Понятие карты. Источники географической информации — Географическая карта

Тематические карты

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города - промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности - рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира - один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Страна Площадь Население (2007 г.) Столица(ы)
Австрия 84 тыс. км2 8, 3 млн чел. Вена
Андорра 465 км2 70 тыс. чел. Андорра-ла-Вьеха
Бельгия 30, 5 тыс. км2 10, 6 млн чел. Брюссель
Ватикан 0, 44 км2 1 тыс. чел. Ватикан
Великобритания 244 тыс. км2 61 млн чел. Лондон
Германия 356 тыс. км2 82, 3 млн чел. Бонн, Берлин
Греция 132, 0 тыс. км2 11, 2 млн чел. Афины
Дания 43 тыс. км2 5, 5 млн чел. Копенгаген
Ирландия 70 тыс. км2 4, 4 млн чел. Дублин
Исландия 103 тыс. км2 290 тыс. чел. Рейкьявик
Испания 504 тыс. км2 45, 3 млн чел. Мадрид
Италия 301 тыс. км2 59, 3 млн чел. Рим
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн) 157 км2 34 тыс. чел. Вадуц
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург) 2, 6 тыс. км2 463 тыс. чел. Люксембург
Мальта 316 км2 397 тыс. чел. Валлетта
Монако 2 км2 33 тыс. чел. Монако
Нидерланды 41 тыс. км2 16, 4 млн чел. Амстердам
Норвегия 324 тыс. км2 4, 7 млн чел. Осло
Португалия 92 тыс. км2 10, 7 млн чел. Лиссабон

Карта часовых поясов - интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum - указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже - 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне - 10 часов (Гринвичское время).

Рис. 1. Карта часовых поясов мира

Посмотрите на каргу часовых поясов. Границы часовых поясов проведены не точно по меридианам. Для удобства учтены границы государств, районов, штатов и других административно-территориальных образований в пределах одной страны. В России, например, 11-й и 12-й часовые пояса объединены в один.

Железнодорожный и воздушный транспорт, телефонная и телеграфная связь на территории страны работает, как правило, по единому времени. В России, например, - по московскому времени.

Если вы внимательно посмотрите на карту часовых поясов, то заметите, чем примечателен 180-й меридиан. По нему проходит условная линия перемены дат. Ее зигзаг в районе Чукотского полуострова не случаен. Дело в том, что по обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Если бы линия перемены дат пересекала Чукотку, ее жителям пришлось бы вести свой собственный календарь, опережающий общероссийский на один день.

Если вы когда-нибудь решите совершить кругосветное путешествие и отправитесь от мыса Дежнева на восток, пересекая линию перемены дат, не забудьте один и тот же день посчитать дважды. И наоборот, двигаясь с востока на запад, - пропустить один день.

Статистические материалы - один из основных источников географической информации

Статистика - это наука, изучающая совокупность массовых явлений с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи количественных (статистических) показателей. Население - это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире - более 17 млн км2, что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай, США или Канада. Однако по численности населения Россия уступает многим странам. В 2007 г. се население составляло 142 млн чел. - восьмое место в мире.

Таблица 2. Численность населения крупнейших стран мира (млн чел.)

Относительная величина выражает результат сопоставления (сравнения) статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные изменения географических явлений, их тенденцию.

Коэффициенты - показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.

Для того чтобы научиться работать со статистическими материалами, надо в первую очередь представлять, как они организованы и построены (упорядочены).

Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф (столбцов и строк), снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов - статистическому «сказуемому».

Посмотрим, например, на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926-2002 гг.».

