Онтопсихология. Антонио Менегетти


Как утверждает Менегетти, он никогда не думал о создании новой науки, а осознал, что открыл новый путь в тот период, когда занимался клинической психотерапией.

Впервые термин «онтопсихология» (психология бытия) употреблен Менегетти после ознакомления с материалами конгресса, проведенного в 1954 году, с участием известных психологов К. Роджерса, Р. Мэй, А. Маслоу. Именно в ходе этого конгресса обсуждался кризис психологии, были выделены три силы психологии — психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и было предположено появление новой четвертой сил психологии, название которой — онтопсихология — было предложено Энтони Сутичем.

Формально рождение онтопсихологии связывают с выходом книги Менегетти «Онтопсихология человека» в 1972 году.

Психология менеджмента

Повышение эффективности в любой области деятельности достигается за счет развития потенциала. Стремительность изменений в социально-экономической сфере требует постоянного пополнения знаний и совершенствования навыков, что означает необходимость образования по типу life-long learning (обучение в течение всей жизни).

Собранные в данном издании лекции помогают определить принципы успешного использования своего ума, превращения его в капитал через достижение успеха в выбранной сфере деятельности и дают направляющие координаты эффективного вхождения в мир бизнеса и профессиональной деятельности.

Жанр: ,

Возрастные ограничения: +
Язык:
Язык оригинала:
Издательство:
Город издания: Москва
Год издания:
ISBN: 978-5-93871-095-5 Размер: 727 Кб



Правообладателям!

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то .

Читателям!

Оплатили, но не знаете что делать дальше ?


Внимание! Вы скачиваете отрывок, разрешенный законодательством и правообладателем (не более 20% текста).
После ознакомления вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.



Описание

Пытаясь заглянуть в глубины вселенной, мы не разгадали самой главной загадки – кто такой человек?

Будучи совершенным проектом природы, человек, тем не менее, не знает себя, не «прислушивается» к своему внутреннему голосу, недооценивает свою природу.

Мы неплохо продвинулись в исследовании различных аспектов природы, но потеряли из виду человека. Мы до сих пор не можем объяснить мотивов его поведения, причин происходящих в его жизни событий. Мы не знаем, появился ли человек на этой земле или был перенесен как некая форма жизни с других планет. Мы видим, что он отличается от всего остального мира животных и растений, но при более детальном изучении обнаруживаем, что иные существа намного лучше справляются со своей жизнью, нежели человек, почитающий себя «венцом творения эволюции».

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой удивительной книге, автор которой доказательно дает объяснения различным аспектам человеческого существования.

Каждый день мы сталкиваемся с различными проявлениями психики. наши мысли, эмоции, любой факт или событие вызваны психической причиной, скрытой в глубине нашего бессознательного. Человек не имеет права быть наивным, если хочет управлять собственной жизнью. Чтобы стать главным действующим лицом, ему необходимы знания, которые бы обеспечили точность его решений и показали причину происходящего. Данная книга профессора Антонио Менегетти с очевидностью раскрывает, насколько сильно влияет на нашу жизнь бессознательное – то, что мы о себе не знаем; дает практические советы для обретения собственной точности и знакомит с инструментами онтопсихологии (интерпретацией сновидений, семантическим полем). Онтопсихология – это современное направление психологии, которое дает возможность пересмотреть свои привычные взгляды на жизнь, способы поведения и оценки фактов. Книга предназначена для широкого круга читателей и специалистов в области психологии, психотерапии, медицины.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в онтопсихологию (Антонио Менегетти, 1992) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава четвертая

Семантическое поле

4.1. Концепция семантического поля: введение

Онтопсихологическая школа придерживается следующего фундаментального принципа: чтобы познать человека, необходимо постичь всего человека.

Судя по результатам моих научных наблюдений, ни одно из направлений современной психологии не учитывает при изучении человека всех аспектов его личной и общественной жизни. Некоторые направления ограничиваются психоаналитической интерпретацией сновидений, другие придают исключительное значение языку тела или поведению человека, третьи занимаются только психологическим тестированием. Онто пси хо логия же изучает всего человека, самые разнообразные и даже скрытые аспекты его бытия, позволяющие точно идентифицировать природу конкретной личности.

Начнем с первых моментов познания жизни человеком. Если мы внимательно понаблюдаем за новорожденным, то убедимся, что, даже не видя и не слыша, он обладает способностью к познанию, так как живет реальностью всего своего тела. По мере развития ребенок научается использовать органы чувств (зрение, слух, вкусовые ощущения, осязание, обоняние), но в начале, обладая ими, не умеет ими пользоваться. Тем не менее он живет всей своей органической реальностью.

