Политическая система: понятие, структура, функции. Политическая система общества: понятие, система, функции

Понятие политики. В жизни современного общества политика занимает весьма важное место. Она связана с решением ключевых вопросов, затрагивающих интересы различных классов, социальных групп или даже общества в целом. Политическое решение этих вопросов предполагает использование государственной власти. Поэтому политику можно определить как деятельность, направленную на получение государственной власти и ее удержание, а также как деятельность по реальному осуществлению этой власти.

Власть – это способность человека или определенной группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая этим поставленных целей. В современном обществе мы часто встречаемся не только с политической, но и с экономической, военной, информационно-идеологической властью.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами. Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей.

Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

Политическая система: понятие, типы, функции. Политическая жизнь общества представляет собой целостное единство определенных элементов, или систему. Политическая система общества – это совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений, политико-правовых норм.

Политические организации и институты – это государство в целом, представленное законодательной, исполнительной и судебной властью, а также политические партии, общественные объединения политической направленности, ведущие идеологическую работу средства массовой информации.

Люди, участвующие в политической жизни общества, играющие в ней различные роли, руководствуются определенными идеями, ценностными установками и воззрениями. Политические взгляды и идеи людей выражают их основополагающие интересы, классов, социальных групп, связанные с получением и использованием власти.

Политико-правовые нормы регулируют политическую жизнь общества, фиксируют полномочия властных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. Эту роль выполняют прежде всего Конституция и законы страны.

Политические отношения складываются по поводу завоевания, перераспределения и использования политической власти в обществе. Это – отношения между политическими институтами и людьми, занимающими определенное политическое положение. Политические отношения между людьми могут характеризоваться либо сотрудничеством и взаимопомощью, либо соперничеством или даже враждебностью (например, ожесточенная борьба политических партий за власть).

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

В наши дни обычно подчеркивают различия между такими крайними типами политических систем, как тоталитарные и демократические системы. Тоталитарная политическая система характеризуется всеобъемлющим (от латинского totalitac – весь, полный) и жестким политическим контролем за различными сторонами жизни общества, всевластием государства.

Для тоталитарных систем характерно подавление всякого инакомыслия. В таких обществах у власти, как правило, находится одна политическая партия, а все другие общественные организации подчинены ей и контролируются ею. Стабильность в обществе, здесь поддерживается насилием, террором. Такие государства иногда бывают крайне агрессивными (например, фашистская Германия).

Демократическая политическая система базируется на рыночной экономике, которой соответствуют политические идеи свободы частной инициативы, а также свободы в отношении определения людьми их общественной позиции. Государство здесь играет в основном роль регулятора отношений между различными социальными субъектами. Оно призвано обеспечивать права и свободы граждан, защищать их от произвола. Власть здесь завоевывается через участие в избирательных кампаниях. Главным институтом достижения политических целей является правопорядок.

В разных странах вырабатываются собственные представления о демократической организации общественной жизни. Попытки навязать какому-то народу, какой-то стране выработанные другими представления о демократии сами по себе являются недемократическими.

Политическая система общества выполняет ряд основных функций: целеполагания, интеграции, регламентации, контроля, коммуникации.

Функция целеполагания состоит в определении основных целей общественного и политического развития. Эти цели формулируются в партийных программах, политических декларациях, государственных программах экономического и социального развития и т.д.

Функция интеграции связана с объединением общества для решения важнейших задач. Разные общественные группы имеют неодинаковые интересы и цели. Эффективно действующая политическая система позволяет сопоставить их, определить баланс интересов и выработать конструктивную общую линию действий, достигаемую обычно путем компромиссов. В недемократических политических системах интеграция достигается путем подавления всякого несогласия с официальной точкой зрения, которая утверждается в качестве единственно правильной и законной.

Функция регламентации выражается прежде всего в установлении законов, управляющих жизнью общества, а также обеспечении исполнения законов и других, связанных с ними, норм. В первом случае говорят о законодательной власти, во втором – об исполнительной власти. Далее, здесь важна оценка выполнения различными людьми и организациями установленных норм, законов, осуществляемая судебной властью. Это уже контрольная функция, которую, в пределах своих полномочий, выполняют не только судебные органы, но и другие политические организации и институты.

