Виды этносов обществознание. ЕГЭ по обществознанию, раздел «Социальные отношения

Видное место в общественной жизни занимает этническая общность – этнос , которая может быть представлена различными социальными образованиями – племенем, народностью, нацией.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территиории устойчивая общность людей, обладающих сходными, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознания, чувством собственной этнической соотнесенности (идентификации).

Есть несколько подходов к пониманию происхождения и развития этносов. Одни ученые считают, что этнические образования были первыми социокультурными образованиями, возникшими в глубокой древности. На этом этапе общество выработало такие формы общности людей как род и племя, объединяемые в целое кровно-родственными связями. В основу более высокой формы общности-народности легли территориальные, соседские связи между людьми.

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л. Н. Гумилев . Согласно его позиции этнос возник как результат адаптации человека к среде обитания, т. е. возник как биологическое явление, как часть природы. Есть ученые, считающие этничность только продуктом человеческого сознания.

В обыденной речи понятие «этнос» употребляется как равнозначное понятию «нация».

Но данные понятия не идентичны. Этносы возникли с глубокой древности, нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества. Понятие нации чаще используется в значении политической и гражданской общности.

Нации стали более высокой формой этнической общности людей.

Нация характеризуется такими признаками: общность территории, языка, экономической жизни, общие черты психического склада, закрепленные в менталитете того или иного народа.

Особо следует остановиться на таком признаке «нации» как национальное самосознание (идентификация себя с нацией). Данный признак является субъективным и именно это служит зачастую аргументом против его существенности. В действительности же о нации как реально существующей можно говорить только в том случае, когда все другие признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием. Среди индикаторов национального самосознания обычно выделяются – знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, обычаям, языку, чувство национального достоинства. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, признание различий между собой и представителями лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения:

1) Естественно-биологический или расово-антропологический подход - признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков - основа культурной отсталости наций и народностей.

2) Марксистская теория - провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.

3) Социокультурный подход - рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность - важный источник самодвижения и саморазвития.

4) Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса) - рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества - цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса - пассионарный толчок. Пассионарность - определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии - особо энергичные, одаренные, талантливые люди.

Виды этнических общностей:

Род - это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя - это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность - это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация - это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

Его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

Его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

Оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora - рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса - общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности - единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

Необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

Необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов - язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Наиболее крупными социальными группами являются социальные общности. Термин «социальная общность» был введен в научный оборот немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855- 1936).

В современной социологии под социальной общностью понимают реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, характеризующуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

В данном определении следует обратить внимание на ряд моментов:

  • это реально существующее социальное образование, основные параметры которого могут быть эмпирически зафиксированы и проверены;
  • это не арифметическая сумма индивидов, а целостное системное образование с присущими ему системными свойствами;
  • это субъект социального взаимодействия, содержащий в себе источник самодвижения и саморазвития.

Термин « » в литературе употребляется в двух значениях. При широком подходе он рассматривается в качестве синонима социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы.

Социальные общности отличаются огромным многообразием конкретно-исторических и ситуативно обусловленных видов и форм. Поэтому для классификации социальных общностей необходимо выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные (город, деревня, поселок); этнические (племя, народность, нация); демографические (пол, возраст); социокультурные и иные общности.

Субъекта с различными общностями может производиться через систему таких стратификационных показателей, как условия его жизнедеятельности, опосредованные политическими, экономическими и социальными особенностями, общие интересы и ценности взаимодействующих индивидов; принадлежность к определенным социальным институтам или исторически сложившимся территориальным образованиям и т.д.

Следует отметить, что внутри общества как динамично развивающейся системы постоянно происходят сложные процессы социальной интеграции (объединения) и дифференциации (разделения). При этом процессы интеграции способствуют укреплению социальных связей между экономической, политической и духовной сферами жизнедеятельности людей и позволяют воспроизводить социальные отношения общности как целостной системы. Процессы же дифференциации являются следствием разделения и специализации труда, появления новых ценностей и норм, отношения к различным формам собственности и т.д.

Ян Щепаньский предлагает выделить два больших класса общностей: естественные - существующие в реальности (территориальные. этнические) и номинальные (общность российских предпринимателей). Данные общности он делит на фиксированные в социальной системе (классы, профессиональные группы) и нефиксированные (например, движения зеленых).

Таким образом, социальные общности формируются и развиваются на основе взаимодействия или социальных связей. Они образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим многообразием.

Среди социальных общностей видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этносы.

Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей. Но впоследствии, когда этнос уже сформировался, этот признак может утратить свое первостепенное значение и даже отсутствовать. Например. еврейский этнос в условиях диаспоры (расселения) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, поскольку иногда (например, американский этнос) складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общность языка явилась результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. В его формировании существенную роль играет знание истории своего народа, а также обычаи, традиции, фольклор, передаваемые из поколения в поколение и образующие специфическую этническую субкультуру.

Виды социально-этнических общностей

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Людей объединяют в племя также общие религиозные верования — фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта. зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-эко- номической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство. Дальнейшее развитие племени постепенно приводило к образованию народности.

Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве.

В отличие от племенной организации народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит на этапе окончательного становления государственности. широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, формирования обшей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания.

Нация — исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Говоря об этносе, обычно связывают его с более конкретным понятием «этничность», включающим некие общие отличительные характеристики, присущие этническим группам. Для определения сущности этничности используют три наиболее значимых подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.

Представители примордиалистского подхода объясняют различие этнических групп исходя из биологической природы (природное направление) и истории человеческого общества (историко-эволюционное направление). Сам термин «примордиальный (первозданный) тип человеческой общности» ввел в этносоциологию американский социолог Э. Шилз. Наиболее известным отечественным представителем этого подхода является Л.Н. Гумилев , который понимал этнос как ландшафтно-энергетический феномен. По его мнению, основные черты того или иного этноса определяются, во-первых, характером того ландшафта, который является для него почвенным, а во-вторых, специфической частотой колебаний биохимического поля, сообщающих каждой группе определенный уровень энергии. Сторонники историко-эволюционного направления в понимании этноса признают не только и не столько биологическое родство «крови», сколько социокультурные и территориальные критерии единства («почвы»).

Согласно инструменталистскому подходу происхождение этносов объясняется необходимостью нахождения эффективного средства (инструмента), которое бы способствовало объединению и укреплению внутригрупповой солидарности. Таким универсальным объединяющим началом выступают этнические узы, скрепляющие людей на уровне самосознания и обладающие высоким мобилизационным потенциалом.

С точки зрения представителей конструктивистского подхода. этническая идентичность и соответствующие эмоциональные переживания выступают как продукт социального конструирования в контексте культуры. Так, один из крупнейших представителей конструктивизма Ф. Барту считает, что группа сама творит собственную этпичность. очерчивая свои этнические границы на основе «культурного знания», т.е. совокупности норм и представлений о «своем» и «чужом», зафиксированных в образах и символах культуры. Под этнической идентичностью понимают сознание индивидом своей принадлежности к этнической группе. Таким образом, в имеющихся в зарубежной и отечественной этносоциологии подходах в понимании этноса единства мнений нет, но каждый из них содержит ценные представления и идеи.

Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:

  • естественно-биологический (Л.H. Гумилев);
  • социокультурный (П. Сорокин).

Основными позициями Л.П. Гумилева в отношении этногенеза являются следующие:

  • этнос является не социальным явлением, а результатом географического развития:
  • этногенезу свойственны четыре фазы: 1) подъем; 2) расцвет; 3) упадок; 4) гибель;
  • история этноса состоит из истории самого этноса плюс история ландшафта;
  • источником этногенеза является пассионарность - способность и стремление наиболее талантливых людей (пассионариев) к изменению этнического окружения, привычной обстановки, к достижению новых целей.

Придерживался других взглядов на нацию:

  • нация — сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием;
  • переустройство Европы: 1) на основе национальной гегемонии одного народа невозможно; 2) возможно при образовании федерации различных национальных государств на основе равенства нрав всех входящих в нее личностей и народов.

Из трех указанных разновидностей этноса социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, поскольку именно этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе на территории нашей страны и нашей республики.

В условиях современного радикального преобразования российского общества одной из важнейших проблем его социально-политического развития является этносоциальная стратификация. Наибольшую актуальность данная проблема приобретает в полиэтнических сообществах, каковым является Россия. Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем, объемом властных полномочии, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.

Этнической стратификации присущи следующие особенности:

  • границы страты более различимы и степень мобильности между
  • ними минимальна;
  • этноцентризм;
  • конкуренция между группами;
  • различный доступ к власти у различных этнических групп.

Любая этническая культура включает набор представлений о других народах и их представителях. Это так называемые этнические стереотипы совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям. Типичными примерами этнических стереотипов могут служить представления о том, что все немцы — пунктуальны, французы — галантны, англичане — чопорны.

Разновидностью этнического стереотипа является этнический предрассудок. Впервые определение предрассудка дал средневековый мыслитель Фома Аквинский: «Дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований». Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии .

Этноцентризм , по мнению американского социолога У. Саммера. — такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Однозначно ответить на вопрос, положительное это явление или отрицательное, сложно. Считается, что группы с ярко выраженным проявлением этноцетризма более жизнеспособны, чем те, которые полностью толерантны к другим культурам. Этноцентризм способствует сплочению группы и появлению национального самосознания. Однако возможны и крайние формы проявления этноцентризма, например национализм , презрение к культурам других народов. Вместе с тем убежденность людей в том, что их культура самая лучшая в мире и поэтому нет никакой необходимости что-то в ней совершенствовать, изменять, может значительно замедлить развитие этой культуры.

Этнической дискриминацией называется ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности. Политика дискриминации, как правило, проводится этнической доминирующей группой по отношению к этническим меньшинствам в мульти- этнических государствах.

На современном этапе этносоциальная стратификация, как показывает общественное развитие в национальных регионах страны, является важнейшим фактором межэтнического общения в трансформирующемся обществе, а в условиях возрождения этничности в России обладает сильным конфликтогенным потенциалом. На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и иных проблем.

Способность многонационального общества предвидеть и разрешить цивилизованными способами межнациональные конфликты — важнейший показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства.

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

К этническим общностям , как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.

С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы .

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации .

Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.

Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.

Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.

Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.

Факторы этногенеза:
1) Демографический. Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический. Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой. Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический. Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.

В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.

Россия - страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.

11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян (сербы, хорваты, македонцы) и восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

В этнических группах выделяют племена, народности, нации. В современном мире насчитывается до 5000 этносов, из которых в России проживает более 100 этносов.

Нация (народность) – группа, проживающая на коренной территории, обладающая общим языком, культурой, экономической и политической деятельностью, схожим менталитетом и осознающая себя как общность.

Национальное самосознание – отражение в сознании народа представлений о месте своего народа в мире, его роли, о национальных интересах своего народа, о его единстве и историческом опыте.

Различают два понятия:

1) коренная нация – народность, составляющая большинство населения государства;

2) этническое (национальное) меньшинство – малочисленные народности по сравнению с другими народами, проживающими в государстве. Национальные меньшинства находятся в недоминирующем положении, хотя и проживают испокон веков на своей территории, обладают этнокультурной спецификой и желанием ее сохранить. Национальные меньшинства (ханты, коми, карелы) хотя и не являются доминирующими, но не должны ощущать социально-психологическую нагрузку или дискриминацию.

Дискриминация (от лат. различение) – ущемление национальных интересов и гражданских прав каких-либо национальных групп внутри государства (например, расовая дискриминация, дискриминация этнического меньшинства).

Диаспора – большие группы определенной народности, проживающие вне коренной территории (армяне в Турции, грузины в Москве и т. д.). Представители диаспоры, проживая за пределами своей Родины и своего народа, осознают себя его частью.

Национализм – политическая нетерпимость к другим народам, основанная на идее национального превосходства собственной нации, т. е. это национальная нетерпимость. Национализм можно рассматривать как политическое движение, стремящееся к завоеванию политической власти и пропагандирующее приоритет интересов собственного народа над другими.

Причины национализма: неравномерное экономическое развитие, несовпадение территориальных границ, социальные противоречия, ущемление политических и национальных прав «малых народов» и т. д. Национализм – это реакционное и противоречащее законам экономического, политического развития явление. Чаще всего национализм возникает в психологии маргинальных групп, ущемленных обществом и не желающих самореализовать себя и достигнуть даже минимального уровня материального благосостояния.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ С КУРДИСТАНОМ. 1919-1991 ГГ Краткая историческая справкаКурдистан – горная область в Западной Азии, населенная в основном курдами. Ее большая часть расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭТ) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел XII Социальные общности как политические акторы В политическом процессе значительную роль играют социальные общности, которые выступают субъектами, творцами политики. К таким социальным общностям в первую очередь относят правящие элиты и группы интересов.

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Этнические рестораны Во всех туристических районах есть рестораны не только местной, но и иностранной кухни – чаще всего французской, итальянской, средиземноморской, турецкой, китайской, русской.По статистике, в Германии, например, самые популярные этнические рестораны

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в том случае, если люди вступают в

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

Этнические банды Однажды полицейским Нью-Йорка удалось обнаружить и разгромить лабораторию по производству героина, расположенную в городе. Блоки тайваньского белого героина к моменту появления агентов федеральной службы были еще не размолоты и не переработаны.Поток