Скит благовещения от монастыря ксенофонт афон. Святая гора монастырь ксенофонт

Монастырь Ксенофонт (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ведущий свою историю с 10 века, монастырь Ксенофонт расположился на западном побережье полуострова Афон, почти у самой кромки моря, поблизости от святых «соседей» - Дохиара и Свято-Пантелеимонова монастыря . Как можно догадаться по названию обители, ее основателем был монах Ксенофонт, в миру греческий вельможа, принявший постриг и поселившийся на Святой горе. От прочих монастырей Афона Ксенофонт отличает наличие двух кафоликонов - главных храмов. Оба они посвящены Георгию Победоносцу, а старый вдобавок расписан уникальными фресками с изображением раннехристианских символов.

В кафоликонах и 11 церквях Ксенофонта хранятся почитаемые реликвии: частицы Животворящего Креста Господня, мощи святых и мучеников и чудотворная икона Богоматери Одигитрия.

Немного истории

Ксенофонт - ровесник Великой Лавры: заря его истории взошла на рубеже 10-11 веков. У истоков новой обители стоял греческий монах Ксенофонт, по имени которого позже и стали называть монастырь. История Ксенофонта схожа с судьбой других афонских обителей: череда взлетов и падений, разрушения и, к счастью, непременное восстановление. В 13 веке здесь лютовали пираты, но во времена турецкого правления монастырю оказывали щедрую поддержку правители Валахии. В 16 столетии большинство братии составляли славяне. В конце 18 века Ксенофонт получает второе рождение под руководством настоятеля Паисия Лесбосского - именно тогда здесь появляется второй собор. Сегодня в монастыре живут 30 монахов.

В новом кафоликоне Ксенофонта стоит увидеть две старинные иконы 14 века: одна изображает святого Георгия, другая - святого Димитрия.

Видеопрогулка по монастырю Ксенофонт

Что посмотреть

Ксенофонт - один из самых живописных «приморских» монастырей Святой горы. Его величественная громада крепостных стен, за которыми теснятся храмы, церкви и жилые покои братии, словно персонаж древнего сказания, вырастает, кажется, прямо из морских вод. Монастырь выглядит особенно впечатляюще, если прибывать к нему на пароме: обитель, как драгоценный камень, вдруг предстает лежащей на изумрудном бархате пышной греческой растительности.

Крепостные стены Ксенофонта вовсе не выглядят подавляющими, как в большинстве других монастырей: они довольно невысокие и открывают панораму внутреннего двора обители. Обращенный к морю фасад венчают кельи монахов - отдельные деревянные постройки, навершия стен. А за ним ярко выделяется кирпично-красный купол нового кафоликона.

Старый собор монастыря находится в правой части территории обители и датируется 11 веком. В 17 столетии его интерьеры украсил резной иконостас, тогда же были переписаны фрески. В 1864 г. кафоликон обрел колокольню, а в 1901-м у входа появилась мраморная чаша для святой воды. Новый собор расположен в левом углу монастыря, его строительство было завершено в 1821 г. Здесь стоит увидеть две старинные иконы 14 века: одна изображает святого Георгия, другая - святого Димитрия. Паломники Ксенофонта спешат поклониться и чудотворной Божией Матери Одигитрии.

Среди других реликвий монастыря - фрагменты Животворящего Креста Господня, частицы мощей великомученицы Марины, мученицы Параскевы и великомученика Пантелеимона. А в обширной библиотеке хранится более 600 манускриптов и около 7 тыс. раннепечатных книг.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023249
  • Факс - (+30) 2377023631
  • Телефонный центр - (+30) 2377023632
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023933
  • Представительство монастыря в Салониках -
  • Факс –
  • Престольный праздник – Святой Великомученик и Победоносец Георгий
  • Дата основания – 988 год
  • Иерархическое место – 16/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонд, Есфигмен.
  • Общежительный строй монастыря с – 1784 года, Благословение Патриарха Гавриила Δ′
  • Игумен – Священно Архимандрит Алексей (1976)
  • Количество монахов – 35 монастырских, 12 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Благовещения Пресвятой Богородицы, 3 Келий, 4 Кафисм

История и современность

Византийский период

Согласно преданию был основан в VIII веке, но реальная история говорит о более поздней датировке. В указе от 1010 года встречается фраза: «подписано рукой Ксенофонта монастыря Святого Георгия». Очевидно, что это и был основатель монастыря, построенного чуть ранее, возможно, в конце X века. Святой Ксенофонт подписал также указ прота Иоанна в 991 году. Его брата Феодора вылечил в свое время от опухоли Афанасий, о чем упоминается в житие последнего.

