Владыка Евгений Кульберг: «Матильда» — лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды. Епископ Евгений (Кульберг): «Жизнь христианина - это всегда восхождение Биография викария среднеуральского отца евгения

«И мне бы хотелось пожелать в наступившем 2017 году, чтобы было по-честному. Мы же хотим по-честному жить? Мы же постоянно говорим: «Давайте, чтобы у нас были честные чиновники, давайте, чтобы у нас были честные политики, финансисты». Мне бы хотелось пожелать, чтобы наши журналисты, наши СМИ захотели, постарались быть честными и по-честному написали» (из интервью епископа Евгения (Кульберга)).

20 мая 2018 года Нижнетагильская и Невьянская епархия, которая только недавно была выделена из Нижнетагильской и Серовской, встретилась со своим новым архиереем - бывшим викарием Екатеринбургской и Верхотурской епархии епископом Евгением (Кульбергом).

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) не скупился на эпитеты , представляя нижнетагильской пастве нового архиерея (предыдущий епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев) возглавил Александровскую и Юрьев-Польскую епархию). Так, митрополит Кирилл отметил, что епископ Евгений – «человек огромной духовной силы» , а также что «он человек очень надежный, настоящий, искренний… настоящий христианин».

В ответном слове епископ Евгений пообещал возглавить на нижнетагильской земле борьбу с ложью, интернетом и телевизором, чтобы спасти православных и не только православных детей от всевозможных пороков:

«В сегодняшнее время по всему лицу нашей Родины наши соотечественники, наши дети, несут на себе раны лжи, которую влагают в наши уши через интернет и телевизор, несут на себе раны пороков, которые так пропагандируются современным обществом. И это наш сегодняшний враг, против которого мы должны объединиться для того, чтобы защитить наш народ, защитить нашу Церковь и нашу с вами Родину. Это победа, которая еще не одержана нами. И нам много надо потрудиться, чтобы достичь ее».

Напомним, что нынешний борец с ложью и пороками на Урале известен тем, что в 2003 году, еще мирянином, Алексей Кульберг вместе с несколькими соратниками участвовал в погроме выставки в Сахаровском центре «Осторожно, религия». А через год, в 2004 году, он уже был рукоположен в священный сан митрополитом Ярославским Кириллом (Наконечным), вслед за которым он приехал в Екатеринбург, в «команде» митрополита.

В 2014 году он стал настоятелем крупнейшего храма в центре Екатеринбурга «Большой Златоуст», а в августе 2016-го - стал викарным епископом в этом же городе, с именем Евгений.

Вскоре следующий настоятель храма «Большой Златоуст», при попустительстве (вернее, молчаливой поддержке) обоих архиереев Екатеринбурга, иерей Виктор Явич, бывший по совместительству советником правящего архиерея по правовым вопросам, инициировал судебный процесс против Руслана Соколовского.

Когда на суде в поддержку Соколовского выступил известный в городе историк, профессор Алексей Мосин, бывший в то время и преподавателем Миссионерского института, то в институт позвонил Кульберг и поинтересовался, чего ради сотрудники института защищают Соколовского. Результатом этого звонка стало вынужденное из института, кроме того историк был внесен в тех, кто больше не может быть приглашен на епархиальное радио «Воскресение».

Когда же в апреле 2017 года на территории женского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга без разрешительных документов и экспертизы снесли до фундамента уникальную старейшую Успенскую церковь XVIII века, епископ Евгений не постеснялся назвать это «реставрацией», проигнорировав против подобного варварства.

Видимо, именно такими методами епископ Евгений и будет продолжать сражаться на Нижнетагильской кафедре против лжи, за «честные СМИ» и «чтобы было по-честному».

Иллюстрация: епископ Евгений (Кульберг)/ekaterinburg-eparhia.ru

Если вам нравится наша работа - поддержите нас:

Карта Сбербанка : 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

– Российский ультраправый общественный деятель. Священнослужитель МП , протоиерей. "Духовный сын" протоиерея Александра Шаргунова. Духовник Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова).

Фото: http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=2621

Биография Алексея Кульберга

Родился в 1972 г. в Подмосковье, в семье военных инженеров. Детство и юность прошла в военном гарнизоне. Учился в сельской школе. Мечтал стать офицером авиации, в крайнем случае, ВДВ.

Окончил Московский Авиационный институт по специальности «Вычислительные машины, комплексы и сети». Работал в НИИ, затем создал фирму по комплексному обслуживанию компьютерных систем и сетей. Одновременно был прихожанином, а затем алтарником (чтецом) московского храма святителя Николая в Пыжах. Преподавал информатику и Основы православной культуры в школе.

В марте 2004 года передал управление фирмой коллегам и исполнил давнее желание, приняв священный сан. Служил диаконом, а затем священником в Николо-Сольбинском женском монастыре Переславского района Ярославской епархии.

С октября 2004 года стал настоятелем храма Рождества Богородицы Великосельского кремля (в селе Великое Ярославской области)

В 2007 году назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова и председателем Отдела образования и катехизации Ярославской Епархии.

В 2011 Кульберг возведен в протоиереи.

Деятельность Алексея Кульберга

  • В селе Великом Кульберг начал службы в полуразрушенном храме;
  • занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля;
  • инициировал выпуск православной газеты;
  • создал Центр детского творчества.
  • Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвященных .

В 2009 выступил с инициативой проведения фестиваля детских православных учебных заведений "Рождественская мозаика" в Переславль-Залесском.

С 2010 входит от РПЦ в жюри Ярословского регионального отделения Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

«Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть быть без тебя...» Эта бегущая строка в трамвае между рекламой ветклиники и концерта Баскова вызывает недоумение. Что это? Откуда? Для чего?

Объясняется все просто: это промокампания портала , запущенного на днях Екатеринбургской епархией. Задействованы все информационные ресурсы: инфоносители в общественном транспорте и торговых центрах, телевидение, радио, все возможные соцсети.

