Сколько стоит иконостас. Заказать изготовление церковного иконостаса из дерева

Иконостас представляет собой алтарную перегородку, более или менее сплошную. Она состоит из одного ряда или нескольких рядов икон, которые размещены упорядочено и зонально отделяют алтарную часть от остального помещения. В переводе с греческого языка слово «иконостас» обозначает подставку для икон.

Икона связывает мир небесный и наш мир, поэтому в каждом христианском храме есть большое количество икон и подставка для них просто необходима. Ниши талантливые специалисты изготавливают настоящие шедевры.

Как возник?

Часть с алтарем необходимо было оградить от основной части помещения, в которой находятся прихожане и молящиеся. Для этого была создана специальная алтарная преграда, символизирующая отделение Земного начала от Божественного. Их суть едина, но Божественную часть невозможно отобразить никакими земными средствами, поэтому символически алтарь отделили при помощи иконостаса.

Стоит отметить, что иконостас является особенностью православных храмов. Его использование имеет только русские корни. Греческие церкви тоже используют его, но он там появился из России благодаря известному Афонскому монастырю. После того, как христианство пришло в Грецию появился обычай помещения икон с Иисусом Христом, Богоматерью и Иоанном Крестителем на алтарной завесе.

Специалисты утверждают, что иконостас возник на русской земле вследствие того, что в деревянных церквях не существовала настенная роспись, а в то же время в Византии был расцвет искусства фрески.

Домашний вариант из дерева:

Иконостас устанавливается не только в храмах. Издревле в России в домах создавался свой «красный угол» с иконами. Церковь не рекомендует расставлять иконы в книжных шкафах и на полках, заслоняя их мирскими предметами быта.

Структура:

По своему строению иконостас представляет собой конструкцию, включающую несколько рядов икон (обычно четыре или пять). В нижней части иконостаса трое врат, а вверху расположен крест.

Иконы выступают в качестве символа соединения Земного и Божественного начала, и обращены ликом к возносящим молитву. Это позволяет обратиться прихожанам напрямую к собранию небожителей, которые в таинстве находятся в образах. По традиции в центральной части располагаются Царские Врата, которые являются выходом для святой силы Иисуса Христа. Если Царские врата открыты, то для христиан открывается Царствие Небесное.

Нижний ряд:

В нем присутствуют основополагающие моменты православной меры и особенности местного почитания тех или иных святых: храмовая икона (праздник или святой покровитель церкви); икона местного ряда (самого почитаемого святого); иконы Благовещения, а также евангелистов Марка, Иоанна, Матфея и Луки; икона «Тайная Вечеря»; икона Спасителя; Божьей Матери, архангелы Михаил и Гавриил.

Второй ряд иконостаса

В Деисусном ряду больше икон, меньших по своему размеру и все они символизируют мольбы Церкви к Христу. В нем находится «Спас в силах», икона Иоанна Предтечи, икона Божьей Матери «Заступница», архангелы, пророки и самые известные угодники святой Церкви Христовой.

Третий ряд иконостаса

Он является «праздничным», а также историческим, потому что олицетворяет события Евангельской истории: икона Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в Храм, Благовещение, икона Рождество Христово, Сретение, Богоявление, икона Преображение, затем Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, далее Сошествие Святого Духа и Успение.

Четвертый ряд иконостаса

Он является пророческим и включает образы пророков, возвещавших о грядущем: Месии и про Деву, мать Иисуса Христа. В центре — икона Божьей матери «Оранта».

Пятый ряд:

Праотеческий ряд с образами праотцов, начиная от Адама и до Моисея. В центральной части — «Ветхозаветная Троица».

Угловой иконостас:

В компании 3Dekor создадут изделие по вашему индивидуальному заказу - нужной формы, размера, цвета. Также вы можете заказать иконостас угловой. Он будет располагаться в угловой части здания и позволит оптимальнее использовать пространство. Звоните!