Таблица 3. Изменение доли экономических районов в населении России поданным переписей 1926-2002 п., %

Районы 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1998 2002
Российская Федорация, в том числе районы: 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0
Северный 3, 3 3, 5 3, 9 4.0 4.1 4, 2 3, 9 3, 6
Северо-Западный 5, 9 6, 8 5, 3 5.4 5, 6 5, 6 5, 4 5, 3
Центральный 24, 2 24, 5 21, 9 21, 3 21, 0 20, 6 20, 2 20, 9
Волго-Вятский 8, 2 8, 0 7, 0 6.4 6.1 5, 7 5, 7 5, 4
Центрально-Черноземный 10, 3 8, 5 6, 6 6.1 5, 7 5, 2 5, 3 5, 2
Поволжский 13, 3 11, 4 10, 8 11, 2 п, з 11, 1 11, 5 11, 4
Северо-Кавказский 9, 8 9, 5 9, 9 11, 0 11, 2 11, 4 12, 0 13
Уральский 11, 7 12, 4 14, 9 14, 6 14.1 13, 8 13, 9 13, 8
Западно-Сибирский 8, 0 8, 2 9.6 9.3 9.4 10, 2 10, 3 11.6
Восточно-Сибирский 3, 6 4, 4 5, 5 5, 7 5, 9 6, 2 6, 2 4, 3
Дальневосточный 1, 7 2, 8 4, 1 4.4 5, 0 5, 4 5, 0 4, 6
Калининградская область - - 0, 5 0, 6 0, 6 0, 6 0, 6 0, 7

В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном случае - это экономические районы России. В сказуемом таблицы приводятся величины изучаемого явления - доля населения, проживавшего в экономических районах РФ за ряд лет.

С помощью условных знаков показывающее расположенные на ней объекты или относящиеся к ней процессы и явления.

Способы изображения объектов на карте

Для изображения на карте объектов используют , которые показывают как географическое расположение объекта, так его некоторую характеристику. Объяснение того, как читать условные обозначения, обычно содержится в легенде карты.

Способ качественного фона подразумевает окрашивание территории с определенной характеристикой в определенный цвет. Таким образом, составляются климатические карты, карты природных зон и т.д.
Способ ареала также подразумевает окрашивание территории в определенный цвет, но в данном случае территории могут перекрываться, в этом случае они окрашиваются полосками разных цветов. Так изображаются карты расселения определенных народов, обитания животных и т.д.

Картограммы — еще один способ изображения объектов, при котором определенные территории (чаще всего — страны) окрашиваются в различные цвета в зависимости от степени проявления того или иного признака. При этом в легенде карты приведена диаграмма, на которой указано, какой цвет, какому показателю соответствует. Так составляются карты обеспеченности природными ресурсами, энергией, карты использования земель и все подобные карты.

Метод изолиний подразумевает отражение информации с помощью линий, соединяющих точки на карте с одинаковыми показателями. Наиболее часто используемые изолинии: изотермы (одинаковая температура), изобары (одинаковое давление), горизонтали (одинаковая высота/глубина). Этот метод используется на физических и климатических картах.

Метод знаков движения подразумевает отражение направления движения с помощью стрелок — например, движения , течений и т.д.

На одной карте могут применяться сразу несколько методов изображения информации. Например, на физической карте метод знаков движения используется для показа морских течений, метод изолиний и картограмм — для отображения абсолютных высот.

Масштаб и его виды

Любая карта составляется с использованием масштаба. Масштаб это отношение длины отрезка на карте к его длине в действительности. Чаще всего масштаб задается в виде дроби, например, 1/20 000, что означает, что 1 см на карте соответствует 20 ООО см, т.е. 200 м на карте. Чем меньше знаменатель дроби, тем крупнее считается масштаб. Вообще масштаб принято разделять на крупный, средний и мелкий. Крупный масштаб -1/200000 и крупнее, его используют при составлении топографических карт и . Средний масштаб (1/200000 — 1/1000000) используют для создания обзорно-топографических карт. Мелкий масштаб (1/1000000 и мельче) используют для создания общегеографических карт.

Измерение расстояний по карте

Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться . Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.

Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города - промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности - рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира - один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Страна Площадь Население (2007 г.) Столица(ы) Австрия 84 тыс. км2 8, 3 млн чел. Вена Андорра 465 км2 70 тыс. чел. Андорра-ла-Вьеха Бельгия 30, 5 тыс. км2 10, 6 млн чел. Брюссель Ватикан 0, 44 км2 1 тыс. чел. Ватикан Великобритания 244 тыс. км2 61 млн чел. Лондон Германия 356 тыс. км2 82, 3 млн чел. Бонн, Берлин Греция 132, 0 тыс. км2 11, 2 млн чел. Афины Дания 43 тыс. км2 5, 5 млн чел. Копенгаген Ирландия 70 тыс. км2 4, 4 млн чел. Дублин Исландия 103 тыс. км2 290 тыс. чел. Рейкьявик Испания 504 тыс. км2 45, 3 млн чел. Мадрид Италия 301 тыс. км2 59, 3 млн чел. Рим Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн) 157 км2 34 тыс. чел. Вадуц Люксембург (Великое Герцогство Люксембург) 2, 6 тыс. км2 463 тыс. чел. Люксембург Мальта 316 км2 397 тыс. чел. Валлетта Монако 2 км2 33 тыс. чел. Монако Нидерланды 41 тыс. км2 16, 4 млн чел. Амстердам Норвегия 324 тыс. км2 4, 7 млн чел. Осло Португалия 92 тыс. км2 10, 7 млн чел. Лиссабон

Сан-Марино 61 км2 28 тыс. чел. Сан-Марино Финляндия 337 тыс. км2 5, 3 млн чел. Хельсинки Франция 552 тыс. км2 61, 7 млн чел. Париж Швейцария 41 тыс. км2 7, 5 млн чел. Берн Швеция 450 тыс. км2 9, 1 млн чел. Стокгольм Карта часовых поясов - интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum - указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже - 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне - 10 часов (Гринвичское время).

План-конспект урока

Тема урока: Географическая карта - особый источник информации урок

ФИО (полностью)

Хабарова Надежда Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ «3» г.Бийск

Должность

учитель географии

Предмет

География

Класс

Тема и номер урока в теме: Географическая карта - особый источник информации урок №12 в теме 3. План и карта

Базовый учебник .

География: 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева М.: Просвещение «Полярная звезда», 2014.- 208 с.

Цель урока: Формирование представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, умения самостоятельно находить нужную информацию.

Задачи урока

(планируемые результаты)

    развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

    развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).

Методы обучения Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся Коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий. Учебник, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников

Создает благоприятный эмоциональный настрой

Готовятся к уроку,

Приветствуют учителя

Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Коммуникативные:

Контроль, коррекция.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия.

2. Актуализация знаний

Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока.

Внимательно смотрим видеофрагмент.(Приложение1)

Определите, о чём в нём идёт речь? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Смотрят видеофрагмент, определяют, о чём в нём идёт речь, и формулируют тему урока

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

3. Целеполагание

Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Я утверждаю, что, отправляясь путешествовать, каждый человек должен взять с собой глобус

Вы согласны с этим утверждением? Обоснуйте своё мнение.

Назовите положительные черты изображения поверхности Земли на глобусе.

Где мы можем еще увидеть изображение Земли полностью

Есть ли в вашем учебнике такие карты?

Какова, на ваш взгляд, цель нашего урока?

Откройте учебник на с.40 п.12.

На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие источники информации нам понадобятся?

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.

Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них.

Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.

Обобщение результатов анализа материалов учебника выбор источников информации, необходимых для открытия «нового» знания.

Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Коммуникативные:

Регулятивные: Общеучебные

4.Процессуально-содержательный

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Предлагает ответить на вопросы задания, тем самым учащиеся формулируют

понятия «Географическая карта».(Приложение №2)

    Отличается ли наша формулировка от формулировки, представленной в учебнике?

Когда появились первые глобусы и карты?

Обращает внимание на «мобиль»(Приложение №3)

Отличается ли изображение

На этой карте от современной?

Предлагает выбор тем проектов (Приложение №4)

В мире существует огромное разнообразие карт. В основном это карты на бумаге, но в последнее время появилось много электронных карт.

(демонстрация диска)

Все многообразие карт можно разделить на несколько групп

(Приложение №5)

Электронный учебник (Виды географических карт), презентация (Слайды 1,2,3)

Работают над схемой, заполняют, комментируют, дают определение «Географическая карта»

Работают с текстом учебника

Смотрят, переключая ближнее зрение на дальнее

Смотрят презентацию, электронный учебник заполняют таблицу «Различие географических карт»

Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Контроль за выполнением заданий

Коммуникативные:

Умение выражать мысли строить высказывания

Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание.