Еще до рождения, когда ребенок находится в утробе матери, процесс познания уже происходит: под воздействием доминирующего «Я» своей матери ребенок постигает и переживает все ее подсознательные эмоциональные состояния. Он как будто ее орган, не пользующийся своими глазами, ушами, руками; тем не менее он познает и воспринимает свою мать, будучи уже другой, но не отделенной от нее сущностью.

Этим я хочу сказать, что при рождении человек, еще не обладая инструментами познания, тем не менее способен познавать. Это – базовое биологическое познание, которое предшествует всем другим формам познания, доступным человеку.

Каждый знает, как использовать глаза, уши, рот, руки, способен создавать образы в уме, но куда же делось то спонтанное, первичное знание? Природное знание утрачивается, замещается чем-то более поверхностным.

Онто пси хо логия заново открыла этот изначальный природный способ познания реальности.

Как мы различаем, что полезно для нашего организма, а что вредно? По какому критерию мы выбираем одну пищу и не едим другую? Дело в том, что сам организм может автоматически выбирать то, что ему полезно, повинуясь безошибочному чутью так же, как клетки синтезируют только то, что идентично и полезно им, и отторгают все чуждое.

Но вернемся к начальной стадии развития ребенка. Уже сказано, что малыш воспринимает все эмоции матери, как положительные, так и отрицательные. Вся современная психология признает, что ребенок реагирует на окружающее, растет и развивается в соответствии с тем, как влияет на этот процесс его мать. Ребенок уже на первом году жизни немедленно воспринимает эмоции не только матери, но и любого человека, который к нему приближается. Однако, повзрослев, человек более не может правильно улавливать эмоции другого, потому что утратил способность познания на организмическом уровне.

Познание на организмическом уровне – это познание другого организма посредством своего. Это означает, что я могу познавать другого человека не только по его внешнему виду, анализируя его с помощью ума, наблюдая за всеми его внешними проявлениями, но и с помощью всего своего тела, используя его как инструмент восприятия эмоций другого человека во всей их совокупности. Это – познание на телесном уровне.

Я научился понимать людей благодаря познанию на организмическом уровне в дополнение ко всем другим формам познания. Эта способность существует в каждом из нас. Сам факт, что мы живы, определяет присутствие в нас организмического уровня восприятия, надо только осознать его и вывести на активный уровень нашего сознательного «Я».

Все люди обладают идентичной телесной структурой. Таким образом, если законы природы распространяются на все организмы, то каждый из них способен познать сущность другого через самого себя. Организм – это живое зеркало, которое регистрирует все эмоциональные изменения, получаемые в результате контакта с другим человеческим существом. Наше тело – это самый точный радар восприятия, необходимо заново открыть его для себя. Как только вы восстановите эту форму познания, для вас станет естественным точное понимание внутренних явлений человеческой природы. Вы научитесь искусству воздействия на реальность, поймете бесконечные логические тактики ума, которые позволят вам с точностью оценить любую ситуацию.

Я говорю сейчас о концепции «семантического поля», способе познания, который дает онтопсихологической школе преимущество в методе анализа и способе разрешения проблемы перед любой другой психологической школой в мире.


Представим себе беседу психотерапевта с клиентом: после формального начала наступает момент, когда все – помещение, время встречи, добровольное решение клиента раскрыться – становится единым целым. И в этом единстве времени, пространства и диалога устанавливается то, что я называю единством поля.

Единство поля – это взаимодействие, которое происходит во время диалога между людьми. Во время такого взаимодействия развиваются динамические процессы, что и происходит между пациентом и психотерапевтом. Во время сеанса они сидят друг перед другом на расстоянии не более трех метров. Пациент говорит, а психотерапевт слушает и сверяет его слова с той информацией, которую получает через семантическое поле.

Графическое изображение (рис. 2) показывает следующую ситуацию: а) и б) – это совокупность динамик, которые взаимодействуют внутри единства поля. В верхней части рисунка находится сфера сознания, зона сознательного «Я»; внизу – сфера бессознательного, где коммуникация происходит через семантическое поле.

Онтопсихолог настраивает свое бессознательное на восприятие семантического поля, эманируемое бессознательным клиента.

Здоровый, цельный человек сообщает о себе информацию, соответствующую его подлинному состоянию; если же человек лицемерит или болен, то проявляется противоречие. Психотерапевт чувствует, что пациент говорит вещи, не соответствующие действительности, и на основании этого принимает решение, каким образом ему можно помочь. Клиенту не обязательно сразу сообщать все. Здесь очень важно, чтобы психотерапевт достиг точности восприятия с помощью собственного тела.


Рис. 2. Идеограмма семантического поля

а) прямое С.П.; б) С.П., опосредованное третьим.

