Отчего бывает детский церебральный паралич. ДЦП: причины возникновения, симптомы и лечение

ДЦП – эта аббревиатура пугает всех родителей и зачастую звучит как приговор. Однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны бить в набат. Этот страшный диагноз стоит подвергать сомнению и выявлять истинные причины, ведущие к нарушению двигательных функций ребенка. Дело в том, что детские невропатологи склонны ставить этот привычный для них диагноз с первого года жизни ребенка – при появлении первых признаков параличей и парезов. Однако при глубоком научном и практическом исследовании оказалось, что диагноз «ДЦП» - это диагноз весьма условный, неточный. Как отмечает Анатолий Петрович Ефимов, врач травматолог-ортопед-нейрореабилитолог, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор Межрегионального Центра восстановительной медицины и реабилитации в Нижнем Новгороде, «ДЦП – это еще не приговор, так как 80% случаев его можно излечить до полного восстановления ребенка. Если этим заняться своевременно, как показывает моя медицинская практика, дети до 5 лет вылечиваются в 90% случаев и идут в школу вместе с обычными детьми».

ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.
Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.

Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.

Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.

Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.

Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.

Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.

Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.

В каждой поликлинике за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка. Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариков 80-90 лет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает. Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно. Чаще всего за ними стоят травматические причины. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.

ДЦП бывает трех групп.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10% . Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, - у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести.
Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Кроме диагноза ДЦП стоит остановиться на диагнозе «угроза ДЦП». Он ставится в основном на первом году жизни ребенка. При этом необходимо учесть: пока не выявлены основные причины парализации нервной системы, опорно-двигательного аппарата, пока не проведено современное комплексное обследование ребенка и пока не наступили нормальные, естественные сроки появления ходьбы, нельзя преждевременно ставить диагноз «угроза ДЦП». О таких детях до одного года необходимо много хлопотать прежде всего родителям, консультировать их в самых лучших центрах, у самых лучших врачей для того, чтобы окончательно разобраться в перспективах развития подобного заболевания у ребенка.

Важную и многочисленную группу больных с диагнозом ДЦП составляют дети с так называемым вторичным ДЦП, то есть первично на момент рождения этим детям не было оснований ставить диагноз «ДЦП». Природа таких заболеваний не создает. Откуда же они берутся? Оказывается, все эти дети лишь с ДЦП-подобными заболеваниями, с последствиями родовых травм или воздействия других патологических факторов. Но вследствие неправильного лечения к 7-10 годам они становятся детьми со вторичным ДЦП – абсолютно неперспективными, с необратимыми функциональными нарушениями, с медико-биологическими последствиями, то есть глубокими инвалидами. Эта группа детей полностью лежит на совести врачей. В силу разных причин к ним годами применяли схему лечения ДЦП, не выясняя истинных причин развития двигательных нарушений и других расстройств. Как для лечения ДЦП, использовали сильнодействующие лекарственные средства, поражающие мозг, назначали неадекватные физиопроцедуры, прежде всего, электропроцедуры, применяли мануальную терапию без обоснований, назначали активный массаж тех участков тела, где он нежелателен, использовали методы обкалывания, как при лечении истинного ДЦП, методы электростимуляции, назначали препараты гормонального характера и т.д. Таким образом, неправильное лечение, проводимое годами (5, 7, 10 лет) формирует большую группу инвалидов со вторичным детским параличом. Данная группа детей является большим грехом современной медицины. Прежде всего, детской неврологии. Родителям необходимо об этом знать, чтобы не допустить в нашем обществе формирования и дальше такой группы больных, как дети с ДЦП неистинного, приобретенного, вторичного характера. При правильной современной диагностике, при правильном реабилитационном лечении все эти дети могут восстановиться до нормального состояния, т.е. они могут осваивать определенную рабочую специальность в зависимости от возраста и срока начала адекватной реабилитации.