Регулятивные: Общеучебные

Динамическая пауза

Повернись на Север, повернись на Юг

Зимний день увидишь вдруг

Наклонись на Запад и Восток

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

4. Первичное закрепление.

Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в группах. в парах. Создание ситуации успеха для каждого. Поощряет за хорошую работу.

1 задание . Используя заполненную таблицу (Приложение №5) дать устную характеристику карты учебника. (Задание по рядам)

2 задание . Заполните пропущенные слова в тексте (Приложение №6)

Взаимопроверка по ключу(презентация слайд 6)

Читает отрывок из романа Стивенсона «Остров сокровищ»

Сможем ли мы прочесть карту полушарий на китайском языке?

Сможет ли немец найти на карте самые высокие горы или самый мелкий океан?

Сможем ли мы это сделать?

Выполняют предложенное задание, работают с картами учебника

Заполняют пропущенные слова в тексте, проверяют по ключу

Отвечают на вопросы, работают с картами атласа и со стенной картой

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания

Рефлексия деятельности(итог )

Предлагает вспомнить тему и цель урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какова тема нашего урока?

Какие цели мы наметили в начале урока?

Удалось ли их выполнить?

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Нарисовать улыбающегося смайлика или грустного смайлика.

Смайлик улыбается:

Сегодня на уроке я все понял, активно работал

Сегодня я научился

Смайлик грустный:

Сегодня на уроке

мне было сложно, я мало работал

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы одноклассников, участников группы. Отмечают самую активную группы.

Личностные.

Оценивание усваиваемого материала

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия

Домашнее задание:

§12, ответить на вопросы после § 12,проекты

Различают следующие источники географической информации.
1. Географические информационные системы (ГИС). ГИС - это созданные с помощью ЭВМ «архивы» географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. В состав ГИС входят:

ЭВМ;
программное обеспечение;
пространственная информация в виде картографических данных о природных компонентов, хозяйство, угодья, дороги и т.п..
Функционирования ГИС осуществляется в следующей последовательности:
сбор и автоматизированную обработку географической информации;
пространственная привязка географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
перевод этой карты в случае необходимости в бумажную форму (например, создание атласов).
Важной составляющей ГИС являются аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и т.п..
В Институте географии НАНУ идет разработка многоцелевой Национальной ГИС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели страны.
2. Географические исследования:
полевые исследования;
путешествия;
краеведческие экскурсии
занятия туризмом, альпинизмом.
Полевые исследования бывают экспедиционными и стационарными. В экспедиционных относятся изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства и т.д.. Природные и хозяйственные комплексы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических и т.д.). Экспедиционные исследования разделяют на три периода:
подготовительный;
полевой экспедиционный;
камеральный (обработки собранных материалов, написания отчета, составление карт).

Во время экспедиционных исследований используются аэрокосмические снимки земной поверхности. Их дешифрируются, т.е. распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения.
Искусственные спутники обеспечивают возможность исследования динамики и периодичности природных процессов, уникальных явлений и объектов (извержений вулканов, пожаров, схода снежных лавин, оползней, разломов земной коры, загрязнение атмосферы и т.д.).
В 1995 г. запущен первый украинский спутник «Сич-1», оснащенный приборами для дистанционного исследования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Сейчас получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений.
Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них детально изучаются изменения природных комплексов во времени. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского и Таврического университетов.

Украина является членом Всемирной службы погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, агропромышленных комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность.
3. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов и других населенных пунктов. К ним также относятся описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

4. Важными источниками географической информации являются карты и атласы. Картографические изображения воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, фигур), а также цветового тона. Комбинации географических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, а также закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют «читать» карту, пользоваться ею.
Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины от 01.08.2000 г. «О национальный атлас Украины» создается атлас, в котором будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины.

Географическую информацию производят:
Институт географии;
Институт геологических наук;
Институт ботаники;
Институт зоологии;
Совет по изучению производительных сил Украины;
региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины.

5. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный природный музей Украины, областные, районные, городские краеведческие музеи.
6. Разнообразная географические информация имеется в учебниках, пособиях, статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Географической информацией наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и т.д.. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет.