Смысл обряда. Смысл обряда освящения дома

Смысл обряда освящения дома

В жизни Православной Церкви каждое действие, каждый обряд или таинство имеют свой определенный духовный смысл. Этот сакральный (то есть таинственный) смысл заложен во внутреннюю жизнь Церкви Самим Господом Богом. В центре любого церковного действия всегда находятся два объекта – Бог и человек. Бог в этом диалоге является центром всей жизни, сущностью, на которую обращены взоры каждого верующего человека. Однако и роль самого человека в этом диалоге нельзя умалить. Человек является венцом творения Божия, главной и конечной целью создания всего видимого и невидимого бытия. О важности сотворения именно человека мы можем прочитать уже в первой главе Книги Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 26–28). В данных словах и деяниях Бога мы видим, что именно человек получает право владеть всем созданным миром. Однако это владычество должно было гармонично сочетаться с непрерывным делом богообщения. Это означает, что по замыслу Божию, человек должен был находиться в постоянном общении со своим Творцом – Пресвятой Троицей; он должен был постоянно духовно совершенствоваться и в перспективе был направлен на достижение полного бессмертия. В этом смысле, человек должен был постоянно освящаться Божией благодатью, а вместе с человеком эта благодать должна была затрагивать все сферы его жизни.

Однако, как мы знаем из дальнейшего повествования Священного Писания, человек не устоял в правде и, будучи соблазнен диаволом (в виде змея), совершил грехопадение. В результате нарушения единственно данной заповеди первые люди (Адам и Ева) отпали от Бога и были изгнаны из райского сада. Также результатом греха стало поражение греховной страстью всей природы человека, вхождение в него тления и смерти, утрата возможности прямого богообщения. Однако Господь Бог, по Своей неизреченной любви, не уничтожает человека, не прогоняет его совершенно от Себя, а дает ему обетование о Спасителе. Таким образом, с одной стороны, люди остаются вне рая, но, с другой стороны, они не утратили надежды на спасение, а также возможности обращаться в молитве к своему Создателю Господу Богу.

С момента изгнания Адама и Евы из рая, для людей наступает новый этап жизни – теперь они не могут напрямую общаться с Богом, но у них остается молитва, а также видимые священнодействия, посредством которых Сам Господь Бог может даровать Свою благодать тому или иному человеку, низводить ее на определенные вещи, предметы и действия. И вот здесь мы обращаемся к теме данной работы – смыслу освящения того или иного действия или предмета, а в более конкретном плане, смыслу освящения человеческого жилища.

Возникает вопрос, действительно, зачем верующему человеку, который посещает храм, совершает молитву, участвует в Таинствах Церкви еще и совершать обряд освящения своего жилища, как правило, дома или квартиры? Обязательно это или нет и в чем смысл этого действа? Рассмотрим этот вопрос по частям.

Во-первых, посмотрим, что представляет собой, в принципе, чин освящения чего-либо: жилища, транспортного средства и так далее. И для начала отметим, что в Православной Церкви необходимо отличать такие понятия как Таинство и обряд .

Понятие Таинства (соответственно, от слова тайна ) включает в себя особое священнодействие (как правило, в храме), совершаемое священнослужителем – епископом или священником – в результате которого, по вере и молитвам всех верующих, Господь Бог, таинственным для нас образом, ниспосылает Свою благодать на то или иное действие. Приведем определение Таинства, которое дает святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия» . В Православной Церкви существует семь Таинств, основание которых положено Самим Господом Иисусом Христом (либо Его апостолами) во время Его земного служения. К числу Таинств относятся: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Священство, Елеосвящение (Соборование), Брак, Евхаристия (Святое Причащение) как центральное Таинство Церкви. Таким образом, Таинства – это главная и неотъемлемая часть жизни Христианской Церкви, которая дана Самим Богом и в которой должен принимать участие каждый, кто является членом Церкви и считает себя христианином. Единственное, что следует заметить, так это то, что участие человека в том или ином Таинстве может быть разным по количеству; есть Таинства, в которых человек участвует один раз в жизни или призван к тому (Крещение, Миропомазание, Брак), а есть такие, в которых он должен участвовать как можно чаще (Покаяние, Евхаристия). Несколько иной смысл несут в себе церковные обряды.