Почему именно сейчас появился этот интернет-ресурс и что с его помощью хотят сделать представители Православной церкви - об этом мы поговорили с владыкой Евгением.

- Когда началась работа над порталом и что к ней подтолкнуло, что стало поводом?

Во время «Царских дней» в этом году, когда мы шли крестным ходом, мы увидели, насколько разные люди принимают в нем участие. Есть те, кто глубоко погружен в тему царской семьи, ее истории, их подвига. Есть те, кто фанатично привержен какой-то части идей, и в этом своем фанатизме они становятся в лучшем случае посмешищем, в худшем - опасными для общества. Есть люди невежественные - они идут за компанию, потому что идет кто-то. А есть те, кто мог бы идти с нами, но не идет - в силу своего незнания, недостаточной информированности.

Тогда мы и поняли, что необходимо просветить людей, дать им информацию - без каких-то своих суждений, без искажения, без оценок, чтобы в итоге они сами сформировали мнение о семье последнего российского императора, о том, какими эти люди были в жизни. Поэтому на нашем портале нет описаний исторических событий глазами ученых, нет толкований того или иного поступка. Мы собрали только первоисточники: кинохронику, фотографии, выдержки из писем и дневников.

Портал запустили за две недели до общероссийской премьеры фильма Алексея Учителя «Матильда», взорвавшего российское общество - в том числе в буквальном смысле. Сайт - это такой способ противостоять киноленте?

Настолько сужать смысл нашего портала я бы не стал. Вот, скажем, человек, поймал вирус - у него сразу возникают разные симптомы: из носа течет, горло болит, температура, слабость. Врач не говорит: «Давай я тебе выпишу таблетки - и у тебя перестанет течь из носа». Он смотрит глубже, он ищет причину - вирус ли это или ослабленный иммунитет. И лечит именно причину.

«Матильда» - это лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды или недостатка информации. Ведь не сейчас же все это началось - искажение образа российского государя. Еще при жизни царя выходили статьи, в которых превратно толковались какие-то его действия, решения. Мы находим такую реакцию в дневниках современников Николая II: люди не могут поверить, что можно так с ног на голову перевернуть информацию. А в итоге именно этот образ попал в школьные учебники, а из них - в представления большей части современного общества о царской семье. Задача нашего портала - попробовать этот образ изменить.

Те, кто уже посмотрел «Матильду», в том числе депутаты Госдумы, говорят, что образ царя, созданный в фильме, . Почему же Церковь так яростно противится фильму? Вообще, думаю, не у меня одной складывается впечатление, что шумиху вокруг картины начали сами священнослужители - чтобы хотя бы таким образом пробудить у людей интерес к личности царя.

Насколько мне известно, Церковь этим не занималась и не занимается. Манипуляции с сознанием, мол, давайте мы сейчас создадим инфошум, привлечем внимание к этой теме - это не наши механизмы, не наши методы.

Что касается уважения... Знаете, даже в самом разложившемся - духовно, морально - человеке, остается образ Божий. Я, как священник, встречаю таких людей: они во все тяжкие и лютые пускались по ходу жизни, клейма на них ставить некуда, но поговоришь - и в нем есть искра Божия! Так и с «Матильдой»: уважение к царю у тех, кто посмотрел ленту, появляется не благодаря, а вопреки тому, что хотели донести до зрителей создатели ленты.

Поймите, основная претензия к «Матильде» не в том, что там рассказывается история отношений молодого Николая и балерины, а в том, как она рассказывается. Такой фильм можно было бы снять о царе Салтане, царе Гвидоне - любом царе из тридесятого царства, но не о реальной фигуре. В фильме взяты какие-то исторические точки, события, какие-то действительно жившие в то время деятели, и на эти точки режиссер и сценарист экстраполировали свою точку зрения, которая не имеет ничего общего с исторической реальностью.

Одна из опасностей фильма «Матильда», по мнению влыдыки Евгения, - в том, что он может сформировать образ, не соответствующий действительности. «Был такой фильм - «Россия молодая». В нем потрясающе, просто гениально роль царя Петра I сыграл Дмитрий Золотухин. Настолько гениально, что сейчас у многих, кто смотрел и любит этот фильм, Петр I ассоциируется только с этим образом из кинокартины. Но личность Петра - намного шире. И этот образ - лишь один из многих. В случае с «Матильдой» может произойти то же самое: образ Николая II из фильма люди будут трактовать как единственно верный. Особенно люди, не знающие исторической правды. А это не так», - поясняет владыка Евгений.

- Возможно, если бы ваш ресурс появился раньше, таких страстей вокруг фильма и не возникло бы.

В одной из детских книг, по-моему, «Дети капитана Гранта», описывается такой случай: в прерии начался пожар. Вроде бы надо бежать. Но герои остановились, замерли, прислушиваясь к природе: откуда подует ветер. А потом просто запалили степь с подветренной стороны. В результате две стены огня столкнулись, пожар иссяк - нечему было гореть.

Мы рассчитываем, что наша «стена огня» натолкнется на ту ложную информацию, которая сейчас повсюду. В итоге страсти схлынут - а знание останется.

Вы запустили большую промокампанию, рассказывающую о портале: щиты, ролики, соцсети. У людей сразу возникает вопрос: сколько это стоит, сколько всего будет таких щитов и за чей счет банкет? Пользователи нашего портала, например, говорят, что на щиты епархия средства нашла, а на умирающий в Сысерти фарфоровый завод денег нет...

Отвечу всем интересующимся: на эту кампанию епархия не потратила ни копейки своего бюджета. Все делается силами неравнодушных уральцев - это люди, которые зарабатывают здесь деньги, платят здесь налоги, создают рабочие места. И они понимают, насколько для Екатеринбурга важна исторически верная память о последнем императоре и его семье. Так что сколько будет счетов, оплаченных неравнодушными людьми, - столько будет и щитов.