Как же должны вести себя родители ребенка при диагнозах «угроза ДЦП» или «ДЦП»?

Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, в России появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е. так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость. Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее. Лучшая излечимость наблюдается у детей до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже. Но обязательно восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата. Безусловно, чем больше возраст ребенка, тем больше времени уходит на восстановление. Но в любом случае нельзя останавливаться и для достижения необходимых результатов необходимо заниматься в домашних условиях. Реабилитации все возрасты покорны.

Екатерина СЕРГЕЕВА

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.

Признаки ДЦП - ряд симптомов, которые свидетельствуют о функциональных нарушениях на фоне структурно-морфологического поражения мозга. При этом нарушения касаются конкретно определенных функций, за которые отвечает подвергшийся патологическим изменениям участок мозга. ДЦП всегда сопровождается теми или иными нарушениями двигательной сферы человека, которые имеют не прогрессирующий характер. Это означает, что ребенок с ДЦП испытывает сложности с определенной категорией движений, координацией, ориентацией в пространстве. Форма и характер нарушений напрямую связаны с участком мозга, нейроны которого были подвержены повреждению.

Классификация форм ДЦП

В зависимости от основной причины ДЦП и локализации нарушения тканей головного мозга по ряду признаков выделяют несколько форм заболевания:

  1. Спастическая диплегия относится к наиболее распространенной и часто встречающейся форме ДЦП. При таком типе заболевания наблюдается двухсторонне нарушение мышечных функций, при этом больше поражаются ноги, руки и лицо в меньшей степени. Для данной формы характерны скелетные деформации и патологические изменения суставов. К возникновению спастической диплегии наиболее часто приводит рождения ребенка со значительной недошенностью. Нередко болезнь сопровождается резким снижением двигательной функции всех четырех конечностей, иногда частичным или полным параличом (тетраплегией). На фоне патологии черепных нервов могут развиться нарушения речевых, слуховых и зрительных функций. При такой форме ДЦП, если нет серьезных нарушений интеллектуального развития и значительных нарушений двигательной функции рук, дети имеют самые высокие шансы к социальной адаптации и самообслуживанию.
  2. Двойная гемиплегия - одна из наиболее сложных и тяжелых форм ДЦП, причиной ее развития чаще всего становится хроническая гипоксия плода в период вынашивания или в раннем младенческом возрасте (родовая травма). При данной форме развиваются такие нарушения, как спастический паралич всех конечностей, тяжелые деформации туловища, скованность суставов, которые начинают проявляться в очень раннем возрасте. На фоне двигательных дисфункций примерно в половине диагностированных случаев встречаются серьезные нарушения умственного развития - когнитивные (плохая память, отсутствие способности к познанию, пониманию окружающего мира), речевые, зрительные, слуховые нарушения, патологические изменения мышц лица, слабые глотательные, сосательные, жевательные рефлексы. Нередко дети с данной формой заболевания страдают эпилепсией. Прогнозы для таких пациентов неутешительные, патологии двигательных функций в сочетании с нарушением умственного развития приводят к неспособности самообслуживания.
  3. Гиперкинетическая форма чаще всего вызвана гемолитической болезнью новорожденных, причиной которой является иммунологический конфликт по резус фактору или группе крови матери и ребенка. При сильной форме заболевания происходит интоксикация новорожденного антителами крови матери, направленными против эритроцитов ребенка. Болезнь характеризуется чрезмерными двигательными реакциями мышц, которые вызваны нарушением мышечного тонуса. Скелетные деформации при данной форме болезни отсутствуют или слабо выражены. У детей наблюдаются различные виды гиперкинеза - непроизвольные движения от медленных червеобразных до быстрых прерывистых, спазмы мышц лица, судороги конечностей. Мышечный тонус может быть непостоянным от вялости и слабости в состоянии покоя, до гипертонуса при движении. Нередко при такой форме ДЦП наблюдаются нарушения слуха и патологии двигательной функции глаз. Интеллектуально такие дети могут развиваться в пределах нормы, нарушается лишь вербальная функция общения при выраженной дизартрии (нарушение произношения, речевого дыхания, артикуляции, темпо-ритмической организации речи).
  4. Атонически-астатическая форма чаще всего является следствием родовой травмы, хронической гипоксии и аномалий развития плода во время беременности. В большинстве случаев данная форма заболевания вызвана повреждением тканей мозжечка, иногда - коры головного мозга в лобной области. Для детей с данной формой ДЦП характерны такие симптомы, как очень низкий тонус мышц, несогласованность движений, нарушения координации, слабая способность удерживать равновесие при ходьбе. Иногда также наблюдаются нарушения речи, интеллектуальные патологии различной степени тяжести - от задержки умственного развития до тяжелых форм олигофрении.
  5. Гемиплегическая форма вызвана гематомой или кровоизлиянием с повреждением одного из полушарий мозга на фоне чего развивается одностороннее поражение конечностей. Гемипарез (ослабление мышц или частичный паралич) конечностей правой или левой стороны может сопровождаться спазмами и судорогами. В большинстве случаев больше нарушается двигательная функция руки. В зависимости от степени поражения полушария мозга могут наблюдаться также патологии речевой функции и задержка психического развития.