Понятие церковного обряда (от слова ряд, порядок ) включает в себя совершение священником определенных действий, направленных на молитвенное призывание помощи и благодати Божией человеку в том или ином деле или для освящения того или иного предмета, места. Также можно сказать, что обряд, исходя из его названия (обряд – ряд, порядок), помогает духовно правильно выстроить человеку его внешнюю и внутреннюю религиозную жизнь. Однако важно понимать, что обряды и Таинства – это несколько разные понятия. В отличие от Таинств, церковные обряды имеют иную традицию установления и несут в себе отличную от Таинств смысловую нагрузку. Если Таинства Церкви по преимуществу установлены Самим Господом Иисусом Христом и Его апостолами еще в Новом Завете, то обряды имеют более длительную историю своего становления. Какие-то из них начали формироваться в самые первые века бытия Христианской Церкви, а какие-то появились гораздо позже. Но в этом нет ничего противоречащего учению Церкви. Здесь важно понять главное – Таинство напрямую связано с нашим спасением, с диалогом человека с Богом, то есть имеет непосредственное и прямое сотериологическое (спасительное) значение, а обряд – это, скорее, обращение человека к Богу и испрошение у Него благодати и помощи в том или ином деле , освящение того или иного предмета, хотя и в нем можно также выделить вполне определенные сотериологические аспекты. Это, в первую очередь, касается тех обрядов, которые, так или иначе, затрагивают жизнь человека не только земную, но и в вечности (например, обряд пострижения в монашеский чин или обряд отпевания усопшего). Без Таинств не может быть Церкви, общение человека с Богом будет неполноценным, благодать же, дарованная в обряде, помогает человеку в его повседневной жизни . В тоже время, не стоит умалять церковный обряд, так как он тоже несет в себе определенный духовный смысл. Таким образом, мы видим, что и у Таинства, и у обряда есть и вполне конкретные общие моменты – молитвенное обращение к Господу, внутренний диалог с Творцом, даруемая Богом благодать. В одной из работ, посвященной Священному Писанию и Преданию, об обрядах Церкви говорится следующее: «Церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны человека, ибо то и другое сотворено Богом (Лк. 11, 40)… все внешнее в деле веры спасительно только тогда, когда оно служит выражением внутреннего; поэтому каждое наружное религиозное действие должно быть проникнуто духом веры и любви к Богу» . Различие между Таинствами и обрядами можно показать еще одним способом – Таинства, как уже говорилось выше, дарованы Церкви по преимуществу Самим Господом (можно сказать низведены Богом до нас), а обряды сформировались относительно позже и явились плодом роста и развития Церкви, как Тела Христова (то есть, возведены к Богу Церковью).

В тоже время ни в коем случае нельзя отождествлять обряд Христианской Церкви с каким-либо магическим ритуалом. У этих явлений совершенно противоположные смыслы. При совершении обряда священник вместе с верующими молится о снисхождении Господа Бога к людям и испрашивает помощи Божией. В магическом ритуале, совершающий его жрец (или любой иной языческий, оккультный служитель), посредством определенных магических формул и заклинаний (действий), пытается подчинить себе определенную силу (духа) и взамен какого-либо обязательства получает то, что просит. Таким образом, в христианском обряде (в принципе, как и в Таинствах) Церковь молится и смиряется перед Богом, а в магическом ритуале оккультист действует по принципу «ты – мне, я – тебе» , что исключает искреннюю молитву, любовь, смирение.

Теперь посмотрим, в чем заключен непосредственный смысл христианского обряда освящения жилища (дома или квартиры). В своей основе обряд освящения жилища имеет тот же смысл, что и другие подобные обряды – человек испрашивает у Бога освящающей благодати, помощи и заступничества для своего дома, в котором проживает он и его семья. Эта Божия благодать и заступничество необходимы человеку, как во внешней, так и во внутренней жизни его дома (в смысле семьи). Во внешней жизни человек ищет помощи Божией и охранения от целого ряда возможных бед – грабителей, пожара, природных стихий и всего того, что может нанести вред и причинить порчу дому человека, а значит и его семье. Во внутренней же (духовной) жизни человек освящает свое жилище для того, чтобы Господь Бог защитил дом и семью человека от злых, падших духов и тех козней, которые они могут устроить, а также от тех бед, которые могут спровоцировать собственные страсти – семейные конфликты, обиды, ссоры и так далее.