Иконостас в храме

Иконостас - (греч. eikonostasion, от eikon - «изображение, образ» и stasis - «место стояния») - алтарная перегородка, отделяющая Святая Святых от остального храма. Иконостас прошел долгий путь становления, прежде чем предстал перед нами в своем законченном, привычном виде. Как правило, в иконостас включается несколько рядов икон, каждый из которых имеет свое символическое значение и занимает особое место.

В православных церквях иконостас – центральная часть храма.

Как выбрать

В данной рубрике представлен широкий выбор готовых работ нашего производителя различной отделки: от аскетичных до богатых вариантов. Можно выбрать и купить иконостас по готовому, т.н. "типовому" проекту. Также Вы можете заказать иконостас для Вашего храма , обсудив с консультантом все индивидуальные пожелания.

Все вопросы, связанные с ценами на изготовление иконостаса , подходящего по размеру для Вашего храма, Вы можете задать нашему консультанту по иконостасам:

Екатерина, моб. +7-920-737-03-37.

Если время не рабочее, то пишите к нам на почту: .

Выбор стиля и материала для изготовления иконостаса на заказ - дело тонкое и сложное, поскольку иконостас является центром любого храма, он должен вписываться как в архитектурный стиль храма, так и в общий интерьер. Индивидуальна каждая церковь – неповторим и иконостас в ней.

Символика

Иконостас в православном храме рассказывает всю историю православного учения – от пророчеств о Рождении Сына Божьего, до Его Распятия и Воскресения. Кроме того, это преграда, отделяющая алтарь от церкви, символизирует границу между земным и небесным. Но и порядок построения рядов в иконостасе глубоко символичен. Он отражает иерархию небесную, а Врата Царские являются прообразом входа в Рай.

Материалы изготовления, виды отделки и вставки

Изготовить и купить иконостас для храма можно из самых разнообразных материалов: из дерева, мрамора, керамики, металла и даже стеклопластика. Но деревянные иконостасы являются наиболее распространенными. Дерево – натуральный, экологически чистый материал. Для иконостасов отбирается лес высшего качества, без изъянов. При правильной заготовке дерева для изготовления иконостаса, срок его службы будет очень долгим.

Отделка иконостасов, как и материалы для их изготовления крайне разнообразна:

  • резьба. Витые орнаменты, созданные в технике резьбы, украшают множество иконостасов в православных храмах;
  • серебрение, золочение необычайно украшает иконостас, делает его сверкающим и торжественным;
  • эмаль. Такая отделка, несмотря на внешнюю хрупкость материала, крепка и долговечна, кроме того, не требует особого ухода;
  • басма. Часто используется при украшении иконостасов, поскольку такая техника позволяет выполнить сложный орнамент и легко повторить его для других деталей.

Вид, стиль и высота иконостаса обуславливаются храмом его возведения, так как иконостас является неотъемлемой его частью. Прежде, чем приступить к созданию иконостаса, необходимо изучить архитектуру, историю и стиль того храма, куда планируется его поместить. Он должен быть соразмерен масштабам и пропорциям храма и соответствовать его общей стилистике. В древние времена проектированием иконостаса занимались специальные церковные архитекторы. В настоящее время данную профессию дополнили современные технологии, позволяющие создавать еще более совершенные проекты.

Иконостас из мрамора "Botticino".

Так, в компании ИСАКИДИС проектированием иконостаса занимаются архитекторы, имеющие церковное образование, и конструкторы, имеющие многолетний опыт работы и специализирующиеся именно на проектировании церковного убранства. А используемая технология 3D моделирования позволяет воссоздать модель будущего проекта, благодаря которой Вы сможете предварительно оценить, какой конечный вид примет церковная работа. После согласования модели, наши специалисты приступают к последующим этапам реализации иконостаса.