«Я» – зона реального функционирования «Я», или сознания

Комплекс – зона социально-логических систем и доминантных констелляций комплексов

Ин-се – зона чистого организмического

С.П. – семантическое поле

Э.И. – эмитент-информатор (скрытый ответственный интенционирующий)

П.И. – получатель-исполнитель (явный ответственный за все последствия)

П.П. – получатель-посредник


Таким образом, в первую очередь онто пси хо лог должен обладать совершенным телом, не в атлетическом или физиологическом смысле, а в плане совершенства как эмотивной пропорции. Это означает, что должна быть точной вся чувствительная система тела (восприятие всех органов – сердца, легких, органов обоняния, эпителия, горла, ног).

Достичь такой степени совершенства возможно посредством онто пси хо логического тренинга. Я могу теоретически рассказать, каким образом информация передается через семантическое поле, но для того, чтобы достичь точности в проведении психотерапии, нужны годы упорной работы над собственной личностью.

Надо начать с преодоления первой трудности: научиться чувствовать самого себя и другого. Другими словами, научиться использовать свое тело как инструмент познания. Как только вы достигнете способности принимать информацию на организмическом уровне, то просто не сможете больше ошибаться.


Рис. 3. Единство поля


В рамках единства поля (рис. 3) происходит взаимодействие динамики А – психотерапевта, который настроен на пассивное восприятие информации, и динамики Б – клиента, который активно и по собственному выбору раскрывается для исследования. Каждая из динамик, изображенных на рисунке, имеет определенное значение, которое определяет позицию субъекта. Это позволяет психотерапевту понять реальную ситуацию клиента на данный момент.

Поле означает пространство, в котором устанавливается взаимодействие между двумя или более силовыми точками.

Семантический происходит от греческого shma – «знак» и an – «динамичность бытия», «бесконечное движение». Я предпочитаю использовать термин «семантическое поле» в соответствии с языковым родством, но значение данного термина не имеет ничего общего с понятием «семантика», которое используется в лингвистике и философии. Слово «семантический» известно тем, кто знаком с направлением неопозитивизма в лингвистике, но в онто пси хо логии данный термин имеет иное значение.

Семантическое поле – это информационный передатчик, действующий без смещения энергии. Речь идет о целенаправленном импульсе, с помощью которого можно узнать о всех (сознательных и бессознательных) предрасположенностях данного субъекта. Посредством семантического поля проявляется чистая природа человека, жизненное действие, даже если он сам этого и не осознает.

4.2. Взаимодействие семантических полей

Все учение онто пси хо логии основывается не на логических умозаключениях или научных сравнениях, а на основе практики органического соответствия. Истинность психологической теории основывается на органическом критерии, так как применение определенной методики должно вести к исчезновению болезни и ее симптомов. Поэтому нет смысла рассуждать о правильности той или иной психологической теории. Достаточно лишь установить ее функциональность.

Семантическое поле – это передача информации от одного субъекта к другому. Это базовая информация, предвосхищающая чувства и сознание; это своего рода телефон, по которому с нами говорит природа (под природой я подразумеваю всю реальность данного человека).

Мы живем в едином космосе, в котором все взаимосогласовано: наши легкие существуют, потому что существует атмосфера, и наоборот. Где источник света – в солнце или в глазах? Вкус – это свойство пищи или языка? Запах принадлежит предмету или органам обоняния? Эротическое удовольствие заложено в моем партнере или во мне самом? Пока нам следует принять утверждение, что существует постоянная взаимосвязь.

Существование каждого из нас организовано в сплетении информации. Информация (от лат. “in actio formo, signo” – «форма внутри действия») означает форму действия, направление действия, способ действия. Действие – это результат, следующий из внутренней сути формы. Направление действия также задается формой. Действие – это основной элемент энергетического заряда. Само по себе оно обладает нейтральным потенциалом, но когда этому нейтральному потенциалу мы придаем направление, форму, то получаем определенный эффект: определенное действие порождает тепло или, наоборот, холод, выражает любовь или ненависть и так далее. Действие имеет конкретный физический, энергетический характер.

Физически мы существуем настолько, насколько организованы формой, определяющей наши действия в существовании. Эта форма распределяет, моделирует энергию, приводя к конкретным результатам, оставаясь при этом невидимой.

Семантическое поле – это информация, которую мы можем обнаружить, как только две реальности, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, определят себя; контакт между ними происходит помимо их воли и сознания, потому что взаимное познание на этом уровне определяется самой природой.