Протоиерей Геннадий Нефедов называет еще одну из главнейших причин необходимости освящать свое жилище – это прямое указание на это Самого Господа Бога. Отец Геннадий пишет: «Молебными пениями и священнодействиями Церковь освящает и благословляет новое жилище христианина. Все в мире делается по Промыслу Божию. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, – говорит пророк (Пс. 126, 1). Сам Господь сказал, что без Его благословения, без соблюдения заповедей Его дом построишь, и не будешь жить в нем (Втор. 28, 30)» .

Однако помимо всех перечисленных причин есть и еще одна – самая главная причина освящения Церковью жилища человека. Смысл ее – призывание Самого Бога к тому, чтобы Он Сам Своею благодатью постоянно пребывал в данном жилище, потому что там, где Бог, Любовь и Свет, там нет места злу и тьме. В этом смысле дом воспринимается, как и храм Божий (естественно, в определенном смысле), тем более что в благочестивой христианской семье, по слову апостола Павла, муж является образом Господа Иисуса Христа, а жена – Святой Церкви (Еф. 5), а значит и их дом тоже должен быть вовлечен в эту сакрализацию бытия.

В завершении рассмотрения данного вопроса добавим, что сам обряд освящения, также как и Таинства Церкви, имеет свой прообраз еще в Ветхом Завете, который содержит немало повелений Господа Бога о должном отношении человека к своему дому. Так, например, отец Геннадий Нефедов замечает: «В основе обряда освящения дома лежит древний ветхозаветный обычай обновления дома. По закону Моисееву: Кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его (Втор. 20, 5) .

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

История обряда Груз. ркп.: «келарь полагает на столе три хлеба, какие обыкновенно употребляем в пищу, поблизости к ним, или на том же аналое, и вино» и затем об осенении хлебом, как ныне. Греч. ркп. Сев. и № 381: «келарь (381: кандиловжигатель) полагает на аналое 3 (381: хлебов 5), от

Из книги О православии и католичестве автора Ильин Иван Александрович

17. Католицизм восточного обряда. Отсюда и наше отношение к «католицизму восточного обряда», подготовляемого ныне в Ватикане и во многих католических монастырях. Самая идея -- подчинить душу русского народа посредством притворной имитации его богослужения и водворить

Из книги Обряд погребения православного христианина автора Автор неизвестен

Порядок проведения православного обряда погребения и поминовения усопших Первое, что должно быть совершено с телом умершего, - омовение. Омывают покойника теплой водой с помощью мягкой тряпки или губки. Обычно омовение совершают люди старшего возраста.При этом

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛЕСНИЦЫ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

19. И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома, 20. и сказали: послушай, господин наш, мы приходили уже прежде покупать пищи, 21. и случилось, что, когда пришли мы на ночлег и открыли мешки наши, - вот серебро каждого в отверстии мешка его, серебро

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

20. И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, 21. и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. 22. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

43. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. (Лк. 12:39, - в другой связи). Как в русском, так и в Вульгате перевод "бодрствовал бы" (vigilaret) неточен. В ряде греческих текстов аорист?????????? ?? -

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Отдел второй. Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда.

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Мятеж дома Али. Заговоры дома Аббаса Хишам, четвертый из сыновей Абд аль-Малика, ставший халифом, был суров, скуп и неуступчив. Он копил богатства, внимательно следил за возделыванием земель и выращиванием породистых лошадей. В гонках, которые он организовывал, принимали

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Поучение 2-е. Сретение Господне (Объяснение обряда воцерковления младенца) I. Что совершилось ныне над Господом и Спасителем нашим во храме иерусалимском, подобное тому совершено было, братия мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм,

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Установление таинства брака и история обряда Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…»

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Происхождение обряда обрезания Обрезание - один из самых диких религиозных обрядов. Возник он в глубокой древности. Дикарь чувствовал себя бессильным в борьбе с природой. Это порождало в нем представления о духах, якобы населяющих природу. Особенно опасными казались

Из книги О святой воде автора Плюснин Андрей И.

Смысл освящения церковью воды Мы, люди падшие, всегда носим в себе семя прародительской греховной нечистоты и потому всегда можем грешить и грешим, и тем самым вносим в мир нечистоту и разрушение. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Степени освящения Издавна различали три степени освящения, или приобретения христианского характера. К первой степени относят начинающих освящение, ко второй – продолжающих, а к третьей – совершенных. Основание для такого разграничения есть в Священном Писании. Так,

СМЫСЛ ОБРЯДА КРЕЩЕНИЯ

Смысл обряда крещения – духовное рождение. Крещение это не обязательно купание или омовение. Внешние ритуалы могут не дать эффекта, если ничего не происходит внутри. Главное – происходит внутри, и это преображение души!