- Не боитесь, что у людей возникнет информационный передоз?

Мы же часть общества, мы смотрим, как люди реагируют. Если поймем, что информация о кредитах и очередных детских подгузниках для них более актуальна, - что ж, будем выстраивать кампанию еще более интеллигентно. Хотя, по нашим ощущениям, сейчас человек в море зачастую ложной информации (когда, допустим, рекламируют какой-то «натуральный» продукт, а через минуту в другой передаче рассказывают, что в нем нет ничего натурального) ищет правду, ищет чистоту. На наших щитах он ее может найти. Если люди увидят эту правду через образ царской семьи, если найдут примеры настоящей чистоты, любви, уважения - это пойдет на пользу всему обществу.

Есть реальные события - и есть версии, как оно могло бы быть. Чтобы найти правду, было сформировано несколько комиссий, проведено множество экспертиз - начиная со следователя Соколова и заканчивая комиссией, проводящей свое расследование сейчас. Была еще комиссия 90-х гг., и на мой взгляд, своей целью найти ту самую правду она не ставила. Тем самым и скомпрометировала место и вообще дала основания для возникновения споров вокруг этих страшных находок.

Люди, которые работают над изучением останков сейчас, подходят к делу со всей серьезностью. Они не говорят: «Мы опубликуем результаты в мае или в октябре». Нет. Они сразу подчеркнули: «Результаты предоставим лишь тогда, когда снимем все вопросы, выясним максимально полную и достоверную информацию». Да и набор инструментов, исследовательских возможностей за это время изрядно прогрессировал. Все это, несомненно, вызывает доверие к результатам.

Впрочем, какими бы ни были выводы о подлинности останков, революционного значения лично для меня эта информация иметь не будет. Да, прекрасно, если у нас появится святыня, которая может сблизить наш народ, - я сочту это чудом Божьим. Если же нет, моего отношения к подвигу царской семьи это не изменит. Люди совершили свой подвиг при жизни, они приняли мученическую смерть за свой народ - это и есть подвиг.

Гораздо важнее, на мой взгляд, понять, как выстраивалась цепь событий: кто какие приказы отдавал, кто их исполнял или не исполнял. Для этого проводятся не только генетические и антропологические исследования, а еще и исторические: ученые разыскивают документы, поднимают архивы и т.д.

Конечно, 100-процентную правду знают только Господь Бог и царская семья. Когда мы достигнем тех высот, в которых они сейчас (а рано или поздно это случится с любым человеком), - они нам и дадут ответы на то, как это было. Правда, пересказать эти ответы мы уже не сможем никому. Но пока мы этих высот не достигли, наша задача - не погрузить себя в то зло, из-за которого такие страшные события произошли.

– Отец Алексий, когда и как в вашей жизни возникли Бог, Церковь, Православие?

– Наверное, впервые – классе в 5-м. Я рос в нецерковной советской семье. Но жили мы в живописном уголке Подмосковья, и из окон нашего дома были видны 4 храма, один другого краше. И однажды наша знакомая, которая изучала культуру, в том числе, культуру храмов, предложила пойти туда на экскурсию. Феодоровский храм, куда мы попали, не работал, и от иконостаса там оставался один остов. Это было первое знакомство.

Года два спустя мы с одноклассниками участвовали в уборке мусора из восстанавливавшегося храма Воскресения Христова в селе Городня. Выносили из храма грязь, землю, удобрения в огромном количестве. Это деяние запомнилось очень ярко, крепко; после того, как мы поучаствовали в этом труде, не могло возникнуть мысли, что можно в этот храм прийти безобразничать. Мы совершенно по-другому стали относиться к этому строению.

А уже лет в 18, учась в институте, столкнувшись с непростыми обстоятельствами перестроечной Москвы, с развалом всего и вся, и при этом делая попытки жизнь свою наладить ответственно, серьезно, я задумался о том, ради чего мы живем. Ради чего такие сложности и испытания, почему надо быть хорошим и не надо быть плохим?

Эти поиски направил в нужное русло мой старший брат: он как раз побывал в Оптиной пустыни, попостился там, поисповедовался Рождественским постом и, вернувшись домой, поделился радостью обретения веры и смысла жизни. И посоветовал, не откладывая в долгий ящик, идти на исповедь. Мне порекомендовали замечательный московский приход с замечательным настоятелем – храм святителя Николая в Пыжах.

– А замечательный настоятель – это отец Александр Шаргунов?

– Да. С прихода в этот храм началась для меня церковная жизнь. До 2004 года я состоял там чтецом, пономарем, бухгалтером – всем, кем можно быть на приходе (только звонарем не был).

– Но к тому же вы работали и по светской специальности?

– Окончил МАИ, по специальности инже-нер-системотехник работал недолго. Перестройка: все закрывалось и разваливалось. Чтобы кормить семью, начал самостоятельную трудовую деятельность, связанную с компьютерами.

– Отец Алексий, ваше имя известно в связи с историей 2003 года, когда шестеро алтарников прекратили деятельность выставки «Осторожно, религия!». Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Прошло 10 лет, а события эти очень ярко помнятся. Началось все с вечернего богослужения накануне Крещенского сочельника. Кто-то из прихожан принес газету, где говорилось, что в Москве, в центре им. Сахарова, проходит выставка «Осторожно, религия!». Иллюстрацией была фотография одного из экспонатов: икона Господа Вседержителя с вырезанным ликом – туда всякий желающий мог вставить собственное лицо, что и было запечатлено на снимке. Такой аттракцион.

– Об этом даже слышать больно, а уж видеть…

– Даже этого одного было достаточно, чтобы на следующий день отправиться туда и посмотреть, действительно ли дело обстоит так, или журналисты перегибают палку. 18 января мы поехали на выставку. Еще утром нам стало известно об обращениях других граждан в органы правопорядка с требованием прекратить попрание святынь и оскорбление чувств верующих. Но никакой реакции не последовало.