Возьмем, к примеру, взаимодействие между клетками: клетка не имеет зрения, слуха, осязания или обоняния, однако безошибочно выбирает то, что ей родственно, и отвергает то, что ей не принадлежит, метаболизирует подобное себе и отторгает чуждое. Это происходит потому, что существует обмен семантической информацией. Такое первичное знание заложено в каждом человеческом организме. Поэтому я утверждаю, что для понимания онтопсихологии прежде всего необходимо овладеть этим базовым языком человеческой природы.

От нашей культуры и науки мы унаследовали набор стереотипов, и, к сожалению, эта культура носит не цельный, а расщепленный характер. Наше «Я» контролирует лишь незначительную долю нашего сознания и нашего бытия.

Первоначально бессознательное – это потенциал, который должен стать «Я». В той мере, в какой человек не осознает себя, бессознательное остается для «Я» потерянным пространством. По этой причине мы не способны вывести Ин-се на уровень сознания и понять структуры психики, остающиеся в области бессознательного. Существуя в себе, мы ничего о себе не знаем.

Семантическое поле – это средство связи между различными организмами, это постоянный поток информации. Речь идет о том, чтобы понять, какую информацию транслирует другой человек. Существуют различные виды семантических полей, но для нас представляют интерес прежде всего биологическое и психическое семантические поля.

Я приведу пример. Если образовать из людей живой коридор так, чтобы каждый человек стоял лицом к другому на расстоянии трех метров, и попросить одного пройти по этому коридору, то мы заметим сильные эмотивные изменения, возникающие вследствие оказываемого на него воздействия. Мы увидим, что он то напрягается, то расслабляется, то замыкается, то раскрывается; если он прислушается к себе, то почувствует, как эти ощущения отдаются в лодыжках, в икрах ног, в заднем проходе, во рту, в волосах или желудке.

Я уже говорил, что человеческое тело – это своего рода радар, причем каждая его часть принимает из окружающей среды информацию определенного свойства. В нашем организме существуют сенсоры, которые метаболизируют как внутреннюю, так и внешнюю среду. Восприятие сенсоров организма зависит от характера получаемой информации, и, естественно, чтобы прочитать ее, необходимо обладать внутренним знанием самих себя.

В жизни Христа был эпизод, когда, находясь в толпе людей, прикасавшихся к нему со всех сторон, он внезапно повернулся к своим друзьям и спросил их: «Кто прикоснулся ко мне?». Друзья ответили: «Господи, все, кто собрался здесь, прикасаются к тебе». На самом деле среди них была одна женщина, которая долгие годы страдала от постоянных кровотечений, и никто не мог вылечить ее. Она решила про себя: «Я исцелюсь, если прикоснусь ко Христу». Пробравшись через толпу, она прикоснулась к нему и исцелилась. Христос в тот момент сказал друзьям: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».

Это довольно обычное явление, имеющее разнообразные формы. Оно способно принести любому из нас либо вред, либо пользу. Защита от любого вида негативного семантического поля заключается в спокойной внутренней закрытости, во внутренней собранности, поскольку наша психическая конституция достаточно сильна, чтобы противостоять проникновению любого внешнего элемента. Психическое проникновение возможно только если субъект открывается изнутри; ключ всегда у нас, и, только открывшись, мы подвергаемся положительному или отрицательному семантическому влиянию извне.

В сфере парапсихологии это явление хорошо известно. Часто говорят о вселении и заклинании злых духов. Миллионы людей верят в это и практикуют изгнание дьявола. Я сам не раз был этому свидетелем. Сейчас я не хочу вдаваться в подробности религиозной концепции Бога и дьявола, я просто утверждаю, что человеческая психика способна на совершенно невероятные проявления.

Приведу случай с девочкой 14 лет. Ее родители сказали мне, что она одержима дьяволом и что ни одному священнику не удалось изгнать его. Злой дух знаменовал свое присутствие ожогами на ее коже, которые были похожи на пузырьки в кипящем масле. Через десять минут после начала моего первого сеанса с ней у нее стали появляться ожоги на руках. Изучив ситуацию с помощью семантического поля, я пришел к выводу, что ее кожа реагировала на нервное раздражение с той же скоростью, с какой развивается припадок в мозгу эпилептика. Я сказал ей: «Извини, но сам я дьявола не видел, да и не верю в него, даже если ты веришь. Но глупо с твоей стороны так терзать свое тело. Лучше заведи себе пару ран в середине ладоней. Тогда все скажут, что ты святая, потому что у тебя раны там же, где у Господа. А пока ты добилась только того, что тебя таскают по больницам». Она растерялась, но потом рассказала мне все по порядку. Она была приемной дочерью, и часто приемная мать обнимала ее неприятным для нее образом. Девочка мысленно хотела как бы обжечь эту женщину, но вместо этого вызывала ожоги на своей коже. Она несомненно обладала особой психической энергией. С детьми 9 – 11 лет часто происходят паранормальные явления: бьются стекла, перегорают лампочки. И дело здесь не в присутствии духов, а в особой психической активности в этом возрасте.