Символический смысл омовения, выражаясь современным языком, это кодировка! Ты программируешь себя на начало новой – духовной! – жизни, в которой приоритет будет всегда отдаваться духовным ценностям, а не материальным.

Иоанн Креститель ничего нового не выдумал. Обряд освящения водой известен во многих древних религиях (например, в индуизме).

«Ни одна религия ничуть не хуже другой. Нет ни одной, исповедуя которую, нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство», – сказал Герман Гессе.

Смысл не в приобщении к таинству двух тысячелетней истории, в постижении таинства преображения души.

Не все после омовения преобразились. Да никогда так и не было, ни сейчас, ни две тысячи лет назад. Не все искренне покаялись, как того требовал Иоанн!

На мой взгляд, главный смысл деяния Иоанна Крестителя не в совершения крещения, а в том, что он обличал властителей, говоря правду. За это он и расстался с жизнью.
То, что делал Иоанн Креститель, и то, что мы делаем сейчас, разумеется, не одно и то же.

Невольно вспомнилось, как насильно крестили на Руси, скопом загоняя в воду, и что делали с нежелающими креститься. Нет, нельзя так выбирать религию, как это было на Руси. Вера должна быть частью самосознания народа, его истории, традиций и верований. А то, что все мы наряду с христианскими праздниками празднуем языческие (вроде масленицы), говорит о неискоренимости язычества в нашем менталитете.

Некоторые считают, что крещение должно происходить в зрелом возрасте, когда человек осознаёт всю значимость этого ритуала, берёт на себя ответственность и изменяется духовно.

Есть люди верующие, и верящие. Большинство верят в то, что они хотят, потому что надеются; я же верую, оттого что знаю. Знаю, что все есть благодать. Для того, чтобы поверить в Бога и понять Его, нужно осмыслить все те мгновения в своей жизни, которые были наполнены добротой и любовью. Бог - это все самое лучшее и справедливое, что есть в каждом из нас, это вера в совершенство самого себя.

Тот человек, который признает над собой всемогущего и всевидящего контролера, уже смел и нравственен.

Я полагаю, что верить в Бога означает верить в силу любви, в то, что ею все начинается и заканчивается. Бог - это высшее достижение человеческого разума. Во всем есть благо, и это благо - БОГ! Бог - это общение с тайной, а потому общение это глубоко интимное и недоступное для окружающих. Он всегда и везде! Если у тебя нет связи с Господом, то можно только верить в то, что Бог существует и все что ни делает - тебе во благо. Тот, кто понимает это, не спорит с судьбой и подчиняется происходящему. Я полагаю, что верить в Бога - это даже больше, чем верить Богу!

Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Все зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви. Вера сильнее знания, потому что открыта для любой новой информации, тогда как знание не приемлет не только веры, но и тех сведений, которые не согласуются с уже имеющимися фактами.

Когда человек знает, он всегда сомневается, и потому не приложит таких сил, какие открываются в нем, когда он верит. Например, если человек не будет верить, что выздоровеет, он никогда не поправится. Знание расслабляет, допуская сомнения, тогда как вера мобилизует. Знание приносит печаль, вера утешает душу.
Неверующему нужны аргументы, основанные на здравом смысле, тогда как верующий познает сердцем. По большому счету, верит лишь тот, кто знает. Потому что верить - все равно что Знать!

Однако нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за свое поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, - это и есть земное воздаяние за любовь.

Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера - это убежденность, надежда - лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри. Многие знают, что в мире все взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом все связано между собой.

Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймешь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что все взаимосвязано и случайностей не существует. Вера освещает жизнь радостью, тогда как безверие хуже слепоты». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература -

Антропологу М. Дуглас принадлежит следующее определение: "Ритуалы - это определенные типы действий,
служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам".

Социологическое понимание ритуала имеет по необходимости более общий характер.

Ритуал, по определению В.Фукса, это "социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации" .