Что же касается истории, то первые упоминания иконостаса относят к 4 веку. На тот момент отделять алтарь от остальной части храма начинали различными преградами и завесами. Берет свои истоки иконостас от византийских храмов, где иконостасы создавали из камня. В то время они были представлены в виде сочетания парапетов, колонн и каменных балок, которые получили название "темплон". По центру располагался крест, а по бокам образы Иисуса и Богоматери. Постепенно структура усложнялась и добавлялось количество представленных икон. На Древней Руси храмы в своем убранстве во многом повторяли византийских предшественников. Но зачастую это не всегда представлялось возможным, так как большинство храмов на Руси было деревянными, на стены которых не наносилась никакая роспись, а убранство и роскошь достигались путем увеличения количества образов в иконостасе.Так в начале 17 века от византийских прообразов в 2-3 яруса и появился классический высокий русский иконостас, состоящий из 5 уровней.

Иконостасы 15-17 века имеют простейшее строение и называются тябловыми (походит от русского "тябло", что означает брус, или еще ранее от латинского "табула", что переводится как доска, или от искаженного греческого слова "темплон"). В таких иконостасах иконы размещаются между горизонтальными брусами, которые в свою очередь либо расписываются растительными орнаментами сами, либо закрываются расписными досками. Данные брусы закрепляются в предназначенных для этого углублениях в северной и южной части храма. Это считается самым древним видом иконостаса, убранство которого со временем становилось все более богатым. И уже к 17 веку большинство таких иконостасов имело скульптурные украшения и позолоченную резьбу. Стоит отметить, что изначально церковь не одобряла данного явления. Однако на сегодняшний день особой роскошью отличаются не только иконостасы, но и вся церковная утварь.

Иконостас из известняка.

В процессе таких преобразований возник более сложный вид - резной иконостас, который с 17 века практически полностью сменил тябловые иконостасы. Особенность резного иконостаса в том, что он представляет собой уже достаточно сложную систему горизонтального и вертикального членения, богато украшенного резными элементами, литыми пластинами, лепниной и т.д. По горизонтали размещаются архитравы, междуярусные карнизы, резные фризы. По вертикали располагаются различные колонны, пилястры, полуколонны с резными сложными элементами.

В 17-18 веке свое влияние на убранство иконостаса оказывает стиль борокко, что приводит к еще большему усложнению его декора. Теперь на резьбу в разных техниках наносят позолоту и серебро, чередуют полированные и матовые поверхности, используют цветные лаки для подцветки позолоченных и посеребрянных элементов.

К 19 веку эти техники получили уже повсеместное распространение и к убранству иконостасов добавилось еще украшение фризов драгоценными камнями различного цвета и огранки.


Для классицистического же храма 18-19 века характерно использование одновременно высокого иконостаса и открытого пространства верхней части алтаря. Примечательно, что в данный период иконостас представляет собой архитектурное сооружение в виде триумфальных арок, портиков или имеет вид "храм в храме", при этом характерной особенностью является минималистичное количество икон.

В большинстве своем, иконостасы по структуре имеют несколько рядов (еще их называют ярусы или чины), количество которых зависит от традиционных особенностей региона и категориальности самого храма.

В период 15 века иконостасы имели трехярусную структуру, в 16 веке ярусов было уже 4, а в конце 17 века их количество иногда достигало даже 7 (дальше "этажность" расти перестала). Но все же наибольшее распространение получили конструкционные решения из 5 ярусов.

По своей сути, иконостас олицетворяет собой историю созидания мира и каждый ряд, имеет свое особое название и символическое значение.

Одноярусные иконостасы

1. Первый чин (снизу) называется "местным", с царскими вратами.Получил такое название ввиду расположения на этом уровне икон либо с изображением святых, которые особо почитаются в данной местности, либо символизирующих важный местный праздник.

На этом уровне некоторые иконы присутствуют всегда, в независимости от храма.

С правой стороны от Царских врат обязательно располагается икона Спасителя, а с левой - образ Богородицы.Расположение это не случайное и олицетворяет собой встречу каждого Христосом и Девой Марией пред вратами и сопровождение в Царство Небесное.На самих вратах изображают образ 4-х евангелистов (Матвей, Марк, Лука и Иоан) и сюжет Благовещения. Над вратами сверху второго ряда располагается "Тайная вечеря".

Икона с правой стороны от Спасителя называется "храмовой иконой" и изображается на ней святой или событие, которому посвящено возведение данной церкви. С левой стороны от Богоматери размещают "икону местного ряда" с образом святого, особо чтимого в данном регионе.