В период с 1030 по 1035 годы монастырь упоминается во множестве указов Святой Горы, подписанных его представителями Антонием и Феодулосом, двоюродным братом ктитора. Позднее игуменом становится Герасим, впоследствии удостоенный высокого чина прота. Во время правления Василия II монастырь завладел обширными территориями и за пределами Афона.

Наибольший вклад в развитие монастыря внес адмирал Стефан, пришедший в обитель с тремя своими родственниками и взявший имя Симеон (1078-1081). Как писал он сам, благодаря его стараниям была построена башня, возведено несколько других зданий, были переданы в дар иконы и книги. Все эти благодеяния были совершены на его личные пожертвования и пожертвования императора. Число монахов увеличилось до 55. Хозяйство монастыря насчитывало 150 голов крупного рогатого скота и 2000 овец.

Однако, такое интенсивное занятие животноводством явно нарушало законы Святой Горы, и очень скоро Афониты, резко выразившие свое недовольство, изгнали четверых новоприбывших. Император Алексий I Комнин повелел разрешить адмиралу и его родственникам вернуться на Святую Гору, раз уж он так хлопотал о ее благоденствии, но, тем не менее, подтвердил запрет на разведение животных.

Латинские пираты в XII веке, а также каталонцы в 1307 году, нанесли значительный ущерб Ксенофонту, но уже к 1394 году монастырь не только был восстановлен, но и укрепил свои позиции, став восьмым по счету в афонской иерархии обителей.

Турецкое владычество

В XVI веке в почти опустевший монастырь пришли монахи из Симонопетры, вынужденные покинуть свой монастырь, разрушенный пожаром. В начале XVII века Ксенофонту оказывали значительную помощь правители Валахии, выплачивавшие ему ежегодную субсидию в размере 9000 акче, но в следующем столетии монастырь практически опустел и насчитывал всего 4 монаха, а его долги были несоизмеримы с его экономическим положением. С переходом на киновиальный образ жизни в 1784 году намечаются некоторые улучшения, но основной вклад в восстановление монастыря внесли Паисий Кавсокаливит, ставший его игуменом и митрополит Самоковский Филофей, обосновавшийся в Ксенофонте и отстроивший его после пожара 1817 года. Перепись 1808 года относит к Ксенофонту 80 монахов, из которых 53 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь Ксенофонт находится в часе ходьбы на северо-запад от монастыря Святого Пантелеймона. Как и другие монастыри Афона, лучше всего рассмотреть его можно со стороны моря. Несмотря на дату, указанную на памятной табличке, в башне монастыря, 1668 год, очевидно, что сам монастырь был построен гораздо раньше.

Войдя на территорию монастыря, спутник попадает во двор, где слева расположился главный храм, посвященный Святому Георгию, являющийся одним из самых маленьких на Святой Горе. Сам храм был расписан фресками критской школы в 1545 году, а нартекс в 1563 году; экзонартекс, пристроенный в западной стороне, был украшен фресками в 1637 году. Часовня Святого Дмитрия является самым древним сооружением монастыря, здесь же расположилась часовня Святого Лазаря. Следует обратить особое внимание на иконостас этой церкви, характерного стиля XVII века.

Крепостная стена, которая когда-то окружала монастырь, ранее была четырёхугольной и смыкалась несколько метров севернее первого главного храма. Позднее, вследствие того, что потребовалось расширение территории, этот участок стены был снесен. Так образовался более просторный двор, большая часть стены которого осталась без зданий. Именно в этом дворе был построен новый главный храм, заложенный Филофеем в 1817 году и завершившийся в 1837 году. Это самый величественный и самый просторный храм на Святой Горе Афон, с которым может соперничать только храм скита Святого Андрея и скита Пророка Ильи. Несмотря на то, что храм не был украшен фресками, здесь находится великолепный мраморный иконостас и бесценные переносные иконы. Кроме известных икон Богородицы и мозаичной иконы Святого Георгия и Святого Дмитрия, здесь также хранятся иконы 12 Апостолов, датируемые XVI веком.

К монастырю относятся 14 часовен. В огромной прямоугольной башне расположилась колокольня. Здание купели - относительно новое сооружение, несмотря на то, что сама купель датируется гораздо более ранней эпохой. Трапезная монастыря представляет собой продолжение экзонартекса старого главного храма. Она украшена фресками 1637 года, которые были скрыты новыми изображениями. Новая трапезная была построена в новом участке крепостной стены.

К монастырю относится только одна келья Карьеса, Святого Андрея, где находится представительство обители. Скит Благовещения расположился восточнее монастыря на расстоянии часа ходьбы от него. Добраться сюда можно через монастырь Святого Пантелеймона, так как это кратчайший путь. Храм скита был построен в 1766 году.