В психиатрии также известны необъяснимые явления, которые относят к области паранормального, недоступного человеческому пониманию. Однако с помощью семантического поля можно получить точную информацию о причинах этих явлений. Поэтому технически можно познавать, контролировать и видоизменять все аспекты действительности.

Я вспоминаю историю одного молодого инженера. В студенческие годы он жил среди других юношей и девушек, его образ жизни был достаточно свободным, и он вел вполне обычную половую жизнь. Когда раз в два-три месяца он приезжал домой, то тут его одолевало неодолимое желание мастурбировать. Он не мог понять, почему. Анализируя его сны, я обнаружил причину. Он был единственным сыном религиозной пожилой женщины очень строгих правил. Произошел семантический обмен: сексуальное поведение сына выражало потребности матери. Мать была для сына единственным человеком, с которым он был открыт и мог проявляться спонтанно, в то время как с отцом он был более сдержан и дипломатичен. Эта открытость и позволила осуществиться семантическому переносу сексуальной потребности.

Через семантическое поле проходит любая информация. Без знания этого поля в практической психологии нам придется довольствоваться лишь гипотезами.

В семантическом поле есть отправитель и есть получатель; иногда бывают даже почтальоны, переносящие семантическую информацию. Семантическое поле может передаваться через письмо или телефонный разговор.

Например, человек, читающий любовное послание, может подвергнуться воздействию не динамики любви, а семантической динамики смерти. Семантическое поле может также передаваться через предметы, например подарок, несущий определенную семантику отправителя. Я называю это явление семантическим полем «через третьего», когда для его передачи отправитель использует других людей или предметы.

С помощью понятия семантического поля объясняется также явление реинкарнации. Мне часто доводилось, исследуя одну личность, находить в ней другую, какую-нибудь бабушку, тетю или дальнюю родственницу. Может быть так, что человек передал позитивную или негативную семантику другому человеку, который никогда его не знал.


Знание семантического поля открывает огромные возможности для понимания самых необычайных явлений на нашей планете.

Можно ли утверждать, что древние цивилизации исчезли? Может быть, они все еще существуют? Возможно, что сами древние расы вымерли, а их психическая организация сохраняется. Можно вспомнить опыт великих монахов Тибета, Далай-ламы, обладавших знанием многих фактов, которые подтвердила наука. Говоря об этом, я просто размышляю о необъятности мира психики, ведь именно через нее нам открывается путь к неизмеримым горизонтам духовности.

Если во время психотерапии возникает ощущение, что вместо клиента присутствует другой человек, то это – объективная информация о чрезмерной зависимости клиента от кого-либо, например от матери. Семантическая информация колонизировала сознание клиента. В этом случае надо лишь «отрезать» эту информацию, и организм субъекта сам восстановит свое здоровье.

Все, что я сделал для людей, которых вылечил, так это удалил из их психики искаженную информацию. Жизнь по своей природе стремится к состоянию здоровья и сама расставляет все по своим местам.

Для того чтобы отрезать информацию, необходимо, чтобы субъект ее осознал. Надо открыть клиенту глаза путем анализа его снов, постепенного объяснения ситуации; надо помочь ему найти в себе ответственность за свою судьбу, показать ему, что он живет по схеме, заложенной в него другим.

Как только он избавится внутри себя от зависимости от другого человека, станет автономным, то ему сразу же станет лучше. Необязательно рассказывать клиенту о семантическом поле, об этом трудно говорить даже с психологом. Пациент может подумать, что этот другой человек замыслил против него что-то неладное, и тогда ему никогда не удастся восстановить свое «Я». Напротив, следует пробудить его сознание и поддержать его «Я». Можно, к примеру, сказать ему: «Попробуй найти себе хорошую работу, подругу, в тебе слишком много инфантильной зависимости, пора стать настоящим мужчиной». Другого способа нет, нужно стать самим собой.

Анализ семантического поля в дальнейшем приведет вас к неожиданным открытиям в жизни общества.

К примеру, для устранения наркозависимости очень важно сменить контекст семьи, поместить человека в среду, где наркотик не имеет смысла. На самом деле, всеобщее внимание к СПИДу способствует распространению негативной семантики и смерти. Ежегодно от этой болезни и передозировки наркотиков умирают большое количество людей, но также миллионы умирают от инфаркта, рака, несчастных случаев, туберкулеза. Неэтично думать только о небольшом количестве людей, которые хотят умереть данным способом. Я сам видел переполненные лепрозории, так как проказа тоже пока неизлечима.


В судебной практике очень часто бывает, что в тюрьму попадает человек, совершивший преступление, но в принципе невиновный в нем. Классический пример – изнасилование: почти всегда жертвой становится очень скромная и целомудренная женщина; часто насильник сам не может понять, как все это произошло. В действительности определенный тип женщин эманирует особую семантику, побуждающую человека со слабой психикой совершить насилие над ней.

Конец ознакомительного фрагмента.

Антонио Менегетти

Психосоматика

© 1974–2008 Psicologica Editrice Psicologica Editrice di Т. Meneghetti Viale delle Medaglie d’Oro, 428 – 00136 Roma (Italia – UE)

© 1996–2009, БФ «Онтопсихология, 2015, НФ «Антонио Менегетти»

Предисловие

За болезнью стоит первичная цель, архитектором и инструментом которой является сам больной: злоупотребление инфантильным преобладанием против своей природы – ситуация, при которой можно предвидеть даже смерть. Обнаружить этот организмический молекулярный проект, которому подчиняется даже биологическое ДНК, – это результат и содержание данной книги.

Теория онтопсихологии целиком и полностью сложилась на основе клинической практики. Ни один из онтопсихологических принципов не порожден интуитивными предположениями, дедуктивными умозаключениями, сближающими натяжками, синтетической переработкой или интеллектуальными измышлениями, хотя я, установивший эти принципы человек, обладаю широкими познаниями в области культуры и располагаю опытом встреч с другими выдающимися учеными. Время становления онтопсихологии отмечено такими именами, как Роджерс, Франкл, Музатти, Лэнг, Лакан, но онтопсихология рождается не в силу встреч с ними, не базируется на интерпретации симптома, даваемой светилами психологической науки. Теория онтопсихологии вырастает на почве успешного клинического опыта, оформляется благодаря фактам вылеченных заболеваний, а не на основе впечатлений, полученных от встреч с выдающимися людьми, прочитанных книг или личных убеждений: онтопсихологическая теория отражает погружение в живую клиническую практику.

Только по прошествии пяти лет успешной клинической деятельности я начал перекладывать на теоретический язык то, что происходило на опыте. Передо мной прошли сотни людей.

Со всей простотой могу сказать, что на сегодняшний день ни в научном, ни в практическом плане ни один патологический симптом не может вызвать у меня замешательства. Я возвожу собственную уверенность исключительно на фундаменте результата. Упорное наличие симптома свидетельствует об ошибке, поэтому единственным голосом в поддержку эффективности выдвинутого мною метода я считаю исчезновение симптома.

Проведение исследований на фармацевтическом, химическом, молекулярном, неврологическом, психиатрическом уровне равнозначно попыткам понять устройство здания без архитектора. Онтопсихологический метод не претендует на замещение собой передовой медицины. Онтопсихология лишь предлагает медицине стержневую идею, возможность понимания проекта, стоящего за болезнью, который может осуществляться множеством способов. Медицинский анализ способен внести определенность в вопрос лейкоцитов или ферментов, но путь претворения проекта может измениться. Дом все равно будет построен, но уже не из кирпичей, а из бетонных блоков, монолитных структур, пластических материалов или железа. Иными словами, проект все равно будет исполнен, какие бы материалы на это ни потребовались. Запроектированная болезнь разразится с помощью других подручных средств, но сам проект останется неизменным. Если у нас есть возможность вмешаться в лечение, что происходит с позволения пациента и при его сознательном сотрудничестве, то либо мы обнаруживаем проект болезни, либо погружаемся в бесполезное исследование, не имеющее конца.

Вероятно, утверждаемое мною не имеет значения для всех людей, потому что большинство из них сделало выбор в пользу посредственности. И уважать такое решение – значит исполнить этический долг и не посягать на свободу волеизъявления. Но существуют и те, кто питает отвращение к безмозглому существованию. На мой взгляд, онтопсихологический метод предназначен тем, кто не желает терпеть поражение в жизни и выбывать из игры исторических, экономических, политических ситуаций, мириться с ролью марионетки, низводить себя до маленького робота, не имеющего представления о центре управления, в котором разрабатываются проекты. Проект создается психической деятельностью: именно она разрабатывает, формализует и запускает проект в организме.

Существуют предпосылки, которые составляют суть эволюции исследовательских процессов. Психосоматический скачок всегда представлял собой проблему; она осознавалась уже древними греками. В сущности, все ясно и отчетливо видели проблему, но никто, как мне думается, не предоставил рационально-технических доказательств перехода от психики к соме.