На южных дверях (справа от молящегося) и северных (слева) чаще всего изображены архангелы Михаил и Гавриил или архидиаконы Стефан и Лаврентий соответственно, но иногда используют и другие вариации.

Все остальные образы в местном ряду занимают святые, высоко почитаемые в этой местности.

Одноуровневый иконостас относят к византийскому стилю и устанавливают сегодня обычно в небольших церквях либо при необходимости сделать алтарную преграду частью пространства храма, не преграждая обзор росписи самого алтаря.

Двухярусные иконостасы

2. Второй чин располагается над местным и называется "праздничным". Состоит этот уровень из 12 праздников (Вознесение, Рождество, Преображение и другие значимые с точки зрения Церкви события). А в центре всей композиции этого уровня находится икона "Тайная вечеря".

Примечательно, что в более ранние периоды этот уровень находился выше Деисуса, на третьем уровне, но позже его сместили ниже, чтобы прихожане смогли лучше изучить праздничные иконы.

Двухярусные иконостасы также как и одноярусные, создаются по византийскому образцу. Их возведение часто обусловлено архитектурными особенностями храма. Например, когда возникает необходимость подчеркнуть полукупол апсиды алтаря.

Трехярусные иконостасы

3.Третий чин считается самым важным, центральным и носит название "Деисус". В центральной части этого ряда размещается икона "Спас в силах", изображающая Иисуса в качестве судьи, а (по бокам пророки) с двух сторон отображены святые, которые обращаются к Христу с молитвами.Именно поэтому этот ярус и носит такое название, происходящее от греческого "деисис", что означает "Моление".

Трехуровневый иконостас достаточно распространен (по сравнению с одно- и двухуровневым) и также как и предыдущие два вида создается по прототипу византийского образца. За счет своей высоты органически вписывается в храмовое пространство, воссоздавая единую композицию с настенными фресками.

Четырехярусные иконостасы

4. Четвертый чин называется "пророческим". В то время как третий ряд своими иконами относит верующих к Новому Завету, то этот ярус переносит во времена Ветхого Завета, когда пророками было предсказано рождение Христа. В центральной части изображается Богоматерь с младенцем на троне, а по бокам размещаются пророки.

Четырехуровневый иконостас появился впервые на Руси, когда было принято считать, что всю церковную историю было бы уместно отображать на сооружении, которое будет отделять алтарь от всей остальной части храма.

Пятиярусные иконостасы

5. Пятый чин носит название "праотческого" и отсылает верующих к еще более давним событиям. На этом уровне по бокам отображают праотцов - от Адама до Моисея. В центральной части изображают "Ветхозаветную Троицу", символизирующую предвечный совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога во имя искупления греховного падения человека. Венчает иконостас изображение распятия.

Пятиярусный иконостас относят к классическому высокому русскому иконостасу, который является наиболее распространенной вариацией выделения алтаря от остальной части церкви на сегодняшний день. Такой вид иконостаса позволяет реализовать концепцию "храм в храме", когда сам иконостас выступает в роли отдельного храма, в которое заключается святое место.

Шестиярусные и семиярусные иконостасы

6-7. Иногда над праотческим рядом размещают шестой и седьмой чин, которые называют "страстными". Шестой ярус посвящают Страстям Христовым, на котором изображаются муки Иисуса в течение недели перед распятием и Воскресением. Седьмой ярус посвящают Страстям апостольским.

В любом случае, какой бы иконостас Вы не выбрали, для реализации проекта на высоком уровне необходима профессиональная работа настоящих специалистов. Компания "Исакидис" предлагает изготовить иконостасы для храма из природного камня. На основании эскизного проекта архитекторы "Исакидис" разрабатывают рабочие чертежи, а художники прорабатывают оформление иконостаса. В процессе проектирования активно используются компьютерное моделирование и 3D-технологии. Современное высокоточное итальянское оборудование дает возможность воплотить в реальность сложнейшие изделия.