Путеводитель по монастырю

Главный вход в обитель был изначально включён в архитектурный план монастыря. Он представляет собой монументальное сооружение с фреской святого Георгия и проходом, ведущим в старый двор. В центре двора находится источник, украшенный колокольней. За источником расположился колодец. Напротив – юго-восточное крыло, 3 этажное здание, так называемая Хорда Отцов. Недавно отреставрированное здание было построено в XI веке. В северной его части находится старый главный храм обители.

Крытый проход ведёт мимо старого главного храма в новый двор монастыря. Фрески прохода, на стороне севернее от старого двора, изображают житие святого Герасима и его ручного льва. Корень Иессеев изображается в глубине справа. На стенах, противоположных входу, изображаются сцены Апокалипсиса.

Новый двор, также как и старый, располагается на нескольких уровнях, и выложен камнем. Форма двора напоминает разносторонний многоугольник. В центре довольно просторной своеобразной площади возвышается новый главный храм монастыря. Рядом с ним располагается купель, ее монументальное украшение было сооружено в 1908 году и является одним из новейших на всей Святой Горе. Особый интерес представляет украшенный изображениями купол.

Сторожевые башни монастыря, к сожалению, не сохранились до наших дней. Сохранилась лишь четырехугольная 5 этажная башня колокольни, напротив нового главного храма, на северо-западе, на верхнем этаже которой расположилась колокольня, постройка 1864 года. Остальные башни были разрушены ещё до 1744 года, и их утрата не была связана с расширением территории монастыря.

Оба главных храма монастыря посвящены святому Георгию. Старый главный храм является самым маленьким на всей Святой Горе Афон. Экзонартекс пристроен к восточной стороне трапезной. Великолепные фрески 1637 года были созданы при финансовой поддержке воеводы Угровлахии Иоанна Матфея и его жены Елены, которые изображаются рядом с входом. На вратах входа изображается также святой Георгий, а на противоположной стене - сцены из Апокалипсиса. Интересно, что многие характеризуют эти сцены, как пророческие, узнавая в этих изображениях современные события, как, например, следы ядерного взрыва в виде гриба.

Фрески нартекса, созданные в 1564 году, являются работой иконописца Феофана, тезки иконописца монастыря . Справа от нартекса находится встроенная часовня Святого Лазаря. Купол нартекса украшен изображением Христа Вседержителя, обращенного, что является уникальным случаем, на северо-запад, а не на восток.

На вратах западной стены существует памятная надпись, информирующая, что храм был расписан на средства правителя Константина Ворника и его брата Радула. Фрески 1544 года относятся к и являются работой руки художника Антония, который создал также икону Богородицы с надписью: "Деисус раба твоего Антония".

Резной деревянный иконостас - это великолепный пример искусства XVII века, богато украшенный растительным узором. В южный неф встроена часовня Святого Дмитрия - это самая старая постройка в монастыре, относящаяся к XIII веку. Здесь сохранились фрагменты фресок, датируемые также XIII-XIV веками. Иконостас XI столетия сохранил части изначального византийского иконостаса.

Новый главный храм был заложен при Филофее, в 1817 году, строительство было окончено 20 лет спустя при игумене Никифоре. Это самый большой главный храм греческого монастыря на Святой Горе Афон, вмещающий до 2000 человек. В экзонартексе привычные фрески заменило стекло. Основной храм и нартекс были расписаны относительно недавно отцом Лукой и другими братьями монастыря. Здесь изображаются основатели Алексей и Никифор, митрополит Филофей и игумен Паисий.

Врата храма являются настоящим произведением искусства, украшенным перламутром; также стоит обратить внимание на скульптурное мраморное украшение входа.

Иконостас 1840 года был сооружён из серого мрамора. На восточных колоннах находится икона святого Георгия - справа и Богородицы Одигитрии. Икона святого Георгия - это та самая чудотворная икона, которая чудесным образом прибыла к берегу монастыря по морю. Обратная сторона образа, по-видимому, пострадала в огне, от рук иконоборцев. По преданию, именно тогда верный христианин спас икону тем, что бросил ее в море. На лице святого, под подбородком, существует рана, нанесенная ножом иконоборца, согласно преданию, из этой раны струилась кровь.

Икона Богородицы Одигитрии находилась в монастыре и чудесным образом перенеслась в монастырь Ксенофонт, несмотря на то, что монахи попытались вернуть икону в ее монастырь, она снова вернулась в Ксенофонт (1730).