То, что мы там увидели… Нейтральные инсталляции там, действительно, были – например, привязанная к потолку веревочная лестница – «Лестница в небеса». Можно толковать, как хочешь. Но распятие, на котором вместо Христа – непотребного вида обнаженная женщина, либо надпись на щите с символикой кока-колы: «This is my blood» («Это моя кровь») – тут уж не скажешь о творческом поиске и непонимании, явная насмешка, явное глумление над христианством. На ликах софринских икон были вырезаны звезды, какие-то знаки нарисованы поверх образов.

План действий созрел на месте. У кого-то в багажнике машины оказался баллончик с краской, что-то еще. Мы прошли и закрасили, прикрыли тот срам, который на выставке происходил, выразили свое отношение к этому.

– Народ на выставке был в это время?

– Нет, никого не было. Мы не спешили, спокойно и обстоятельно сделали то, что должны были сделать. Бабушка, сидевшая в фойе, по долгу службы вызвала милицию. Милиционеры, увидев «экспонаты» выставки, сказали: «Ребята, вы сделали единственно возможное в этой ситуации. Потому что других средств остановить это безобразие нет». Но – служба есть служба, поэтому был составлен протокол, и Всенощное бдение праздника Богоявления мы пели в камере. Было очень отрадно.

В это время уже началось противостояние в информационном пространстве. Одни СМИ вещали, что в этой выставке были воплощены те свободы, которые отстаивались в 1991 и 1993 годах, и покрывали «художников» и устроителей. С другой стороны говорилось, что есть понятия священные, есть у народа душа, в которую плевать нельзя, потому что может произойти все, что угодно, и иначе как провокационной эта выставка не называлась.

Организаторы выставки подали заявление в суд о причинении им материального ущерба, они оценили его в 1 миллион 200 рублей. Нами было подано встречное заявление о разжигании религиозной вражды и оскорблении чувств верующих. Итоговое заседание суда по нашему делу проходило 11 августа 2003 года, в день рождения святителя Николая. Около здания Замоскворецкого суда тогда собралось несколько тысяч человек, которые были возмущены и оскорблены. Оскорблено было все общество, весь народ. Понятно, что все не могли приехать в Москву, но телеграммы и звонки, которые поступали, свидетельствовали о том, что коснулось всей души народной. И это очень поддерживало.

В наших действиях суд не нашел состава преступления, были сняты все претензии и обвинения. А встречный иск, поданный нами, окончился признанием виновности устроителей выставки Юрия Самодурова и Людмилы Василовской. Их приговорили к штрафам в 100 000 рублей. Возможно, это денежное взыскание было для них незначительным, но главное, что преступление было названо преступлением.

– Вскоре после этих событий вы приняли священный сан и стали служить в Ярославской епархии. Как пришли к столь серьезному шагу?

– Ярославская епархия к тому времени была мне знакома уже давно. В 1999 году в глуши, на окраине Ярославской губернии, был заново открыт женский монастырь – на месте психбольницы, там, где люди не живут, и только одни деревья растут. В это время мы с православной школой искали место для детского лагеря. Такое, чтобы можно было разбить палатки, чтобы была речка, храм – то есть, чтобы дети могли потрудиться и быть полезными, и просто иметь возможность отдохнуть, подышать воздухом, порезвиться, погулять. Так и попали в местечко Сольба Переславского района.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский монастырь только что был возвращен Церкви: разруха, разбитые окна, заткнутые подушками, в нескольких комнатах жили бомжи. И посреди всего этого оказались три монахини, которые должны были отвоевывать метр за метром. Мы с детьми и родителями стали регулярно туда приезжать и оказывать посильную помощь в выживании – другого слова здесь не употребить. Сколько благодатных дней было там проведено с детьми – это отдельная история. Мы приезжали туда в течение нескольких лет, и всегда нас встречали с радостью.

– Вы тогда еще не были священником?

– Нет, тогда был просто помощником в храме. Наша дружба с монастырем крепла. В 2003 году обитель отмечала свое 100-летие. На эти торжества в монастырь прибыл архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, и была возможность познакомиться с владыкой, пообщаться, заручиться его поддержкой, пастырским словом. Владыка знал об истории с выставкой и очень искренне нас поддержал.

Когда игумения Николо-Сольбинского монастыря матушка Еротиида обратилась к владыке с просьбой совершить хиротонию диакона к ним в монастырь и представила мою кандидатуру, архиерей к этому отнесся очень благосклонно. Беседуя со мной, он сказал, что принятие священного сана – это как рождение нового человека, и самочинные наши действия – захотел, проявил инициативу – заканчиваются печально. И мне хотелось поступить в соответствии с волей Божией. Владыка посоветовал написать письмо архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Я так и поступил, и спустя два месяца получил ответ. Письмо было написано уже не рукой о.Иоанна, а его келейницы, которая записывала за ним, но с живой подписью батюшки. Отец Иоанн ясно указал, как надо служить Богу, кого слушать на этом пути.

Владыка это письмо поцеловал и посоветовал мне его откопировать, чтобы, не дай Бог, не потерялось. Письмо я бережно хранил, а вот сделать копию все никак не получалось. Насколько же было отрадно в изданной после кончины о.Иоанна книге его писем увидеть и то письмо, обращенное ко мне. Всегда эта книжечка стоит на полке, и я обращаюсь к этому наставлению, перечитываю и утешаюсь словом, сказанным мне в очень непростых жизненных обстоятельствах.

Вскоре владыка Кирилл рукоположил меня во диакона, затем во священника. Служение в дорогом моему сердцу Николо-Сольбинском монастыре продлилось чуть более полугода. В 2005 году я был назначен в село Великое – восстанавливать Великосельский кремль, который является храмом-памятником Полтавской битве.

– В каком состоянии он был тогда?