Признаки раннего проявления ДЦП

К проявлениям ДЦП относятся повышенная возбудимость и двигательная расторможенность нервных импульсов, чрезмерная активность и беспокойство мышечных реакций, что приводит к непроизвольным и неконтролируемым движениям. На фоне повышенной активности одной группы мышц может наблюдаться скованность и паралич других двигательных функций. Кроме того, ДЦП часто сопровождается нарушениями и расстройствами психических реакций, провоцирующих аномалии развития речи, слуха, зрения и функциональных расстройств пищеварительной и мочевыделительной системы. Нередко ДЦП сопровождается приступами эпилепсии.

Симптомы ДЦП могут проявиться у ребенка сразу после рождения, то есть в первые недели жизни новорожденного. Однако нередко случается так, что проявление признаков заболевания происходит постепенно, что значительно усложняет своевременную диагностику ДЦП. Для принятия адекватных мер по лечению и помощи ребенку важно распознать их как можно раньше.

У новорожденных детей диагностировать ДЦП достаточно сложно, поэтому при появлении у ребенка таких симптомов, как внезапные судороги, дрожь в теле, резкое сокращение мышц или наоборот крайне слабая двигательная активность конечностей, неспособность зафиксировать взгляд, прерывистое напряженное или слабое дыхание, нарушение сосательного рефлекса родителям необходимо проконсультироваться с педиатром и детским неврологом.

Один из первых проявлений ДЦП у детей младенческого возраста - у них гораздо позже начинают появляться естественные способности. Симптоматически это характеризуется такими признаками:

  1. Задержка двигательного развития - запоздалое появление способности приподнимать и держать голову, вырабатывания навыка переворачиваться со спины на живот и обратно, отсутствие целенаправленных движений при желании дотянуться до предмета (игрушки), позднее развитие умения сидеть и держать спину. В дальнейшем у детей с ДЦП наблюдаются проблемы с развитием навыков ползать, стоять и ходить.
  2. У детей с ДЦП гораздо дольше сохраняются рефлексы, которые присущи детям раннего грудного возраста. Например, это относится к ситуации, когда у ребенка старше полугода присутствует хватательный рефлекс. В норме этот рефлекс у детей 4-5 месячного возраста уже отсутствует.
  3. Нарушения мышечного тонуса. Очень часто на начальной стадии ДЦП могут наблюдаться такие явления как чрезмерная расслабленность или напротив повышенная напряженность отдельных мышц или мышечных групп. При таком состоянии мышц конечности ребенка могут принимать неправильное противоестественное положение. Чрезмерное расслабление мышц при ДЦП проявляется в неспособности нормального движения, болтания одной или нескольких конечностей, невозможности удерживать естественное положение тела. Повышенное напряжение приводит к скованности и стойкому тонусу мышц, из-за чего тело ребенка принимает принужденное неестественное положение. Характерным примером такого симптома являются скрещенные по типу ножниц руки или ноги.
  4. Односторонняя активность конечностей. Это можно заметить, когда ребенок стабильно использует только одну руку для манипуляций. При нормальном развитии дети до года при желании дотянуться до какого-либо предмета одинаково применяют обе руки, при этом данный фактор не зависит от того, какая сторона мозга у малыша доминирует. То есть, не имеет значения, будет ли он правшой или левшой, в младенчестве он использует обе руки с одинаковой активностью. Если это не так, то данный фактор уже сам по себе можно считать настораживающим.