1. Культурно стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традицией. Слова и действия, составляющие ритуал, определены очень точно и весьма мало изменяются, если вообще сколько-нибудь изменяются, от одного случая совершения ритуала к другому. Традиция также определяет, кто может проводить ритуал. В ритуалах часто используются священные объекты; предполагается, что в конце ритуала его участники должны испытывать общий эмоциональный подъем. В случае, если речь идет о магическом ритуале, его участники верят, что ритуал сам по себе способен вызвать определенные результаты - изменения внешней среды. Религиозные ритуалы обычно символизируют фундаментальные верования и проводятся для того, чтобы продемонстрировать благочестие и благоговение. Ритуалы также служат усилению группового единства, например националистические ритуалы. В период кризиса ритуалы могут снимать ощущение тревоги и неблагополучия. Ритуал нужно отличать от церемонии, которая представляет собой более детализированную последовательность действий, включающую в себя некоторое число ритуалов. Кроме того, церемония всегда имеет социальный характер и ее не может проводить один человек, тогда как ритуалы бывают как коллективные, так и индивидуальные.
2. Символическое поведение, повторяющееся в определенные периоды времени, выражающее в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы (или индивидуума). В таком понимании термина маленькие и недолго существующие социальные группы могут вырабатывать ритуалы, не входящие в культурную традицию, а являющиеся специфическими для данной группы".
Ритуалы можно классифицировать также по их функциям. В первую очередь следует выделить кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни или как ответ на острую и совершенно неотложную проблему. Примером может служить танец дождя, совершаемый обычно в период долгой засухи, когда потеря урожая грозит племени полным вымиранием. Этот сложный ритуал совершается при участии практически всего племени под руководством верховных жрецов, шаманов или священников. Он детально и четко разработан, пришел из стародавних времен. Заметим, что вообще ритуал и импровизация исключают друг друга.
Календарные ритуалы совершаются регулярно по мере наступления предсказуемых, повторяющихся природных явлений, таких, как смена времен года, смена фаз луны, созревание урожая и т.п. Во всех сельских культурах имеется огромное количество таких ритуалов, крайне сложных, насыщенных элементами эротики, со своими особенными богами, героями, мифическими персонажами. По мере развития общества, его индустриализации они частично секуляризируются, частично отмирают . Календарные ритуалы нередко рассматриваются как одна из разновидностей ритуалов перехода (см

Мы назвали лишь наиболее распространенные типы ритуалов. Вообще же в зависимости от применяемых критериев и уровня анализа можно выделить буквально бесконечное количество типов ритуалов. Например, ритуалы могут классифицироваться по участию в них мужчин или женщин на чисто мужские, чисто женские и смешанные ритуалы. В чисто мужских ритуалах имеют право участвовать только мужчины, но некоторые из них фигурируют в качестве женщин и символически имитируют физиологические функции, присущие женщинам" ; в чисто женских ритуалах, наоборот, отдельные женщины имитируют физиологические функции мужчин. Но это вовсе не означает "принятия роли" женщины или, наоборот, мужчины, согласно отчужденным ролевым определениям (если говорить современным языком). Это означает бытие женщиной или соответственно мужчиной в период ритуального времени, выключенного из нормального чередования времен. (Как происходит это "переключение", в чем его суть, мы расскажем в 3.9.)
Кроме того, ритуалы могут быть классифицированы по массовости, то есть по количеству участвующих, по степени структурированности, по чередованию элементов аморфности и структурированности, по характеристикам группы, внутри которой и во имя которой они исполняются. Последний момент очень важен, ибо ритуалы стратифицированы, причем стратифицированы двояко - в отношении как земной, так и мифологической иерархии. Некоторые ритуалы могут исполняться только вождями, или только старейшинами, или только охотниками (или только брахманами, или только кшатриями и т.д.), причем исполнение соответствующих ритуалов представителями других групп (или каст) влечет неисчислимые тяжелые последствия как для виновников, так и для оскверненных групп и даже самих оскверненных ритуалов. Боги (и прочие мифические существа) ревниво относятся к исполнению ритуалов. Так, использование ритуального предмета, предназначенного для служения в честь одного мифического существа, в ритуале, предназначенном для другого, может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Например, к деградированию бога, смене мест и значимости богов, короче, к перевороту в мироздании, который, безусловно, отразится и на людях (в виде мести оскорбленного бога).