Своей особой гармонией архитектурных пропорций впечатляет конха двухэтажный часовни, где располагается храм Введения во храм Богородицы, на втором этаже, а также храм Святого Иоанна Богослова на первом этаже. Оба храма расписаны фресками. На территории монастыря существуют и другие часовни, среди которых: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы, Святого Стефана, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы.

Кладбищенский храм Святой Троицы, построенный в 1817 году, находится в юго-западной стороне монастыря. По своему архитектурному типу храм относится к крестово-купольным храмам. Внутреннее убранство храма довольно скромное, лишь с несколькими деталями украшения в стиле барокко. Храм был расписан относительно недавно.

Трапезная монастыря расположилась на втором этаже юго-западного крыла. По своей форме трапезная напоминает почти идеальный прямоугольник. В западной стороне, со стороны моря, существует конха, украшенная фресками 1475 года, представляющими собой наиболее ранние фрески трапезной на Святой Горе Афон.

В новой ризнице обители хранятся: часть честного креста, одеяния вышитые золотом, посуда, икона Преображения Господня XIII века. Стоит обратить внимание на икону Иоанна Предтечи, датируемую семнадцатым столетием, украшенную изображениями сцен Благовещения XVI века, а также на пергамент Славянского Евангелия, подарок воеводы Иоанна Александра 1574 года.

Особая гордость монастыря - это мозаичные иконы святого Дмитрия - справа и святого Георгия. Впечатляют размеры икон (1.20 х 0,55 м.). Изображение датируется X-XI столетием и является работой одного художника. Святые изображаются в полный рост, но не в военном облачении, а в одеяниях придворного военачальника, что является иконографической особенностью эпохи.

Библиотека монастыря считается очень богатой, так как содержит 10.000 печатных книг, 400 рукописных кодексов, среди которых 3 написаны на пергаменте, а также три свитка. Важной реликвией монастыря считается рукописное Евангелие, подаренное императором Алексеем I Комниным в 1083 году игумену Симеону.

Частицы Мощей

Частица Честного и Животворящего Креста Господня, Святых Апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, Святых Иерархов Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, Модеста, Трифона, Якова Перса, Игнатия Богоносца, Святой Игнатий Агалиану Епископ Мифимнис, Святого Харлампия, Фотия Патриарха Константинопольского, Великомучеников Георгия, Димитрия, Меркурия, Святых Мины Египетского, Марины и Параскевы (Пятница), Новомученников Греческих (святые которые приняли мученическую смерть после падения Константинополя 1453 год) Димитрия Пелопонеского и Феодора Византийского, Священномучеников Иверских (монастыря Ивирон Афон) Евфимия, Игнатия и Акакия.

Монастырь Ксенофонт (греч. «Ιερά Μονή Ξενοφώντος»), 16-й в диптихе афонских монастырей, посвящен Георгию Победоносцу . Располагается на западной стороне Святой Горы Афон.

Ксенофонт был основан в Х веке, греческим вельможей Ксенофонтом. От имени которого и получил своё название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу. В соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь.

Главный соборный храм монастыря Великомученика Георгия Победоносца был построен в 1809-1819 гг на средства бывшего митрополита Самаковии Филофея в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный собор (один из крупнейших греческих соборов на Афоне) с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и разнообразием использованных материалов. В иконостасе находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и Двенадцати Апостолов, которые датируются концом XVI века.

Кроме действующего собора, сохранился также прежний, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Он знаменит фресками критского живописца Антония (1544 год). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее. Так же принадлежат две келии Св. Трифона и Св. Нектария, расположенны в своей географической области, и клия св. Андрея представительство в Кариес.

В Ксенофонте находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница - греч. «Οδηγήτρια»). Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Святыни : Паломники могут приклониться к Деснице великомученика Георгия Победоносца, мощам Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Престольный праздник монастыря: 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца (переносится на Вторник Светлой Седмицы, если праздник приходится на Великую Неделю Поста).
Другие праздники: Первое воскресенье октября - Икона Богородицы Одигитрии
16/11 (3/11) Перенесение мощей Великомученика Георгия,
7/4 (25/3) Благовещение,
Вторник Светлой Седмицы - литания (крестный ход) с чудотворной иконой.

Паломничество на Афон - Ксенофонтов монастырь
Чтобы посетить монастырь Ксенофонт Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.

Паломники могут добраться до Монастыря Ксенофонта а)паромом из Урануполис, или из Дафни, или из м. Дохиар, или из м. Св.Пантелеимона б)пешком от м. Дохиар 30 мин. ходьбы, или от м. Св.Пантелеимона 1 час ходьбы.