На ранней (до 5 месяцев) и начальной резидуальной (от 6 месяцев до 3 лет) стадиях ДЦП патологии мышечного тонуса провоцируют нарушения двигательных способностей ребенка. Это проявляется такими симптомами:

  • Чрезмерная резкость и внезапность движений;
  • Неподконтрольные и абсолютно бесцельные движения;
  • Неестественно медленные и червеобразные движения.

Нередко еще в младенческом возрасте у детей с ДЦП проявляются такие патологические признаки, как судороги конечностей, дрожание отдельных мышц. Таким видом нарушений страдают около 30% детей с ДЦП.

Поздние резуидуальные стадии ДЦП - симптомы

Поздние стадии ДЦП отмечаются у детей более старшего возраста, начиная от 3 лет. На основе уже сформированных нарушений, деформаций, ограниченности подвижности и тугоподвижности суставов, спастичности и патологических перерождений тканей мышц устанавливаются статичные нарушения. Следствием их становятся паралитические и гиперкинетические синдромы.

К поздним симптомам ДЦП относятся:

  1. Деформации скелета. Такой тип нарушений наблюдается у детей, имеющих спастическую форму ДЦП. Из-за неправильного движения и дисбаланса мускулатуры патологически изменяется процесс формирования костей. Это проявляется в виде искривлений, утолщений костей и суставов.
  2. Контрактура суставов. Скованность, деформации и патологические изменения суставных тканей вызваны неадекватным распределением нагрузки. В некоторых случаях определенные суставы атрофируются и теряют подвижность из-за нарушения мышечного тонуса (миогенные контрактуры).
  3. Атетоз. Постоянные неподдающиеся контролю извивающиеся конечностей червеорбразные движения с одной или двух сторон, приводящие к неестественному положению и деформации (кистей, ступней).
  4. Атаксия. Характерные расстройства координации и неспособность удержания статического или двигательного равновесия.
  5. Патологии мышечного тонуса различной степени тяжести. При сниженном тонусе мышц (гипотонии) наблюдается слабость и вялость движений. При повышенном тонусе (гипертонусе) - спазмы, судороги, тремор.
  6. Гиперкинезы. Непроизвольные, не поддающиеся контролю сокращения мышц, которые вызывают аномальные движения определенных частей тела - рук, ног, лица.
  7. Челюстно-лицевые деформации, нарушения зубного ряда. Возникают как одна из форм деформации скелетных костей черепа, развиваются вследствие нарушений функций мышц лица и других вторичных факторов ДЦП.
  8. Задержка умственного и психического развития. Может проявляться в различной форме в зависимости от типа и тяжести поражения тканей головного мозга - нарушение пространственных представлений, расстройства эмоционально-волевой сферы, трудность концентрации и переключения внимания, низкий объем памяти, отсутствие интереса и мотивации к познанию.

Кроме вышеописанных признаков важно отметить нарушения зрительных функций (косоглазие, атрофия зрительного нерва, близорукость), слуха и речевого развития. При тяжелых формах возможны также функциональные нарушения процессов мочеиспускания и опорожнения кишечника.