Ритуалы перехода - это особенный класс ритуалов, существующих в каждой культуре и выполняющих особые функции, связанные в первую очередь с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути - от рождения до смерти . Ритуалами перехода отмечаются моменты изменения индивидуальной идентичности. Ритуалы перехода особенно важны и имеют особенно выразительный характер в традиционных, а также в "первобытных" обществах. Здесь момент перехода зачастую означает полную потерю старой идентичности и приобретение новой, совершенно иной идентичности, что предполагает изменение всех социальных характеристик личности, иногда вплоть до смены имени. В ряде культур инициация - переход в статус взрослого полноправного члена клана или племени - отождествляется со смертью и новым рождением. В некоторых культурах инициация не кратковременный акт или событие, а растянутый на несколько недель или даже месяцев процесс, во время которого действительно происходит преображение инициируемого, превращение его в другого человека.
Мужские инициации - не единственные, хотя, пожалуй, самые важные и самые сложные из ритуалов перехода. Существуют инициации девушек, ритуалы вступления в брак, наступления старости, наконец, ритуалы рождения и смерти. Этнографами описаны тысячи и тысячи подобных ритуалов. Все они имеют в общем один и тот же смысл и выполняют один и тот же набор функций: установление новой идентичности индивида, фиксация его нового статуса и интеграция основных статусных групп племени, клана, общины. Процесс инициации - это процесс приписывания статуса. Поэтому инициации так же, как и другие ритуалы перехода, -главное орудие социальной мобильности и воспроизводства социальной структуры в условиях до-современных обществ, когда отсутствуют институты образования и "достижительские" статусы.
В современных обществах роль ритуалов перехода сильно уменьшилась, а лучше сказать, сильно изменилась, хотя продолжает существовать огромное количество ритуалов этого типа: церковное причастие, получение паспорта как свидельство совершеннолетия, допуск к выборам как признание гражданской зрелости, вручение аттестата зрелости и университетского диплома, заключение и расторжение брака, переход на пенсию и, конечно, как всегда и повсюду с самых наидревнейших времен культуры,- рождение и смерть (два кардинальнейших изменения статуса, достойные отдельного детального рассмотрения). Эти современные ритуалы перехода роднит с аналогичными ритуалами далекого прошлого, во-первых, их символический характер, во-вторых (частично), их социальная функция - функция стабилизации социальной структуры, категоризации индивидов, наделения их свидетельствами статусной идентичности.
Но существует очень много отличий сегодняшних ритуалов перехода от ритуалов перехода прошлого. Они связаны в первую очередь с большей свободой выбора идентификации, возможностью отказаться от какого-либо перехода. Образно говоря, если ритуалы прошлого (в той форме, как они изображены, например, выше) можно сравнить с прутьями железной клетки, заставлявшей человека стать, кем ему суждено стать, и оставаться тем, кто он есть, то теперь каждый человек может не входить в клетку, войти в одну или в другую Разумеется, это несколько идеализированное противопоставление. Социальный порядок и контроль у первобытных народов был не так жесток, как это может показаться, а что касается современного общества, то ослабление контроля в одном отношении часто сопровождается усилением его - в другом.. Кроме того, изменился сам характер символизации в ритуалах. Вследствие того, что ритуалам стала свойственна более формальная организация, символизация стала гораздо менее прямой и непосредственной, чем в ритуалах древних времен, можно сказать, что она вообще принимает иной характер.
В традиционном обществе юноша, прошедший инициацию, не мог больше оставаться в статусе юноши, он становился взрослым так же неотвратимо, сразу и полностью, как куколка превращается в бабочку. Он взрослел сразу, независимо от своих субъективных состояний и склонностей, точно так же как впоследствии "ритуально" старел. Эти чередующиеся возрастные статусы следовали с квазиестественной необходимостью, их наступление нельзя было отложить, как нельзя отложить приход лета или отменить зиму. В деритуализованном современном обществе человек может отменить или изменить многое. Вообще увеличением средней продолжительности жизни человечество во многом обязано не только успехам медицины и биологии, но и де-ритуализации общества и следующему за ним (или параллельно ему) изменению возрастных идеологий. И несмотря на множество изменений, до сих пор как структура, так и пределы человеческого жизненного пути во многом определяются и ограничиваются идеологически.


Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяю^ щую дать определение и описание человеческой реальности.
Иногда человека представляют и описывают как существо, преимущественно рациональное, экономическое, политическое или играющее. Но можно интерпретировать его и как существо ритуальное, и проследить четкую параллель между его ритуальным и вербальным поведением. Точно так же, как язык является символической системой, построенной по определенным правилам, и ритуал представляет собой систему символических актов, которая тоже строится на основе определенных правил.
Сложный, но явный параллелизм между ритуалом и..языком можно увидеть, рассматривая исторические попытки объяснения ритуального поведения. В большинстве таких объяснений язык выступает как важнейший фактор, связанный с сущностью ритуала. Имеется в виду прежде всего конкретная форма языка - язык мифа.
Мифы рассказывают о происхождении богов, космоса, человеческих типах и группах, а также о ключевых институтах культуры и общества. Некоторые эпизоды ритуала заново разыгрывают события первых времен, пытаясь приспособить присущую этим событиям силу для достижения сегодняшних целей членов данной культуры (например, приспособление к состоянию зрелости и излечение больного). С мифами и ритуалами могут сосуществовать стандартизованные схемы"толкований, которые по своему значению могут быть приравнены к теологической доктрине или дорасти до нее. Миф и ритуал - это фундаментальные понятия всякой теории религии. По выражению одного из исследователей, «ритуал - это язык религии». Если раньше в традиционных представлениях феноменологии религии ритуал определялся как некий компонент религии, то сейчас впору «попробовать сформулировать нечто противоположное: религия является частью универсума ритуала».
Рассмотрим три наиболее общепринятых подхода к проблеме сущности и происхождения ритуала. Генетический подход представляет собой попытку объяснить ритуал, как и религию в целом, при помощи теории их исторического происхождения. В большинстве случаев подобные теории основываются на эволюционной гипотезе развития ритуала на протяжении истории человечества. Базисной посылкой этого подхода является идея о том, что онтогенез (развитие индивидуального организма) воспроизводит в ускоренной форме филогенез (эволюция вида); например, человеческий эмбрион последовательно проходит в своем развитии все стадии эволюционной истории человека. С этой точки зрения создание исчерпывающей теории ритуала зависит от того, будут ли обнаружены следы древнейших культур и культов. Сторонники этого подхода считали, что если им удастся обнаружить этот исторический первокульт, они смогут с его помощью дать объяснение всем современным ритуалам.
Этого подхода придерживались многие авторы, и на его основе возникло множество гипотез. В поисках пер- вокульта исследователи обратились от хорошо известных и обладавших письменностью культур к бесписьменным, казавшимся менее сложными. Понятие ¦примитивная религия» и «примитивная культура» родились в рамках этого подхода. В качестве первокуль- туры и первокульта выбирались самые различные культуры и ритуалы, жертвоприношения человека и животных стали одной из главных тем ученых спекуляций; причины и мотивы возникновения ритуалов жертвоприношения обсуждались ведущими научными авторитетами. С точки зрения британского библеиста У. Робертсона Смита жертвоприношения мотивировались стремлением первобытных народов к установлению более доверительных отношений со своими богами. Таким образом, представители этого подхода стремились найти истоки ритуальной практики в тотемистических культах. Многие авторы рассматривали тотемизм как самую раннюю стадию развития религии и ритуала. Однако им так и не удалось прийти к согласию по поводу общей стадиальной схемы эволюции религиозных верований и культов. Согласно взглядам ряда ученых ритуалы очищения, приношения даров, искупительных жертвоприношений и богослужения представляют собой вторичную стадию развития первобытного жертвенного ритуала. Христианское таинство евхаристии (Святого Причастия) рассматривалось как позднейший результат эволюции того же самого тотемистического ритуала жертвоприношения.
Влияние теории Робертсона Смита можно увидеть в трудах сэра Джеймса Фрэзера, Эмиля Дюркгейма, Зигмунда Фрейда. Хотя каждый из них только отталкивался от идей их общего предшественника, не вполне с ним соглашаясь, жертвоприношение и тотемизм оставались для них главными ориентирами в их поисках единого истока религий. Фрэзера этот поиск привел к созданию магической теории происхождения религиозной веры. Дюркгейм пришел, вслед за Смитом и Фрэзером, к необходимости искать первокульт в австралийском тотемизме. Он считал, что именно в рамках тотемизма впервые возникает разделение человеческого опыта на сакральный и профанный. Ритуальное поведение предполагает уже наличие особого отношения к сакральному, а сакральное, согласно Дюркгейму, есть лишь символическое отображение реального общества. Фрейд в своей последней работе - «Моисей и монотеизм» - также настаивает, что истоки религии и ритуала следует искать в жертвоприношении. Функциональный подход к изучению ритуального поведения, несомненно, возник благодаря трудам Смита, Фрэзера и Дюркгейма, но уводит совсем в другую сторону. Уже мало кто из современных исследователей религии начинает с поиска истоков мифа, поклонения и ритуала. Эволюционно-генетическая гипотеза ритуального поведения отвергнута большинством ученых как совершенно бесплодная с точки зрения объяснения природы религии. Гипотезы такого рода не могут быть верифицированы и поэтому их невозможно ни принять, ни отвергнуть. Отказавшись от попыток генетического объяснения ритуала, ученые обратились к эмпирическим данным, собранным путем длительных наблюдений.