Ксенофонт стоит у подножия холма на берегу между Дохиаром и Русским Свято-Пантелеимоновым монастырём.
По преданию на месте монастыря в 520 году святым Ксенофонтом был возведён храм, посвящённый святому Дмитрию.
С историей основания монастыря связан ещё один святой, живший в X веке - преподобнй Ксенофонт, о котором в житии основателя Лавры Афанасия Афонского сказано, что он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.
В текстах монастырь впервые упоминается в годы правления императора Никифора III Вотаниата. Монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии.

Последующая история обители особо не отличается от истории других Афонских монастырей . Здесь также имели место разрушения в результате пиратских набегов и последующее восстановление при поддержке, главным образом, византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц.

Ксенофонт - первый из монастырей после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному житию в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784).

В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре он был восстановлен и даже расширен с помощью бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом в монастыре Ксенофонт.
Новый собор был построен в 1819 году. Это самый крупный из греческих соборов на Афоне. Здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями. На территории монастыря находятся 11 часовен, остальные за ее пределами. Монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее и скит Пресвятой Богородицы, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием.

В монастыре хранятся две чудотворные иконы - Матери Божией и святого Георгия. Здесь же находятся мощи святого великомученика Георгия, апостолов Варнавы и Филиппа, святого Стефана, святого великомученика Феодора Тирона, святого Аркадия (сына основателя), святителя Иоанна Златоуста, святой Марины и святого Модеста.

В монастыре и на принадлежащих ему территориях сегодня проживает около 60 монахов.

Монастырь Ксенофонт

Монастырь Ксенофонт занимает шестнадцатое место в иерархии афонских обителей. Обитель стоит у подножия отлогого холма, спускающегося к морю, в южной части полуострова – между Дохиаром и монастырем святого Пантелеймона.

Относительно времени основания Ксенофонта существует несколько версий. Согласно одной из них, первый храм был возведен на этом месте в 520 году святым Ксенофонтом, богатым и благородным сенатором. Он посвятил его святому мученику Димитрию.

Согласно другой версии, монастырь был основан в X веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил свое название. Впоследствии он принял постриг в созданной им обители. Он упоминается в житии основателя Великой Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата преподобного Афанасия, Феодора, от рака.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083 год) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора – Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон. Он позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В Третьем уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой Патриарха Гавриила IV. Это произошло в 1784 году.

Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря – Паисий из Митилены, который реконструировал и расширил монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму.

В начале XIX века в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Монастырь Ксенофонт уникален тем, что в нем два соборных храма: такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвел еще преподобный Ксенофонт. Нартекс этого собора соединен с западной стороной келий и трапезной.

В правой части алтаря более раннего соборного храма есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Фрески XIV века созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец, и наружного нартекса (1637).

Новый собор, посвященный святому великомученику Георгию, построен в 1819 году на пожертвования братии монастыря Филофей. Это самый большой на Афоне храм, с прекрасно спроектированным иконостасом из цветного мрамора.

Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професисе (жертвеннике) и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями, как на своей территории, так и за ее пределами. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: святой Евфимии, святых бессребреников, Успения Богородицы и святого Иоанна Богослова, святого Лазаря и святого Димитрия в старом соборе, а также святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых апостолов, святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви и двадцати двух калив, большинство из которых в настоящее время пусты.

Также заслуживают упоминания фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонница (1814) и две башни – святых апостолов и святого Стефана.

Среди святынь, пребывающих в Ксенофонте, несколько чудотворных икон. Наиболее почитаема икона Богородицы Одигитрия Ксенофская. Изначально эта икона пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря – в Ватопеде и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте. Немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Еще один чудотворный образ – святого великомученика Георгия Победоносца. Это икона XI века находится в соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но один православный спас ее и бросил в море, для того чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему, икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке святого видна рана, нанесенная ножом, из которой, согласно преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона святого великомученика Димитрия Солунского – это мозаичный образ X века, находится в соборном храме, справа от иконостаса.

Также в Ксенофонте хранится икона Преображения Господня, XIII века, написана восковыми красками на стеарине.

В Ксенофонте хранятся частицы мощей: Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Андрея, Варнавы и Филиппа, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, великомученика Пантелеймона, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святителей Григория Паламы, Иоанна Милостивого, Фотия, Патриарха Константинопольского; священномучеников Харалампия, Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносца, мучеников Феодора Тирона и Трифона, великомученицы Марины, мучениц Агафий и Параскевы, святых Модеста и Иакова Персиянина. Также в Ксенофонте хранится часть Животворящего Древа.

В наши дни в самом монастыре и на принадлежащих ему территориях подвизаются около шестидесяти человек.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.