– По храму гуляли ветра и зияли следы от кострищ, впору было кричать «караул!» и срочно искать спонсоров, чтобы все залатать и починить. Но это было бы, по моему разумению, в корне неправильно. Из двух кремлевских храмов один долгое время был для людей амбаром, а другой клубом. Если амбар покрыть золотом, а на клуб поставить купола, ближе сердцу людей это не станет. Задача была, чтобы люди захотели что-то сделать в храме и вокруг него, пусть не быстро и не богато, но общими усилиями.

– А как начинались знаменитые реконструкции Полтавского сражения?

– Мы естественным образом сочетали налаживание приходской жизни, богослужений, ремонтно-реставрационных работ с ежегодной подготовкой к празднованию Полтавской победы. Село Великое было пожаловано Петром I герою Полтавской битвы Аниките Репнину. Не вспомнить об этих событиях здесь было нельзя.

Аникита Репнин со времен потешных полков был в сражениях вместе с Петром Алексеевичем. Когда началась Северная война, известная битва при Березине привела к разгрому русских войск, в том числе, подразделений, которыми командовал Аникита Репнин. Его гвардейцы прикрывали отходящие русские войска, держали врага до последнего и не отступали, но были потеряны пушки, люди, позиции. Петр Алексеевич во гневе был страшен. Он разжаловал Репнина в рядовые.

Представляете, генерал, да еще княжеского рода, становится рядовым! Что бы сделал современный человек? Сказал бы: жизнь не сложилась, все пропало, кто бы застрелился, кто – запил. А Аникита Иванович за послушание это наказание принимает и идет служить рядовым. И так же бодро, так же ответственно относится к тому, что поручают. И постепенно его авторитет вновь возрастает.

Накануне Полтавского сражения была битва возле деревни Лесной. Петр Первый потом назвал ее матерью Полтавской баталии: во-первых, она была за 9 месяцев до Полтавы, а во-вторых, там был разбит обоз шведских войск. Здесь Аникита Репнин себя проявил в полной мере. Петр это оценил, вернул ему все звания и регалии, и на поле Полтавского сражения Репнин командовал, и делал это блестяще. Он внес существенный вклад в победу русских войск под Полтавой. Петр Первый наградил его орденом Андрея Первозванного – высшей наградой Российской Империи того времени. И подарил ему свое имение, село Великое под Ярославлем.

В тот же год Аникита Иванович туда приехал, перевез туда часть своей семьи и заложил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в благодарность за победу под Полтавой. Величественный соборный храм был выстроен за 3 года. Семейство Репниных еще долгие годы жило в селе. А сам Аникита Иванович в скором времени был направлен Петром завоевывать Ригу. Завоевал, был поставлен генерал-губернатором, прожил там последние годы жизни, там умер, там похоронен. Вот такая история.

Ко дню Полтавской битвы (10 июля по новому стилю) мы пригласили реконструкторов из Москвы. И они в мундирах, с ружьями, провели в Великом торжественный парад. Приехали патриотические клубы из Ярославля, военные, и вдруг из ничего собралось очень приличное шествие, с оркестром, все получилось достойно.

Потом мы стали шить мундиры своими силами. Все доставалось непросто. Искали ткань, чтобы красиво было и недорого, искали людей, которые возьмутся шить мундиры времен Петра Великого. Сначала шили в течение года 20, потом 40, потом 60, и в конце, к 300-летию, у нас было более 100 комплектов и русских, и шведских мундиров. Кто-то делал пушки из дерева, кто-то – ружья. Конечно, пушки стреляли не ядрами, а петардами – очень красиво. Стреляли и ружья. На заводе нам сделали палаши и шпаги.

Подружились мы и со студентами Ярославского театрального института, которые вносили художественную, драматическую составляющую в наши мероприятия, и с воинскими частями, которые участвовали в реконструкции сражения и помогали накормить-напоить множество детей, к нам приезжавших.

– А как все выглядело? Очень хочется понять, в чем заключалась реконструкция, что вообще происходило.

– Получалась насыщенная трехдневная программа с ярмаркой ремесел, различными конкурсами. Кто-то учится звонить на колоколах – привезли переносную звонницу и целыми днями проводили мастер-классы по колокольному звону. Те, кто занимается лозоплетением, учили плести корзинки. Конкурс детского рисунка на асфальте. Спортивные состязания. Это же не стоит денег – пригласить три спортшколы, которые с удовольствием приехали, сами постелили маты, сами приготовили ринги, сами между собой посоревновались, а мы только их наградили. Множество любителей народных костюмов приезжало, мы даже проводили фестиваль «От Петра до наших дней».

Апогеем становилась Божественная литургия, а после богослужения – реконструкция Полтавской баталии. В ней принимали участие в разные годы от 70 до 120 человек. И это было на достойном уровне, там бывали и профессиональные артисты, игравшие основную сюжетную линию, и военные. Всегда обыгрывалась драматичная судьба Аникиты Репнина – поражение его войска под Березиным, гнев императора, разжалование, опасность от шведов под Полтавой, помилование Репнина, Петр отправляет Аникиту Ивановича на поле сражения, и само сражение, в котором Репнин бьется, командует, стреляет.

Благо, у нас были хорошие сценаристы и режиссеры, и это было не «стенка на стенку», не драка, а масштабное часовое действо с художественными элементами. Поднимали исторические книги, использовали реальные диалоги. Среди действующих лиц был и Алексашка Меньшиков – хитрый, но бравый, он являлся одним из инициаторов помилования Аникиты Репнина. После «поражения шведов» воспроизводили, как Петр Первый собственноручно копал могилы для воинов, изготовил крест и водрузил его на братскую могилу на Полтавском поле. А потом – празднование победы вместе со шведами, ведь Петр вернул офицерам и генералам их шпаги, поблагодарил их как своих учителей и отпустил на родину. Кто-то из шведов не захотел уезжать, будучи поражен таким великодушием российского императора.