ДЦП - основные причины развития

Причины возникновения заболевания в подавляющем большинстве случаев спровоцированы осложнениями протекания беременности и патологиями первых недель жизни младенца. К причинам ДЦП в первую очередь относятся тяжелые заболевания и патологические состояния, которые перенесла женщина во время беременности. В первой группе - различные инфекционные болезни, которые приводят к внутриутробному инфицированию плода. Особенно опасны они в период формирования структур головного мозга.

Ко второй группе причин, провоцирующих морфологические и структурные изменения коры головного мозга плода во время беременности, относятся черепно-мозговые травмы, падения, удары с опасностью травмирования мозга у ребенка.

К основным причинам возникновения относятся такие факторы:

  • Недоношенность и как следствие недоразвитость мозга;
  • Хроническая гипоксия плода, провоцирующая кислородное голодание мозга;
  • Тяжелая форма токсикоза;
  • Тяжелые инфекционные заболевания;
  • Недостаток витаминов в период внутриутробного развития;
  • Тяжелые хронические общесистемные заболевания матери;
  • Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе;
  • Генетическая предрасположенность (наследственный фактор);
  • Отравление токсическими веществами, тяжелыми металлами, медицинскими средствами.

Причины послеродового возникновения нарушения тканей головного мозга чаще всего связаны с тяжелыми затяжными родами, родовыми травмами, асфиксией и инфекцией младенца в первые дни его жизни.

Преимущества остеопатии при лечении ДЦП

Как и любые тяжелые неврологические патологии, ДЦП лечится комплексно с применением медикаментозной терапии, физиотерапии, массажных техник и лечебной физкультуры. Большинство разработанных методик традиционной медицины направлены на снятие осложнений, улучшение кровоснабжения центральной нервной системы, а также исправление патологического двигательного стереотипа.

Для устранения тяжелых деформаций суставов и костей применяется хирургическое лечение. Однако все эти способы помогают устранить лишь последствия и осложнения заболевания. Стоит отметить, что многие из таких способов лечения имеют ряд побочных эффектов и могут быть весьма болезненными для ребенка.

В отличие от классической медицины остеопатические методики дают возможность воздействовать непосредственно на причины тех или иных нарушений, благодаря этому всегда имеют гораздо более эффективный результат. Классификация остеопатии:

  1. Структуральная остеопатия - этот комплекс методик применяется при терапии различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы, как с ограниченной, так и с неограниченной подвижностью.
  2. Краниосакральная остеопатия - применение различных техник для лечения неврологических патологий, в том числе у детей с нарушениями моторно-сенсорного развития, умственной отсталостью и проблемами социальной адаптации.
  3. Висцеральная остеопатия - комплекс мероприятий для воздействия на внутренние органы и функциональные системы организма.

Для лечения детей с нарушениями двигательных функций, спровоцированных деформацией скелета, туловища и суставов, а также патологиями мышечного тонуса применяются методы структуральной и краниосакральной остеопатии. При патологических осложнениях функций внутренних органов используются методики висцеральной остеопатии.

Одним из важных преимуществ остеопатии справедливо считается возможность раннего диагностирования заболеваний нервной системы и повреждений тканей головного мозга. Даже современные неврологические диагностические методики могут выявить патологию с определенного возраста ребенка, а остеопат может различить нарушения на стадии самого раннего развития.

При диагностике характера и причины нарушений остеопат выявляет конкретные зоны повреждения и разрабатывает индивидуальный курс и точную схему лечения для каждого пациента. Например, при блокировке определенной группы мышц изначально применяются техники для снятия напряжения мышечных волокон или зажатости нервных окончаний. Расслабление дает возможность улучшить приток крови и кислородное питание нарушенных тканей. В дальнейшем используются методики для восстановления нормального кровоснабжения и питания нервных тканей.