Вы можете выбрать в нашем каталоге камня любой понравившийся материал и заказать проект. Обратившись в компанию ИСАКИДИС Вам больше не о чем беспокоиться - все остальное за Вас сделают наши специалисты.

Инкрустация иконостаса

По желанию заказчика любая модель может быть украшена полудрагоценными и драгоценными камнями. Например, иконостасы из мрамора, изящны и неповторимы, и обладают особой одухотворенностью - ведь над созданием камня трудилась сама природа. Натуральный мрамор с его необычным узором предоставляет широчайшую палитру выбора и придает готовому изделию индивидуальность и величие. А украшение полудрагоценными и драгоценными камнями позволяет придать по-настоящему роскошный вид.

Православная вера испокон веку призывает человека к очищению своей души, к избавлению от пригрешений ради достижения Царствия Небесного. Символическими вратами между земным пространством и небесным миром является церковный иконостас. Он зримо отделяет алтарь от места общего посещения, как бы напоминая человеку о том, что между ним и Всевышним Создателем существует некая грань. Переступить эту грань без богоугодного посредничества избранных праведников никому не под силу.

По своему устройству православный церковный иконостас состоит из трех отделений. По его центру, напротив престола, расположены Царские Врата. Сквозь них входить в алтарь могут только священнослужители. Для взора прихожан Царские врата открываются исключительно по особым случаям. Решетчатые створки с резными узорами завешиваются символическим покровом, который хранит таинство Святыни и приподнимается всего лишь несколько раз в году. Только в особый день верующие могут устремить взгляд на происходящее в алтаре, глазами своими впитывая процесс пресуществления Святых даров. Над Царскими вратами по церковному канону принято помещать икону, запечатлевшую Тайную Вечерю.

По краям от Царских врат устроены Северные и Южные врата. В отличие от двустворчатых Царских, они состоят из одинарной створки, и убранством своим уступают центральному входу в алтарь. Через крайние ворота священники проходят в обычные дни и во время проведения уставных богослужений. Со стороны алтаря за южными и северными вратами находится диаконник и жертвенник. Вся лицевая часть церковного иконостаса, обращенная в центр храма, увенчана образами с ликами Святейших. Следуя древним церковным канонам, при изготовлении иконостаса строго соблюдается его многоярусное устройство. Каждый из пяти рядов имеет свое сакральное значение, которое отображено в размещенных на нем иконах.

Устройство ярусов церковного иконостаса

В самом верху иконостаса, в Праотеческом ряду, наипочтеннейшее место занимают иконы с ликами ветхозаветных патриархов. По центу размещена «Святая Троица». Ниже расположен Пророческий ряд, символизирующий ветхозаветную церковь. Центральная икона здесь – «Знамение». На ней изображена Небесная Царица с младенцем на коленях. Третий ряд сверху именуется Праздничным. Название его характеризуется Святынями, символизирующими главные православные праздники, от Рождества до Успения. Деисусный ряд во главе своей размещает икону «Спасителя», поддерживаемого с двух сторон ликами Богоматери и Иоанна Предтечи, а также, сонмом Святых. Символизирует Деисусный ряд Небесную Церковь Христову.

Самый последний, нижний ряд церковного иконостаса назван Местным. В нем центральные лики Спасителя, Девы Марии и храмовой иконы размещены подле Царских Врат иконостаса. Остальное же пространство отведено для образов местного характера, иначе говоря, наиболее почитаемых в той местности, где непосредственно возведен храм.

Одно то, что подле иконостаса проходят важнейшие христианские таинства, а сам он символизирует церковь от истоков ее до Страшного суда, говорит нам обо всей важности сего символа для православия. По своей энергетике, подкрепленной почитаемыми образами, церковный иконостас сопоставим с силой веры и чистотой помыслов, которые несут в себе священнослужители и прихожане храма. Он открывает истинную тесную связь между земным миром и Небесным Царствием. Принимая из рук Божьих посредников Святое причастие и склоняя чело свое в исповеди, верующий человек находится под незримой защитой ликов и символов, воздвигнутых на православный церковный иконостас.