Функция коммуникации , или общения, обусловлена необходимостью осуществлять обмен информацией между различными звеньями политической системы, а также между этой системой и обществом в целом. Люди должны знать, над чем работает и что решают политики, какие принимаются законы и т.д. В свою очередь участники политической деятельности должны знать, что думают граждане страны, что их заботит, как они оценивают деятельность политической системы и ситуацию в стране в целом.

Носители политической власти в обществе. В Конституциях ряда стран, других политических документах мы встречаем утверждение о том, что высшим носителем власти в обществе является народ. Эта демократическая идея противоположна идее монархического правления, исходящей из единовластия верховного правителя – монарха, или государя. Вместе с тем даже при демократическом общественном строе роль разных людей в осуществлении политической власти неодинакова.

Эту неодинаковость роли людей в осуществлении политической власти характеризует теория политической элиты. Слово «элита» в переводе с французского означает «лучший», «отборный». Политической элитой называют группу (или группы) людей, которая выделяется своей особой значимостью, наибольшим влиянием на политическую жизнь общества. Представители политической элиты постоянно и непосредственно участвуют в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти.

Макс Вебер выделял три типа лидерства: традиционное , легальное (основанное на законе) и харизматическое . В обществах, основанных на следовании традиции, политическую власть получают главным образом путем наследования от отца к сыну, иногда – от старшего брата к младшему. Это характерно, прежде всего, для монархических государств. Легальное получение власти связано с избранием при соблюдении определенных законных процедур. Власть такого руководителя основана на уверенности в том, что его полномочия получены строго законным способом, в условиях соревновательности и открытости. Харизматическое лидерство связано с наличием у некоторых людей необычных, исключительных качеств, которые позволяют им вести за собой людей. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «благодать, божественный дар». Харизматические лидеры выдвигаются тогда, когда общество охвачено кризисом и вера людей в прежних руководителей расшатана. В прошлом такой властью обладали религиозные пророки; случалось, что харизма была присуща и политическим лидерам, в том числе и действовавшим в странах «старой демократии» (например, генерал де Голль во Франции).

Политическая идеология. Осуществление политической власти требует четкого определения ее целей, а также допустимых средств их достижения. Это означает, что политика всегда опирается на идеологию, является ее практическим осуществлением. Политическая идеология представляет собой совокупность идей, убеждений и ценностей, которые обосновывают право определенной социальной общности на власть или участие в реализации власти.

Политическая идеология имеет прежде всего теоретический уровень, связанный с обобщенной формулировкой основных идей, ценностей и целей данной социальной общности (класс, нация и т.д.). Второй уровень политической идеологии представлен программами, лозунгами и требованиями политических лидеров, партий, общественных движений и т.д. Третий уровень политической идеологии – это политические установки отдельных людей, существующие на обыденном уровне сознания. Этот третий уровень не следует недооценивать, потому что люди в своих практических делах как раз и руководствуются утвердившимися в их сознании стереотипами, убеждениями, политическими симпатиями и антипатиями.

Политическая идеология оказывает наиболее сильное воздействие на жизнь в общества в том случае, если она выражает в форме идей и лозунгов то, что люди непосредственно ощущают или знают из жизни. Идеологические пристрастия людей определяются не только их общественным положением, но и некоторыми индивидуальными чертами личности. Поэтому случается и так, что выходец из аристократической среды придерживается демократических убеждений, а «человек из народа» оказывается сторонником идей монархизма, национализма или тоталитаризма.

Теоретические политические идеи нужно уметь донести до сознания людей для того, чтобы эти идеи обрели действенность, реально повлияли на ход событий в обществе. Люди должны хорошо понимать, к чему ведет применение на практике тех или иных политических идей, программных установок.

Вопросы и задания:

1. Какова структура политической жизни общества?

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

3. В чем главная особенность политической власти?

4. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

5. Между кем складываются в обществе политические отношения?

6. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

7. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно-логическую схему «Политическая система общества».

Политическая система общества: понятие, структура, функции

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем : Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм

Взгляды на политическую систему :

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Рациональная основа:

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность:

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

Структура политической системы:

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

2) культурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

3) нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

4) коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура - важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы :

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти . Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Политическая система - это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти .

Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.

Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы , политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий , отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.

Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

Структура политической системы общества

В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:

а) собственно-политические: государство , политические партии , отдельные общественные организации.

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества ; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

б) несобственно-политические объединения - это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные , кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть . Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.

Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества всегда играло и продолжает играть государство.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи . Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан . Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима , деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

Типы политических систем

Тип политической системы - это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества .

а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории , Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства , или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы , которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права . Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов , имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов , администраций).

г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав , например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества . Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима . В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

Государство и органы местного самоуправления

Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум , выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.

Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Сущность, структура и функции политической системы.

Политическая система является одной из систем об­щества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой дея­тельности. Специфика политической системы проявляет­ся, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для все­го общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки об­щества, которая предопределяется экономическим бази­сом. В-третьих, она имеет относительную самостоятель­ность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, фун­кций и ролей. Отношения в ней регулируются специаль­ными правовыми и политическими нормами.

Политическая система общества - это система по­литических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политичес­ких субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.

Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним мож­но отнести:

Определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;

Мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

Политическую социализацию общества;

Формирование политического сознания граждан;

Политическую связь элементов системы, системы и среды;

Укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;

Нормотворчество;

Легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

В структуре политической системы выделяются следу­ющие ее основные элементы: политические организации и институты; политические и правовые нормы, политичес­кие отношения, политическое сознание и политическая культура В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.

Составной частью, фундаментом политической систе­мы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая органи­зация цементирует политическую систему в целостный ор­ганизм, придает ей устойчивость, формирует средства воз­действия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечи­ваются необходимые организационные формы и возмож­ности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.

Все структурные элементы политической системы вза­имосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связа­ны с политической идеологией, государство - с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все эле­менты политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определен­ностью и самостоятельностью.

Политический институт - это самостоятельное яв­ление политической жизни, элемент политической систе­мы (государство, политические партии, общественные ор­ганизации, коллективы, избирательные системы).

Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осущес­твления власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные систе­мы и т д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района).

Среди политических институтов важнейшее место за­нимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами.

Институтом любой развитой политической системы яв­ляются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Для их деятельнос­ти характерны усилия на объединение различных соци­альных слоев и групп вокруг своих идей и программ для достижения политических целей.

На политическую жизнь того или иного общества силь­ное влияние оказывают такие элементы политической сис­темы, как общественные организации и движения, тру­довые коллективы, церковь, средства массовой информации . Без них невозможны ни эффективное управ­ление, ни развитие демократии. Чем более развиты в об­ществе разнообразные политические институты, тем бла­гоприятнее их влияние на общественное развитие.

Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, осно­ву которых образует право. Именно право служит глав­ным нормативным регулятором всех общественных отно­шений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций.

Эти нормы регулируют политические отношения в об­ществе, через них официально признаются и закрепляются определенные социальные интересы и политические ус­тои. Правовыми нормами являются прежде всего конституции, на которых базируются законы и другие нормативные акты. Важную роль в осуществлении поли­тической деятельности играют нормы, создаваемые общес­твенными организациями, прежде всего уставные, кото­рые регулируют отношения внутри них.

В систему социально-политических норм, кроме того, входят политические традиции и обычаи, моральные нор­мы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.

В состав политической системы общества входят и по­литические отношения. Это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, ко­торые формируются в процессе осуществления политичес­кой власти.

Политические отношения как элемент политической системы складываются в зависимости от наличия тех или иных классов, социальных групп, типа государственного устройства, однопартийной или многопартийной системы, формы управления, установившегося режима.

Один из элементов политической системы - полити­ческое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и полити­ческие убеждения людей, на процесс формирования об­щественного мнения, а все вместе - на политические от­ношения и процесс функционирования политической системы.



Политическая система общества адекватно отражает изменяющиеся условия, рост политической и общей куль­туры.

Политическая культура - это элемент политичес­кой системы, определяющий уровень, характер и содер­жание политических знаний, идеологию, ценности, тради­ции, убеждения, навыки и действия.

Политическая система не должна уподобляться закры­той системе, где процесс принятия политических решений зависит от немногих людей, не контролируется народом.

Типология политических систем.

В отечественной полити­ческой литературе длительный период выделялись два ти­па политических систем: буржуазная и социалистичес­кая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда об­стоятельств, новых явлений жизни. В частности, многие капиталистические государства в настоящее время могут быть с достаточными на то основаниями по ряду призна­ков разделены на государства капиталистического класси­ческого типа и социал-демократической направленности. Во многих буржуазных странах уровень социализации капитала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма. И поэтому анализировать и оценивать социально-эконо­мические структуры как чисто капиталистические было бы неправильно.