Для каждого типа нарушений в остеопатии разработаны конкретные методики лечения и восстановления. Если у ребенка в раннем возрасте появляются такие нарушения, как позднее физическое или умственное развитие, патологии рефлексов, двигательные зрительные и слуховые аномалии, то методы остеопатии способны помочь своевременно воздействовать на причины, вплоть до полного их устранения.

Чем раньше ребенок получит помощь, тем выше шансы на нормальное развитие и дальнейшую социализацию. Врач-остеопат всегда сотрудничает с другими узкими специалистами - неврологом, психиатром, окулистом, ортопедом. Наиболее эффективный результат дает сочетание методов классической медицины и остеопатии.

Помощь беременным женщинам и профилактика возможных патологий

Любые заболевания и недомогания женщины в период беременности, начиная от головных болей и заканчивая общесистемными хроническими патологиями, могут оказать негативное воздействие на развитие плода.

Остеопатические методы способны значительно улучшить состояние будущей матери и устранить угрозу для ребенка. Курс остеопатического лечения улучшает прогнозы, облегчает самочувствие беременной и значительно снижает развитие осложнений, как в период вынашивания, так и во время родовой деятельности.

К остеопату нужно обращаться при таких симптомах как:

  • Тянущие боли в нижней области живота;
  • Повышенный тонус матки;
  • Угроза выкидыша и гипоксии;
  • Головные боли и нарушение артериального давления;
  • Отеки лица и конечностей;
  • Нарушения дыхания, одышка;
  • Боли в спине, пояснице, позвоночнике, тазовых костях;
  • Стресс, склонность к раздражительности или угнетенности;
  • Нарушения пищеварения, изжога, тяжесть в желудке, запоры;
  • Сильный токсикоз, особенно на поздних сроках.

Остеопатические методы эффективны при подготовке к родам, они способствуют улучшению подвижности тазовых костей, гармоничной подготовке шейки матки к родовой деятельности. На любом сроке беременности врач-остеопат способен устранить спазмы диафрагмы, вызванные напряжением и блокировкой из-за растущей матки.

Методы остеопатии - это эффективная система, позволяющая воздействовать на причину любых нарушений в организме. Они абсолютно безопасны и не имеют побочных эффектов, что дает возможность применять их на любом сроке беременности, а также при лечении новорожденных детей с первых дней жизни. Профилактику ДЦП рекомендовано проводить, начиная с первого триместра беременности и при первых проявлениях аномального процесса развития младенца.

Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. объединяет в себе , которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития.

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются , двигательные нарушения, потеря равновесия.

Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • ультразвуковое исследование мозга;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают , которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга.

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Распространенность различных форм нарушения

Является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП. Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что

  • среди всех форм лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • и, наконец, пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.

Гиперкинетическая форма ДЦП — удел девочек

Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП.

Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %.

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе.

Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.

При каждой из 5 форм ДЦП могут отмечаться эпилептические припадки, но наиболее часто они встречаются при атонически-астатической форме и двойной гемиплегии.

Степени тяжести ДЦП (после 1 года) определяются в зависимости от способностей к передвижению: I степень – передвигаются самостоятельно; II степень – с посторонней помощью или в ортопедических приспособлениях; III степень – не передвигаются.

Диагностика.

Анамнез : течение беременности и родов у матери; закричал ли ребенок сразу после рождения или проводились мероприятия по оживлению; заболевания ребенка в первые 7 дней жизни; возможное наличие резус-конфликта крови матери и плода; сроки становления основных моторных функций (когда стал удерживать голову, сидеть, ходить – если ребенок владеет этими навыками), когда появились первые слова, фразовая речь.

Критерии диагноза.

ДЦП диагностируют обычно во втором полугодии жизни.

