровой. М., 2013.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

II. Синтаксический разбор предложений:

1. Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.

2. Благодаря помощи друга я справился с заданием.

Определите, какой частью речи является слово «благодаря», назовите морфологические признаки, обоснуйте свой ответ.

III. Целеполагание.

Отгадайте загадку:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет.

О каких частях речи пойдет сегодня разговор?

- Отгадайте загадку, сформулируйте тему и цели урока.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

IV. Подготовка к активной деятельности на уроке.

Работа с текстом. Чтение стихотворения М. Яснова (Слайд №3)

Сидел прохожий на скамье,

Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.
Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над,
Часть кинул под,

А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,

Верней, один — клевать.

Пришлось для этого ему

Слететь и прыгать у.

Так теплый, мягкий пирожок

Был съеден от и до,

А смятый маленький кулек

Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,

Другой полез из-под

И рядом с третьим побежал

За, перед —И вперед! (М.Яснов)

Понравилось вам стихотворение? А что в нём показалось необычным? Попробуйте прочитать стихотворение без первой строфы. Понятен ли будет смысл? Почему?

Выпишите предлоги из стихотворения. Из первой строфы выпишите слова, связанные между собой с помощью предлога (сидел на скамье, держал в руках, сидел над скамьёй, лежал под (скамьёй)). Проанализируйте употребление предлогов в других строфах.

С помощью чего создаётся комический эффект данного стихотворения? (Предлоги со 2 строфы не связывают слова между собой, они служат как самостоятельные слова).

Возможно ли задать смысловой вопрос к предлогам? Почему предлог относят к служебной части речи?

Найдите в тексте фразеологизм, состоящий из предлогов. (От и до)

Сделайте вывод о роли предлогов в речи.

V. Изучение новой темы.

Лингвистический эксперимент. Упражнение 262.

Чтение материала учебника, сравнение собственных выводов с определением в учебнике.

Теоретическое упражнение. Различение смысловых оттенков предлогов.

Упражнение 265. Изучение таблицы на с. 190 (Слайд №4)

VI. Закрепление.

Выполнение упр.266, 268, 270.

Практические упражнения. (Слайд №5)

Составьте и запишите словосочетания с предлогами со словом ЕЗДИТЬ, выражая значения времени (ездить через час), причины (ездить из-за болезни), места, направления (ездить по дороге), цели (ездить для покупок), времени (ездить в течение часа).

Составьте 4 словосочетания со словом УЧИТЬСЯ, обозначьте значение предлогов.

Задание: замените беспредложные словосочетания на словосочетания предлога с существительным, укажите оттенок значения предлога. Обозначьте главное и зависимое слово. (Слайд №6)

Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги (место).

Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.

VII. Развитие лингвистической компетенции. Обращение к тексту о Ф.И. Буслаеве на с.191.

Почему рассказ о Буслаеве включен в тему «Предлог»?

VIII. Подведение итогов. Выполнение задания (в кружке) после упр.270.

Какую тему сегодня изучали? Что уже было известно? Что нового узнали? Как будете отличать предлоги от других частей речи?

IX.Рефлексия. (Слайд №7)

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Меня удивило…

Я хочу похвалить себя за…

Что мне надо сделать, чтобы улучшить результат?

X. Домашнее задание: п. 28, дифференцированное домашнее задание: упражнение 263 или 266 (на выбор). (Слайд №8)

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;
  • учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;
  • совершенствовать культуру речи учащихся;
  • развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;
  • аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
  • формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • учебники "Русский язык. 2 класс. "Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова;
  • индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
  • сигнальные карты.

Ожидаемый результат:

  • расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
  • отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;
  • анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.
  • продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;
  • выполнение индивидуальных заданий.
  • в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

В_робей, л_тит, б_рёзовый, д_журный, под, х_дить, л_сица, м_розит, м_лочный, в_сёлая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните орфограммы. (Работа по цепочке)

б) Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

1 ряд - имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд - глаголы.

Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Воробей, дежурный, лисица - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Берёзовый, молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Летит, ходить, морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)

Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)

Кто знает, как можно назвать слово под ? (Под это предлог.)

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, в 1 классе)

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги:)

III. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".

Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника.

Рассмотрите рисунок, назовите тему рисунка. ("Звери в лесу", "На лесной поляне":)

Ответьте письменно на вопросы, поставленные в учебнике к данной иллюстрации.

Какие бы еще вопросы вы поставили?(Что растет под березой? Что несет медведь под мышкой? Кто находится между медведем и лисичкой? Почему звери прячутся?)

Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются? (На, под, за, к - это предлоги)

Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Предлоги

  • на, под, за, к, из, по,
  • об, от, в, у, с, о, над,
  • около, при, перед

Подчеркните предлоги зелёным цветом.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)

Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

На доску вывешивается таблица:

Предлог - служебная часть речи.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки:.. холодном воздухе. Катаются дети:.. коньках:. льду. Весело детям:.. зимнее время:. улице..

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?(Да)

Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи..

На доску вывешивается таблица:

Предлоги служат для связи слов в предложении.

Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

На доску вывешивается таблица:

Перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

На доску вывешивается таблица:

Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

  • за дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.
  • на суку - на толстом суку; на (каком?) суку.
  • под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.

На доску вывешивается таблица:

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Выполнение упр.86, стр. 55.

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (куда?): лес.

Набухли почки (на чём?): деревьях.

Оживает (где?): снегом молодая травка.

5. Составление алгоритма темы урока.

Что же мы новое узнали о предлогах?

1) Предлог - служебная часть речи.

2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3) Предлоги служат для связи слов в предложении.

4) Перед глаголами предлоги не употребляются.

5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (4 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Упражнение 87 стр. 56 учебника.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне). Упражнение 85 стр. 55 учебника.

Составить четыре предложения о своих одноклассниках, называя имя и фамилию каждого. Указывайте, где они сидят, используя предлоги около, перед, у, за.

3 группа. (7 человек, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.

Плотник (без) т_пора, что изба (без) углов.

Видно неряху (по) грязной рубахе.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.

Тест - опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Какой предлог надо вставить в предложении:

Пассажир сошёл: поезда.

А. предлог из

Б. предлог с

В. предлог от

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно?

V. Домашнее задание.

Стр. 55 - выучить правило.

Упражнение 88, страница 56.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст, отвечая на вопросы и вставляя предлоги. Запишите текст. Подчеркните предлоги.

Обозначьте в предложениях части речи.

VI. Оценивание учителем работы детей на уроке.

VII. Рефлексия.

Сегодня мы многое узнали и выполнили на уроке. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, довольны ли вы своей работой на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Выберите один из них. Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение - покажите тот, который улыбается. Если что-то не понравилось, что-то не поняли - покажите задумчивого смайлика. Если урок вам не понравился совсем и у вас плохое настроение - покажите плачущего смайлика.