На победном, ликующем аккорде наша реконструкция заканчивалась. На одном дыхании все проходило. В 2009 году, когда отмечалось 300-летие Полтавской битвы, мы принимали порядка 7 000 гостей и участников.

– Батюшка, в Ярославской епархии вы являлись руководителем Отдела религиозного образования и катехизации, на ту же должность пришли в Екатеринбургскую епархию. В каком ключе работа была налажена там? Как вы планируете развивать это направление здесь?

– Между Ярославлем и Екатеринбургом есть определенные различия, есть и сходства. Когда на всю уральскую округу было три действующих храма, в Ярославской области их было более сорока. Это не говорит о воцерковленности всех ярославцев – но очаги веры и благочестия там были. Известный и почитаемый отец Павел Груздев жил на ярославской земле. Если помните книгу «Отец Арсений» – ее герой жил и был похоронен в Ростове Великом. Соответственно, там достаточно много людей, выросших на уроках этих подвижников благочестия. Благодаря их трудам открыты и действуют общеобразовательные православные школы, воскресные школы.

В Ярославской епархии сейчас 8 православных гимназий. Целая ассоциация у нас возникла, совет директоров православных школ. К этой общности в органах управления образования очень уважительное отношение. Не снисходительное, а именно уважительное.

– В чем это проявляется?

– Как только появилась соответствующая законодательная база, православные школы были обеспечены государственным финансированием – причем, и те, которые уже подходили под государственную аккредитацию, и те, которые только стремились к этому. Всяческое содействие было оказано.

Что касается школ светских – мы все жили в одном Советском Союзе, и как на Урале, так и в Ярославле директорами школ становились люди, которые засвидетельствовали руководству свою советскость, подразумевавшую и атеисти

ческий настрой. Поэтому в больших городах директорский состав таков, что очень тяжело бывает говорить о вере, тяжело попадать в школы. Но проблема в отношениях у нас исчезла, когда мы договорились с органами образования, что не настаиваем на присутствии священников в школах. Когда этот тезис согласовали, нам стало гораздо легче разговаривать.

– А как же тогда преподавать Основы православной культуры?

– Мы постепенно сошлись на том, что священник как носитель православной традиции должен присутствовать в образовательном пространстве, но в меру своей подготовленности и дарований. Знаете, что такое вести урок 45 минут? Надо к нему подготовиться, надо владеть методикой, надо сделать так, чтобы эти 45 минут для детей были ярки, содержательны, поучительны. Мало того – будь готов, батюшка, через неделю снова прийти в этот класс и провести следующий урок, и так далее. И, даже если твой урок придется на двунадесятый праздник, отпевание прихожанина или иное важное событие – не может быть такого, что ты на урок не пришел. Складывая все эти обстоятельства, мы понимаем, что для священника задача работать в классе является нереальной.

А вот работать с учителем – конечно, да. Работать с учителем как с человеком, который живет неподалеку от твоего храма, но никогда там не был, не знает, как ответить на детские вопросы о Боге и вере, но при этом уже сейчас должен преподавать Основы православной культуры. Учитель поставлен в очень непростую ситуацию. Он должен рассказывать детям о том, с чем сам знаком поверхностно. Потому за 72 часа, проведенные на курсах повышения квалификации, он ничего не понял. Если он честный человек, то должен сказать: я не могу, я не готов. Или очень серьезно начать готовиться.

А как? Откуда взять информацию? Интернет предлагает информацию во множестве, но как ее дифференцировать человеку несведущему? Где ему взять эксперта, который поможет отличить истину от лжи и поможет понять, о чем вообще написано в учебнике по Основам православной культуры? В качестве такого эксперта и выступает священник.

Нам удалось на ярославской земле построить систему подготовки учителей при участии экспертов. Такими экспертами выступили священники либо миряне, которые преподают на кафедре теологии, в семинарии, просто являются высокообразованными людьми.

К каждому районному методобъединению был приписан такой человек. Это было включено в систему, узаконено, что обязывало нас тщательно готовить экспертов, а учителей – посещать эти занятия.

Сначала педагоги относились к этому с опаской. Но уже после нескольких занятий между нашим экспертом и учителями завязывались хорошие человеческие отношения, и какие-то вопросы можно было решать за рамками учебной аудитории – например, пообщаться в храме и даже привести в храм детей, если родители имели к тому расположение. Я считаю, что это как раз тот путь, на котором находится правильное решение задачи привития нашим детям правильных понятий о смысле жизни, об ответственности, о нравственности, о вере.

Еще один положительный опыт – проведение уроков в храмах и монастырях. В учебнике по ОПК есть два таких урока – «Храм» и «Монастырь». Нам удалось с очень грамотными педагогами, методистами, подготовить содержательную составляющую этих уроков, чтобы проводить их непосредственно в храмах и монастырях. Места проведения занятий были нами подготовлены и согласованы с департаментом образования, который прописал их в рекомендательном письме.

– Как на практике проходили такие уроки?

– Учитель собирает класс, они приходят или приезжают в храм, там их встречает подготовленный специалист, который проводит урок ровно 45 минут. За это время, минута в минуту, он раскрывает все понятия, которые входят в содержательную составляющую этого урока. Но рассказ ведется не у доски в классе, а в храме, на живых примерах. Детей не понуждают креститься, кланяться, молиться, но рассказывают, почему люди, приходя в храм, крестятся, Кому они здесь молятся и какой смысл заключен в предметах, которые мы видим в храме.

И, конечно, материал подается с учетом возрастных особенностей четвероклассников. Опыт показывает, что интересно и детям, и учителям, такие уроки усваиваются очень хорошо, качественно. После такого урока ребенок совершенно иначе будет относиться и к тому, что вокруг и внутри храма, и к себе, когда он находится внутри храма, тоже будет относиться соответствующим образом – лучшим, чем до того.