Так, при спастической диплегии повышен мышечный тонус в разгибателях ног и приводящих мышцах бедер: при опоре отмечается установка на пальцы стоп - «поза балерины», ноги максимально разогнуты, приведены одна к другой, часто перекрещены. Подобные изменения отмечаются и при двойной гемиплегии, однако для нее характерны и глубокие парезы рук: руки согнуты и приведены к туловищу, ребенок не может взять в них игрушку.

Гемипаретическая форма диагностируется по ограничению объема активных движений в одной стороне тела; если ребенок ходит, то рука согнута и приведена к туловищу, нога разогнута (тянет ногу).

Что же касается гиперкинетической формы, то основное ее проявление – гиперкинезы появляются лишь к 6-8 месяцам, а иногда только на втором году жизни.

Обычно бывает затруднительной для диагностики и атонически-астатическая форма, так как параличей как таковых нет, а отмечаются мышечная гипотония и нарушение координации движений. Мышечная гипотония у маленького ребенка может иметь и другой генез: различные обменные и конституциональные нарушения, соматическая ослабленность, иммунодефицитные состояния, наследственные болезни. Для выявления же координаторных расстройств требуется достаточный опыт детского невропатолога.

Задача врача общей практики состоит в том, чтобы заподозрить ДЦП в первые месяцы жизни ребенка.

Ранние признаки ДЦП:

Дряблость ягодиц (симптом «проколотого мяча»);

Слабая выраженность и асимметрия ягодичных складок;

Поднятые кверху пятки (стопа-качалка);

Отсутствие нижнегрудного и поясничного лордоза, наличие гиперлордоза или кифоза в этой области;

Запрокидывание головы кзади при подъеме за руки.

Диагноз ДЦП (помимо констатации задержки моторного развития) основывается также на выявлении психоречевого недоразвития (ребенок не следит за игрушками, нет эмоциональной реакции на окружающее, не гулит, нет лепетной речи, не узнает близких).

Тактика.

При выявлении ранних симптомов ДЦП, двигательных расстройств и задержки развития дети направляются на консультацию к невропатологу.

Общие принципы лечения ДЦП.

Лечение ДЦП начинается с проведения комплекса терапевтических мероприятий при любых поражениях головного мозга у новорожденных, хотя в этом периоде диагноз ДЦП еще не выставляется, а прогноз остается неизвестным – превентивная, или предупредительная терапия. Она включает медикаментозные препараты, физиотерапевтические процедуры, ортопедические мероприятия, ЛФК, массаж. При диагностике конкретной формы ДЦП лечение зависит от стадии и клинических проявлений заболевания.

Проводится комплексное курсовое медикаментозно-физиотерапев-тическое лечение, ортопедическая коррекция. В одном курсе используется не более 2 препаратов (за исключением курсов лечения в стационаре), курсы инъекций чередуются с курсами приема медикаментов через рот. Между курсами делают перерыв в течение 2-3 недель.

Медикаментозная терапия включает средства, снижающие мышечный тонус, уменьшающие гиперкинезы, улучшающие метаболические процессы в нервной ткани, стимулирующие мозг для развития установочных лабиринтных рефлексов, речи и психических функций, биогенные стимуляторы и рассасывающие препараты, общеукрепляющие средства, а также другие медикаменты в зависимости от сопутствующих симптомов (противосудорожные, дегидратирующие и нейропсихотропные средства).

Для стимуляции головного мозга применяют ноотропные препараты (пирацетам, аминалон, гаммалон, энцефабол или пиридитол, энербол, пантогам), аминокислоты (церебролизин – противопоказан при судорогах, метионин, когитум и др.), средства, улучшающие мозговое и периферическое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, теоникол, ксантинола никотинат, сермион). С целью улучшения мозгового метаболизма используются также витамины группы В (В 1 , В 6 , В 12), актовегин, АТФ. Из препаратов, снижающих мышечный тонус, применяют мидокалм, баклофен, циклодол, наком. Медиаторы (прозерин, галантамин) показаны при атонически-астатической форме.