В настоящее время можно решить данную проблему благодаря некоторым открытиям, совершенным онтопсихологией. В их свете психосоматические явления становятся понятными. В конечном счете, никакого скачка не существует, поскольку на самом деле речь идет о точном, последовательно разворачивающемся процессе.

Открытия, предваряющие онтопсихологическую концепцию, были сделаны выдающимися учеными XVIII века. Эта линия может быть продолжена вплоть до исследований, проводимых Балином и современной наукой. Я разделяю положения, высказанные и научно доказанные школами рационального исследования психической деятельности – классическим психоанализом, новейшими ответвлениями НЛП, всеми исследованиями, изучающими взаимоотношения между психикой, окружающей средой и болезнью (шизофренией и др.). Я не считаю необходимым цитировать выдающихся ученых Европы или США, внесших вклад в изучение психической деятельности (в их число я включаю также первого исследователя проблемы стресса – Селье).

Онтопсихологический анализ болезни опирается не только на осмысление результатов, полученных другими направлениями, но прежде всего на открытия, сделанные самой онтопсихологической школой. Речь идет об онто Ин-се, мониторе отклонения и семантическом поле. В настоящее время я не считаю возможным точное вмешательство в этиологию патодинамики без использования открытий, сделанных онтопсихологией более 30 лет назад.

Именно данные открытия позволяют вывести исследования на более высокий уровень, поставить диагноз, установить контроль над протеканием болезни и предвидеть развертывание патодинамического процесса. Таким образом, мы имеем двойную гарантию: с одной стороны, мы владеем знаниями, которые удовлетворяют требованиям рациональности, а с другой – мы способны вмешаться в патогенные процессы и прийти к их полному прекращению, что и предусматривается изначальной целью исследования.

Научно не доказано, что человек, каким мы его видим сегодня, является конечной точкой историко-мирской эволюции, естественным результатом разумной эволюции природы. В недрах человека мы обнаруживаем манипуляции, отклонения, исторические противоречия, связываемые с человеческой расой вообще.

Реальность способна отражать себя в той степени, в какой она существует. И человек, в простоте своей первозданности, обладает возможностью отражать себя в той мере, в какой он реален. В противном случае, то есть если человеку не удается отразить себя, можно заключить, что в исследовании закралась ошибка, что данное научное изыскание построено на основе ложных предпосылок, которые, несмотря на их принятие ученым миром и «здравым смыслом», не соответствуют объективной реальности и потому приводят к краху. В настоящее время приоритет принадлежит как болезни, так и ее бесконечным исследованиям.

Онтопсихологическая школа прошла суровую проверку историческими фактами наличия симптома. Единственным стимулом онтопсихологических исследований был симптом. Онтопсихологический подход вправе утверждать свою научность, поскольку его применение приводит к исчезновению симптома, перестающего тем самым предъявлять обвинения методу лечения. И неважно, о каком симптоме идет речь: о шизофрении, раке, СПИДе или хроническом заболевании. Любая патология затрагивает некий пласт молекулярной структуры и вносит в нее изменения. Типология болезни сказывается только на ее хроматизме. Онтопсихология достигла цели в своих исследованиях молекулярной структуры симптома, в связи с чем присутствует удовлетворение на рациональном уровне и гордость.

Продвинуться в исследованиях и излечении патологических симптомов, даже самых тяжелых, стало возможным благодаря использованию трех вышеупомянутых научных онтопсихологических открытий. Онтопсихология тщательно выверяла их состоятельность на протяжении более чем тридцатилетней клинической практики.

1) Знание базовой информации семантического поля. Всякая наука опирается на информационные предпосылки. Гарантированная точность информации определяет научность познавательных процессов: если ошибочные сведения рассматриваются как верные, весь дальнейший ход исследования лишается точности. Открытие семантического поля предоставило возможность познания активной самодвижущейся информации, распространяемой самой жизнью в своих созданиях. Для анализа и излечения симптома необходимо располагать точной информацией о деталях формализации болезни, в отношении как обстоятельств ее возникновения, так и субъективных и физиологических предпосылок.

Год выпуска: 2004

Жанр: Психология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга Антонио Менегетти «Психосоматика» объясняет основные аспекты человеческой жизни: источник благополучия (критерий Ин-се), основу взаимоотношения с другими людьми (семантическое поле), описывает, как психология может помочь в первую очередь здоровому человеку. Здесь автор книги приводит элементарные правила, нарушение которых, пусть даже по незнанию, заставляет человека испытывать неудовлетворенность.
Как человек превращает простой обычный контакт в источник своих проблем, как психика порождает болезнь, какова взаимосвязь между способом мышления и событиями повседневной жизни? Таковы основные вопросы, которые автор раскрывает в этой книге.
Книга «Психосоматика» будет полезна психологам, врачам, психотерапевтам и широкому кругу читателей, желающих глубже понять жизнь и самих себя.