После таких занятий мы собирали отзывы учителей, родителей, детей – не возникло ни одной конфликтной ситуации. Подводя итоги прошлого учебного года, департамент образования отметил очень существенный момент: за весь год работы ни одной жалобы не поступило ни от родителей, ни от детей, ни от сотрудников школ на проведенные занятия, семинары, уроки, встречи. Только положительные отзывы. Что, конечно, способствует тому, чтобы дети и родители больше включались в предмет Основы православной культуры.

– А работает ли на практике тезис о том, что дети переругаются, если будут изучать основы разных религий? Были конфликты такого рода?

– По данным Министерства образования этого не наблюдалось даже в масштабах всей страны. И у нас никаких конфликтов даже близко не было. Напротив, дети начинают уважительно относиться друг к другу и более корректно строить отношения и в личном общении, и по вопросам веры. Задача непростая – налаживание отношений между носителями православной культуры – священнослужителями, образованными прихожанами и педагогами.

Если это удастся наладить, если учитель будет чувствовать помощь и поддержку священнослужителя, то повысится качество образования, будет смысл в том, чтобы более массово преподавать Основы православной культуры.

– Батюшка, на вас возложено послушание настоятеля храма Большой Златоуст, совсем недавно открывшегося в Екатеринбурге. Как вы планируете строить приходскую жизнь в новом храме?


– Приход должен родиться. Люди лучше всего знакомятся и сближаются, когда у них появляется общее дело. Хотелось бы сформировать в приходе общность добровольцев, которые свое время и силы Христа ради готовы посвящать людям обездоленным. Кто-то имеет певческие дарования – значит, надо постараться создать и профессиональный, и народный хор. Кто-то хорошо изучил основы веры и готов делиться ими на должном уровне – надо, чтобы при храме действовала школа – не та, где выдают дипломы, но где содержательно рассказывают людям о Православии.

Чтобы в Большом Златоусте сформировалась общность людей, которые стремятся в храм помолиться Богу и увидеть друг друга. Как это сделать – надеюсь, что Бог разума даст, и добрые люди подскажут.

В других номерах:

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Епископ Евгений
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
c 1 августа 2016 года
Избрание: 15 июля 2016 года
Церковь: Русская православная церковь
Предшественник: викариатство учреждено
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении: Алексей Сергеевич Кульберг
Рождение: 25 сентября (1972-09-25 ) (46 лет)
Москва , РСФСР , СССР
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Похоронен: {{#property:p119}}
Династия: {{#property:p53}}
Принятие священного сана: 15 марта 2004 года
Принятие монашества: 16 июля 2016 года
Епископская хиротония: 1 августа 2016 года
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Епископ Евге́ний (в миру Алексе́й Сергее́вич Ку́льберг ; род. 25 сентября , Москва) - архиерей Русской православной церкви, епископ Среднеуральский , викарий Екатеринбургской епархии .

Биография

Родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве .

В 1989 году окончил 10 классов Мещеринской средней школы в Ступинском районе Московской области. Поступил в РадиоВТУЗ Московского авиационного института .

В 1990-2004 годах работал по специальности инженер -системотехник в в городе Москве .

В 1992 вместе со своим старшим братом Николаем становится прихожанином Храма святителя Николая в Пыжах , настоятелем которого был известный московский священник Александр Шаргунов . С тех пор братья активно участвовали в реализации его многочисленных общественно-политических проектах . С 1993 года Алексей алтарничал в этом храме .

15 марта 2004 года был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в сан диакона в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии .

12 июля того же года был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии .

22 ноября 2004 года назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Великое Ярославской епархии . Начал службы в полуразрушенном храме; занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля; инициировал выпуск православной газеты; создал Центр детского творчества. Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвящённых Полтавской битве .

23 апреля 2007 года одновременно назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела образования и катехизации Ярославской епархии .

12 ноября 2012 года освобождён от всех послушаний и перешёл в клир Екатеринбургской епархии , куда годом ранее был переведён его правящий архиерей архиепископ Кирилл (Никонечный).

С 2 декабря 2012 года по 24 марта 2015 года был председателем отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, затем стал председателем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

14 октября 2014 года был назначен настоятелем храма в честь Вознесения Господня - архиерейского подворья.

15 марта 2015 года был назначен первым помощником правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

В ноябре 2015 года в качестве первого помощника правящего архиерея участвовал с докладом в Екатеринбургских Рождественских чтениях .

Архиерейство

16 июля того же года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Алексия Кульберга с наречением имени Евгений , в честь святого врача Евгения Боткина .

17 июля 2016 года в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл иеромонаха Евгения в сан архимандрита .

Вечером того же 17 июля в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось наречение архимандрита Евгения во епископа Среднеуральского .

1 августа 2016 года хиротонисан во епископа за Божественной литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре .

Напишите отзыв о статье "Евгений (Кульберг)"

Примечания

  1. // Официальный сайт Екатеринбургской епархии .
  2. // Патриархия.Ru
  3. // Патриархия.Ru
  4. Журнал № 50. // Патриархия.Ru
  5. // Официальный сайт Екатеринбургской епархии .
  6. // Патриархия.Ru
  7. // Патриархия.Ru
  8. // Патриархия.Ru

Ссылки

  • // Патриархия.Ru
  • , 14.04.2014
  • // «Фома», 31 декабря 2015
  • // Патриархия.Ru

Отрывок, характеризующий Евгений (Кульберг)