Если для генетического подхода центральным понятием было понятие истока, то центром функционального подхода становится понятие функции. Иначе говоря, здесь пытаются определить природу и сущность ритуала исходя из той функции, которую он выполняет в обществе.
Функционализм пытается объяснить ритуальное поведение, используя такие понятия, как «индивидуальные потребности» и «социальное равновесие». Ритуал здесь рассматривается как адаптационная реакция человека на воздействие окружающей социальной и физической среды. Этот подход был принят большинством ведущих авторитетов социологии религии; его разделяют Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун,
Э. Эванс-Причард, Т. Парсонс, Э. Лич.
Большинство концепций ритуала, разработанных на основе функционализма, связывают ритуальное поведение с потребностью общества в самосохранении. Сильной стороной этого подхода, по мнению его сторонников, является то, что он одновременно выступает и каfc логический, и как эмпирический. Однако такое заявление дает серьезные основания для критики. Если цель функционализма состоит в объяснении причин существования в обществе ритуалов, то необходимо четко определить такие понятия, как «потребность», «самосохранение», «нормально функционирующее общество». Если функционализм утверждает, что общество функционирует нормально только когда удовлетворяются все насущные потребности его членов, и если далее заявляется, что ритуал существует как форма удовлетворения потребности, то этим ничего не проясняется, а лишь совершается отсылка к эмпирическому уровню.
3. Религиоведческий подход
Третий подход к проблеме ритуала связан с исследованиями в области религиоведения и истории религии. Различие между этим подходом и двумя описанными выше заключается в том, что большинство религиоведов, признавая правомерность критики эволюционной гипотезы со стороны функционализма, все же отвергают и последний как неадекватное объяснение природы ритуала. Большинство крупных историков религии - Герард ван дер Леу, Рудольф Отто, Иоахим Вах, Мирча
Элиаде и другие - придерживаются точки зрения, что смысл ритуального поведения состоит в выражении интуиции священного, то есть трансцендентной, предельной реальности. Этот подход, однако, никогда не предлагался в качестве попытки объяснить природу ритуала. Как научная гипотеза он еще менее подлежит верификации, чем эволюционизм, поскольку существование самой трансцендентной реальности методами науки не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто.

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Здравствуйте, друзья.

Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.

Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Время колядования

Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила "Ночь перед Рождеством".


Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

    нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

    очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

    различных существ: (бабу, смерть, покойника);

    а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

  1. бересту;
  2. кусочки дерюжки;
  3. кусочки меха и мочалки;
  4. и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера».

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.


В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма "говорящее" - непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые - это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Подношение даров колядникам - итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке. Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души (тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить). И еда, которой одаривали колядников - это, своего рода, жертва невоплощенным духам (или душам). По сути, колядование - это призыв неких помощников из тонкого мира.

Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла... коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.

Колядование после Крещения Руси

Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.

Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:

    колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);

    обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);

Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.

    колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;

    «язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;

    конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.

И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.

Святочные колядки


Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.

По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.

Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:

    незамужним девушкам желали счастливый брак;

    хозяину дома — благополучие и достаток;

Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.

Колядование в наши дни

С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:

Сейчас редко колядуют, - говорю.

Колядуют?

Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.

Что за традиция?

Тут я начинаю слегка удивляться.

Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.

И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:

Так это ж Хеллоуин.

Эмм... - говорю. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.

Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина , напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и...святочные колядушки (даже при определенном сходстве)... Ах, ладно.

С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.

И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.

Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)

P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.