«Психосоматика»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ ЭТИОЛОГИИ ПСИХОСОМАТИКИ
1.1. Энергетический континуум
1.2. Экзистенциальная типология и потребность
1.3. Основной закон
1.4. Первичная и вторичная формы энергии
1.5. Магнитное поле и силовые точки
1.6. Ложь
1.7. «Параллелизм»
1.8. Априорное «Я» и бессознательное
1.9. Психосоматическое изменение
1.10. Историчность
1.11. Психосоматика или психосемантика?
1.12. Вытесненное и симптом
1.13. Невротическое расстройство и тревога
1.14. Информация
1.15. Социальное взаимодействие и сома
1.16. Личность как опытное переживание и телесное вложение
1.17. Тревога и регрессивный гомеостаз
1.18. Энергетический континуум и экзистенциальная дихотомия
1.19. Информационная память
1.20. Медицина и психотерапия
1.21. Клинический случай: эпилепсия
ГИЛЕМОРФИЗМ И ПСИХОСОМАТИКА
2.1. Исторический обзор
2.2. Функция создает орган
2.3. Интенциональность и материя
2.4. Опытное переживание психической деятельности
2.5. Обратимость и необратимость психических процессов
2.6. Психосоматика: от индивидуальности к социальности
2.7. Индивид как сообщник своей болезни
2.8. Волеизъявление и выздоровление
2.9. Планирование болезни
2.10. Цели болезни
2.11. Движущая причина патологии
2.12. Принципы, синтезирующие представление о психосоматике
2.13. Два первичных модуса энергии
ЭРОТИЗМ И СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
3.1. Сущность сексуальности
3.2. Мужская и женская психология
3.3. Комплекс неполноценности у женщин
3.4. Первичная диада и сексуальная установка
3.5. Секс как объективация
3.6. Гинекология и психосоматика
3.7. Смысл эротизма
3.8. Духовная и жизненная составляющие эротизма
3.9. Любовь и секс
3.10. Некоторые аспекты сексуального поведения
3.11. Зрелость сексуального поведения
3.12. Тело как означающее
3.13. Понимание внутренней сущности сексуальных отношений
ПЕРВИЧНАЯ СТРУКТУРА АГРЕССИВНОСТИ
4.1. Введение
4.2. Первичное значение
4.3. Метаболизм и рост
4.4. Вторичная агрессивность
4.5. Деструктивность и общество
4.6. Заключительный синтез
ОСНОВЫ ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
5.1. Онтопсихологические открытия
5.2. Внутрисущностное единство действия
МЕДИЦИНА И ПСИХОЛОГИЯ: ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВО
6.1. Отличия и сходство
6.2. Онтопсихологический диагноз
6.3. Некоторые социальные стороны профессии врача
ЭНЕРГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
7.1. Вводные уточнения
7.2. Чувство вины и психическая интенциональность
7.3. Организмическая семантика
7.4. Четыре принципа психосоматики
БИОДИНАМИКА ЭФИРНОГО ПОЛЯ
8.1. Введение в концепцию эфирного поля биодинамики как первичного измерения экстрасенсорных феноменов
8.2. Онтопсихологические достижения в области исследования эфирного поля
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ
9.1. Понятие интенциональности
9.2. Психотерапия и психическая интенциональность
9.3. Типы интенциональности

9.3.1. Интенциональность природы
9.3.2. Интенциональность «Я»
9.3.3. Интенциональность комплекса
9.3.4. Интенциональность социально-коллективной среды

ИСТОЧНИКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
10.1. Этиология личности и болезни
10.2. Диада
10.3. Психология семьи
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
11.1. Три стадии развития психосоматики
11.2. Виды психосоматического смещения
11.3. Уточнения по психосоматике
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12.1. Вводный синтез
12.2. Четыре базовые системы организма
12.3. Взаимодействие четырех систем
12.4. От психической интенциональности к психосоматике
КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
13.1. Семантическое поле и органическая структурная информация
13.2. Шизофрения, наркомания, СПИД
13.3. Болезни «взаимоотношений»
13.4. Опухоль
13.5. Эпилепсия, болезнь Паркинсона, старость
13.6. Синдром Стендаля
13.7. Уничтожение фанатиками произведений искусства
ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ПРИМЕНЕНИИ К ПСИХОСОМАТИКЕ
14.1. Семь стадий консультирования при лечении психосоматических заболеваний
14.2. Сопротивление
14.3. Психическая реальность человека
14.4. Аспекты отношений психотерапевт-пациент
Краткий словарь онтопсихологических терминов