– Ничего, Ваше святейшество. Просто здесь легче дышится. Воспоминания, знаете ли, не всегда оказываются приятными... Даже самые дорогие...
– Не согласитесь ли со мною отужинать, мадонна? В последнее время мне очень не хватает приятного общества... – неожиданно поменяв тему, светским голосом произнёс Папа.
Я совершенно опешила, не находясь, что ответить!.. Конечно же, каждый лишний момент, проведённый с Караффой, мог принести мне тот долгожданный счастливый случай, который помог бы избавить мир от его ужасающего присутствия. Поэтому, не долго думая, я согласилась.
– Простите мой туалет, Ваше святейшество, но у меня с собой нет слишком большого выбора, – так же светски ответила я.
Караффа лишь улыбнулся.
– Вы прекрасно знаете, Изидора, что для вас это не имеет значения! Даже в платье пастушки вы затмите любую разодетую королеву!
Он протянул мне руку, на которую, опираясь, я проследовала с ним рядом по потрясающей красоты залам и коридорам, пока мы не оказались в, опять же, почти что золотой, сплошь расписанной чудесными фресками комнате, в которой стоял накрытый, ломящийся от тяжёлой золотой посуды, длиннющий стол...
– О, я не предполагала, что вы ждёте гостей, ваше святейшество! – удивлённо воскликнула я. – Мой наряд по-настоящему не подходящий для званного ужина. Это может вызвать ненужные толки. Не лучше ли будет мне удалиться?
– Бросьте ваши формальности, Изидора! Я никого не жду. Это мой обычный, еженощный(!) стол, моя дорогая. Я люблю всегда и во всём иметь достаточный выбор, видите ли!
– Сколько же здесь всего блюд?.. – удивлённо разглядывая увиденное, не удержавшись, спросила я.
– Никогда не бывает менее двадцати пяти! – довольно ответил Папа.
О, Боги! Самому большому гурману на свете не понадобилось бы такое количество!.. Этот человек даже в еде не знал никаких границ!
– Располагайтесь, мадонна! Надеюсь, хотя бы одно из этих блюд удовлетворит ваш утончённый вкус?..
Я чувствовала себя настолько жутко, что вдруг, неожиданно для себя, захотела расхохотаться... Разве могла я когда-то себе представить, что в один прекрасный день смогу сидеть за одним столом с человеком, которого больше всего на свете желала уничтожить?!. И почувствовав странную неловкость, постаралась тут же заговорить...
– Что побудило вас пригласить меня сегодня, Ваше святейшество? – осторожно спросила я.
– Ваша приятная компания, – рассмеялся Караффа, и чуть подумав, добавил: – Я хотел побеседовать с вами о некоторых, важных для меня вопросах, мадонна, и предпочёл делать это в более приятной для вас обстановке.
Вошёл слуга, и низко поклонившись Караффе, начал пробовать первые блюда. Как же я в тот момент пожалела, что у меня не было с собою знаменитого Флорентийского травяного яда!.. Он был безболезненным и безвкусным, и определению не поддавался... Срабатывал этот яд только лишь через неделю. Им убивали принцев и королей... И он уж точно успокоил бы навсегда сумасшедшего Папу!!!
Я ни за что и никогда не поверила бы, что смогу так легко размышлять об убийстве... Душа медленно каменела, оставляя внутри только лишь место для правосудия. Я жила, чтобы его уничтожить. И не имело значения, как это сделать. В данном случае любые средства были хороши. Главное было Караффу убить. Чтобы не страдали больше невинные люди, чтобы не ходил по земле этот кровожадный, злой человек.
И поэтому я сидела сейчас с ним рядом, с улыбкой принимая угощения, и светски беседуя на самые разные темы... в то же время напряжённо выискивая хоть какую-нибудь слабинку, которая дала бы мне возможность наконец-то избавиться от его «святого» присутствия...
Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час.
Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал...
– Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли?
Именно это я и ожидала...
– Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях...
Конечно же, то была чистейшая ложь. Но разве я могла поступать иначе?!.. Караффа прекрасно всё это знал. И, конечно же, снова собирался меня ломать... Больше всего на свете ему нужен был древний секрет, который оставила мне, умирая, моя мать. И он ни за что не собирался отступать. Снова пришёл чей-то черёд жестоко платить за моё молчание...
– Подумай, Изидора! Я не хочу причинять тебе зла! – переходя на «ты», вкрадчивым голосом прошептал Караффа. – Почему ты не желаешь помочь мне?! Я ведь не прошу тебя предавать свою мать, или Мэтэору, я прошу тебя научить лишь тому, что знаешь об этом ты сама! Мы могли бы вместе править миром! Я сделал бы тебя королевой королев!.. Подумай, Изидора...
Я понимала, что прямо сейчас произойдёт что-то очень плохое, но лгать у меня просто-напросто не оставалось больше сил...
– Я не помогу вам просто потому, что, живя дольше, чем вам суждено, вы истребите лучшую половину человечества... Именно тех, которые являются самими умными и самыми одарёнными. Вы приносите слишком большое зло, святейшество... И не имеете права жить долго. Простите меня... – и, чуть помолчав, очень тихо добавила. – Да ведь и жизнь наша не всегда измеряется лишь количеством прожитых лет, Ваше святейшество, и вы прекрасно знаете это...
– Ну что ж, мадонна, на всё ваша воля... Когда вы закончите, вас отведут в ваши покои.
И к моему величайшему удивлению, не сказав больше ни слова, он, как ни в чём не бывало, спокойно поднялся и ушёл, бросив, свой неоконченный, поистине королевский, ужин.... Опять же – выдержка этого человека поражала, заставляя невольно уважать его, в то же время, ненавидя за всё им содеянное...
В полном молчании прошёл день, приближалась ночь. Мои нервы были взвинчены до предела – я ждала беды. Всем своим существом чувствуя её приближение, я старалась из последних сил оставаться спокойной, но от дикого перевозбуждения дрожали руки, и леденящая душу паника охватывала всё моё естество. Что готовилось там, за тяжёлой железной дверью? Какое новое зверство на этот раз изобрёл Караффа?.. Долго ждать, к сожалению, не пришлось – за мной пришли ровно в полночь. Маленький, сухонький, пожилой священник повёл меня в уже знакомый, жуткий подвал...